Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ СМИ НА ОБРАЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В 2018 ГОДУ)'

О ВЛИЯНИИ СМИ НА ОБРАЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В 2018 ГОДУ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
184
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / ОБРАЗ ПОЛИТИКА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГУБЕРНАТОРСКИЕ ВЫБОРЫ / РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ / POLITICAL LEADER / IMAGE OF A POLITICIAN / MASS MEDIA / GUBERNATORIAL ELECTIONS / THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бурцева Екатерина Евгеньевна

В статье рассматривается вопрос о влиянии средств массовой информации на формирование имиджа политического лидера. Анализ проблемы проводится на примере выборов главы Республики Хакасия, прошедших в регионе в 2018 году. Приводятся результаты изучения публикаций региональных СМИ за два года (2018-2019 гг.), связанных с освещением деятельности вначале лидера предвыборной гонки, затем победителя выборов на пост губернатора региона и оказавших влияние на формирование образа политического деятеля. Предлагаются также материалы проведённого опроса и их анализ, выявляющие мнение избирателей региона о поддержке политического лидера перед выборами губернатора и после состоявшихся выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Бурцева Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE INFLUENCE OF MEDIA ON THE IMAGE OF A POLITICAL LEADER (THE CASE OF ELECTIONS OF THE GOVERNOR OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA IN 2018)

The article deals with media influence on the formation of a political leader image. The analysis of the problem is carried out with the example of the elections of the Head of the Republic of Khakassia held in 2018. The author presents results of the study of regional media publications for two years (2018-2019), covering activities of the leader of the pre-election race, then the winner of the elections for the post of the region governor, and influencing the formation of the political image. The materials of the survey and their analysis are also offered, revealing the opinion of the voters of the region about the support of the political leader before the election of the governor and after the elections.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ СМИ НА ОБРАЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В 2018 ГОДУ)»

поддерживать с ними обратную связь. Также редактор не может точно сказать, как проект будет функционировать дальше. Есть опасения, что пандемия СОУГО-19 станет причиной того, что популярный информационно -развлекательный портал Хакасии, который предоставляет жителям и гостям нашего региона всю актуальную информацию о жизни в республике уже около пятнадцати лет, и вовсе придётся закрыть.

Как и представитель редакции, в данный момент мы не можем давать прогнозы по поводу того, когда и в какую сторону ситуация изменится. Однако дальнейшие наблюдения и анализ позволят нам сделать выводы о том, какое влияние пандемия коронавируса окажет не только на одно из самых популярных интернет-изданий Хакасии, но и на сферу масс-медиа нашей республики в целом.

Библиографический список

1. Интернет-издание «Медуза». URL: https://meduza.io (дата обращения: 21.05.2020).

2. Информационно-развлекательный, познавательный интернет-портал «Репаблик». URL: https://r19.ru (дата обращения: 21.05.2020).

3. Барановская П. А. «Репаблик» как главный информационно-развлекательный портал Хакасии // От поиска - к решению. От опыта - к мастерству: мат-лы I Междунар. студ. науч.-практ. конф. / науч. ред. Г. А. Минюхина; отв. ред. И. А. Давыдова. Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2019. С. 167.

4. Интернет-журнал «Мир фантастики». URL:https://www.mirf.ru (дата обращения: 21.05.2020).

© Барановская П.А., 2020

УДК 070:[32.019+324] (571.513 )"2018"

О ВЛИЯНИИ СМИ НА ОБРАЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА (НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ ГУБЕРНАТОРА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ В 2018 ГОДУ)

Бурцева Екатерина Евгеньевна,

магистрант

Научный руководитель — Е. С. Грищева, кандидат филологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассматривается вопрос о влиянии средств массовой информации на формирование имиджа политического лидера. Анализ проблемы проводится на примере выборов главы Республики Хакасия, прошедших в регионе в 2018 году. Приводятся результаты изучения публикаций региональных СМИ за два года (2018— 2019 гг.), связанных с освещением деятельности вначале лидера предвыборной гонки, затем победителя выборов на пост губернатора региона и оказавших влияние на формирование образа политического деятеля. Предлагаются также материалы проведённого опроса и их анализ, выявляющие мнение избирателей региона о поддержке политического лидера перед выборами губернатора и после состоявшихся выборов.

