ский Б. Б. В кн.: XII Всесоюзн. съезд гигиен., эпидемиол., микробпол. и инфекционистов. М. 1949, т. I, стр. 156—158. — И к р я н н и ко в В. Гиг., безопасн. и патол. труда, 1931, № 2, стр. 89—92. — Клебанов Г. Я., И з р а и л о в и ч И. Л. Гиг., безопасн и патол. труда, 1931, № 8—9, стр. 82—86. — Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарии головного мозга. М„ 1952.— Рязанов В. А. Санитарная охрана атмосферного воздуха. М., 1954, стр. 193.— Смирнов А. И. Гиг. труда, 1927, № 4. стр. 30-34.
Поступила 17/VI 1958 г.
DATA FOR THE DETERMINATION OF THE MAXIMUM PERMISSIBLE CONCENTRATION OF HYDROGEN CHLORIDE AEROSOLS IN THE ATMOSPHERIC AIR
I
E. V. Elfimova, aspirant
Experimentally it has been determined that the olfactory threshold value of hydrogen chloride aerosols for man is about 0.1—0.2 mg/m3. Besides, the reflex threshold values of hydrogen chloride aerosols were the following: for optic chronaxy 0.6 mg/m3, for light sensitivity of eyes adapted to darkness 0.2 mg/m3, for vascular reaction 0.5 mg/m3, and for respiration 0.1—0.2 mg/m3.
On the basis of the obtained results the author recommends the maximum permissible concentration of hydrogen chloride aerosols in the atmospheric air to be at a level of 0.05 mg/m3.
Examinations of the atmospheric air in the vicinity of plants, discharging unpuri-fied gases containing hydrogen chloride, have shown the air to be heavily polluted with hydrogen chloride.
■Й" * -йг
О ВЛИЯНИИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ С ПОВЫШЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ФТОРА НА ФУНКЦИЮ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
Научный сотрудник В. А. Книжников Из Казахского института эпидемиологии, микробиологии и гигиены
Известно много работ, в которых изучалась связь между поступлением в организм фтора и возникновением эндемического зоба. Однако вопрос о влиянии на щитовидную железу природных вод, содержащих повышенные количества фтора, не может рассматриваться гигиенистами лишь с точки зрения связи с эндемическим зобом. Весьма важен вопрос о влиянии таких вод на функцию щитовидной железы.
Известно, что поражения щитовидной железы и расстройства ее функции не всегда сопровождаются какими-либо клиническими или морфологическими (зоб) проявлениями. Поэтому определение влияния питьевой воды с тем или иным содержанием фтора на функцию щитовидной железы возможно лишь путем непосредственного изучения самой функции железы. В последние годы для определения функции щитовидной железы был предложен метод, основанный на изучении поглощения железой радиоактивного йода. Не все исследователи являются сторонниками этого метода, однако большинство считает его наиболее достоверным и эффективным. Этот новый метод позволил провести непосредственное изучение функциональной активности щитовидной железы при воздействии различных количеств фтора. К сожалению, результаты всех этих работ не решают вопроса о действии богатых фтором вод на функцию щитовидной железы, так как условия экспозиции, избранные авторами, слишком далеки от естественных условий. Все авторы применяли или очень высокие дозы, не встречающиеся в естественных условиях, или же вели затравку непродолжительное время, в течение которого (см. ниже) действие фтора могло еще не проявиться. Ни в одной из известных нам работ не были определены пороговые концентрации фтора в воде, в которых он способен оказать воздействие на функцию
щитовидной железы при условии многомесячного (у животных), или многолетнего (у людей) поступления; не изучено функциональное состояние щитовидной железы при флюорозе.
Неизученность влияния питьевой воды с, различным содержанием фтора на функцию щитовидной железы, с одной стороны, и важность этого вопроса для обоснования гигиенического норматива фтора в питьевой воде, с другой, побудили нас провести соответствующие исследования.
Было изучено влияние длительного поступления воды с различным содержанием фтора на функциональное состояние щитовидной железы белых крыс; кроме того изучалась функциональная активность железы у молодых людей из эндемичных и неэндемичных по флюорозу мест-костей.
При определении функционального состояния щитовидной железы у животных (крыс) нами применялась доза радиойода в 0,5;лС. Эта доза по количеству вводимого йода является индикаторной, не отражающейся на йодном балансе организма крысы, так как она в десятки тысяч раз меньше количества йода, составляющего суточную потребность крысы. Кроме того, она удовлетворяет другим необходимым требованиям: ее активность не столько велика, чтобы оказывать влияние на функцию железы уже в период опыта, однако достаточна для того, чтобы результаты отсчетов, с точки зрения статистики, не имели существенных погрешностей. Ввиду того, что скорость счета при дозе 0,5 ¡л С не превышала тысячи импульсов в минуту, поправка на разрешающее время установки не вносилась.
