Научная статья на тему 'О внутренних основаниях современного экзистенциального поворота в культуре: от неклассического к неоклассическому пониманию прекрасного'

О внутренних основаниях современного экзистенциального поворота в культуре: от неклассического к неоклассическому пониманию прекрасного Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
215
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСКУССТВО / СУБЪЕКТЫ ИСКУССТВА / ПРЕКРАСНОЕ / ГАРМОНИЯ / БЕЗОБРАЗНОЕ / НЕКРОФИЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / EXISTENTIAL TURN IN THE CONTEMPORARY CULTURE / EXISTENTIAL ORIENTATIONS / AESTHETIC ACTIVITIES / ARTS / SUBJECTS OF ART / BEAUTY / HARMONY / MONSTROSITY / NECROPHILIA TRENDS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Байдачная Елена Васильевна

В статье рассматривается современный экзистенциальный поворот в культуре, и в частности изменение экзистенциальных ценностей, неосознаваемых представлений и переживаний субъектов искусства. Делается предположение о том, что эти процессы проявляются в изменении статуса прекрасного в искусстве. Прекрасное в статье определяется в русле неоклассического подхода. Автор приходит к выводу, что положение и значение прекрасного в современном искусстве свидетельствует о широком распространении некрофильных ориентаций субъектов искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the modern existential turn in the culture, and, in particular, the changes of existential values, unconscious ideas and experiences of subjects of the art. The author makes an assumption that these processes manifest themselves in the transformation of the status of the beauty in fine arts. The beauty is defined in the article in the framework of the neoclassical approach. It is concluded that the place and the value of the beauty in the contemporary art indicates widespread necrophilia orientations of the subjects of art.

Текст научной работы на тему «О внутренних основаниях современного экзистенциального поворота в культуре: от неклассического к неоклассическому пониманию прекрасного»

УДК 141.32:130.2

Байдачная Елена Васильевна

Baydachnaya Elena Vasilyevna

кандидат философских наук, доцент кафедры истории, философии и культурологии

Казанского государственного института культуры

О ВНУТРЕННИХ ОСНОВАНИЯХ СОВРЕМЕННОГО

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОВОРОТА В КУЛЬТУРЕ: ОТ НЕКЛАССИЧЕСКОГО К НЕОКЛАССИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ ПРЕКРАСНОГО

PhD in Philosophy, Assistant Professor, History, Philosophy and Cultural Studies Department, Kazan State Institute of Culture

CONCERNING INTERNAL FOUNDATION OF THE MODERN EXISTENTIAL TURN IN CULTURE: FROM NON-CLASSICAL TO NEOCLASSICAL UNDERSTANDING OF THE BEAUTY

Аннотация:

В статье рассматривается современный экзистенциальный поворот в культуре, и в частности изменение экзистенциальных ценностей, неосознаваемых представлений и переживаний субъектов искусства. Делается предположение о том, что эти процессы проявляются в изменении статуса прекрасного в искусстве. Прекрасное в статье определяется в русле неоклассического подхода. Автор приходит к выводу, что положение и значение прекрасного в современном искусстве свидетельствует о широком распространении некро-фильных ориентаций субъектов искусства.

Ключевые слова:

экзистенциальный поворот в современной культуре, экзистенциальные ориентации, эстетическая деятельность, искусство, субъекты искусства, прекрасное, гармония, безобразное, некро-фильные тенденции.

Summary:

The article deals with the modern existential turn in the culture, and, in particular, the changes of existential values, unconscious ideas and experiences of subjects of the art. The author makes an assumption that these processes manifest themselves in the transformation of the status of the beauty in fine arts. The beauty is defined in the article in the framework of the neoclassical approach. It is concluded that the place and the value of the beauty in the contemporary art indicates widespread necrophilia orientations of the subjects of art.

Keywords:

existential turn in the contemporary culture, existential orientations, aesthetic activities, arts, subjects of art, beauty, harmony, monstrosity, necrophilia trends.

Исследование современного экзистенциального поворота в культуре, который понимается как «момент парадигмального развития культуры, поворот к экзистенциальному, определяющий все стороны существования культуры и человека в ней» [1, с. 61], включает изучение его процессов в различных формах культуры, в том числе в искусстве. Данное исследование будет посвящено рассмотрению внутренних оснований экзистенциального поворота в культуре - изменению экзистенциальных ценностей, неосознаваемых представлений и переживаний субъектов искусства.

Об этих процессах может свидетельствовать изменение статуса прекрасного в искусстве -высшей ценности классического искусства.