Ключевые слова: политический лидер, образ политика, средства массовой информации, губернаторские выборы, Республика Хакасия.

ABOUT THE INFLUENCE OF MEDIA ON THE IMAGE OF A POLITICAL LEADER (THE CASE OF ELECTIONS OF THE GOVERNOR OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA IN 2018)

Burtseva Ekaterina Evgenievna,

graduate student

Supervisor — E. S. Grishcheva, Ph.D. of Philology, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)

The article deals with media influence on the formation of a political leader image. The analysis of the problem is carried out with the example of the elections of the Head of the Republic of Khakassia held in 2018. The author presents results of the study of regional media publications for two years (2018-2019), covering activities of the leader

of the pre-election race, then the winner of the elections for the post of the region governor, and influencing the formation of the political image. The materials of the survey and their analysis are also offered, revealing the opinion of the voters of the region about the support of the political leader before the election of the governor and after the elections. Key words: political leader, image of a politician, mass media, gubernatorial elections, the Republic of Khakassia.

Политическая составляющая жизни общества играет значительную роль в связи с тем, что хотя и опосредованно, но оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Важное место в политике принадлежит общественно-политическим партиям и движениям, а также отдельным политическим лидерам, поэтому политика не может существовать отдельно от общества. Наиболее харизматичные политики оказывают влияние как на развитие политической партии или организации, в которой состоят, так и на общественное мнение. Формирование образа политического лидера зависит от того, как мнение общественности о политических деятелях формируется через их презентацию в разных СМИ. Следовательно, зачастую вместо реальных политических программ, реального образа политика общественность имеет дело с имиджем политика, созданным СМИ (см. об этом, к примеру: [1; 2]).

В связи со сказанным становится очевидным, что в современном обществе проблема образа политического лидера в массовом сознании стала очень актуальной, ведь мы всё чаще сталкиваемся с противоречием: образ политика, созданный в СМИ, не всегда отражает реальные его характеристики, умение правильно и грамотно решать политические задачи и проблемы.

Как известно, проблема политического лидерства - одна из основных в политологии. Образ политического лидера в основном изучается в контексте теории и практики поведения электората. Данной проблемой занимались такие политологи и социологи, как В. Н. Амелин, Н. С. Федоркин, А. И. Ковлер, М. Е. Ко-шелюки др.

Разработкой теории имиджа политического лидера занимались следующие учёные: С. Анхольт, А. А. Деркач, Д. М. Дурдин,

Е. В. Егорова-Гатман, Г. И. Марченко, Е. Б. Перелыгина, Г. Г. Почепцов, А. Н. Чуми-ков, М. П. Бочаров и др. В работах этих авторов выявлены различные аспекты теории политического образа.

По нашему мнению, наиболее значимыми в рамках исследуемой проблемы можно считать работы отечественных исследователей: К. С. Гаджиева, Э. А. Галумова, Ю. Б. Кашле-ва, Д. В. Ольшанского и др. Как отмечают названные учёные, СМИ могут выступать серьёзным манипулятивным орудием, влияющим на формирование общественного мнения.

В настоящее время современная политика стала более «персонализированной». Увеличилось количество политиков, представляющих различные партии, движения. Буквально каждый человек столкивается с проблемой выбора из многочисленного списка баллотирующихся того единственного кандидата, который отвечает его личным представлениям о том, каким должен быть политический лидер.

В переводе с английского лидер - это ведущий, умеющий управлять людьми. Иными словами, лидер - это член группы, умеющий в сложных или в экстремальных ситуациях принять верное решение и повлиять на мнение или поведение других участников данной группы.