Фиксирование крыс производилось с помощью специально изготовленного станочка— экрана. Использовавшаяся аппаратура состояла из установки типа Б—2 и у -щупа со счетчиком АММ—4.
В каждой серии в опытную и контрольную группы подбирались животные одной линии, одного веса и возраста, содержавшиеся и питавшиеся в одинаковых условиях с момента рождения. Пол животных в сравниваемых группах или был одинаковым, или же в каждой группе одинаково выдерживалось соотношение самцов и самок. Фтор давался животным с водой в виде фтористого натрия. Затравка велась в течение 6 месяцев, за исключением 4-й серии исследований, когда затравка продолжалась 3 недели. Перерасчет дозы фтора на 1 кг веса животного производился на основании учета количества воды, выпивавшейся животными.
При обследовании с помощью радиойода людей мы использовали методику, предложенную Н. А. Габеловой и принятую ныне в СССР. Обследуемый получал дозу в 1—2цС, счетчик накладывался непосредственно на область щитовидной железы. Известно, что психические состояния — страх, возбуждение и т. п. — способны отражаться на включении йода в щитовидную железу. Чтобы подобные факторы не искажали результатов исследований, обследование людей (учеников 9—10-х классов) мы проводили в привычных для них условиях — в часы занятий, в кабинете школьного врача, куда обследуемый заранее извещенный о безболезненности процедуры, приглашался на несколько минут с урока. Обследованные юноши и девушки проживали в 3 территориально самостоятельных поселках, примыкающих к Алма-Ате.
Измерения включения йода в щитовидную железу крыс производились через 2. 4, 6, 12, 24, 48 и 96 часов; в щитовидную железу людей — через 1, 2, 3, 5, 24, 48 и 72 часа.
Для исследования активности щитовидной железы с помощью радиойода предложен целый ряд тестов.
Отечественными авторами принято судить о функции железы по всему ходу кривой накопления радиойода в железе, причем основными показателями являются максимальный уровень, которого достигает содержание радиойода в железе (Лм), и время, которое протекает до наступления этого максимума (1м). В своей работе мы придерживались этих установок.
Во всех случаях для различных групп обследованных людей и экспериментальных животных нами выводились средние показатели, которые использованы для построения групповых кривых поглощения радиойода. Такие кривые, составленные по средним показателям, не всегда в состоянии правильно отразить картину в группе. Так, если в группе в половине случаев имеет место гипертиреоз, а в другой половине—гипотиреоз, кривая, вычерченная по средним показателям, может иметь обычный вид, характерный для нормотиреоза. В нашем материале (за исключением
крыс 4-й клетки) индивидуальные показатели достаточно однородны, что дало возможность высчитывать средние по группам, не впадая в подобную ошибку. При определении у людей флюороза нами учитывались также характерные для Казахстана беспигментные формы эрозивного флюороза.
включение 7
'в процентах от введенной дозы\
ги ¿8 время в часах Кривая поглощения радиойода в группе крь с. получав-
— шах 0,15мг фтора *а 1кг веса
- - 0,0! -0.01мг . (контроль)
0,35 мг
Рис. 1. Функция щитовидной железы у крыс, получавших с водой 0,25 и 0,35 мг фтора на 1 кг веса (средние данные по 8 и 17 животным в опытных и по 9 в контрольной группах).
В первых двух сериях опытов мы решили установить пороговую концентрацию фтора, при которой он способен воздействовать на щитовидную железу при многомесячном поступлении, а также определить
Включение J (в процентах от введенной дозы)
.1 Л 50-
ОИЬ 12 24 48
время в часах
Кривая поглощения радиойода в группе крыс получающих — 0} мг фтпра на 1кг beca ■:
. 0,010.02 мг (Контроль¡
Рис. 2. Функция щитовидной железы у крыс, получавших с водой 0,5 мг фтора на 1 кг веса (средние данные по 10 животным в каждой группе).
характер этого влияния. Результаты опытов на животных представлены в табл. 1. На рис. 1 и 2 иллюстрируются данные таблицы.
