Научная статья на тему 'О включении малого бизнеса в общественное воспроизводство'

О включении малого бизнеса в общественное воспроизводство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КОНЦЕРНЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС / ПОТРЕБНОСТИ / МОНИТОРИНГ / НАСЫЩЕНИЕ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Наталья Андреевна

Статья раскрывает собственное внутреннее содержание теории общественного воспроизводства с двух сторон: по всем его моментам и по стадиям осуществления. Два момента основного содержания теории проанализированы с позиции неоспоримого участия малого бизнеса в данном процессе. Рассмотрена роль микробизнеса в обеспечении первой и последующей ступеней общественного воспроизводства. Обосновываются аспекты участия предпринимательства в общественном воспроизводстве, как непременного фактора нарастающего значения по нескольким направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О включении малого бизнеса в общественное воспроизводство»

О ВКЛЮЧЕНИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО

Алексеева Наталья Андреевна

аспирант. Ярославский государственный технический университет г. Ярославль, Российская федерация. E-mail: ashatan1985@mail.ru

Аннотация. Статья раскрывает собственное внутреннее содержание теории общественного воспроизводства с двух сторон: по всем его моментам и по стадиям осуществления. Два момента основного содержания теории проанализированы с позиции неоспоримого участия малого бизнеса в данном процессе. Рассмотрена роль микробизнеса в обеспечении первой и последующей ступеней общественного воспроизводства. Обосновываются аспекты участия предпринимательства в общественном воспроизводстве, как непременного фактора нарастающего значения по нескольким направлениям.

Ключевые слова: общественное воспроизводство; малый бизнес; концерны; реализация; коммерциализация; венчурный бизнес; потребности; мониторинг; насыщение; рынок

Код УДК: 330.544.2

Annotation. The article reveals the essence of the theory of public reproduction from two sides: both all its moments and realization stages are taken into account. Two aspects of the theory are analyzed according to the position of conclusive participation of small business in the given process. The microbusiness role in the maintenance of the first and subsequent steps of public reproduction is under consideration. Aspects of participation of business in public reproduction viewed as indispensable factor of accruing value in several directions are proved.

Keywords: public reproduction; small business; concerns; realization; commerce; venture business; requirements; monitoring; satiation; market

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

В последнее время к теории общественного воспроизводства относят всё более широкий круг вопросов. В этом можно усмотреть расхождение с начальным видением проблемы теории воспроизводства классиками. Но в то же время, несомненно, общее движение экономической науки в направлении более полного понимания теории общественного воспроизводства.

Теория общественного воспроизводства - самая абстрактная в политической экономии К. Маркса. По степени своей абстрактности она, возможно, превосходит даже иные философские исследования. Предмет исследования теории общественного воспроизводства прямо не затрагивает видимых, находящихся на поверхности экономических отношений, весьма далёк от преобладающего большинства процессов, с которыми обычно сталкиваются экономисты. Чтобы очертить свой предмет исследования, Марксу пришлось отвлечься от наиболее значимых проблем повседневной экономической и социальной действительности: от конкуренции, ссудного капитала и кредита, внутренней и внешней торговли, от всех факторов ценообразования помимо стоимости, от отраслей экономики и их взаимосвязей, от социальной структуры общества. Жертвами абстракции теоретика общественного воспроизводства стали и такие принципиальные процессы, как рост производительности труда, сдвиги органического строения производства и капитала.

В итоге объектом исследования предстала абстрактная модель абстрактного капитализма.

Полагаем, эта теоретическая работа основоположника теории общественного воспроизводства имеет методологическое значение для её осмысливания. К. Маркс был озабочен раскрытием самого глубокого содержания, сущности проблемы. Следовательно, вопросы и проблемы, от которых абстрагировался К. Маркс, сами в себе не содержат принципиально-истинных моментов сущности общественного воспроизводства, поскольку при выяснении таковой Марксу пришлось не рассматривать их.

Это не означает, что экономистам в аспекте общественного воспроизводства запрещается принимать во внимание не только перечисленные, но и более конкретные экономические процессы. Ведь основное содержание общественного воспроизводства и различные воздействия на это содержание - далеко не одно и то же. Учёт важности таких воздействий может быть чрезвычайно важным как теоретически, так и практически.

