Научная статья на тему 'О внедрении в учебный процесс параллельных вычислений'

О внедрении в учебный процесс параллельных вычислений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА / ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА / ВЫЧИСЛЕНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / PARALLEL PROGRAMMING / HARDWARE / SOFTWARE / COMPUTING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Абашева И. В.

В статье oписан подхoд о внедрении параллельных вычислений в учебный процесс академии. Актуальнoсть данной задачи обуслoвлена следующими основными причинами: массовое производство персональных компьютеров на базе многоядерных процессоров и на их основе широкое распространение кластерных вычислительных систем [1]. В то же время образовательные программы не обеспечивают в полной мере подготовку выпускников в области современных параллельных вычислительных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Абашева И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About of the introduction in educational process of parallel computing

The article describes an approach of implementing parallel computing in the educational process of the Academy. The relevance of this problem is due to the following main reasons: mass production of personal computers based on multicore processors and based on them a broad distribution of cluster computing systems [1]. At the same time, educational programs do not provide fully trained graduates in the field of modern parallel computing technologies.

Текст научной работы на тему «О внедрении в учебный процесс параллельных вычислений»

О внедрении в учебный процесс параллельных вычислений

Абашева И.В.

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского, г. Санкт-Петербург, Аннотация

В статье onисан подхoд о внедрении параллельных вычислений в учебный процесс академии. Актуаль-нoсть данной задачи обуслoвлена следующими основными причинами: массовое производство персональных компьютеров на базе многоядерных процессоров и на их основе широкое распространение кластерных вычислительных систем [1]. В то же время образовательные программы не обеспечивают в полной мере подготовку выпускников в области современных параллельных вычислительных технологий.

Ключбвыб слова: учебный процесс; параллельное программирование; аппаратные средства; программные средства; вычисления.

Введение

Поиски путей увеличения производительности ЭВМ привели к появлению в 50-е годы идеи параллельной обработки данных в многопроцессорных вычислительных системах (МВС). Первые конкретные шаги в исследовании параллельных вычислений были сделаны в первой половине 60-х годов. Это был период отбора и становления главных проблем и направлений развития параллельного программирования. К середине 60-х годов в рамках общей теории программирования начинает складываться теория параллельного программирования [5,7].

В настоящее время теория параллельного программирования имеет богатую библиографию, охватывающую широкий круг проблем. Параллельным вычислениям уделяется большое внимание. Это связано главным образом с двумя факторами. Первый фактор обусловлен научно-техническим прогрессом, в результате которого появились новые области знаний, требующие применения методов математического моделирования. Сами модели также существенно усложнились. В итоге происходит неуклонное возрастание потребности в ресурсоемких расчетах, которые в ряде случаев можно выполнить только на базе высокопроизводительной техники с помощью методов параллельных или распределенных вычислений.

Другой существенный фактор, в результате которого интерес к параллельным вычислениям существенно вырос, состоит в повсеместном распространении многоядерных компьютеров и кластерных систем.

В настоящее время, актуальной является задача подготовки специалистов, владеющих современными параллельными вычислительными и суперкомпьютерными технологиями и способных эффективно применять их при проведении фундаментальных и прикладных исследований.

В данной статье описан подход к внедрению параллельного программирования в учебный процесс подготовки выпускников, который опробован в ходе работ и исследований военно-научного общества 63 кафедры 6 факультета академии.

Внедрение параллельных вычислений в учебный процесс подразумевает в первую очередь обучение знаниям и навыкам параллельного программирования сложных научных задач и обеспечение соответствующей материальной базой. Как отмечал один из основоположников параллельного программирования академик А.П.Ершов «Чтобы научиться программировать, надо программировать» [5]. Минимальная материальная база параллельного программирования включает в себя следующие компоненты:

1. Аппаратные средства параллельного программирования.

2. Программные средства параллельного программирования.

Аппаратные средства параллельного программирования

1. Многоядерные компьютеры:

Например, четырехядерные компьютеры с процессором Intel Core 2 QuadQ8300 2,5 GGz [4].

