Научная статья на тему 'О внедрении гуманитарных модулей в технических вузах'

О внедрении гуманитарных модулей в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TECHNICAL UNIVERSITY / CURRICULA / HUMANITIES MODULE / HUMANITARIZATION OF ENGINEERING EDUCATION / RELIGIOUS EDUCATION / THEOLOGY AS AN ACADEMIC DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохов Владимир Фадеевич

The paper presents the review of the results of the International Conference "Humanities in Higher School: Theory, Practice, Implementation", which took place in November 2016 at the National Research Nuclear University (MEPhI), Moscow, under the support of Pon-tificia Universitas Gregoriana and University of Aosta Valley.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPLEMENTATION OF HUMANITIES MODULES AT TECHNICAL UNIVERSITIES

The paper presents the review of the results of the International Conference "Humanities in Higher School: Theory, Practice, Implementation", which took place in November 2016 at the National Research Nuclear University (MEPhI), Moscow, under the support of Pon-tificia Universitas Gregoriana and University of Aosta Valley.

Текст научной работы на тему «О внедрении гуманитарных модулей в технических вузах»

О ВНЕДРЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ МОДУЛЕЙ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

ГОРОХОВ Владимир Фадеевич - канд. филос. наук, доцент. E-mail: vladimir1210@list.ru Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, Москва, Россия Адрес: 115409, г. Москва, Каширское шоссе, 31

На базе Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» при участии Института всеобщей истории РАН, Государственного академического университета гуманитарных наук, а также Григорианского университета (Ватикан) и Университета Валле д'Аоста (Италия) 2-3 ноября 2016 г. состоялась международная конференция «Гуманитарные науки в высшей школе: теория, практика, внедрение». В докладах было отмечено, что простор гу-манитаристике, во всём её многообразии и в самых различных её аспектах, формально обеспечен. Однако в технических вузах в связи с их объединением, а также «оптимизацией» количества соответствующих кафедр и численного состава преподавателей, сегодня заметно сокращается объём гуманитарной составляющей инженерного образования, а некоторым дисциплинам (социологии, политологии, культурологии) вообще не нашлось места в учебных планах. В иных же вузах эти дисциплины обозначены как факультативные - «по выбору» студентов, хотя на деле их статус целиком зависит от административного ресурса. Все эти вопросы активно обсуждались на пленарных и секционных заседаниях, а также в кулуарах конференции.

Первый заместитель директора ЦФИ НИЦ «Курчатовский институт» В.И. Шевченко выступил с докладом «Гуманитарные аспекты меганауки на примере Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН)». Докладчик напомнил о «больших проектах» человечества - таких, как египетские пирамиды, Китайская стена, Версаль, корона Российской империи, созданных нашими предшественника-

ми далеко не в утилитарных целях. Среди современных научных мегапроектов -адронный коллайдер и другие разработки Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), в которых принимают участие представители 22 стран, в том числе России, в частности, специалисты НИЯУ МИФИ. Миссия ЦЕРН - исследование, образование, инновации. Как одна из крупнейших научных лабораторий, она решает вопрос организации совместной работы тысяч людей разных культур на протяжении десятков лет благодаря кодексу поведения. Среди основных ценностей организации - честность и ответственность. В этой связи В.И. Шевченко напомнил, что «наука - часть культуры, тесно связанная с идеями закона, порядка и гармонии». Помимо научной деятельности ЦЕРН проводит программы подготовки кадров и принимает 120 тыс. посетителей в год.

Проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Г. Егоров говорил о недопустимости сведения образования к узкоспециальной профессиональной подготовке. Актуально не просто механическое насыщение сферы технического образования гуманитарными дисциплинами, но создание целостной системы, которая формировала бы гуманитарное самосознание человека. Это важно не только для личностного развития обучающегося, но и для общественного развития. Исключительно прак-тико-ориентированная установка в нынешних условиях ущербна и недостаточна, «человеческий ресурс» по-прежнему остаётся остро востребованным.

Конференции

163

На круглом столе «Стратегии преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах: выбор оптимального пути» проректор по учебно-методической работе НИЯУ МИФИ Е.Б. Весна подчеркнула необходимость включения в образовательную программу технического вуза гуманитарного модуля. Доцент А.Л. Беглов представил собравшимся проект «Гуманитарные дисциплины для технических университетов», в котором учитывается практика университетов Европы и США. Ранее эти дисциплины были нагружены идеологическим содержанием и подчинялись утилитарным задачам, а сейчас произошло падение их репутации и статуса. Нужен комплекс мер по формированию у студентов мотивации к изучению гуманитарных дисциплин с демонстрацией их значимости для профессионального роста. Доцент кафедры социологии и гуманитарной культуры И.М. Новохатько обратила внимание на то, что гуманитаризация технического образования зависит от цели. Если нужно обеспечить «когнитивное и функциональное наполнение», то есть передать совокупность знаний и умений как заданный объём информации, то это один подход. Если же ставится задача влиять на формирование личности, реализовать воспитательный потенциал гуманитаристи-ки - другой. Основной контингент обучающихся в МИФИ - студенты, которые живут в общежитии и трудно адаптируются к жизни в Москве. С ними нужна скрупулезная и доверительная работа на семинарах по гуманитарным предметам, ибо никакая общественная работа не может заменить преподавателя, еженедельно общающегося со студентом. К примеру, курс социологии предполагает изучение проблем семьи, групповой динамики, становления личности, адаптации и социализации.

