Научная статья на тему 'О ВНЕДРЕНИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ'

О ВНЕДРЕНИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — И.В. Абашева

В статье описан подход о внедрении параллельных вычислений в учебный процесс академии. Актуальность данной задачи обусловлена следующими основными причинами: массовое производство персональных компьютеров на базе многоядерных процессоров и на их основе широкое распространение кластерных вычислительных систем [1]. В то же время образовательные программы не обеспечивают в полной мере подготовку выпускников в области современных параллельных вычислительных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — И.В. Абашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ВНЕДРЕНИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ»

МБЛН 01? СОММиШСЛТКЖ Б((ШРМБШ: Iss. 1 (141). 2018

И.В. Абашева

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского

О ВНЕДРЕНИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ

В статье описан подход о внедрении параллельных вычислений в учебный процесс академии. Актуальность данной задачи обусловлена следующими основными причинами: массовое производство персональных компьютеров на базе многоядерных процессоров и на их основе широкое распространение кластерных вычислительных систем [1]. В то же время образовательные программы не обеспечивают в полной мере подготовку выпускников в области современных параллельных вычислительных технологий.

Введение

Поиски путей увеличения производительности ЭВМ привели к появлению в 50-е годы идеи параллельной обработки данных в многопроцессорных вычислительных системах (МВС). Первые конкретные шаги в исследовании параллельных вычислений были сделаны в первой половине 60-х годов. Это был период отбора и становления главных проблем и направлений развития параллельного программирования. К середине 60-х годов в рамках общей теории программирования начинает складываться теория параллельного программирования [5,7].

В настоящее время теория параллельного программирования имеет богатую библиографию, охватывающую широкий круг проблем. Параллельным вычислениям уделяется большое внимание. Это связано главным образом с двумя факторами. Первый фактор обусловлен научно-техническим прогрессом, в результате которого появились новые области знаний, требующие применения методов математического моделирования. Сами модели также существенно усложнились. В итоге происходит неуклонное возрастание потребности в ресурсоемких расчетах, которые в ряде случаев можно выполнить только на базе высокопроизводительной техники с помощью методов параллельных или распределенных вычислений.

Другой существенный фактор, в результате которого интерес к параллельным вычислениям существенно вырос, состоит в повсеместном распространении многоядерных компьютеров и кластерных систем.

В настоящее время актуальной является задача подготовки специалистов, владеющих современными параллельными вычислительными и суперкомпьютерными технологиями и способных эффективно применять их при проведении фундаментальных и прикладных исследований.

В данной статье описан подход к внедрению параллельного программирования в учебный процесс подготовки выпускников, который опробован в ходе работ и исследований военно-научного общества 63 кафедры 6 факультета академии.

Внедрение параллельных вычислений в учебный процесс подразумевает в первую очередь обучение знаниям и навыкам параллельного программирования сложных научных задач и обеспечение соответствующей материальной базой. Как отмечал один из основоположников параллельного программирования академик А.П.Ершов «Чтобы научиться программировать, надо программировать» [5]. Минимальная материальная база параллельного программирования включает в себя следующие компоненты:

ТЕХНИКА СРЕДСТВ СВЯЗИ, № 1 (141), 2018

1. Аппаратные средства параллельного программирования.

2. Программные средства параллельного программирования.

Аппаратные средства параллельного программирования

1. Многоядерные компьютеры:

Например, четырехядерные компьютеры с

процессором Intel Соге 2 Quad Q8300 2,5 GGz [4].

2. Отечественные кластерные системы ОАО «НИЦЭВТ»:

СВК ЕС1710, ЕС1720, ЕС1721 - мультипроцессорные системы для использования в задачах с большим объемов вычислений, а также как база для систем коллективного пользования и систем управления.

3. Локальные вычислительные системы на базе однородных типовых компьютеров.

Программные средства параллельного программирования

Программное обеспечение исследования процессов выполнения параллельно-последовательных программ (ПП - программ ) в общем случае включает операционные системы (ОС), системы производства программ (СПП) и дополнительные программные системы для параллельного выполнения целевых программ пользователей.

Программное обеспечение включает:

Операционные системы (ОС), системы производствапрограмм (СПП) идополнительные программные системы для параллельного выполнения целевых программ.

Операционные системы:

Широко используются ОС Windows ХР, WindowsVista, Windows 7 и Linux, но чаще других используются ОС Windows ХР и Windows 7. Windows ХР сочетает в себе преимущества Windows 2000 Professional с лучшими качествами Windows 98 и Windows ME.

Системы производства программ:

В широко используются системы производства программ на базе языков высокого уровня С, С++, Фортран , включенных в систему Visual Studio 2005 ( 2008 ) для создания параллельных приложений для ОС Windows 7 и ХР.

