ФИЛОСОФСКИЕ, ИСТОРИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
В. Я. Авдонькин
О ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Внешнеэкономическая деятельность муниципального образования занимает одно из важных мест в системе муниципальной политики. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность призваны, прежде всего, способствовать социально-экономическому развитию муниципального образования, привлечению иностранных инвестиций, использованию зарубежного опыта, передовых технологий в различных сферах муниципальной экономики. Активизация участия муниципальных образований в международных связях может рассматриваться как серьезный фактор укрепления местного самоуправления.
Две важнейшие основные функции местного самоуправления, а именно: обеспечение условий жизнедеятельности населения территории и создание привлекательных условий для деятельности всех функционирующих на ней предприятий — могут быть разделены на ряд функциональных подгрупп. При этом для реализации каждой из них в современных условиях имеются адекватные формы международного сотрудничества местных властей стран между собой или с зарубежными фирмами, предприятиями, организациями.
Так, выполнение первой функции местного самоуправления — обеспечение условий жизнедеятельности населения — начинается с политической деятельности городов по укреплению мира, демократии, защите прав человека. Реализация этой цели исторически имеет важную опору в сфере международной деятельности, так как в последние годы международные связи городов во многом способствовали примирению народов, расширению двухсторонних и многосторонних контактов. Тогда возникло движение породнения городов, которое вначале осознавалось, прежде всего, как средство достижения мира, дружбы и братства их населения, но которое в последствии все более перерастало в многосторонние отношения.
Широкие множественные контакты между жителями городов-побратимов устраняют взаимное недоверие и незнание, обеспечивают условия для многообразных форм экономического сотрудничества, особенно сейчас, когда наметилась тенденция перерастания традиционных побратимских связей (обмены туристскими группами, контакты в культуре и спорте, официальные визиты) в более широкие и взаимовыгодные формы сотрудничества преимущественно в виде различных конкретных экономических, научно-технологических, культурных и иных проектов.
Укрепление демократии и защита прав человека на местном уровне должны базироваться на аналогичных местных процессах. Поэтому города и регионы нуждаются в том, чтобы интересы их жителей были непосредственно или опосредованно — через международные союзы и ассоциации местных властей — представлены в крупнейших мировых и европейских организациях, таких как ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др. Города нуждаются не только в политическом лобби, но и в практической поддержке этих организаций для решения своих насущных проблем. Как правило, получение городами грантов, субсидий из важнейших международных фондов может быть достигнуто в рамках их участия в международных проектах сотрудничества с другими городами.
Обеспечение жизнедеятельности населения муниципалитетов во многом опирается на способность местных властей создать и эффективно обслужить всю необходимую социально-бытовую инфраструктуру. В этой сфере международное сотрудничество может помочь местным властям изучить передовой опыт решения различными зарубежными городами социальных проблем, а также вопросов организации отдельных отраслей городского хозяйства. Используя зарубежный опыт, города могут применять в этих сферах и отраслях знания о достижениях науки и техники, полученные от своих коллег. Развитию городской инфраструктуры и торговли способствует проведение различных международных ярмарок и выставок, а также приграничная торговля, которая в последние годы широко развивается между прилегающими к государственной границе странами и эффективна для населения и торгующих предприятий.
Для развития культуры и сохранения традиций городов международные контакты создают прекрасные возможности: обмены разного рода группами всех возрастов и слоев населения, включая школьников и студентов, а также фестивали, праздники, выставки и т. д.