Нам представляется, что в свете всего сказанного собственным внутренним содержанием объективного процесса общественного воспроизводства является реализация в том особом смысле, который установлен автором соответствующей теории. Реализация в этом смысле - это возмещение всего общественного капитала и создаваемого общественного продукта, во-первых, по стоимости, и одновременно, во-вторых, по натурально-вещественной форме. Понимаемая в указанном смысле реализация выступает у К. Маркса также главной проблемой и всей его теории общественного воспроизводства. Эта концепция содержания общественного воспроизводства задаёт пути его исследования. В настоящей статье предпринимается попытка анализа общественного воспроизводства в единстве двух подходов: во-первых, по основным моментам, составляющим его содержание, и, во-вторых, по стадиям его осуществления. Если первый подход можно отнести к общепринятым, то второй ещё никем не практиковался.

Главное содержание теории общественного воспроизводства можно, на наш взгляд, представить следующими тремя моментами.

Во-первых, это строго определенный состав всего произведенного общественного продукта. Он императивно должен сам в себе заключать все элементы, необходимые для непрерывного продолжения его производства. То есть в нём должны наличествовать все вещественные факторы, восстанавливающие те, что были потреблены-израсходованы при его создании, и сверх того, конечно, - фонд потребления для участников производства и всех членов общества. Таким образом, речь идет об общей объективной обязательной внутренней пропорциональности производимой продукции соответственно соотношениям факторов её производства - средств труда, предметов труда, средств обеспечения жизней работников производства. Та продукция, что производится при нарушении данных пропорций, выпадает из экономического оборота. Сколь успешно бы ни обеспечивались пропорции более низких рангов, - например, некоторые межотраслевые, - при нарушении верховных пропорций совокупного продукта общественное воспроизводство обречено.

Таким образом, содержанием как объективно функционирующего общественного воспроизводства, так и соответствующей теории являются особые мегапропорции, обеспечивающие целостность и единство этого крупнейшего народнохозяйственного процесса. С учётом и отвлечений К. Маркса от текущих процессов и регулирующих их экономических законов, таких мегапропорций может быть только очень немного. Их принципиальной особенностью стала опора на единство натурально-вещественных и стоимостных соотношений воспроизводственных совокупностей. Стоимостных - между «С», «V» и «М» и натурально-вещественных - между предметами потребления и средствами производства. Устойчивость, преемственность общественного воспроизводства означает определённую стабильность и мегапропорций.

Развитие мегапропорций общественного воспроизводства, претерпевая изменения, требует

совершенствования теории. Так, на сегодняшний день членение общественного продукта на средства производства и предметы потребления является уже недостаточным. Назрела проблема выделения средств труда в особое подразделение, а вместе с тем - исследований, порождаемых их производством, инвестициями мегапропорций. Такая теоретическая работа уже началась [1].

Второй момент, на который указал сам классик, - это пропорция между производственной и денежной сферами, объёмом совокупного общественного продукта и количеством денег, определяющая возможности полной реализации произведенных благ. Эта проблема достаточно уверенно решается современным развитием денежно-кредитной сферы и фактически обособилась от теории общественного воспроизводства. Вместе с тем, мы полагаем возможным поставить вопрос о необходимости учёта в рассматриваемой теории такого момента, которого строго текстуально у основоположника теории выявить затруднительно. Однако его выделение предполагается обшей логикой исследования, научным методом «Капитала». С этих позиций таким моментом, по нашему мнению, следует считать сам фактический процесс возмещения в смысле прямой замены отфункционировавшего общественного капитала, как основного, так и оборотного.

Здесь следует принять во внимание, что все теоретически обобщенные Марксом в его категориях отношения процесса производства могут и должны рассматриваться в порядке развёртывания двух ступеней-стадий своего бытия. На первой стадии - бытийной ступени -формирующаяся материальная основа данного экономического отношения. Примером могут служить созданные в производстве товары, их стоимости и потребительные стоимости. Перекочевав из производственной сферы, к примеру, на полки магазинов, они продолжают оставаться всего лишь потенциально неосуществившимися товарами - с неосуществившимися как стоимостями, так и потребительными стоимостями. Купля-продажа - это уже вторая ступень их экономической жизни, они поступают в реальное общественное потребление, оба их свойства (стоимость и потребительная стоимость) выполняют предназначенные общественные роли. Не проданные же товары олицетворяют в себе впустую растраченный заключенный в них труд.