Дополнительные программные средства

К ним относятся следующие средства:

• Vision Studio 2005 (программа создания приложений — проектов ОС);

• Vision Studio 2008 (программа создания приложений — проектов ОС);

• MPICH2 (MPI - 2.0) (интерфейс обмена данными в параллельном программировании);

• Open MP 3.0 (интерфейс прикладной параллельной программы);

• HPF (High Performance Fortran) — расширение языка Фортран-90;

• HPF-2 — расширение языка Фортран — 95 [2,3].

Меры по внедрению параллельного программирования в учебный процесс

На первом этапе проделана следующая работа:

1. В новый план по ФГОС — 3 на 63 кафедре включена дисциплина «Супер-ЭВМ». По этой дисциплине предусмотрены разделы « Основы параллельного программирования» и « Организация кластерных вычислений».

2. Разработано и подготовлено к изданию в 2013 г. « Руководство к лабораторным работам по дисциплине «Супер-ЭВМ» для отработки практических навыков по параллельному программированию и проведению исследований процессов выполнения параллельных программ.

3. На кафедре разработано и организовано автоматизированное рабочее место «АРМ-63» для проведения лабораторных работ по дисциплине «Супер-ЭВМ».

4. Выпускница 2013 г. Агафонова И.В. защитила выпускную квалификационную работу на тему: «Организация и исследование процессов параллельно — последовательного выполнения программ на многоядерных компьютерах». Она начинала свои исследования параллельных вычислений в военно-научном обществе кафедры на аппаратуре «АРМ-63».

На втором этапе ставится задача разработки и внедрения лабораторного практикума параллельных вычислений для проведения разного рода исследований, например:

• Исследование зависимости времени выполнения ПП - программы на языке С++ или Fortran в системе MPICH2 от числа процессоров вМВС.

• Исследование зависимости времени выполнения ПП - программы на языке С++ или

MEANS OF COMMUNICATION EQUIPMENT Iss. 1 (141). 2018

Fortran в системе Open MP от числа процессоров в МВСидр.

Предусмотрено также составление и отладка ПП — программ для типовых задач, например:

1. Перемножение матриц.

2. Решение системы линейных уравнений методом Гаусса.

3. Определение значения определенного интеграла методами прямоугольника, трапеций или Симпсона.

4. Решение дифференциальных уравнений 1-го порядка методами Эйлера и Рунге — Кутта и др.

Можно также подготовить варианты тем дипломов и диссертационных работ, например:

1. Исследование процессов выполнения ПП - программ военного назна-чения на многоядерных компьютерах [6].

2. Исследование процессов выполнения ПП — программ военного назна-чения на кластерных вычислительных системах [8].

3. Разработка методов распараллеливания последовательных алгоритмов для программирования целевых задач военного назначения.

4. Исследование организации вычислительного процесса реконфигурируемых мультикон-вейерных вычислительных систем с перенастраиваемой структурой.

Заключение

Новые версии учебных программ предполагают преподавание основ параллельных вычислений, начиная с младших курсов. Это позволит на ранних этапах обучения вызвать у

курсантов интерес к параллельным вычислениям и показать перспективу их использования.

Модернизация программ выполнена в рамках действующего ГОС. Дополнительные аудиторные часы для изучения параллельных вычислительных технологий получены за счет использования современных образовательных технологий: проведение лекций с использованием презентаций, использование лабораторных интернет - практикумов и компьютерное тестирование знаний курсантов.

В апреле 2013 г. вопрос внедрения параллельного программирования и кластерных вычислений в учебный процесс академии рассматривался на предметно-методической комиссии по информатике, где среди других были рассмотрены и учтены в решении следующие вопросы:

Придание параллельному программированию статуса учебной дисциплины (отдельный курс или раздел в дисциплину программирования, курсовые работы, дипломное проектирование).

Применение параллельного программирования в диссертационных работах.

Исследование и использование параллельного программирования в научно-исследовательской работе.

Развитие научных направлений работ в области параллельного про-грамммирования (операционные системы, языки параллельного про-граммирования, трансляторы, организация параллельного вычислительного процесса).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воеводин В.В., ВоеводинВл.В. Параллельные вычисления. — СПб. Изд. «БХВ-Петербург», 2002.

2. Гергель В.П. Теория и практика параллельных вычислений. — М.: Интернет-Университет, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

3. Горелик A.M. Средства поддержки параллельности в языках программирования. Открытые системы 02/1995.

4. Гэри М., Джонсон Д. Высокопроизводительные машины и труднорешаемые задачи. — М. Мир, 1982.

5. Ершов А.П. Теория программирования и вы-числительныесистемы, «Знание», М., 1972.

6. Захаров А.И. Исследование принципов параллельно — последовательного выполнения программ в многопроцессорных вычислительных системах. Кандидатская диссертация. СПб., BKA им. А.Ф. Можайского, 1975.

7. Котов В.Е. Теория параллельного программирования. Прикладные аспекты. Кибернетика, 1974,№1.

8. Сбитнев Ю. Кластеры. Практическое руководство по параллельным вычислениям. Корпорация ЯВА, Екатеринбург, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.