Научная статья на тему 'О внедрении положений федерального закона № 102-ФЗ от 26. 07. 2008 г. «Об обеспечении единства измерений» в части, касающейся государственной системы стандартных образцов'

О внедрении положений федерального закона № 102-ФЗ от 26. 07. 2008 г. «Об обеспечении единства измерений» в части, касающейся государственной системы стандартных образцов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТНЫЕ ОБРАЗЦЫ / ФЗ № 102-ФЗ ОТ 26.06.2008 Г

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атанов А.Н., Болдина О.В.

В статье приведены рассуждения, касающиеся проблем и вопросов, связанных с введением в действие ФЗ № 102-ФЗ от 26.07.2008 г. «Об обеспечении единства измерений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О внедрении положений федерального закона № 102-ФЗ от 26. 07. 2008 г. «Об обеспечении единства измерений» в части, касающейся государственной системы стандартных образцов»

В порядке обсуждения

о ВНЕДРЕНИИ ПОЛОЖЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 102-ФЗ ОТ 26.07.2008 г. «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИИ» В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

СТАНДАРТНЫХ ОБРАЗЦОВ1

А. Н. Атанов - генеральный директор ООО «Центр стандартных образцов и высокочистых веществ», канд. хим. наук

О. В. Болдина - инженер I категории ООО «Центр стандартных образцов и высокочистых веществ»

Ключевые слова: стандартные образцы, ФЗ № 102-ФЗ от 26.06.2008 г.

Стандартные образцы (СО) утвержденных типов (ранее - ГСО) - один из важных элементов обеспечения прослеживаемости результатов измерений в системе обеспечения единства измерений (ОЕИ) в стране.

СО широко используются для метрологического обеспечения при контроле и испытаниях показателей качества и безопасности материалов, продукции и услуг (в ядерной энергетике, черной и цветной металлургии, химии и нефтехимии, здравоохранении, пищевой промышленности, водоподготовке и водо-отведении и т. д.), а именно:

- для градуировки, калибровки и поверки средств измерений (СИ);

- контроля метрологических характеристик СИ при проведении их испытаний, в том числе с целью утверждения типа;

- метрологической аттестации и контроля погрешностей методик измерений содержания компонентов в различных объектах.

К настоящему времени в Государственный реестр утвержденных типов СО (теперь - Федеральный ин-

1 Статья поступила в редакцию 14.10.2011 г.

формационный фонд) включено около 10 тысяч типов СО. Это - целостная система, которая складывалась десятилетиями и, безусловно, является предметом гордости страны и одним из важных элементов нашего национального достояния.

В условиях интеграции нашей страны в мировое сообщество, расширения международной торговли и предстоящего вступления России в ВТО значимость отечественной системы СО будет еще более возрастать.

Отечественная система СО - необходимое условие для обеспечения контроля здоровья и безопасности населения, безопасности окружающей среды, безопасности материалов, продукции и услуг и поэтому без преувеличения является элементом нашей национальной безопасности. Государство должно обеспечивать сохранность этой системы и ее развитие.

Нельзя сказать, что государство не уделяет внимание отечественной системе СО. Правда, оно пока касалось в первую очередь законодательных изменений, которые бы облегчили интеграцию страны

В порядке обсужде

в международное сообщество в области ОЕИ, а не вопросов сохранения и развития этой системы в новых условиях.

Несколько лет назад государством были предприняты меры по гармонизации национальной нормативно-правовой базы в области ОЕИ с международными рекомендациями, а также по соответствующей реорганизации национальной системы измерений.

Основу составил ФЗ № 102-ФЗ от 26.06.2008 г. «Об обеспечении единства измерений» и ряд подзаконных актов (порядки Минпромторга и нормативные документы Росстандарта, из которых в первую очередь следует отметить «Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа», утвержденный приказом Минпромторга от 30 ноября 2009 г. № 1081, а также одноименный ПР 50.2.104-09, утвержденный Рос-стандартом).

Законом обозначена сфера государственного регулирования ОЕИ (осуществление мероприятий государственного контроля (надзора), деятельность в области охраны окружающей среды, выполнение работ по оценке соответствия промышленной продукции и продукции других видов, а также иных объектов установленным законодательством РФ обязательным требованиям), установлено, что в этой сфере должны использоваться только СО утвержденных типов. При этом СО, применяемые в сфере госрегулирования ОЕИ в соответствии с ФЗ, сможет изготавливать только аккредитованный на компетентность производитель, причем в рамках единой системы аккредитации в области госрегулирования ОЕИ.

Итак, на законодательном уровне государство сформулировало новые, более жесткие требования к нашей системе СО, что должно было бы стать стимулом для ее дальнейшего развития и совершенствования.

Для внедрения ФЗ был установлен переходный период в два года (до января 2011 г.), который в области СО так пока ни к чему позитивному не привел.