Доцент В.Ф. Горохов обратил внимание на то, что в НИЯУ МИФИ имеется высококачественный гуманитарный модуль, разработанный гуманитариями ещё в 2011 г. Он создавался при участии всех

кафедр, активно обсуждался, корректировался, согласовывался с факультетами и выпускающими кафедрами; принимались во внимание особенности каждой специализации будущих выпускников. Учитывая актуальность социологического образования студенческой молодёжи, было принято решение проводить и лекционные, и семинарские занятия как минимум один семестр, предпочтительно на первом курсе. Заведующий кафедрой социологии и гуманитарной культуры профессор А.Л. Андреев отметил, что в новом варианте гуманитарного модуля необходимо учесть тот большой опыт преподавания гуманитарных дисциплин, который накоплен в университете, а также активнее использовать зарубежный опыт. Профессор философского факультета МГУ С.В. Девятова напомнила, что гуманитаризация образования в техническом вузе предполагает преподавание прежде всего знаний о человеке, обществе, культуре, об отношении человека к природе. При этом гуманитаризация обязательно должна быть связана с гуманизацией общественной жизни вуза.

На конференции специально рассматривались проблемы и перспективы религиозного образования - как в целом, так и в рамках отдельных учебных заведений. Член-корр. РАН П.Ю. Уваров представил участникам конференции результаты многолетнего проекта «Религиозное образование в России и в Европе в Новое и Новейшее время». «Наше исследование позволяет синхронизировать процессы, которые обычно рассматриваются для каждой конфессии отдельно», - отметил докладчик. Так, в XVII-XVIII вв. во многих европейских странах - и католических, и протестантских - часто совмещались идеи общественной пользы и религиозного образования. Как правило, импульсы образовательных моделей исходили из среды религиозных меньшинств, лишённых административного ресурса: они разрабатывали модели религиозного образования, оказавшие революционное воздействие на об-

разовательную систему в целом. Это - часть истории образования, которую нужно знать всем. Профессор Института всеобщей истории РАН Е.С. Токарева в своём выступлении рассказала об издательской программе международного проекта «Религиозное образование в России и в Европе в Новое и Новейшее время», о вышедших сборниках конференций и учебных пособиях и презентовала одноименный сайт RELIGEDU.RU.

На круглом столе «Теология как академическая дисциплина в высшей школе» опытом её преподавания поделились профессор Грегорианского университета в Риме Марок Инглот и ректор колледжа Игнатианум в Кракове Вит Пасирбек. И.о. ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Д.В. Фомин-Нилов представил участникам конференции учебник «История и культура религий России», изданный совместно с кафедрой теологии НИЯУ МИФИ. Пособие прошло апробацию в рамках проекта по созданию инновационных гуманитарных курсов для студентов естественнонаучных и инженерно-технических специальностей. В презентации приняли участие декан факультета управления

и высоких технологий НИЯУ МИФИ А.В. Путилов и и.о. директора Института общей профессиональной подготовки НИЯУ МИФИ Д.А. Самарченко. Иеромонах Родион (Ларионов), зам. заведующего кафедрой теологии НИЯУ МИФИ, рассказал об авторских курсах для студентов и аспирантов: «Русский язык. Академическое письмо», «История. История российской науки. Русская наука в истории Отечества», «Социология. Исследовательская парадигма в социальных науках», «Научные программы Новейшего времени», «Религиозный фактор в социальных и политических процессах».

Конференция дала возможность сравнить различные точки зрения на вопрос о том, как совершенствовать гуманитарное образование в техническом вузе. Россия и весь мир стремительно меняются, и каждому специалисту необходимо обладать социально-гуманитарными знаниями и социологическим мышлением, чтобы понимать происходящее и достойно в нём ориентироваться.

Статья поступила в редакцию 08.02.17.

ON THE IMPLEMENTATION OF HUMANITIES MODULES AT TECHNICAL

UNIVERSITIES

GOROKHOV Vladimir F. - Cand. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., e-mail: vladimir1210@ list.ru

National Research Nuclear University (MEPhI), Moscow, Russia

Address: 31, Kashirskoe avenue, Moscow, 115409, Russian Federation

Abstract. The paper presents the review of the results of the International Conference "Humanities in Higher School: Theory, Practice, Implementation", which took place in November 2016 at the National Research Nuclear University (MEPhI), Moscow, under the support of Pontificia Universitas Gregoriana and University of Aosta Valley.

Keywords: technical university, curricula, Humanities module, humanitarization of engineering education, religious education, theology as an academic discipline

Cite as: Gorokhov, V.F. (2017). [On the Implementation of Humanities Modules at Technical Universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3 (210), pp. 162-164 ((In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 08.02.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.