Важная сфера деятельности органов местного самоуправления — разработка и реализация стратегии и осуществление местной экономической политики — находится на стыке двух основных рассматриваемых функций, так как экономическое развитие территории напрямую связано и с обеспечением качества жизни населения и его занятости, и с функцией создания условий для деятельности всех предприятий на территории города. В этой сфере международное сотрудничество исключительно значимо, многие его направления прямо или косвенно могут служить инструментами реализации муниципальной экономической политики. Для создания привлекательного имиджа города важно проведение в нем международных выставок и ярмарок; сотрудничество городской торгово-промышленной палаты с зарубежными палатами может способствовать привлечению зарубежных партнеров. Реализации целей местной экономической политики будут способствовать и прямое привлечение зарубежных фирм к экономической деятельности, создание совместных с зарубежными партнерами предприятий. Возможности обучения и стажировок муниципальных кадров за рубежом повышают их компетентность и способность к самостоятельной выработке стратегии активной социально-экономической политики. Доступ к международным банкам данных и информационный обмен способствуют более компетентному принятию долговременных решений. Получение финансовой поддержки из средств ЕС на осуществление проектов в сфере социально-экономического развития может позволить городам решить различные насущные проблемы, не усиливая налоговое бремя на жителей.
Таким образом, основной концепцией участия муниципального образования в международном сотрудничестве может стать использование этой сферы деятельности местных властей в качестве катализатора, ускоряющего, облегчающего, повышающего качество выполнения основных функций местного самоуправления. Соответствующая целевая ориентация всех проектов международного сотрудничества на определенную функцию местного самоуправления обеспечит высокую эффективность этой деятельности.
Все многообразие международного сотрудничества городов можно систематизировать по направлениям и формам.
1. Представительство интересов местных властей на всемирном и европейском уровнях включает следующие основные формы сотрудничества:
- участие местных властей в работе международных союзов и ассоциаций местных властей как посредством прямого членства, так и опосредованно через национальные ассоциации городов; участие в работе международных конгрессов, симпозиумов, совещаний представителей местных властей; реализация международных проектов в сфере местного самоуправления;
- получение финансовой поддержки из средств различных международных фондов на решение важных социально-экономических проблем развития города.
2. Прямое сотрудничество городов разных стран осуществляется посредством многообразных форм, важнейшими из которых являются:
- породнение городов;
- обмен опытом решения социальных проблем и проблем организации городского хозяйства на конференциях, семинарах, встречах;
- обмен визитами руководителей местных властей, а также представителей различных групп населения городов: бизнесменов, студентов, школьников, женщин и т. д.;
- обмен в области культуры и спорта (визитами представителей интеллигенции, творческих коллективов, фестивалями дружбы и т. д.).
3. Научно-техническое сотрудничество реализуется в следующих формах международных контактов:
- проведение в городах международных выставок важнейших достижений науки и техники, на которых предприятия всех отраслей муниципального хозяйства могут перенимать передовые научно-технические открытия и завязывать контакты с зарубежными фирмами;
- пользование международными банками данных, информационные обмены между городами и их коммунальными службами;
- обучение и стажировка сотрудников технических служб муниципалитетов за рубежом с целью ознакомления с передовым опытом, прогрессивными методами решения городских проблем;
- безвозмездная научно-техническая помощь городов в рамках партнерских связей и контактов.
4. Совместная социально-экономическая деятельность включает:
- создание совместных предприятий;
- привлечение зарубежных фирм и инвесторов;
- сотрудничество торгово-промышленных палат;
- приграничную торговлю;
- выполнение совместных самостоятельных проектов в сфере создания дополнительных рабочих мест, охраны окружающей среды, совместного строительства в приграничных зонах и т. д.
Челябинскому городскому округу в полной мере присущи все вышеназванные направления и формы международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности.
Органы городского самоуправления, действуя от имени города, в пределах предоставленной им компетенции, как правило, на конкурсной основе:
- заключают договоры с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических, физкультурно-оздоровительных центров, других органов, связанных с обеспечением жизнедеятельности городского хозяйства;
- оказывают помощь организациям различных форм собственности в развитии экспортных и импортных возможностей.
