Научная статья на тему 'Разработка инструмента для оптимизации расчета допустимых нагрузок на полиcпаст при подъеме грузов посредством гибкой связи'

Разработка инструмента для оптимизации расчета допустимых нагрузок на полиcпаст при подъеме грузов посредством гибкой связи Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
158
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ПОЛИСПАСТ / СТАТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кубрин Сергей Сергеевич, Журавлев Евгений Игоревич

Разработанный инструмент рассчитывает разрывное и усилие с учетом запаса прочности, зависящим от числа полиспастов в системе и их кратности, для различных кранов для проведения последующих испытаний при техническом освидетельствовании грузоподъемного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка инструмента для оптимизации расчета допустимых нагрузок на полиcпаст при подъеме грузов посредством гибкой связи»

© С.С. Кубрин, Е.И. Журавлев, 2011

С.С. Кубрин, Е.И. Журавлев

РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАСЧЕТА ДОПУСТИМЫХ НАГРУЗОК НА ПОЛЖПАСТ ПРИ ПОДЪЕМЕ ГРУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ ГИБКОЙ СВЯЗИ

Разработанный инструмент рассчитывает разрывное и усилие с учетом запаса прочности, зависящим от числа полиспастов в системе и их кратности, для различных кранов для проведения последующих испытаний при техническом освидетельствовании грузоподъемного механизма.

Ключевые слова: грузоподъемные механизмы, полиспаст, статические и динамические испытания, техническое освидетельствование.

^Т/'аждый грузоподъемный механизм при техническом осви--ж\детельствовании следует проходить статическое испытание в течение 10 мин грузом, на 25 % превышающим его номинальную грузоподъемность, - с целью проверки прочности механизма и отдельных его элементов. Грузоподъемный механизм, выдержавший статическое испытание, подлежит динамическому испытанию. Динамическое испытание грузоподъемного механизма следует проводить грузом, на 10 % превышающим номинальную грузоподъемность механизма, - с целью проверки действия его тормозов. Коэффициент запаса торможения тормоза, в зависимости от режима работы и рода привода грузоподъемного механизма, должен быть от 1,5 до 2,5. Допускается проводить динамическое испытание рабочим грузом с повторным его подъёмом и опусканием. Во всех случаях при обнаружении дефектов при проведении испытаний грузоподъемного механизма испытание необходимо прекратить и после устранения дефектов провести вновь [1].

Механизмы подъема груза состоят из цилиндрического или червячного редуктора, соединенного муфтой с электродвигателем, и тормозного устройства. Выходной вал редуктора соединяется с барабаном. На барабане закрепляется канат с грузозахватным устройством (крюком, электромагнитом, грейфером).

В грузоподъемных машинах широко применяется полис-паст -устройство для подъема и перемещения грузов посредством гибкой связи, многократно огибающие подвижные и неподвижные блоки. Согласно правилам Госгортехнадзора механизмы подъема груза выполняются так, что опускание груза возможно только двигателем.

В механизмах подъема подвес груза на одной ветви каната применяют только в кранах малой грузоподъемности (1-3 т). В стрелковых (портальных) кранах, имеющих большую высоту подъема груза, подвес на одной ветви применяется при грузоподъемности 5 и даже 10 т.

Для исключения перекоса крюковой подвески обычно применяются полиспасты с четной кратностью in, под которой понимается отношение числа ветвей каната, на которых висит груз, к числу ветвей каната, набегающим на барабан лебедки [2].

Расчет нагрузки механизмов подъема груза мостового крана грузоподъемностью Q = 5 т для перегрузки массовых грузов. Скорость подъема груза гг = 0,2 м /с. Высота подъема Н = 6 м. Режим работы - средний, ПВ = 25 % (группа 4 режима работы по табл. 1).

Принимаем механизм подъема со сдвоенным двукратным полиспастом (рис. 1.).

Усилие в канате, набегающем на барабан:

И=0-,

™пЛа

где Q - номинальная грузоподъемность крана, кг; z - число полиспастов в системе; иг - кратность полиспаста; Ло - общий КПД полиспаста и обводных блоков: г/о = ЛпЛоб; (Лп - КПД полиспаста, Лоб - КПД обводных блоков).

Таблица 1

Режимы работы подъемного крана [3]

Режим работы Высота подъема, м

Низкий До 5

Средний От 5 до 9

Выше среднего От 9 до 15

Высокий От 15 до 21

Таблица 2

Зависимость коэффициента запаса прочности полиспаста от их кратности [4]

Кратность полиспаста (и) Коэффициент запаса прочности

1 1,25

2 5,5

4 11

6 18

Коэффициент полезного действия полиспаста, предназначенного для выигрыша в силе (концевая ветвь сбегает с подвижного блока):

л = .

ип 1 -Лбл

Поскольку обводные блоки отсутствуют, где Лбл = 0,98 , то

1 1 - 0,982 „ 5000 • 9,81

Ло = =-= 0,99, Fб =-= 12386 Н;

2 1 - 0,98 2 • 2 • 0,99

Расчетное разрывное усилие в канате при максимальной нагрузке на канат: F = Fkk; где Fk - наибольшее натяжение в канате (без учета динамических нагрузок), Fк = Fб = 12386 Н; к - коэффициент запаса прочности. к =5,5 из таблицы 2.

F = 12386 • 5,5 = 68123 Н

Инструмент для расчета разрывного усилия полиспас-тов (рис. 1) различной кратности, как отдельно, так и с учетом запаса прочности. А при известном разрывном усилии будет возможно провести статические и динамические испытания.

Работа инструмента по расчету нагрузок на полиспаст осуществляется по следующему алгоритму. Сначала выбираются характеристики грузоподъемного механизма, а именно «тип», «тип привода» и «тип крепления захвата». После этого следует ввести входные характеристики грузоподъемного устройства и нажать кнопку «Рассчитать». Далее произойдет подсчет необходимых показателей и коэффициентов, и затем будут выданы выходные данные.

Выходные данные включают в себя следующие параметры: разрывное усилие на канат (Н); наименование ГОСТа для расчета разрыв-

ного усилия для грузоподъемного устройства с выбранными характеристиками; величина разрывного усилия на канат с учетом

Расчет нагрузок на полиспаст

Выберите тип грузоподъемного устройстве:

м

Экранная форма инструмента «Расчет нагрузок на полиспаст»

запаса прочности и в экстремальных условиях, а также маркировка применяемого каната для выбранного типа полиспаста.

-------------------------------------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Найдин И.Н., Найдина К.В. Руководство к практическим занятиям по геодезии и маркшейдерскому делу: Учеб. Пособие для техникумов. - М.: Недра, 1981. - 152 с.

2. Методичка по лабораторной работе «Расчет предельных нагрузок грузоподъемных машин и их механизмов» - М.: МГГУ, 2003г., 25 с.

3. Краны грузоподъемные. Режимы работы. ГОСТ 25546-82 М.: Изд-во стандартов, 1992.- 10 с.

4. Краны грузоподъемные. Классификация механизмов по режимам работы. ГОСТ 25835-83 М.: Изд-во стандартов, 1985.- 9 с.

5. Платонов П.Н., Куценко К.И. Подъемно-транспортные и подъемноразгрузочные устройства. М., 1972.

6. АлександровМ.П. Подъемно-транспортные машины. М., 1985. иігд=і

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ -------------------------------------------------------

Кубрин Сергей Сергеевич - профессор, доктор технических наук,

Журавлев Евгений Игоревич - магистрант,

Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.