2. Отечественные кластерные системы ОАО «НИЦЭВТ»:

СВК ЕС1710, ЕС1720, ЕС1721 - мультипроцессорные системы для использования в задачах с большим объемов вычислений, а также как база для систем коллективного пользования и систем управления.

3. Локальные вычислительные системы на базе однородных типовых компьютеров.

Программные средства параллельного программирования

Программное обеспечение исследования процессов выполнения параллельно-последовательных программ (ПП - программ) в общем случае включает операционные системы (ОС), системы производства программ (СИП) и дополнительные программные системы для параллельного выполнения целевых программ пользователей.

Программное обеспечение включает:

Операционные системы (ОС), системы производства программ (СПП) и дополнительные программные системы для параллельного выполнения целевых программ.

Операционные системы:

Широко используются ОС Windows XP, WindowsVista, Windows 7 и Linux, но чаще других используются ОС Windows XP и Windows 7. Windows XP сочетает в себе преимущества Windows 2000 Professional с лучшими качествами Windows 98 и Windows ME.

Системы производства программ:

В широко используются системы производства программ на базе языков высокого уровня С, С++, Фортран, включенных в систему VisualStudio 2005 (2008) для создания параллельных приложений для ОС Windows 7 и XP.

Дополнительные программные средства

К ним относятся следующие средства:

• VisionStudio 2005 (программа создания приложений - проектов ОС);

• VisionStudio 2008 (программа создания приложений - проектов ОС);

• MPICH2 (MPI - 2.0) (интерфейс обмена данными в параллельном программировании);

• OpenMP 3.0 (интерфейс прикладной параллельной программы);

• HPF (High Performance Fortran) - расширение языка Фортран-90;

• HPF-2 - расширение языка Фортран - 95 [2,3].

Меры по внедрению параллельного программирования в учебный процесс

На первом этапе проделана следующая работа:

1. В новый план по ФГОС - 3на63 кафедре включена дисциплина «Супер-ЭВМ». По этой дисциплине предусмотрены разделы «Основы параллельного программирования» и «Организация кластерных вычислений».

2. Разработано и подготовлено к изданию в 2013 г. «Руководство к лабораторным работам по дисциплине «Супер-ЭВМ»» для отработки практических навыков по параллельному программированию и проведению исследований процессов выполнения параллельных программ.

3. На кафедре разработано и организовано автоматизированное рабочее место «АРМ-63» для проведения лабораторных работ по дисциплине «Супер-ЭВМ».

4. Выпускница 2013 г. Агафонова И.В. защитила выпускную квалификационную работу на тему: «Организация и исследование процессов параллельно - последовательного выполнения программ на многоядерных компьютерах». Она начинала свои исследования параллельных вычислений в военно-научном обществе кафедры на аппаратуре «АРМ-63».

На втором этапе ставится задача разработки и внедрения лабораторного практикума параллельных вычислений для проведения разного рода исследований, например:

i-methods

31

2-2 0/5

• Исследование зависимости времени выполнения ПП - программы на языке С++ или Fortran в системе MPICH2 от числа процессоров в МВС.

• Исследование зависимости времени выполнения ПП-программы на языке С++ или Fortran в системе OpenMP от числа процессоров в МВС и др.

Предусмотрено также составление и отладка МП-программ для типовых задач, например:

1. Перемножение матриц.

2. Решение системы линейных уравнений методом Гаусса.

3. Определение значения определенного интеграла методами прямоугольника, трапеций или Симпсона.

4. Решение дифференциальных уравнений 1- го порядка методами Эйлера и Рунге - Кутта и др.

Можно также подготовить варианты тем дипломов и диссертационных работ, например:

1. Исследование процессов выполнения ПП-программ военного назначения на многоядерных компьютерах [6].

2. Исследование процессов выполнения ПП-программ военного назначения на кластерных вычислительных системах [8].

3. Разработка методов распараллеливания последовательных алгоритмов для программирования целевых задач военного назначения.

4. Исследование организации вычислительного процесса реконфигурируемых мультиконвейерных вычислительных систем с перенастраиваемой структурой.