Важную роль в осуществлении внешнеэкономической деятельности города играет Ассоциация центров международной торговли (АЦМТ). АЦМТ — некоммерческая и неполитическая организация, целью которой является содействие развитию международной торговли. Основной принцип деятельности Ассоциации — «мир и стабильность через торговлю». Уже около 40 лет АЦМТ занимает лидирующие позиции в своей сфере. Сегодня она объединяет 290 центров в 90 странах мира и обслуживает более 750 000 компаний и миллионы частных лиц.
Осенью 2003 г. на Генеральной Ассамблее АЦМТ, проходившей в Вашингтоне, Челябинск получил право на создание собственного Центра международной торговли (ЦМТЧ). Основными задачами ЦМТЧ являются:
- управление бизнес-услугами и технологиями внешнеэкономической деятельности в регионе;
- поддержка внешнеэкономической деятельности Челябинска и области;
- создание благоприятных условий для работы иностранных компаний и бизнесменов.
21-24 ноября 2006 г. в Челябинске прошел международный отраслевой форум в формате ежегодного мероприятия. Инициатором и организатором первого Российско-чешского медицинского форума стал ЦМТЧ. В рамках форума, приходившего на базе Челябинской медицинской академии, был проведен ряд важных мероприятий:
- научно-практическая конференция «Система организации стоматологической помощи населению, современные технологии в стоматологической практике»;
- круглый стол «Современные проблемы и опыт преподавания в высшей медицинской школе Челябинской области РФ и Чешской Республике. Приоритетные направления подготовки медицинских работников»;
- круглый стол «Система организации здравоохранения и медицинского страхования в Челябинской области РФ и в Чешской Республике. Стратегические направления сотрудничества в сфере медицины Челябинской области РФ и Чешской Республики»;
- международный конгресс «Инновационные технологии и научные достижения в современной кардиологии, онкологии и иммунологии».
Благодаря форуму у Челябинска появился уникальный шанс познакомиться с новыми актуальными медицинскими технологиями и, в свою очередь, поделиться собственными достижениями с коллегами из-за рубежа. ЦМТЧ позволил открыть новые перспективы направления работы. Был сделан важный шаг на пути к развитию партнерских отношений с Чехией и к реализации дальнейших совместных проектов. Главным результатом стало ответное решение поддержать инициативу ЦМТЧ о проведении второго подобного форума в 2007 г. на территории Чехии, что говорит о несомненно высоком уровне организации прошедшего форума и его значительных результатах.
16 ноября 2006 г. в Челябинске прошел Российско-венгерский бизнес-форум, организаторами которого выступили Министерство экономического развития Челябинской области, отделение торгового представительства посольства Венгерской Республики и ЦМТЧ. В рамках бизнес-форума представители 13 венгерских компаний провели переговоры об активизации торгово-экономических отношений и налаживании двустороннего сотрудничества с компаниями из Челябинска, Магнитогорска, Миасса, Озерска, Троицка, Каслей. В результате переговоров рядом компаний были достигнуты договоренности о сотрудничестве. Ведущие туроператоры Челябинска установили бизнес-контакты с венгерскими компаниями «Малев — Венгерские авиалинии», «Дебрецен Airport», «Минеральные воды г. Дебрецена». Возможности обмена опытом
между челябинскими и венгерскими организациями, занятыми в сфере переработки коммунальных отходов, теплофикации городов и водоочистки, были обсуждены компаниями «Водоканал г. Дебрецена», «Компания теплоснабжения г. Дебрецена», и «Челябинский областной водоканал», «Коммунальные тепловые сети». В процессе переговоров было принято решение о поставке на челябинский рынок венгерской компанией «Глобус» консервированных продуктов, а также различных видов медицинского оборудования венгерскими предприятиями «Медикор» и «Дельрус» для лечебных учреждений и лабораторий Челябинска. По итогам форума ведущие строительноинвестиционные челябинские компании заявили о намерении продолжить переговоры о перспективах сотрудничества в сфере производства и поставки металлоконструкций венгерской стороной.