Из табл. 1 и рис. 1 и 2 следует, что фтор в дозе 0,25 мг/кг в сутки (соответствует концентрации фтора в воде около 5 мг/л) существенного (в понятии вариационной статистики) изменения функции щитовидной железы крыс не вызвал. При более высоких дозах фтора — 0,35 и
Таблица 1
•Функциональная активность щитовидной железы крыс в зависимости от поступления
фтора с питьевой водой
Серия опыта Число крыс Доза фтора в мг/кг веса крысы Ум 1м
предельные значения среднее предельные значения среднее
1-Я 8 0,25 26—54 36,9 20—48 33
1-я 9 0,35 33—61 44,7 12—24 18
Контроль 9 0,01—0,02 31—50 37,4 24—48 40
2-я 10 0,5 56—73 63,6 4—14 9
Контроль 10 0,01—0,02 50-69 59,8 8—36 18
0,5 мг/кг веса (соответствует содержанию в воде 7 и 10 мг/л) имеет место выраженное изменение функциональной активности железы. У подопытных животных, получавших эти дозы фтора, основные показатели функциональной активности существенно выше, чем среди контрольных животных.
Обращает на себя внимание сравнительно высокая активность щитовидной железы среди контрольных животных 2-й серии исследований. Мы склонны объяснять это тем, что 2-я серия опытов проводилась в зимнее время, когда более низкая температура внешней среды могла вызвать соответствующее усиление деятельности щитовидной железы.
При взвешивании щитовидной железы крыс из 1-й и 2-й серий опыта оказалось, что у животных, получавших воду с 10 мг/л фтора, средний вес железы был в 1'/г раза выше, чем у животных контрольной группы (36,7 мг и 24,3 мг соответственно). Вес щитовидной железы крыс, получавших воду с 7 мг/л фтора, не имел существенной разницы с контролем. Таким образом, изменения функции щитовидной железы наступают при меньших концентрациях фтора, чем концентрации, необходимые для изменения ее величины (образования зоба). Полученные в опытах результаты позволяют заключить, что пороговая доза фтора, начиная с которой он воздействует на щитовидную железу крыс, находится в интервале 0,25—0,35 мг/кг веса в сутки. Воздействие фтора при дозах 0,35—0,5 мг/кг веса (концентрация в воде 7—10 мг/л) выражается не в угнетении, как предполагалось, а в активации щитовидной железы.
Ввиду того что результаты опытов на крысах показали, что на щитовидной железе отражаются уже концентрации фтора (7 мг/л), близкие к тем, с которыми приходится встречаться в естественных условиях, встал вопрос о функции щитовидной железы при флюорозе у людей, а также при максимальных концентрациях фтора, допускаемых ГОСТ 2874-54. Для решения этого вопроса мы из среды населения, потребляющего воду с содержанием фтора до 2,4 мг/л выбрали людей, имевших признаки флюороза. При выборе мы исходили из того, что у людей, имеющих признаки флюороза, возможное влияние фтора должно проявиться в первую очередь.
Показатели, характерные для нормально функционирующей щитовидной железы, достаточно хорошо изучены и известны. Мы все же сочли полезным включить в обследование контрольную группу, состоя-, щую из людей тех же населенных пунктов и того же возраста, но не потребляющих воды с высоким содержанием фтора и свободных от флюороза. Результаты наших определений представлены в табл. 2 и на рис. 3.
Полученные нами материалы позволяют заключить, что показатели функциональной активности щитовидной железы у молодых людей с флюорозом являются характерными для нормы. Эти показатели активности несколько превышают цифры, полученные в контрольной группе,
однако разница очень мала и не является существенной. Это иллюстрируется рис. 3, где для наглядности мы приводим индивидуальные кривые поглощения радиойода, характерные для гипертиреоза и гипотиреоза (по литературным источникам). Из рис. 3 можно видеть, что показа-
Таблица 2 Функция щитовидной железы в связи с флюорозом
Ум
Число обследованных школьников Наличие флюороза предельные значения среднее предельные значения среднее
10 49 Нет Есть 12,7—19,3 9,9—29,5 16,8 17,8 16—46 16—48 32 33
тели функциональной активности при флюорозе даже отдаленно не приближаются к показателям, которые указывают на нарушение функции щитовидной железы.
Как в контрольной группе, так и в группах с флюорозом, функциональная активность железы у девушек более высока, чем у юношей.
Омрачение 1 '■"
(в процентах от /веденной дозь>1
---кривая содержания 1'3' при гипертиреозе,
- - -в группе с флюорозом,
■ * - . без флюороза (контроль). ---- • _ при гипотиреозе
Рис. 3. Функция щитовидной железы при флюорозе (по данным обследования 10 человек без флюороза и 49 человек с флюорозом).
