УДК 94:2:392(470.62)"196" Беликова Наталья Юрьевна
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии Кубанского государственного технологического университета
О ВЛИЯНИИ СОВЕТСКОЙ ОБРЯДНОСТИ НА РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ.
https://doi.org/10.24158/fik.2019.1.17 Belikova Natalia Yuryevna
PhD in History, Associate Professor, History and Philosophy Department, Kuban State Technological University
THE IMPACT OF SOVIET RITES ON THE RELIGIOSITY OF THE POPULATION OF KRASNODAR TERRITORY IN THE EARLY 1960S
Аннотация:
В статье исследуется динамика религиозности населения Краснодарского края в период хрущевской антицерковной кампании. Для характеристики религиозности населения большое значение имеет количество совершаемых православных обрядов, таких как крещение, венчание, отпевание. В работе представлены статистические данные о религиозных обрядах, совершенных на территории исследуемого региона за 1957-1964 гг. В борьбе с православными традициями советские органы власти начинают разрабатывать и внедрять гражданскую обрядность. Прежде всего речь идет о торжественной регистрации брака и новорожденных. В Краснодарском крае первые торжественные мероприятия по регистрации новорожденных состоялись в начале 1963 г. Статистические данные, представленные в работе, позволяют сделать вывод, что введение новых гражданских традиций не смогло вытеснить из жизни верующих религиозные обряды.
Ключевые слова:
венчание, крещение, советская свадьба, религиозность, Краснодарский край, 1960-е гг., Русская православная церковь.
Summary:
The study investigates the dynamics of religiosity in Krasnodar Territory during the Khrushchev anti-religious campaign. To describe the religiosity of the population, the number of Orthodox rites such as baptisms, church weddings, and funerals should be considered. The paper presents statistical data on the religious rites performed in 1957-1964 on the territory under review. In the struggle with the Orthodox traditions, the Soviet authorities started to develop and implement civil rites. First of all, it is referred to the solemn registration of marriage and newborns. In Krasnodar Territory, the first ceremonial registration of newborns took place in early 1963. The statistical data presented allowed us to conclude that the introduction of new civil traditions could not eliminate religious rites from the life of believers.
Keywords:
church wedding, baptism, Soviet wedding, religiosity, Krasnodar Territory, the 1960s, Russian Orthodox Church.
Произошедшая в начале 1960-х гг. либерализация общественных отношений способствовала возвращению Русской православной церкви в активную общественную жизнь страны. Однако несколько предшествующих десятилетий советская власть стремилась вытеснить церковь из жизни общества. Для этого использовались различные методы, в том числе разработка и внедрение советской обрядности.
В развитии советской обрядности исследователи выделяют три этапа [1]. В рамках первого периода (1917 г. - середина 1930-х гг.) происходили ликвидация старых обрядов и внедрение новых социалистических обрядов, таких как «красная свадьба», «красные крестины» и др. В течение второго этапа (середина 1930-х - 1950-е гг.) появились профессиональные праздники. Третий этап охватывает 1960-1980-е гг. В это время в научном мире активно обсуждался вопрос о месте обрядов в советском обществе. В статье исследуются практика внедрения гражданских обрядов и их влияние на религиозность населения Краснодарского края в первые годы третьего периода.
Мероприятия хрущевской антирелигиозной кампании исследованы в трудах М. Одинцова, Т. Чумаченко, М. Шкаровского [2]. Американский исследователь Уильям Строен в своей работе, посвященной государственно-церковным отношениям в СССР в 1943-1962 гг., отмечает, что гонения против православной церкви были обусловлены политической природой советского режима, который был не только тоталитарным, но и атеистическим [3].