Точно так же и с произведенным общественным продуктом в строго определенном составе, в виде первой бытийной ступени общественного воспроизводства. До момента осуществления на своей второй ступени, с которой особенно соотносится современная роль малого бизнеса, общественное воспроизводство не будет завершенным, уже производимый и произведённый, предназначенный на определённые воспроизводственные цели общественный продукт остаётся всего только потенциальной совокупностью. Действительным общественным продуктом он становится на ступени своего экономического осуществления, когда им заполняются, вступают в действие, функционируют воспроизводственные общехозяйственные фонды.

Главное содержание общественного воспроизводства на базе общественного технологического процесса производства, получившего свое начало в развитых странах примерно с XIX века, остаётся единым при разных общественных отношениях. Это подтверждают как сами К.Маркс, В.И. Ленин, так и ряд других авторитетов в области теории воспроизводства. Тщательная проработка трудов по теории общественного воспроизводства таких экономистов, как Анчишкин А.И., Добрынин Н.А., Килин П.М., Корягин А.Г., Кронрод Я.А., Ноткин А.И., Шнипер Р.И. [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] и ряда других - даёт нам основания для дискуссии по поводу некоторых весьма значимых теоретических положений, например, отдельных тезисов Я. А. Кронрода. Этот экономист доказывал несоотносимость, различие главных проблем капиталистического и социалистического общественного воспроизводства. Он утверждал, что если главной проблемой капиталистического воспроизводства является реализация, то для социализма такой проблемой стала комплектация воспроизводственных общественных фондов [6, с. 52-53]. По нашему мнению, здесь налицо парафраз. Ибо проблема реализации как возмещения выступает в виде воспроизводственной пропорциональности совокупного общественного продукта. Данные отношения - не что иное, как начальные определения в самом производстве тех воспроизводственных общественных фондов,

которые в завершенном виде находятся на второй стадии.

Нам представляется, что сегодня малый бизнес нельзя соотнести только с «денежным» моментом общественного воспроизводства. Оба «продуктовых» обеспечиваются благодаря неоспоримому участию малого бизнеса. И что особенно значимо, - малый бизнес сегодня в нарастающей мере становится принципиальным фактором того осуществления общественного воспроизводства, о котором сказано выше.

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОЗДАНИИ СОВОКУПНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА

Специфическое участие малого бизнеса в создании совокупного общественного продукта на сегодняшний день является общей закономерностью современных передовых экономик. В состав современных многоотраслевых вертикально интегрированных концернов США, Евросоюза, Японии и других развитых стран входят десятки и сотни длинных планово организованных производственных цепочек из заводов-участников - сгустков передовых технологий. Их функционирование ныне обязательно поддерживается и подпитывается сразу несколькими группами субъектов малого предпринимательства.

Заводы-переделы, входящие в состав структуры сверхкорпорации, обеспечивают строго определенные и взаимно соответствующие друг другу технические, экономические параметры для прохождения будущей продукции по всей протяжённости технологических цепочек. Таких заводов в технологических цепочках сверхкорпораций многие десятки, даже сотни. Единый производственный ритм должен сопровождаться наивысшими производительностью труда, качеством продукции. Решение этой сложнейшей задачи невозможно без определенных потерь: не всем удаётся получить место в четко и жестко работающем организме сверхкорпорации. Здесь налицо эмпирическая закономерность, согласно которой высокая степень эффективности производства концерна прямо пропорциональна шлейфу из требующихся со стороны для обеспечения главного потока многообразных производственных и послепродажных сервисных работ. Некоторую часть таких работ пытаются выполнить сами сверхкорпорации. Однако практика давно показала, что наиболее качественнее и дешевле прибегнуть к специализированной помощи субъектов малого бизнеса. Для них четкое исполнение заказа встает не только как вопрос величины прибыли, но и зачастую самого их существования. Увеличение мощи концернов происходит через концентрацию и централизацию производства и капитала, рост производственных мощностей за счёт научно-технических и технологических сдвигов. Второй же путь роста силы сверхкорпораций происходит за счет увеличения числа малых и средних предприятий, по острой необходимости задействованных в их производственных цепочках. Своим функционированием в производственных масштабах концернов такие микропредприятия обеспечивают их воспроизводство, способствуют повышению их эффективности. Таким образом, фактическая ситуация не оставляет сомнений, что малый бизнес ныне стал органическим участником производства современного общественного продукта.