Прошедший форум определил новые перспективы налаживания взаимовыгодных партнерских отношений между нашими странами. ЦМТЧ надеется, что проведенные встречи и переговоры между венгерскими и челябинскими компаниями станут началом развития новых российско-венгерских проектов, что, в свою очередь, укрепит торгово-экономические и политические отношения между Российской Федерацией и Венгерской Республикой.
В соответствии с постановлением губернатора Челябинской области «Об организации выставочной деятельности в 2007 году» от 07.12.2006 г. № 355 Министерством экономического развития Челябинской области совместно с ЦМТЧ был организован визит делегации правительства и деловых кругов Челябинской области в Японию с 13 по 21 мая 2007 г. Цель визита — презентация торгово-экономических и инвестиционных возможностей региона и обсуждение с заинтересованными представителями Японии возможных путей сотрудничества, поиск деловых партнеров. При содействии ЦМТЧ в 2006 г. была осуществлена поездка в Японию. С 28 октября по 5 ноября 2006 г. делегация из Челябинской области посетила японский город Китакюсю с целью ознакомления с инновационными японскими технологиями переработки шлаковых отходов черной металлургии на промышленных предприятиях. В течение 2006 г. ЦМТЧ и японская Ассоциация «Ронис» развивали сотрудничество в области реализации совместных проектов и обмена опытом. Поездка в город Китакюсю по приглашению японской стороны подытожила долгий процесс переговоров и обмена специалистами между российской и японской стороной. Японские корпорации обратили внимание на Россию, где, в частности на промышленных объектах Челябинской области, хранятся сотни миллионов тонн металлургических шлаков. В свою очередь, предприятия Челябинской области заинтересованы в качественной переработке шлаковых отходов и во внедрении японских технологий на металлургических предприятиях области. Уже подписано соглашение о сотрудничестве между ОАО «Челябгипромез» и японской компанией NMD. Новое предприятие должно стать первым российско-японским проектом по созданию и внедрению на промышленных объектах комплексных систем переработки шлаковых отходов с использованием японских технологий. Сегодня ведутся переговоры с Челябинским металлургическим комбинатом, который должен стать первым объектом применения новых технологий.
Челябинск — один из крупнейших промышленных центров Уральского федерального округа. Промышленность является ведущей отраслью экономики Челябинска и региона в целом. Основной источник доходов бюджета южноуральской столицы составляют промышленные предприятия, где расположено свыше 300 промышленных объектов, многие из которых сейчас модернизируются. Существует острая необходимость в техническом перевооружении отечественных предприятий металлургической и машиностроительной отраслей. В связи с этим ЦМТЧ выступил с инициативой проведения в Челябинске форума-выставки «Реконструкция промышленных предпри-
ятий — прорывные технологии в металлургии и машиностроении», первого подобного мероприятия в городе.
Выбор тематики форума является не случайным. Основная задача ЦМТЧ — создать условия для взаимовыгодного сотрудничества российских и зарубежных предприятий и компаний, занятых в сфере машиностроения и металлургии. Данные отрасли являются ключевыми в экономике нашей страны и от их процветания и развития в значительной степени зависит благосостояние России в целом и подтверждение ее статуса промышленной державы. Мероприятие пройдет при официальной поддержке «Магнитогорского металлургического комбината», стальной группы «Мечел», корпорации «ЧерМет», Международного союза металлургов, научно-технического предприятия «Аконт» и др. Ключевыми участниками форума-выставки станут известные и авторитетные зарубежные компании: «Технополис» (Финляндия), Ассоциация «Ронис» (Япония), ряд компаний Чехии, «Siemens УЛ1» (Австрия), «:БашеН» (Италия) и др.
Программа мероприятий составлена в соответствии с приоритетными направлениями промышленной отрасли. Предполагается проведение двух этапов форума-выставки:
1. Международная промышленная выставка «Металлургия. Машиностроение. Металлообработка. Инновации».
2. Международный промышленный форум.