Причина в том, что для СО утвержденных типов решение об их утверждении теперь должно приниматься на основании положительных результатов испытаний, проведенных юридическими лицами, аккредитованными в установленном порядке в области ОЕИ на выполнение испытаний СО. Законом для СО введены испытания с целью утверждения типа, что

противоречит не только сложившемуся международному метрологическому порядку (международные рекомендации ИСО 34:2009 и созданные на их основе Р 50.2.061-2008), но и просто здравому смыслу (закон впервые отделил СО от СИ, но при этом ввел для этих СО испытания в целях утверждения типа. Этого не было в стране никогда ранее, даже когда СО рассматривались как разновидность СИ. Во всех других странах мира порядок иной: по международным рекомендациям установление аттестованных значений СО (иначе - их характеризацию) проводит сам разработчик или производитель, компетентность которого подтверждена соответствующей аккредитацией).

Новый порядок делает отечественные СО неконкурентоспособными в условиях предстоящего вступления России в ВТО. Зарубежные СО мы будем обязаны признавать автоматом, без всяких испытаний, а свои - испытывать. В таких неравных условиях отечественная система СО имеет явный шанс погибнуть. Как быстро - вопрос времени.

Наш Центр, как и ряд других организаций, давно (с начала прошлого года) является активным инициатором пересмотра ФЗ № 102. В итоге уже весной прошлого года прозвучало решение о необходимости пересмотра закона.

По нашей инициативе, в июне 2010 г. в г. Екатеринбурге на базе ФГУП «УНИИМ» состоялось совещание специалистов в области разработки, производства, аттестации, утверждения и применения СО, которые представляли Росстандарт, его метрологические институты и территориальные центры, отраслевые метрологические службы, организации разработчиков и производителей СО. Совещание специалистов, обсудив положения ФЗ № 102-ФЗ от 26 июня 2008 г. и подзаконных актов, касающиеся проведения испытаний стандартных образцов в целях утверждения типа, подготовило и передало в Росстандарт решение, в котором признало необходимым внесение следующих изменений и дополнений в вышеуказанный ФЗ:

1. Вернуться к практике утверждения типа СО по результатам метрологической экспертизы материалов их разработки, при этом исключить понятие «испытания СО в целях утверждения типа»: разработка стандартного образца - научно-исследовательская работа, которая заканчивается составлением отчета, требования к которому регламентированы ИСО 34:2009 и ИСО 31:2000.

щи»

В порядке обсуждения

2. Исходить из того, что решение об утверждении типа СО принимается на основании положительных результатов метрологической экспертизы материалов по его разработке, выполненных государственными научными метрологическими институтами.

3. Включить понятие обязательной метрологической экспертизы материалов разработки СО.

На данный момент на выходе в Минпромтор-ге - подготовленный проект изменений к ФЗ. Когда и в каком виде изменения к ФЗ будут приняты и утверждены, пока не понятно.

Тем временем двухлетний переходный период закончился, и с января 2011 г. началось строгое выполнение положений ФЗ, в том числе и тех, которые касаются СО и которые при всей их противоречивости выполнить пока все равно невозможно. Ведь до сегодняшнего дня (!) порядок аккредитации в области ОЕИ Правительством РФ не принят и не сможет быть принят до тех пор, пока не будет принят соответствующий (хорошо бы - согласующийся с ФЗ № 102) закон «Об аккредитации» (вокруг различных версий этого закона сейчас идут жаркие баталии). То есть соответствующих аккредитованных юридических лиц пока нет и, похоже, еще долгое время не будет, поскольку не установлено, кто, как и по каким критериям их самих будет аккредитовать.

Еще в августе 2008 г. в соответствии с поручением Правительства РФ Минпромторг РФ подготовил проект постановления Правительства РФ об аккредитации в области обеспечения единства измерений, определяющий в качестве органа по аккредитации в этой области Росстандарт. Затем Указом Президента РФ от 24.01.2011 «О единой национальной системе аккредитации» образована Федеральная служба по аккредитации, а функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации возложены на Минэкономразвития РФ (!). Теперь уже готовится проект постановления Правительства РФ «О Федеральной службе по аккредитации», предусматривающий передачу полномочий Росстандарта по аккредитации в области обеспечения единства измерений (исключение - оборона и безопасность государства) этой Федеральной службе, то есть Минэкономразвития. Не думаем, что все эти противоречивые действия пойдут на пользу общему делу. Пока ясно только одно - специалисты-метрологи, которые занимались

аккредитацией многие десятилетия и имеют уникальный опыт работы, признанный в том числе и за рубежом, все дальше отодвигаются в сторону.

Казалось бы, очевидно: не работают отдельные статьи ФЗ - надо безотлагательно предпринять некие корректирующие действия до внесения и утверждения соответствующих изменений (или приостановить действие этих статей, или продлить срок их введения в действие). Ничего предпринято не было, и ФЗ в области СО начал работать на разрушение отечественной системы ОЕИ.