Участие современного малого предпринимательства на первой ступени общественного воспроизводства не противостоит общеисторической закономерности обобществления труда и производства. Действие данной закономерности весьма убедительно прослеживается на протяжении всей истории человечества. Диалектика этого процесса заключается в том, что сегодняшнее продвижение обобществления, в особенности через растущее доминирование концернов, ТНК, опирается на повышение значения малых и средних фирм, предприятий. Малый бизнес порождается нарастающей мощью наикрупнейших, оба усиливают друг друга.

Тотальное господство концернов, ТНК заставляет ориентированный на них микробизнес работать с большим напряжением. Наличие у концернов такого надежного и значимого фундамента

помогает им сосредотачиваться на вопросах дальнейшего технического и технологического развития.

Таким образом, истоки рассматриваемой фракции малого бизнеса лежат в особенностях организации и функционирования сверхкрупного бизнеса. Именно поэтому прогностическое изучение ее перспектив требует внимания к тенденциям развития современных сверхкорпораций. Однако здесь - значительные трудности когнитивного порядка, и исследований такого рода пока что не ведётся.

В РФ эта группа малого предпринимательства представлена растущим слоем инициаторов. Данные официальной статистики фиксируют ежегодный прирост величины малых предприятий по видам экономической деятельности. Здесь четко прослеживается устойчивая в последние года динамика: наибольшие удельные веса имеют такие виды предпринимательской деятельности как обрабатывающая промышленность, строительство [9].

Сегодня заметно увеличилось и количество малых предприятий, имеющих основания называться инновационными, то есть связанными с созданием и продвижением нововведений во всех сферах человеческой деятельности. Это отвечает приоритетам развития нашей страны на долгосрочную перспективу. Отсюда поддержка малого бизнеса на государственном уровне. Серьезное бюджетное финансирование на бесплатной и безвозвратной основе осуществляется, главным образом, через Фонд Содействия Развитию Малых форм предпринимательства в научно-технической сфере.

Однако, предприятия, не имеющие прямого отношения к НИОКРу, пока вынуждены сталкиваться с рядом серьезных проблем. Такими проблемами пронизаны не только финансовая, но и налоговая, законодательная сферы РФ. Они значительно затрудняют либо вовсе блокируют возможности реализации субъектами малого предпринимательства своего творческого потенциала.

Еще одна группа малого предпринимательства - венчурный бизнес - в развитых странах в последнее время демонстрирует своё активное участие в создании совокупного общественного продукта. Полагаем, в будущем это может стать способом участия в производстве значительной части занятых. Участники венчурного бизнеса видят всякий труд, производство с позиций постоянного поиска наиболее производительных, качественных техники и технологий. Они всегда выделяются среди основной массы работников. Соединив свое мышление технически сведущего инноватора с предпринимательской способностью, такие люди выделились в особую социально-экономическую группу, играющую всё большую роль в расширенном воспроизводстве общественного продукта.

Расширенное воспроизводство в научной системе К. Маркса функционирует за счёт вовлечения добавочной рабочей силы и обращения части национального дохода на создание добавочных средств производства. Смешанного типа модель, в которой рост производства обеспечивается как интенсивно, повышением производительности труда, так и экстенсивно -привлечением добавочных ресурсов, была представлена В.И. Лениным. Несмотря на то, что в развитых странах преобладает интенсификация, в науке пока все еще нет общепринятой модели расширенного воспроизводства интенсивного типа, где бы весь прирост достигался повышением общественной производительности труда. Нам представляется, что главные параметры такой модели должны тяготеть к параметрам модели простого воспроизводства. Ибо, с одной стороны, национальный доход не будет расходоваться на добавочные факторы производства, с другой же, -увеличение объемов общественного продукта сопровождалось бы соответственным ростом производительности труда, уменьшением его стоимости.