Так, в среднем в группе девушек с флюорозом (31 ученица) максимальный уровень включения радиойода составлял 19,2%; в группе юношей с флюорозом (18 учеников) показатели были 15,9%. Разница в показателях, обусловленная полом обследованных, значительнее разницы, наблюдаемой между контрольной и флюорозной группами. Материалы обследования показывают, что потребление воды, содержащей от 1,2 до ■2,4 мг/л фтора и вызвавшей флюороз, на функциональной активности щитовидной железы обследованных юношей и девушек существенным образом не сказалось.
Выводы
1. Влияние длительного потребления воды с повышенным содержанием фтора на функциональную активность щитовидной железы белых крыс начинается с дозы фтора в 0,25—0,35 мг/кг веса в сутки (концентрация фтора в воде— 5—7 мг/л).
2. Действие фтора в дозах 0,35—0,5 мг/кг веса (7—10 мг/л) проявляется не в угнетении щитовидной железы, как это предполагалось рядом исследователей, но, напротив, в ее активации. Активация при дозе фтора 0,5 мг/кг веса сопровождается некоторой гиперплазией железы.
3. Показатели активности щитовидной железы у обследованных юношей и девушек с различными степенями флюороза из местностей, содержащих в питьевой воде до 2,4 мг/л фтора, характерны для нормы и не имеют существенных отличий от показателей контрольной группы обследованных.
ЛИТЕРАТУРА
Аглинцев К. К. Основы дозиметрии ионизирующих излучений. М., Медгиз.
1955--Го бе л ов а Н. А. Труды по применению радиоактивных изотопов в медицине
М., 1955, стр. 74—88. — Она же. Там же, стр. 8у—111. — Книжников В. А Гиг. и сан., 1955, № 10, стр. 13—17. — Простяков К. М„ Нестерова А. П. Воп'р. питания, 1956, т. 15, № 4, стр. 27—31.—Фатеева М. Н. В кн.: Применение изотопов в технике, биологии и сельском хозяйстве. М., 1955, стр. 191—203.—Ш а р к е в и ч И. Н. В кн.: Зобная болезнь (реф.). Киев, 1956, стр. 80—81.—Greer М A J Clin Investing., 1951, v. 30, N. 3, p. 301—304,—Harris N. О., Hayes R. L. Journ. Dental Res.. 1955, v. 34, N. 4, p. 470—477. — H e 1 d. Schmidt U. Bull. Acad. Suisse d. Science med., 1951, v. 7. N. 5/6, p. 440—462. — Korrodi H„ Wegmann Т., Galetti P Held H. R. Schweiz, med. Wschr., 1955, v. 85, N. 42, S. 1016—1019,—N u m e r o f P. d'. A study of isotopes and the relationship to medicall technologists. J. Am. Med Technologists, 1953, v. 4, N. 3, p. 372—377. \
Поступила 3/IV 1957 r.
THE EFFECT OF DRINKING WATER WITH HIGH CONTENT OF FLUORINE ON THE THYROID GLAND FUNCTIONS
V. A. Knizhnikov, scientific collaborator
Investigations with radioactive iodine have been performed in endemic regions of fluorosis and experimentally on white rats in ordar to determine the effect of water with high content of fluorine on the functions of thyroid gland. The action on the gland from chronic feeding of fluorine to rats starts from the daily dose of 0.25—0.35 mg/kg body weight. Doses of 0 35 and 0.5 mg/kg body weight did not produce any depression, as has been expected, but on ihe coutrary, increased the functional activity of the thyroid gland, which manifested itself only 3 weeks after starting the feeding. Among young persons, 16—18 years old, who were suffering from fluorosis and had been drinking water with fluorine at a concentration of 2.4 mg/1, no disorders of the functional activities of the thyroid gland couid be detected.
■fr T&r -sir
ВИБРАЦИОННО-ШУМОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРУПНОПАНЕЛЬНОГО ЖИЛОГО ДОМА
Старший научный сотрудник П. И. Леушин
Из Института радиационной гигиены Министерства здравоохранения РСФСР
Жилищное строительство в Ленинграде вступило в полосу широкого применения сборных железобетонных строительных конструкций. Наиболее эффективные экономические преимущества дает применение так называемого крупнопанельного строительства.
Крупнопанельный дом представляет собой монолитную конструкцию из железобетона, в которой отдельные блоки стен, перегородок и перекрытий, изготовленные размером на целую комнату, сварены при