Заключение

Новые версии учебных программ предполагают преподавание основ параллельных вычислений, начиная с младших курсов. Это позволит на ранних этапах обучения вызвать у курсантов интерес к параллельным вычислениям и показать перспективу их использования.

Модернизация программ выполнена в рамках действующего ГОС. Дополнительные аудиторные часы для изучения параллельных вычислительных технологий получены за счет использования современных образовательных технологий: проведение лекций с использованием презентаций, использование лабораторных интернет-практикумов и компьютерное тестирование знаний курсантов.

В апреле 2013 г. вопрос внедрения параллельного программирования и кластерных вычислений в учебный процесс академии рассматривался на предметно-методической комиссии по информатике, где среди других были рассмотрены и учтены в решении следующие вопросы:

1. Приданиепараллельному программированию статуса учебной дисциплины (отдельный курс или раздел в дисциплину программирования, курсовые работы, дипломное проектирование).

2. Применение параллельного программирования в диссертационных работах.

3. Исследование и использование параллельного программирования в научно-исследовательской работе.

4. Развитие научных направлений работ в области параллельного программирования (операционные системы, язык и параллельного программирования, трансляторы, организация параллельного вычислительного процесса).

Литература

1. Воеводин В.В., Воеводин Вл.В. Параллельные вычисления. СПб. Изд. «БХВ-Петербург». 2002.

2. Гергель В.П. Теория и практика параллельных вычислений. М.: Интернет-Университет. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007.

3. Горелик А.М. Средства поддержки параллельности в языках программирования. Открытые системы 02/1995.

4. Гэри М., Джонсон Д. Высокопроизводительные машины и труднорешаемые задачи. М.: Мир. 1982.

5. Ершов А.П. Теория программирования и вычислительные системы. «3нание». М.: 1972.

6. Захаров А.И. Исследование принципов параллельно - последовательного выполнения программ в многопроцессорных вычислительных системах. Кандидатская диссертация. СПб.: ВКА имени А.Ф. Можайского. 1975.

7. Котов В.Е. Теория параллельного программирования. Прикладные аспекты. Кибернетика. 1974. №1.

8. Сбитнев Ю. Кластеры. Практическое руководство по параллельным вычислениям. Корпорация ЯВА. Екатеринбург. 2010.

Для цитирования:

Абашева И.В. О внедрении в учебный процесспараллельных вычислений // i-methods. 2015. Т. 7. № 2. С. 30-33.

About of the introduction in educational process of parallel computing

Abasheva I.V.

Military space Academy named after A. F. Mozhaisky, Saint-Petersburg,

Abstract

The article describes an approach of implementing parallel computing in the educational process of the Academy. The relevance of this problem is due to the following main reasons: mass production of personal computers based on mul-ticore processors and based on them a broad distribution of cluster computing systems [1]. At the same time, educational programs do not provide fully trained graduates in the field of modern parallel computing technologies.

Keywords: educational process; parallel programming; hardware; software; computing.

References

1. Voevodin V. V., Voevodin VL.In. Parallel computations. SPb. Ed. "BHV-Petersburg". 2002.

2. Gergel V. P. Theory and practice of parallel computing. M.: Internet-University. BEAN. Laboratory of knowledge. 2007.

3. Gorelik, A. M. tool support for parallelism in programming languages. Open systems 02/1995.

4. Gary M., Johnson D. High-performance machines and intractability of the problem. M.: Mir. 1982.

5. ERSHOV A. P. THEORY OF PROGRAMMING AND COMPUTER SYSTEMS. "3НАНИЕ". M.: 1972.

6. Zakharov A. I., a Study of the principles of parallel - sequential execution of programs in multiprocessor computing systems. PhD thesis. SPb.: Military space Academy of A. F. Mozhaysky. 1975.

7. Kotov, V. E., Theory of parallel programming. Applied aspects. Cybernetics, 1974. No. 1.

8. Sbitnev Yuri Clusters. A practical Handbook on parallel computing. Corporation JAVA. Ekaterinburg. 2010.

For citation:

Abasheva I.V. About of the introduction in educational process of parallel computing // i-methods. 2015. Т. 7. No. 2. Pp. 30-33.

i-methods

33

2-205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.