Разработке и внедрению гражданской обрядности в СССР в годы оттепели посвящены исследования Е. Жидковой, С. Шкуратова [4]. На региональном уровне следует отметить работы С. Шаповалова и Я. Шаповаловой [5]. Однако в этих работах не затрагивается вопрос о религиозности населения Краснодарского края в период хрущевской антирелигиозной кампании. В статье впервые внимание исследователя перенесено с политико-правового аспекта взаимоотношений государства и православной церкви на состояние внутренних процессов, происходивших в среде верующих в результате проведения антирелигиозных мероприятий.
Завершая краткий обзор литературы по заявленной теме, следует сказать, что российские и зарубежные исследователи добились успехов в изучении государственной религиозной политики в СССР, в рамках которой происходило развитие советской гражданской обрядности как альтернативы религиозным традициям. Это существенно облегчает исследование выбранной темы на региональном уровне, разработка которой только началась.
В условиях развернувшейся с 1958 г. антирелигиозной кампании вновь возник интерес к советским обрядам. В стране социалистическая обрядность признавалась важным средством атеистического воспитания. Из данных, представленных в таблице 1, следует, что в Краснодарском крае с 1958 по 1964 г. было совершено 146 403 крещения, 4 464 венчания, 52 020 похорон по церковному обряду [6].
Таблица 1 - Обряды, совершенные в религиозных обществах РПЦ Краснодарского края
в 1957-1964 гг.
Год Исполнение основных треб
крещений зарегистрированных рождений церковных браков зарегистрированных браков погребений зарегистрированных смертей
1957 21 847 69 428 1 428 40 811 7 400 26 917
1958 20 222 71 952 1 419 47 406 7 194 25 636
1959 19 784 77 587 1 112 49 477 7 195 29 069
1960 19 702 81 001 739 48 539 6 901 29 143
1961 19 945 78 068 466 43 756 6 594 28 957
1962 29 892 74 957 311 39 656 13 356 31 616
1963 24 350 67 399 233 34 823 8 333 31 222
1964 12 508 63 555 184 33 269 2 447 31 147
Следует отметить, что в крае в 1962 г. количество крещений и погребений по церковному обряду резко увеличилось по сравнению с предыдущим годом. Так, число крещений увеличилось с 19 945 до 29 892, а погребений - с 6 594 до 13 356. При этом уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР по Краснодарскому краю в своих отчетах постоянно указывал, что «данные о совершенных обрядах духовенство занижает» [7]. К причинам такого роста количественных показателей можно отнести введение квитанционного учета всех требоисправлений в 1962 г. Оформление квитанций вводилось в обязанности членов церковного совета, а не духовенства. В православных храмах Краснодарского края с 1 июля 1962 г. был введен реестр на плату за отправление религиозных треб верующих [8]. Реестр заполнялся на каждую требу в двух экземплярах. Один оставался в делах церковного органа, второй выдавался на руки верующим для передачи священнику, исполняющему требу. Таким образом, был установлен жесткий контроль за количеством совершенных треб. Священнослужители уже не могли занижать статистические данные, что иногда практиковалось в предыдущие годы.
Из представленных в таблице 1 церковных обрядов в большей степени сохранялся обряд крещения. Этот обряд является одним из важнейших в жизни верующих, так как через крещение человек становится членом православной церкви. Таким образом, количество членов РПЦ увеличивалось.
Государство вело сознательную политику искоренения «пережитков прошлого» и активно боролось с церковью. Власть стремилась уничтожать обряды и традиции, несущие религиозную символику. В 1962 г. было разработано новое направление в антирелигиозной кампании. ЦК КПСС ориентировал партийные и советские органы на борьбу с религиозными традициями путем вытеснения их новыми праздниками. Предлагалось организовывать новые нерелигиозные обряды. Венчание должна была вытеснить советская свадьба, вместо крестин организовывали советские октябрины.
