Ahmadeev R.N.
Summary
Research of stability of a preparation «Prolevometrin» has shown, that on organoleptic parameters and active components under usual conditions of storage, stability was kept during 12 months, from the date of manufacturing.
УДК 8-343.5+881
О ВЛИЯНИИ ТОТЕМИЗМА НА РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Бибалаева Л.Н.
ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э.Баумана»
Ключевые слова: славяне, язычество, поклонение животным.
Key words: slavs, paganism, the worship of animals.
Древние славяне в первые века новой эры занимали обширные территории на востоке Европы. Славян принято делить на западных (поляки, чехи, словаки), южных (болгары, сербы, хорваты, словенцы) и восточных (русские, украинцы, белорусы). Они не были объединены ни экономически, ни политически. Точно также реально не существовало единой славянской религии. Древние славяне поклонялись явлениям природы, одухотворяли саму природу.
Наиболее ранними у славян являются культы огня, воды и земли. Воде и огню приписывались очищающие и охранные функции, земле-функции животворящие. Кроме стихий, от которых напрямую зависела жизнь человека, славяне - язычники поклонялись и животным, считая некоторых своими прародителями. Следы тотемизма - т.е. веры в родственную связь людей (их групп, племен) с какими- либо видами животных и растений, можно обнаружить в орнаментах на предметах быта, в фольклоре, особенно в волшебных и животных сказках.
В так называемую «охотничью эпоху» древние славяне почитали Олениху (Лосиху), считая ее богиней плодородия, неба и солнечного света. Олениха мыслилась рогатой. Ее Рога были символом солнечных лучей-оберегом от всякой ночной нечисти. Часто оленьи рога древние славяне крепили либо над входом в избу, либо внутри жилища. Женщины
уподоблялись богине, надевая головной убор с рогами, сделанными из ткани- кичку.
Позже образ Оленихи воплотился в образ Рожаниц- Ладу и Лелю, сопровождающих главного бога славян- язычников Рода. Рожаницы, как и Олениха, покровительствовали плодородию, изобилию, благополучию, хранили жизнь. С переходом в земледельческую эпоху культ Оленихи заменился поклонением Матери- Земле. Однако, и сегодня на гербах многих российских городов, например, Ростова, Ельца, Нижнего Новгорода и др., изображен Олень- символ благородства, чистоты и величия.
Исключительным почитанием у древних славян, как и у всех жителей лесной полосы, был окружен медведь (медом ведающий). Его сила, намного превосходящая силу любого лесного существа, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей, что оформлялось в сознании первобытных людей в представления об их родственной связи с медведями. У многих народов медведь занимает место на границе между человеческой природой и животным миром. У восточных славян прослеживается двоякое отношение к медведю. С одной стороны, это священный зверь, покровитель леса (его величают батюшкой, дедушкой). Его туловище с ободранной шкурой напоминает тело человека, след его лапы похож на след человеческой ступни. Как и человек, медведь всеяден. Существует ряд легенд о превращении человека в медведя, а также о том, что человек и медведь- братья. С другой стороны, медведя относят к «нечистой силе». Славяне считают, «медведь- лешему брат родной», или подвластен ему, как своему господину. Медведь выступает в славянской мифологии и как оборотень.
Как и на всякое тотемное животное на медведя периодически устраивалась ритуальная охота, а потом ритуальное поедание всей общиной его мяса, после чего остатки трапезы захоранивались.
Древние охотники верили, что, съев кусочек медвежьего мяса, они обретут все свойства своего тотема, будут такими же сильными, как этот зверь.
О медвежьем культе у древних славян свидетельствуют многие археологические находки в славянских курганах Верхнего Поволжья и Приладожья: ритуальные захоронения медведей, амулеты из медвежьих когтей, останки медвежьих лап и их глиняные муляжи, которые применялись, вплоть до 20 в., как обереги от диких животных и «нечистой силы» [6].