Особое внимание в рамках форума будет уделено изучению новейших концепций создания современных технопарков, мини-заводов, эко-таунов. Австрийская компания «Siemens УЛ1», европейский лидер в производстве систем автоматизации металлургических предприятий, представит концепцию мини-заводов. «Siemens УЛ1» заинтересован в создании на территории Уральского федерального округа собственной производственной площадки, и участие в форуме может стать хорошей перспективой для выхода европейского игрока на уральский металлургический рынок.
Делегация японской Ассоциации по торговле с Россией и Восточной Европой «Ронис» познакомит гостей форума с уникальной и не имеющей в мире аналогов концепцией экологического производства и переработки отходов, целью которой является достижение нулевой эмиссии вредных веществ в окружающую среду. Предлагается так называемый «проект эко-таун» — создание современного экологического комплекса, развитие экологически чистой промышленности, накопление опыта практических исследований самых передовых технологий переработки в сотрудничестве с компаниями, академиями и правительством.
Финская компания «Технополис», которая осуществляет поддержку, инвестирование, сопровождение технопарков по всему миру, представит проект создания технопарков в России и концепцию внедрения высокотехнологичных систем управления на машиностроительных и металлургических предприятиях.
Основой экономики Челябинской области является металлургический комплекс, поэтому инвестиционные перспективы связаны в первую очередь с машиностроительным комплексом и инновациями. Принятые на региональном уровне целевые программы поддержки этих отраслей чрезвычайно важны для будущего экономики региона, которое связано с развитием высокотехнологичных экспортно-ориентированных производств на территории Челябинской области, в том числе на базе зарубежных технологий. В этом процессе исключительно важна роль Южно-Уральской торгово-промышленной палаты (ЮУТПП), ее ресурс играет ключевую роль в привлечении инвестиций в область. Ведь имея торговые представительства практически в каждой стране мира и являясь членом Международной торговой палаты, ЮУТПП доносит объективную и полную информацию об экономическом, научно-производ-
ственном потенциале и экспортных возможностях Челябинской области до всего мирового сообщества.
Для повышения инвестиционной привлекательности и привлечения иностранных инвестиций в область в Челябинске создан Консультативный совет по иностранным инвестициям. В состав совета из 30 членов под председательством первого заместителя губернатора Челябинской области В. Н. Дятлова вошли руководители структурных подразделений правительства области, представители Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, руководители таких крупнейших южноуральских предприятий с участием иностранного капитала, как ОАО «Магнезит», ассоциации предприятий Промышленной группы «Метран», филиала ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» и др. Создание Консультативного совета по иностранным инвестициям призвано способствовать повышению эффективности инвестиционной политики, проводимой органами государственной власти Челябинской области, совершенствованию механизма ее реализации, созданию условий, способствующих росту инвестиционной активности.
В Челябинске также создан муниципальный внебюджетный фонд международных связей. Как видно из названия, он призван развивать партнерские отношения столицы Южного Урала с зарубежными странами во всех сферах экономического и культурного сотрудничества. Учредителем организации выступает городской комитет по управлению имуществом, а контролировать ее деятельность будет попечительский совет. В качестве основных направлений работы фонда в его уставе указаны, например, содействие в проведении избирательных кампаний, поддержка развития предпринимательства, участие в проведении спортивных мероприятий и др.
Подводя некоторые итоги по указанной проблеме, следует подчеркнуть, что внешнеэкономическая деятельность муниципального образования все более расширяется, обретает новые формы и масштабы. Внешнеторговый оборот Челябинской области в 2006 г. увеличился более чем на 7 % по сравнению с 2005 г. и составил 6,7 млрд долл., в том числе: экспорт — 5,1 млрд долл., импорт — 1,6 млрд долл.
