Научная статья на тему 'О влиянии радиуса блока на натяжение канатов в системе подвески груза'

О влиянии радиуса блока на натяжение канатов в системе подвески груза Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
430
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подвеска груза / жесткость / блок / радиус / раскачивание / наматывание / натяжение
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кулешова Марина Федоровна, Щербак Олег Витальевич, Розенфельд Николай Владимирович, Евтушенко С. А., Туленинов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nonlinear model of winding of resilient rope onto on a block is developed allowing to estimate influence of radius of block on the character of pull of rope.

Текст научной работы на тему «О влиянии радиуса блока на натяжение канатов в системе подвески груза»

УДК 621.873.01

О ВЛИЯНИИ РАДИУСА БЛОКА НА НАТЯЖЕНИЕ КАНАТОВ В СИСТЕМЕ ПОДВЕСКИ ГРУЗА

М.Ф. Кулешова, доцент, к.т.н., О.В. Щербак, доцент, к.т.н., Н.В. Розенфельд, ассистент, С.А. Евтушенко, А.В. Туленинов, студенты, ХНАДУ

Аннотация. Разработана нелинейная модель наматывания упругого каната на блок, позволяющая оценить влияние радиуса блока на характер натяжения каната

Ключевые слова: подвеска груза, жесткость, блок, радиус, раскачивание, наматывание, натяжение.

Введение

Как известно [1], механизм подъема груза, имеющий широкое применение в грузоподъемных кранах, включает полиспаст с неподвижными блоками радиуса г (рис. 1).

Рис. 1. Механизм подъема груза: 1 - электродвигатель; 2 - тормоз; 3 - редуктор; 4 - барабан лебедки; 5 - полиспаст

Анализ публикаций

При расчете натяжения в канатах [1] полиспаст заменяется приведенной схемой (рис. 2) с одним канатом, жесткость которого эквивалентна жесткости полиспаста и равна с = k■ ск, где k - количество канатов, ск - жесткость одной ветви каната длиной I, вычисляемая по формуле

ск = EF/l,

Е - модуль упругости каната, F - площадь сечения проволок каната.

Известен [2] номенклатурный ряд радиусов блоков: 0,2; 0,25; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8 м, однако в

приведённой схеме полиспаста радиус г блока во внимание не принимается.

и а

Рис. 2. Приведённая схема полиспаста

Цель и постановка задачи

Разработать динамическую и математическую модель подвески груза с целью оценки влияния радиуса блока полиспаста на характер изменения натяжения упругого каната.

Решение задачи и анализ полученных результатов

На рис. 3 представлена динамическая модель поставленной задачи, учитывающая радиус г блока, жесткость каната, возможное его раскачивание, имеющее место в реальной ситуации, с наматыванием каната на блок. Задача сводится к составлению дифференциальных уравнений движения маятника, состоящего из материальной точки массой т, подвешенной на упругой нити (канате). Длина свисающей в положении равновесия части каната равна I, потери на трение во внимание не принимаются.

За обобщенные координаты приняты: угол ф отклонения каната от вертикали и удлинение х каната, то есть q1 = ф и q2 = х.

Рассматриваемая динамическая модель описывается системой двух дифференциальных уравнений второго порядка, нелинейных, с переменными коэффициентами, при составлении которых были использованы уравнения Лагранжа второго рода. Для определения натяжения каната получена формула: 5 = mgcos ф + т(1+х+г ф)(ф) + + с(х+г ф), указывающая на зависимость натяжения 5 нити (каната) от радиуса г блока полиспаста. Из приведенной формулы как частные случаи следуют формулы натяжения: S=mg при ф = 0 и х = 0; 5 = mg + сх при ф = 0, х Ф 0; 5 = mgcosф + +ш1(ф ')2 при ф Ф 0, х = 0 . Переменные х и ф определяются составленными дифференциальными уравнениями.

Решение задачи выполнено в МА^АВ в пакете Simulink.

Исследования проводились по схеме гк ^ 1п ^ ш, {250; 1000; 5000; 10000 кг}, где гк - величины радиуса блока из его номенклатурного ряда; длина 1п каната принималась равной 1; 2; . . ., 100 м; ш1 - масса груза.

Сопоставительный анализ для каждого случая проводился при п Ф 0 и гк = 0. На рис. 4-5 выборочно представлены графики, иллюстрирующие влияние радиуса блока на натяжение каната.

б) т=1000кг

в) т=5000кг

г) ш=10000 кг

Рис. 4. Изменение натяжения каната при г =0,5 м /=1м, с=870000 Н/м

a) r=0,2 м , /—1м, с=870000 H/m

=q,4 1=2, i 171=5000 СЦ30000

0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5

б) r =0,4 m , /=2M, C=430000 H/M

0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5

в) r=0,6 m , /=3м, c=270000 H/m

0,8 1=4, i m=5OO0 C=215000

0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 4

г) r=0,8 м , /=4м, с=215000 Н/м

На схемах а-г рис. 4 представлены графики изменения натяжения S каната, когда r = 0,5 м, / = 1 м (жесткость каната с = 8,7-105 Н/м = const для всех схем) при m = 250 кг, m = 1000 кг, m = 5000 кг и m = 10000 кг. При этом, для всех приведенных графиков отношение v, равное отношению величины радиуса r блока к длине / каната, составляет v = r / / = 0,5.

На схемах а-г рис. 5 масса груза неизменна и равна m = 5000 кг. Величины r и / различны, но их отношение v на всех схемах постоянно и равно v = r / / = 0,2.

Приведенные графики свидетельствуют об очевидном влиянии радиуса r блока на натяжение S каната. Это влияние, как показал машинный эксперимент, прослеживается до отношения v = r / / = 0,02 - 0,01. Если допустить, что v = 0,02, а r =

0.8.м, то длина каната составит / = 40 м. Безусловно, с увеличением длины / каната и уменьшением величины v, влияние радиуса r блока практически исчезает.

Из представленных графиков следует, что характер изменения частоты и периода натяжения S обусловлен наложением колебаний с учетом жесткости каната и массы груза, частота которых значительно превышает частоту колебаний от раскачивания каната. Кроме того, «набегание» и «сбегание» каната с блока (наматывание каната на блок) способствует появлению дополнительных «всплесков» натяжения.

Выводы

Доказано влияние радиуса r блока полиспаста на натяжение каната, увеличивающее его нагруже-ние.

Дальнейшие исследования влияния радиуса блока на динамику подъема груза должны учитывать диссипативные процессы в системе подвески груза с выявлением роли начальных условий.

Литература

1. Лобов Н.А. Динамика грузоподъемных кранов.

- М.: Машиностроение, 1987. - 158 с.

2. Колесник Н.П. Расчеты строительных кранов.

- Киев: Высш. школа. Головное изд-во, 1985. -240 с.

Рецензент: Л.В. Назаров, д.т.н., профессор, ХНАДУ.

Рис. 5. Изменение натяжения каната при v=r//=0,2, m=5000 кг

Статья поступила в редакцию 15 мая 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.