Понятие политического лидера является междисциплинарным: его изучают философия, социология, политология, теория государства и права, журналистика и другие отрасли современной науки. Это обусловливает отсутствие общепринятой дефиниции рассматриваемого понятия, его многоаспектность.

Современное общество желает видеть в политическом лидере индивида, который для решения проблем общественного развития будет способен к консолидации различных

групп. И за таким лидером общество будет признавать право принимать решения, которые будут значимы с позиции общественности.

Для того, чтобы победить на выборах, только положительного образа может быть мало. Существует ещё одна составляющая, которая может помочь провести успешную избирательную кампанию. Речь идёт об использовании негативного стратегического образа политического соперника.

Политологи западных стран в образе политического лидера выделяют как основные, так и дополнительные черты. К первым (основным) относятся политические взгляды, программа политика, а ко вторым - экстраполитические признаки, например: прошлое политика, его семейное положение, увлечения, домашние питомцы и некоторые др. Названные категории имеют вариативный характер и зависят от конкретного случая. Но основные качества образа политика и его политические взгляды изменяться кардинально не могут.

Т. Ю. Лебедева, занимающаяся исследованием образа политического лидера, обращает внимание на то, что политический образ играет роль связующего звена, соединяющего политика и его аудиторию. Имидж выполняет функцию отражения интересов и аудитории, и политика и стремится совместить их. Данный исследователь предлагает разделить политический образ на два типа:

- «имидж идеальный», то есть образ желаемый, тот, к которому политик должен стремиться;

- «имидж реальный», тот, что политик уже имеет и с которым живёт.

Соответственно имиджмейкер должен совместить эти два типа, чтобы создать качественный политический образ, который будет работать на обладателя, а не против него [3].

Средства массовой информации, по мнению современных исследователей, воздействуя на политический образ, пользуются важнейшим

инструментом, которым является публикация результатов опросов мнения общественности и рейтингов политиков. Таким образом, они воздействуют на читателей и формируют определённые ожидания [4].

Наше исследование проводилось в 20182020 гг. в городе Абакане Республики Хакасия. Принимая непосредственное участие в подготовке и осуществлении предвыборной кампании, мы провели опрос с целью установления первичных представлений жителей г. Абакана о кандидатуре на пост губернатора Республики Хакасия. Участникам опроса было предложено ответить на следующий вопрос: «Какой кандидат наиболее достоин быть избранным на пост губернатора Хакасии, по вашему мнению? Почему?». В течение 20182019 гг. проводился анализ отдельных печатных СМИ, издающихся в регионе (газеты «Хакасия» и «Пятница»). Целью анализа было изучение особенностей освещения образа О. В. Коновалова как политического лидера Республики Хакасия.

Обработка результатов опроса показала следующущую картину (рис. 1).

Как видим, чуть больше половины опрошенных остановили свой выбор на кандидатуре от КПРФ О. В. Коновалова. На второй позиции оказался действовавший тогда губернатор В. М. Зимин, а на третьем - руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия». Свой выбор жители г. Абакана обосновывали необходимостью смены политического лидера, низким уровнем доходов населения, неэффективностью проводимой действующей властью политики, большим внешним долгом республики и др.

В течение 2018-2019 гг. нами проводился анализ печатных СМИ (газеты «Хакасия» и «Пятница»), целью которого было изучение освещения образа О. В. Коновалова как политического лидера Республики Хакасия. Всего нами было проанализировано 78 публикаций.

В. М. Зимин О. В. Коновалов ■ А. Н. Филягин

Рис. 1. Результаты опроса «Наиболее достойный

В материалах интернет-СМИ ИА «Хакасия» отмечается, что в отношении О. В. Коновалова федеральными СМИ ведётся информационная война [5]. Она активно поддерживается и региональными СМИ, оказывающими непосредственное влияние на массовое сознание населения нашей республики. Заметим, что под массовым сознанием мы понимаем сознание значительной части людей, массы граждан, принадлежащих чаще всего к разным социальным группам, слоям и классам. Анализируя публикации этого издания, мы изучили 45 материалов на интересующую нас тему и пришли к следующим выводам: 51 % материалов не содержат никакой эмоциональной оценки, она нейтральна; 20 % публикаций выражают положительную эмоциональную оценку и 29 % -это публикации негативного характера.