В общем объеме внешней торговли Челябинской области преобладающим является экспорт товаров. Приоритетным остается сырьевое направление (экспорт черных и цветных металлов, который в 2006 г. составил 86,95 % от общего объема экспорта области), при этом экспорт продукции машиностроения — 6,45 %, экспорт продукции нефтехимического комплекса — 2,32 %. Основными статьями импорта были концентраты (руды, шлаки, зола) — 35,51 %, продукция машиностроения — 21 %, черные и цветные металлы — 19,24 %, продукция топливно-энергетического комплекса — 6,64 % и продукты питания — 6,12 % от общего объема импорта области. По странам Дальнего зарубежья внешнеторговый оборот по сравнению с 2005 г. увеличился более чем на 5 % и составил — более 4,5 млрд долл., по странам Ближнего зарубежья — увеличился более чем на 11,4 % и составил почти 2,2 млрд долл.
Крупнейшими предприятиями-экспортерами являются ООО «Управляющая компания ММК», ОАО «ЧМК», АО «Уфалейникель», ОАО «ЧЭМК», ОАО «ЧЭЦЗ», ОАО «ЧТПЗ», ООО ЮУТК «Таркус». Предприятия-импортеры — это ООО «Управляющая компания ММК», ОАО «ЧТПЗ», ОАО «ЧМК», ОАО «Троицкая ГРЭС», ОАО «ЧЭЦЗ», ОАО «ЧЭМК», ООО «ЧТЗ — УралТрак». География внешнеэкономической деятельности Челябинской области разнообразна и охватывает (по данным Уральского таможенного управления) порядка 120 стран Дальнего и Ближнего зарубежья. При этом наибольшие объемы экспортных операций проводятся с Казахстаном, Турцией, Нидерландами, Ираном, Италией, Украиной, США. Крупнейшими странами-импортерами стали Казахстан, Украина, Германия, Китай, Италия, Польша и Финляндия.
По информации министра экономического развития Челябинской области, объем внешнеторгового оборота области в январе — мае 2007 г. увеличился на 45,2 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. и составил почти 3,5 млрд долл., в том числе экспорт — порядка 2,5 млрд долл., импорт — около 1 млрд долл. Доля экспорта во внешнеторговом обороте составила 71,3 %, импорта — 28,7 %. Как сообщили корреспонденту ИА ЯЕОКиМ в Министерстве экономического развития Челябинской области, крупнейшими экспортерами региона традиционно являются предприятия черной и цветной металлургии: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский металлургический комбинат, Челябинский электрометаллургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод, «Уфалейникель». Основными странами-экспортерами являются Казахстан, Турция, Нидерланды, Украина, США, на долю которых приходится 52 % общего объема экспорта области. Основным импортером области является Казахстан, поставляющий минеральное сырье для металлургического комплекса Южного Урала, а также продовольственные товары (мясо, зерно). Основные статьи импорта — минеральные продукты, черные, цветные металлы и изделия из них, машины, оборудование и транспортные средства.
По мере дальнейшего расширения функций и полномочий местного самоуправления, усиления роли и ответственности муниципальных образований в решении многообразных вопросов жизнедеятельности людей на местах, значимость внешнеэкономической деятельности в системе муниципальной деятельности, на наш взгляд, будет все более возрастать.
Список литературы
1. Комплексный доклад губернатора Челябинской области П. И. Сумина на заседании Законодательного собрания «Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2006 году и задачах на 2007 год». Челябинск, 22 февр. 2007 г.
2. Кузнецов, В. Ф. Экономика Челябинской области: состояние, проблемы и перспективы развития / В. Ф. Кузнецов. Челябинск : Челяб. ин-т УрАГС, 2005. 498 с.
3. Основные направления реализации Концепции социально- экономического развития Челябинской области до 2010 года. Челябинск, 2005.
4. Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 2007 год и на период до 2009 года : приложения к постановлению главы города [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.chelabmin.ru/page.
5. Визитная карта Челябинской области [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.Ural-chel.ru.
6. Портал Министерства экономического развития и торговли РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.economy.gov.ru.
7. Сайт Министерства регионального развития РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www/minregion.ru.
8. Сайт о внешней торговле [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www.rusimpex.ru.