Так, с января по сентябрь 2011 г. при отсутствии соответствующей законодательной и подзаконной базы в стране уже не утверждены около 130 новых типов СО, предназначенных для исполнения технических регламентов, для обеспечения безопасности и качества материалов и продуктов в самых разных областях: ядерные материалы, черная и цветная металлургия, наноиндустрия, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, пищевые продукты, здравоохранение, охрана окружающей среды и др. Причина - нет результатов испытаний с целью утверждения типа СО, выполненных аккредитованными организациями. Многие из этих СО разрабатывались в рамках Федеральных целевых программ, в них вложены деньги, труд специалистов и экспертов, их ждут потребители, а их нет и, если следовать букве закона, в ближайшее время не будет. Как при этом оценить ущерб национальным интересам?

Не менее абсурдная ситуация с этого года сложилась и для старых типов СО, у которых закончились сроки действия сертификатов утверждения типов. На сентябрь 2011 г. в стране не продлены сроки действия типов с выдачей соответствующих свидетельств для более чем двухсот таких СО, в том числе и выпускаемых серийно.

При этом надо понимать, что выпустить впоследствии большое количество экземпляров СО многих типов за короткий промежуток времени невозможно. Прекращение выпуска этих СО грозит приостановкой деятельности организаций, осуществляющих государственные надзорные функции (в первую очередь -Роспотребнадзора, Росстандарта, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора), аккредитованных измерительных, испытательных лабораторий, осуществляющих измерения, в том числе в области оценки соответствия и безопасности продукции и услуг.

В порядке обсужде

После ряда обращений в Минпромторг, в том числе и нашей организации, по поводу опасной ситуации с «зависшими» на утверждении новыми и старыми типами СО руководством Минпромторга был вроде бы найден приемлемый выход из сложившейся ситуации, который, правда, касался пока только СО старых типов. Так, на сайте Минпромторга РФ 20 июня 2011 г. появился проект приказа Минпромторга «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 1081».

По этому проекту приказа предполагалось внесение изменений в Порядок утверждения типа СО или типа СИ, Порядок выдачи свидетельств об утверждении типа СО или типа СИ, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, утвержденных приказом Минпромторга России от 30 ноября 2009 г. № 1081, основная суть которых - для «старых» типов СО выдача новых свидетельств будет производиться без проведения испытаний в целях утверждения типа, на основании проведенной метрологической экспертизы представленных документов.

Уже более трех месяцев цитируемый приказ не подписан и, скорее всего, не будет подписан никогда.

Дело в том, что в конце июля 2011 г. на имя Председателя Правительства РФ было направлено коллективное обращение 11 организаций по поводу сложившейся ситуации с утверждением новых типов СО. В середине августа был получен ответ - поручение Минэкономразвитию, Минпромторгу, Росстандарту принять необходимые решения по урегулированию сложившейся ситуации с утверждением типов СО. По вопросам, требующим решения правительства, внести в установленном порядке соответствующие предложения.

На сайте Минпромторга 19 сентября 2011 г. появился очередной проект приказа Минпромторга «О внесении изменений в приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 30 ноября 2009 г. № 1081», который мало чем отличается от цитировавшегося выше.

Ситуация с выдачей свидетельств взамен сертификатов для ранее утвержденных типов СО начала разрешаться, поскольку в порядке исключения (!) их в сентябре начали утверждать, причем без вне сения и утверждения соответствующих изменений в законодательную и нормативно-правовую базу. Рано или поздно разрешится и ситуация с утверждением новых типов СО.

Тревожит другое - перспективы развития отечественной системы СО. Министерств и ведомств, отвечающих за эту систему, становится все больше, а состояние ее - все хуже. Понятно, что сейчас усилиями уже группы министерств и ведомств будут спешно решаться вопросы подготовки к утверждению «Закона об аккредитации» и Положения об аккредитации в области ОЕИ (вместо срочного внесения изменений в ряд статей ФЗ № 102, ведь именно он стал источником всех сегодняшних проблем). Но кого аккредитовать и на что? Независимых испытателей или разработчиков (изготовителей) СО на право проведения испытаний с целью утверждения типа? Или производителей СО на компетентность, как это принято на западе?

Даже не верится, что эти серьезные вопросы задаются более чем через три года (!) после принятия ФЗ № 102 и на данный момент остаются без ответа. Нужно ли было вообще проводить в этой области на законодательном уровне все эти революционные преобразования, не выслушав мнения специалистов и без публичного обсуждения предполагаемых шагов? Ведь в прошлом эта система реально работала и была предметом гордости специалистов-метрологов и государства в целом.

Очевидно только одно - в случае потери или деградации нашей системы СО нам не обеспечить на должном уровне национальной безопасности страны во многих областях.

Материал статьи доложен на III Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Стандартные образцы в измерениях и технологиях» (сентябрь 2011 г.) и основные положения доклада нашли свое отражение в Решении конференции1.

1 Информация о проведении III Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Стандартные образцы в измерениях и технологиях» // Стандартные образцы. - 2011. - № 3. - С. 6-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.