В материалах газеты «Пятница» нами было выявлено 33 публикации о действующем в настоящее время губернаторе. Большинство публикаций раскрывало образ губернатора с отрицательной стороны. Например, таковы публикации: «Имидж - это всё», «В одном шаге от пропасти», «Людей легче сменить, чем изменить», «В Хакасии тревожно засентябрило», «Прах людских надежд в избирательных урнах», «Изжога от обещаний», «Жизнь хороша и плевать, что не правда», «Как сидится на суку», «А неприятности, те только начались»,

кандидат на пост губернатора Республики Хакасия»

«Равнодушие под корягой», «Коновалов окучил картошку» и т. д. В них постулируется неумение губернатора управлять республикой, отсутствие результатов его работы, а также неумение подбирать команду. Большинство материалов носит отрицательный характер, в процентном соотношении их оказалось 60 %; 30 % публикаций имеют положительный характер и 10 % текстов относятся к нейтрально окрашенным (рис. 2).

В начале 2020 года нами было проведено повторное исследование общественного мнения, во время которого респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Читаете ли Вы материалы региональных СМИ о политике в Республике Хакасия?

2. Верите ли Вы их содержанию?

3. Считаете ли Вы, что О. В. Коновалов -эффективный политический лидер?

Результаты проведённого опроса показали, что треть из ранее опрошенных под влиянием СМИ изменили свое мнение о действующем губернаторе (рис. 3).

Таким образом, проведённое исследование позволяет резюмировать, что средства массовой информации могут опосредованно влиять на отношение людей к образу политического лидера и изменять его, что, в частности, подтверждается результатами нашего опроса, де-

монстрирующего снижение рейтинга имиджа нынешнего губернатора Республики Хакасия. Если в ходе предвыборной кампании 51 % опрошенных считали В. О. Коновалова достойным будущим руководителем региона, то в

начале 2020 года только 29 % респондентов по-прежнему считают, что нынешний губернатор грамотно справляется со своими обязанностями и рационально управляет республикой.

Рис. 2. Публикации региональных газет о губернаторе Республики Хакасия

I Да □ На-

читаете ли Вы материалы региональных СМИ о политике в Республике Хакасия?

Верите ли Вы их содержанию?

Считаете ли Вы, что О. В. Коновалов - эффективный политический лидер?

80%

60% 40%

29% 71%

Рис. 3. Влияние региональных СМИ на мнение общественности

Библиографический список

1. Мироненко Н. А. Формирование имиджа политического лидера в СМИ в условиях современной политической культуры России // Элиты и лидеры: стратегии формирования в современном университете: материалы Международного конгресса / под ред. А. П. Лунева, П. Л. Карабущенко. Астрахань, 2017. С. 257-259.

2. Попова В. О., Балезина Е. А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. № 2 (22). С. 88-94.

3. Лебедева Т. Ю. Паблик релейшенз. Корпоративная и политическая режиссура. Модели, система ценностей, каналы СМК. М.: Центр, 1999.

4. Оганесян К. С. Политическое лидерство и средства массовой информации как инструмент отражения образа политика // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. T. 5. N° 2. С. 247-260.

5. Анатомия лжи: как федеральные СМИ лепят отрицательный имидж Хакасии. URL: http://www.19rus.info/index.php/vlast-i-politika/item/100940-anatomiya-lzhi-kak-federalnye-smi-lepyat-otritsatelnyj-imidzh-khakasii (дата обращения: 19.04.2020).

© Бурцева Е. Е., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.