В неклассическом искусстве происходит размывание границ между прекрасным и его противоположностью - безобразным, допускается и приветствуется широкий плюрализм в эстетических вкусах и идеалах. На первый план в исследованиях неклассической эстетики выходят категории возвышенного, безобразного как наиболее актуальные для современного искусства. Особо выделяется категория эстетического, под эгидой которой уравнивается прекрасное и безобразное в целях выработки нейтрально-оценочного научного отношения к проблеме прекрасного и безобразного в искусстве. То есть в целом можно сказать, что категория прекрасного утрачивает свое доминирующее положение, которое она занимала в классическом искусстве и эстетике.

Очевидно, что прекрасное и его характеристики связаны как с природой, так и с человеком. Восприятие прекрасного обусловлено человеческими врожденными способностями, а также эстетическими идеалами того или иного общества, культуры, эпохи, эстетическим опытом, воспитанием и образованием конкретного индивида. Такое сложное сочетание условий восприятия прекрасного приводит к отсутствию единой оценки того или иного предмета как прекрасного, многообразию суждений о прекрасном, к тому, что сущность прекрасного остается влекущей тайной для воспринимающего.

Человек приобщается к прекрасному, испытывая положительные эмоции - радость, удовольствие. Как известно, удовольствие это особого рода, специфическое, оно - безотносительно к

сиюминутным практическим нуждам человека, неутилитарно. Чем вызвано это неутилитарное удовольствие? Прекрасное, как известно, бытийствует в гармонии как соразмерности, уравновешенности, целостности всех частей предмета. Другим свойством прекрасного является симметрия как соразмерность всех частей предмета относительно некоего заданного центра. В классической европейской эстетике симметрии придается почти такое же значение, как гармонии, тогда как, например, согласно принципам японской эстетики, прекрасное асимметрично. Можно предположить, что гармония есть атрибутивное свойство прекрасного, симметрия же является моментом гармонии.

В связи с этим прекрасное может быть рассмотрено в следующих аспектах: абсолютно прекрасное, относительно прекрасное, субъективно прекрасное, объективно прекрасное.

Абсолютно прекрасное - всеобщий эстетический идеал, к которому стремится человечество, наивысшее положительное эстетическое совершенство мира и человека, приоритетная цель искусства. Стремление к прекрасному, его поиск - свойство человеческой природы. После Баумгартена и Канта уже не вызывает сомнения то, что человек является человеком не только в силу своей разумности, но и в силу своей эстетической восприимчивости, способности к эмоционально-чувственному образно-символическому познанию и преобразованию мира. Таким образом, абсолютно прекрасное обосновывается родовым характером эстетического познания и эстетической деятельности, квинтэссенцией которых является искусство.

Прекрасное как цель присуще эстетическому познанию и эстетической деятельности, но как приоритетная цель оно осознается только в классическом искусстве, художественном познании и художественном творчестве. В XX в. эстетическая деятельность претерпевает изменения, и ее новые формы, а также другие виды человеческой деятельности, имеющие эстетическую составляющую как вспомогательную, претендуют на то, чтобы поглотить и подменить собой наиболее целостное сложное рафинированное выражение эстетической деятельности - художественное творчество. При этом отметим, что эмоциональные оценочные суждения, высказываемые критиками и апологетами такого явления, как «современное искусство», препятствуют всестороннему его изучению, пониманию причин процессов, происходящих в области эстетической деятельности, популярности его практик и артефактов, раскрытие которых могло бы помочь в исследовании современных общества, культуры и человека. Объект бытия может быть отвратительным, но объект художественного творчества, художественный образ, произведение искусства безобразным быть не может и вызывает к себе в конечном счете позитивное, жизнеутверждающее отношение, как бы ни была сложна для интеллектуального и эмоционального восприятия тема произведения. Однако возможность воспринять прекрасное в искусстве реализуется в том случае, если индивид разделяет социокультурные ценности, выраженные в произведении, имеет должный уровень эстетического образования, соответствующий экзистенциальный опыт, а также пребывает в соответствующем эмоциональном состоянии.

Относительно прекрасное - социокультурное, исторически обусловленное, ограниченное восприятие и постижение прекрасного, обнаружение тех или иных его свойств и явлений, которые абсолютизируются и которым придается важнейшее эстетическое значение; эстетические идеалы того или иного общества и культуры, той или иной эпохи. Следовательно, относительность прекрасного объясняется социально- и культурно-историческим характером эстетического познания и эстетической деятельности, художественного познания и художественного творчества.