У славян почитанием были окружены и другие лесные звери: волки, кабаны, зайцы, лоси, рыси. Например, волк являлся тотемом многих индоевропейских племен (славяне- выходцы из индоевропейской языковой группы). Сплоченность волков в стаю, распределение функций внутри
стаи («законы стаи») напоминали древним людям их собственный коллектив, что и вело к представлениям о родственной связи людей с волками. Например, лютичи (одно из западнославянских племен) считали своим прародителем волка. Его табуированное название сохранилось в названии самого племени - от слова «лютый».
В русском фольклоре: волк часто помогает героям сказок, он считается пожирателем злых духов, а встреча с волком в пути- добрая примета. Вообще, в славянской мифологии волк- существо, наделенное даром всеведения. У сербов считается, что волк может предсказывать урожай. Языческие жрецы, совершавшие охранительные обряды, часто рядились в шкуру волка. С эти обрядом связан у славян культ оборотничества, который был сильно распространен у украинцев и белорусов и в меньшей степени у русских.
Среди домашних животных славяне более всего почитали коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице.
Даже с принятием христианства образы почитаемых животных не канули в прошлое. Они остались в сказках, легендах, былинах, приметах и суевериях. Будучи довольно гибкой религией, христианство на бытовом уровне вполне допускало обращение к прежним, дохристианским, в том числе и тотемным покровителям. Таким образом, народные верования продолжали и продолжают свое существование в повседневной, домашней, частной жизни людей.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян.- М., 2001 г. с. 302. 2. Воронин Н.Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI веке//Краеведческие записки.- Ярославль, 1960 г. Вып. IV. 3. Всеобщая история религий мира.- М., 2006.- 736 с. 4. Кузьмина Е.В. Все религии мира.- СПб., 2008 г. 356 с. 5. Левкиевская Е. Мифы русского народа.- М., 2010 г. 526 с. 6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.- М., 1981 г.
О ВЛИЯНИИ ТОТЕМИЗМА НА РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ
СЛАВЯН
Бибалаева Л.Н.
Резюме
В настоящей статье на примере культа оленихи, медведя, волка, коня были рассмотрены вопросы влияния тотемизма на религиозные представления древних славян.
ABOUT TOTEMISM INFLUENCE ON RELIGIOUS IDEAS OF ANCIENT SLAVS
Bibalayeva L.N.
Summary
On cults of deer, bear, wolf, horse the present paper examines the problems of totemism influence on religious ideas of Slavs.
УДК 619:618.6
НОВЫЙ ПРОЛОНГИРОВАННЫЙ ПРЕПАРАТ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПОСЛЕРОДОВОГО ЭНДОМЕТРИТА У КОРОВ
Бледных Л.В.
ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»,
г. Киров
Ключевые слова: послеродовой эндометрит, корова,
антисептическая губка, пролонгированный препарат.
Key words: postpartum endometritis, a cow, antiseptic sponge, prolonged
drug.
Послеродовой эндометрит, который возникает после патологических и нормальных родов, является атрибутом молочного скотоводства. Известно, что даже в передовых сельскохозяйственных предприятиях эта акушерская патология в среднем в течение года диагностируется у 15 -18% коров [3;4]. Определённые достижения учёных и практических ветеринарных врачей в борьбе с данной патологией репродуктивной системы при умелом их использовании способны существенно снизить процент больных животных в хозяйстве, но проблема далека от своего разрешения. Требуется и в дальнейшем в организацию работы родильных отделений внедрять инновационные подходы, направленные на разработку и апробацию новых фармакологических средств, обладающих многосторонним воздействием на патологический очаг и способствующих активному процессу саногенеза.
Целью работы явилась разработка нового способа профилактики послеродового эндометрита на основе использования новой лекарственной формы - губки, обладающей пролонгированным антисептическим действием.
Материалы и методы исследований. Контроль за состоянием репродуктивных органов у коров в послеродовой период проводили согласно методическим рекомендациям «Диагностика, терапия и групповая