Начало этому направлению работы положила Всесоюзная конференция по научно-атеистической пропаганде, проходившая в феврале 1962 г. На конференции прозвучало мнение, что «религиозные обычаи и традиции следует вытеснять новыми праздниками и ритуалами для удовлетворения эстетических и эмоциональных потребностей верующих». В августе 1962 г. соответствующее решение приняло бюро ЦК КПСС по РСФСР, в котором отмечалось, что «исполнение населением ряда областей РСФСР, в особенности молодежью, религиозных обрядов: "венчаний", "крещений" - происходит в ряде случаев не в силу религиозности людей, совершающих эти обряды, а в результате того, что органы ЗАГСа проводят регистрацию браков и рождений детей буднично, без надлежащей торжественности» [9, с. 384]. Ввиду этого в начале 1963 г. по инициативе партийных и советских органов в Краснодарском крае было положено начало проведению торжественной гражданской регистрации новорожденных. Первыми организаторами этого празд-
ника выступили Ново-Титаровский и Марьянский сельские советы Динского района. Крайисполком одобрил эту инициативу и рекомендовал всем горрайисполкомам принять меры к распространению этого опыта. В 1963 г. в крае было проведено 1458 торжественно-гражданских реги-страций новорожденных с применением нового ритуала. Однако, сравнивая данные об общем количестве зарегистрированных новорожденных и торжественных регистраций новорожденных за первое полугодие 1963 и 1964 гг., представленные в таблице 2 [10], можно сделать вывод, что новая процедура медленно распространялась в крае.
Таблица 2 - Сведения о проведенных торжественных гражданских и церковных обрядах в Краснодарском крае за первое полугодие 1963 и 1964 гг._
1-е полугодие 1963 г. 1-е полугодие1964 г.
Всего зарегистрированных новорожденных в ЗАГСе 36 029 32 333
Торжественные регистрации 419 8 344
По церковному обряду случаев 11 838 7 534
% 32,8 23,3
По мнению исследователей С. Шаповалова и Я. Шаповаловой, основы свадебной обрядности были заложены в стране в 1960-е гг., что совпало с формированием новой общесоюзной праздничной культуры [11, с. 94]. В Краснодарском крае примерный ритуал торжественной регистрации брака был разработан в июле 1963 г. и применен на практике 4 августа 1963 г. в городе Славянске-на-Кубани. К концу 1963 г. в крае прошло более 400 торжественных гражданских регистраций брака, зарегистрировавших 2563 пары молодоженов [12]. Организаторами гражданских регистраций в крае выступали, кроме райисполкомов, их отделов, ЗАГСа, отделов культуры, городских, сельских и поселковых советов, также общественные советы по гражданским обрядам, образованные при горрайисполкомах в начале 1963 г. В Краснодарском крае к 1 января 1964 г. был организован 81 общественный совет.
Однако введение новых гражданских традиций не смогло вытеснить из жизни верующих традиционные религиозные обряды. Так, в 1963 г. в крае было зарегистрировано 67 399 рождений детей, 24 350 крещений детей, или 36 % от общего числа родившихся. Продолжилась традиция венчания и похорон по церковному обряду. Здесь цифры несколько меньше: зарегистрировано браков 34 823, из них венчаний 233, или 0,6 % от общего количества регистраций; зарегистрировано смертей 31 222, из них совершено погребений по церковному обряду 8 333, или 26,6 %, и 7 378 заочных отпеваний [13]. Как видно из приведенных данных, система новых традиций советской обрядности не вытесняла религиозные обряды и ритуалы, а дополняла их.
Таким образом, внедрение советской обрядности в рамках антирелигиозной политики советской власти в 1958-1964 гг. не смогло кардинально повлиять на состояние религиозности населения Краснодарского края. Сохранялась традиционная религиозность жителей края, связанная с исполнением обрядов. Многие элементы обрядности, прежде всего обряды жизненного цикла, стали частью общекультурной традиции, что и определяло их устойчивое сохранение.
Некоторое снижение количества совершенных религиозных обрядов, в частности крещений, наблюдалось только в 1964 г. Местные власти объясняли это слабой научно-атеистической пропагандой, проводимой в регионе. Однако снижение уровня отправления религиозных обрядов было связано и с прерыванием преемственности религиозных традиций в новом поколении, выросшем в советское время.