Субъективно прекрасное - индивидуально окрашенный идеал прекрасного, представление индивида о прекрасном на основе субъективного переживания прекрасного. Прекрасное субъективно, поскольку воспринимается, познается и творится человеком и человечеством. Эти процессы включают субъективные элементы: влияние личностных свойств человека, особенностей психики, темперамента, содержание экзистенциального опыта, социализации и инкультурации, в том числе эстетического воспитания, образования и самообразования. Эстетические взгляды и вкусы индивида, помноженные на масштаб его личности, талант, авторитет, способны оказывать значительное влияние на формирование эстетических идеалов общества и культуры той или иной эпохи, возникновение и развитие тех или иных направлений и стилей художественного творчества. Основания прекрасного в этом аспекте обнаруживаются в самой индивидуальной жизни, ее переживании и осознании конкретным человеком.

Объективно прекрасное - это такой аспект прекрасного, который не зависит от человека и человечества, общества и культуры в мире природы. Прекрасное, служащее источником эстетического наслаждения и вдохновения, вероятно, присуще самому универсуму. Но изменение мира, развитие жизни предполагают нарушение целостности, гармонии, и симметрии в частности. Если объективность прекрасного выражает онтологические глубины мироздания и проявляется в дальнейшем в родовой, социально- и культурно-исторической личностной эстетической активности человека, то можно в свою очередь предположить, что объясняется она существова-

нием некоего интервала возрастания и убывания порядка, торжества и временного отступления (для укрепления позиций) порядка перед хаосом, динамикой жизни, мерой порядка и хаоса, жизни и смерти, который воспринимается, переживается, познается в явлении гармонии, опредмечивается в эстетической деятельности человека, в искусстве. Поэтому категория прекрасного определяет и положительно оценивает наиболее целостные явления и предметы в действительности, общественной жизни, деятельности людей, выражающие онтологические глубины мироздания, единство, меру порядка и хаоса бытия, человеческой жизни и смерти. Тогда безобразное, как противоположность прекрасного, определяет и негативно оценивает такие предметы и явления, в которых вся сложность и многообразие глубинных процессов бытия выражается фрагментарно, односторонне в аспекте их хаотичности, дисгармоничности, враждебности к жизни, в тенденции тяготения к смерти.

Плюрализм в определении прекрасного, его места в иерархии эстетических категорий, существующий в современной эстетике, есть необходимый момент ее развития, свойственный истории культуры в целом с ее сменой эпох, направлений и стилей. Но в концентрированном виде в одно время, в одной культуре - в «современной культуре», плюрализм в понимании прекрасного проявился впервые благодаря такому ее феномену, как экзистенциальное сознание, возникновение которого объясняется секуляризацией культуры, имеющей основания в социальных, экономических, политико-правовых преобразованиях общества XX в., подготовленных процессами европейской истории Нового времени. Известно, что деструкция использовалась как формальный художественный прием в истории искусства в различных культурах, имеющих собственное представление о соотношении конструктивности и деструктивности, в разные кризисные периоды, породившие новые направления и стили. Деструкция в этом качестве способствовала художественному познанию прекрасного и таких аспектов эстетического, как возвышенное, интересное, удивительное, ужасное, и антипода прекрасного - безобразного. Безобразное же привлекало к себе художников возможностью в сравнении с ним познать и отразить прекрасное. Но перерастание формальной художественной деструкции и деконструкции в самоцель, отрицание прекрасного, игнорирование онтологического статуса прекрасного, его экзистенциальной значимости для человечества и человека, его роли в формировании человека как человека свидетельствуют об экзистенциальном кризисе искусства, о широком распространении некрофиль-ных экзистенциальных ориентаций (по Э. Фромму) субъектов искусства и его аудитории.

Согласимся, что искусство и художественное творчество содержат в себе две разнонаправленные экзистенциальные тенденции - биофильную и некрофильную, тогда духовная культура, согласно своей сущности, концентрируется на качественной стороне бытия, на утверждении жизни, увеличении порядка в обществе, совершенствовании человека [2]. Поэтому одной из задач культуры, переживающей поворот к экзистенциальному, в лице ее носителей является возвращение прекрасному достойного места в искусстве, обществе и жизни человека.

Ссылки:

1. Байдачная Е.В. Сущность экзистенциального поворота в культуре: на пути к осознанию // Вопросы культурологии.

2013. № 6. С. 60-64.

2. Меньчиков Г.П. Соотношение явлений и понятий «духовная жизнь общества» и «духовная культура общества» //

Вестник КГУКИ. 2016. № 1. С. 9-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.