Разумеется, одному только венчурному бизнесу не по силам обеспечение расширенного воспроизводства полностью интенсивного типа. Кроме него этим занимаются корпорации,

располагающие соответствующими ресурсами. Функционируют также общехозяйственные страновые, международные фонды расширения производства, повышения производительности труда. В обоих случаях производство может расширяться без привлечения национального дохода, за счёт амортизационных отчислений и других составляющих общехозяйственного ссудного фонда. Но это логично предполагает тенденцию к росту, увеличению доли венчурного предпринимательства в источниках расширенного воспроизводства интенсивного типа. Будучи способом мобилизации общехозяйственных и корпоративных источников, одни только инвестиции не в состоянии сегодня обеспечить социуму требуемых темпов роста общественного продукта. Венчурный же бизнес сегодня - единственный источник интенсификации производства, прямо не зависимый от инвестиций обычного типа.

В РФ венчурный бизнес как звено малого предпринимательства - новое явление. Наш венчурный капитал должен развиваться под эгидой созданной в 2006 году Российской венчурной компании (РВК), на которую возложена задача развёртывания отечественных венчурных фондов. Однако действительное пока не соответствует желаемому, так как инфраструктура, масштабы венчурного капитала весьма и весьма скромные. Из 108 существующих венчурных фондов, по данным на июль 2010 года, действуют в России от силы 43. Объем капитала этих фондов составляет всего 2 млрд. долларов. Оценки фактических венчурных инвестиций в России еще хуже. В 2009 году они составили всего 300 млн. долларов. Для сравнения в США это 21,4 млрд. долл. США, в ЕС - 4,6 млрд. долл. США, в Китае - 1,9 млрд. долл. США [10]. Противостоят развитию венчурного бизнеса не только низкий уровень инвестирования, но и хронические проблемы в юридическо-правовых, налоговых, управленческих вопросах функционирования российского предпринимательства. Необходимо преодолеть случайный, фрагментарный характер венчурно-инвестиционной деятельности, довести её до уровня работы единой системы стратегического масштаба. Предстоит совершенствовать законодательство, обеспечивающее защиту инвесторов от банкротства финансовых организаций, ввести меры налогового стимулирования научной, опытно-конструкторской и технико-внедренческой деятельности, сделать доступнее экспорт инновационной продукции.

СТУПЕНЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА И МАЛОЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Малое предпринимательство обрело особую роль в реальном становлении общественного воспроизводства, в его переходе от потенциально сущего в действительно сущее. Его осуществление происходит путём практического физического возмещения-восстановления факторов производства и воспроизводственных фондов, израсходованных при создании этого совокупного продукта.

Для современных, производственно мощных экономик этот этап наиболее трудный. Сложилось порождённое современным этапом концентрации и централизации противоречие между беспрецедентными производственными возможностями, выпуском громадных масс продуктов и необходимостью их сугубо индивидуального распределения. Решение этого противоречия может прийти лишь со стороны специальной посреднической среды, упорядочивающей потребление, раскрывающей каналы поступления продукции, и одновременно принимающей в свою деятельность объемы производства для дальнейшего соединения их с подготовленным потреблением. В развитых странах такая среда развивается и совершенствуется, начиная с XX века. В настоящее время она представляет собой многомиллионное сообщество микробизнесменов, предпринимателей, являющихся непременной составляющей современного общественного воспроизводства - звеном экономического механизма его осуществления. Применяемые здесь правовые и организационные формы малого бизнеса могут быть различны.

С функции приёма малым предпринимательством продукции концернов для её последующей Журнал «Теоретическая экономика» №2, 2011 www.theoreticaleconomy.info

реализации-коммерциализации и начался исторически современный симбиоз большого и малого бизнеса. На сегодняшний день она перестала носить независимый характер, поэтому выступает в совокупности со второй и третьей функциями. Образовалась современная специфическая фаза процесса осуществления всего общественного воспроизводства, о чем говорит уже и географическая распределенность трейдеров-дилеров в соответствии со структурой рынка. Последующая их работа с потребителями привела к тому, что взаимоотношения анализируемого симбиоза приобрели форму заказа, воплощающего итоги исполнения микропредприятиями второй и особенно третьей функции всего процесса.