Ссылки и примечания:
1. Курочкин А.В. Этапы формирования советской обрядности // Советские традиции, праздники и обряды : словарь-справочник. Киев, 1988. С. 208-212.
2. Одинцов М.И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия. 19551964 гг.) // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 25-83 ; Чумаченко Т.А. Советское государство и Русская православная церковь в 1941-1961 гг. // Религиоведение. 2002. № 1. С. 14-37 ; Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2005. 424 с.
3. Stroyen W^. Communist Russia and the Russian Orthodox Church. 1943-1962. Washington, DC, 1967. 171 p.
4. Жидкова Е. Советская гражданская обрядность как альтернатива обрядности религиозной // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. Т. 30, № 3-4. С. 408-429 ; Шкуратов С.А. Внедрение новых безрелигиозных праздников и обрядов в быт советских граждан // Шкуратова И.В., Шкуратов С.А. Советское государство и Русская православная церковь: проблемы взаимоотношений в области внешней и внутренней политики в послевоенные годы. М., 2005. С. 21-33.
5. Шаповалов С.Н., Шаповалова Я.А. Государственное регулирование семейно-брачных отношений в 1945-1969 гг.: на материалах Краснодарского края. Краснодар, 2015. 136 с. ; Шаповалова Я.А. Советская свадебная обрядность в 1950-1980-х гг.: традиции и новации // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 354-359.
6. Таблица 1 составлена автором по: ГАКК (Гос. арх. Краснод. края). Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 16, 23, 34, 49.
7. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 23. Л. 115.
8. Там же. Л. 2.
9. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве: государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг. М., 1999. 399 с.
10. Таблица 2 составлена автором по: ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 34. Л. 87.
11. Шаповалов С.Н., Шаповалова Я.А. Указ. соч. С. 94.
12. ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 2. Д. 34. Л. 12.
13. Там же. Л. 14.
References:
Chumachenko, TA 2002, 'The Soviet State and the Russian Orthodox Church in 1941-1961', Religiovedeniye, no. 1, pp. 1437, (in Russian).
Kurochkin, AV 1988, 'Stages of the Formation of the Soviet Rituals', Soviet Traditions, Holidays and Ceremonies: a Reference Dictionary, Kiev, pp. 208-212, (in Russian).
Odintsov, MI 1994, 'Letters and Dialogues from the Time of the "Khrushchev Thaw" (Ten Years in the Life of Patriarch Alexy. 1955-1964)', Otechestvennyye arkhivy, no. 5, pp. 25-83, (in Russian).
Shapovalov, SN & Shapovalova, YaA 2015, State Regulation of Family and Marriage Relations in 1945-1969: on the Materials of the Krasnodar Territory, Krasnodar, 136 p., (in Russian).
Shapovalova, YaA 2013, 'Soviet Wedding Ceremonies in the 1950-1980s: Traditions and Innovations', Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, no. 11, pp. 354-359, (in Russian).
Shkarovsky, MV 1999, The Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev: State-Church Relations in the USSR in 1939-1964, Moscow, 399 p., (in Russian).
Shkarovsky, MV 2005, Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev, Moscow, 424 p., (in Russian). Shkuratov, SA 2005, 'The Introduction of New Religious Holidays and Rituals in the Life of Soviet Citizens', in Shkuratova IV & Shkuratov, SA, The Soviet State and the Russian Orthodox Church: Problems of Relations in the Field of Foreign and Domestic Policy in the Postwar Years, Moscow, pp. 21-33, (in Russian).
Stroyen, WB 1967, Communist Russia and the Russian Orthodox Church. 1943-1962, Washington, DC, 171 p. Zhidkova, E 2012, 'Soviet Civil Rituals as an Alternative to Religious Rituals', Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom, vol. 30, no. 3-4, pp. 408-429, (in Russian).