Поскольку выполнение всех функций приходится на один и тот же субъект, чаще всего вторую и третью функции объединяют с первой. Выступая слитно, экономически, они все же далеко не тождественны. С позиции рынка, вторая функция - центральная: купля-продажа, коммерческая реализация. Весь производственный процесс капиталистической, рыночной экономики, начиная с его первого момента, а именно производства общественного продукта происходит именно ради неё. В этой же второй функции конституируется прибыль концерна и доход индивидуального предпринимателя.

Коммерциализация продукта - процесс непростой и в правовом, и в экономическом отношении. Для товаров длительного использования он связан с необходимостью получения-оформления потребительского кредита, отсрочки и рассрочки платежа, а также с продажным и последующим обслуживанием. Во время реализации данного процесса малый предприниматель выступает «представителем» одного или группы концернов. На него возлагается весь груз и ответственность по привлечению, заинтересовыванию и заманиванию потенциального покупателя благодаря всевозможным предложениям. Именно такими программами: акциями, скидками, бонусами и т.д., проводимыми через «своих» микробизнесменов, - одни сверхкорпорации усиливают свои конкурентные преимущества перед другими. Тем самым концерны, уже располагающие первой технико-производственной «свитой», обретают также и вторую, - уже в сфере распределения и потребления своей продукции. Особенно же велико воспроизводственное значение третьей функции - мониторинга.

Постоянный мониторинг потребностей хозяйствующих субъектов, населения в выпускаемых концернами продуктах, товарах и услугах осуществляется микробизнесом с целью определенной адаптации производства к этим потребностям, поддержанию позаказного характера производства. Такой микробизнес находится среди покупателей продукции корпораций, именно поэтому он хорошо видит и чувствует потребности клиентов. Эти микробизнесмены настойчиво готовят почву для понимания и принятия её урожая покупателями продукции концернов, повседневно рекламируя её преимущества.

Такой мониторинг имеет огромное воспроизводственное значение, выходящее далеко за рамки обычных процедур рыночной экономики. Выбор покупателями авто, бытовой техники, мебели и прочих товаров - это их индивидуальность подхода в предпочтении тех или иных продуктов. Чётко-правильная идентификация существующих потребностей является непременным условием нормального хода современного производства. Сейчас для установления объемов потребностей применяются и математические модели, но полностью заменить ими фактический выбор покупателя вряд ли получится. Малый бизнес практикует общецивилизационную социально-экономическую функцию наиболее надежного установления тех или иных потребностей как старта общественного воспроизводства в органическом единстве производства и потребления. Сомнений в том, что такая практика будет востребована обществом и после естественной замены рыночных отношений более высокой социально-экономической системой, нет.

Рассмотренные функции малого предпринимательства рождены системой современных концернов и современного малого предпринимательства. Отечественная экономика пока ещё не

имеет конкурирующих многоотраслевых вертикально интегрированных концернов по объективным причинам. Однако её элементы - существуют. Так, специалисты утверждают, что в определенной степени завершено выстраивание фундаментальной конфигурации в металлургии, связи, нефтяной и газовой промышленности, сформированы крупные корпорации в судо- и авиастроении. Чего не скажешь о машиностроительном комплексе: в отраслях станкостроения, к примеру, преобразования не приобрели еще достаточно выраженного характера. Следовательно, и развитой группы микробизнеса, как в передовых экономиках, участвующей в осуществлении общественного воспроизводства, в РФ тоже пока нет. Российский микробизнес обретает все три проанализированные функции, но не в единстве всего механизма общественного воспроизводства, а лишь разрозненно.

РОСТ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА КАК СЛЕДСТВИЕ ФУНКЦИИ МОНИТОРИНГА

Разведывательная функция позволяет малому бизнесу расширять рынки сбыта производителям продукции, соединять производство с возникающими покупателями. В этой функции предприниматель не оставляет неучтенными и собственные интересы. Выступает зачастую главным насытителем обнаруженных им же потребностей, организуя под них соответствующее производство. Нередки случаи, когда малый бизнес вырастает в среднего, а то и крупного производителя, но чаще же ему приходится уступать место берущейся за развитие данного бизнеса корпорации. Рост объемов рынка за счет собственной производственно-торговой деятельности малых предпринимателей носит количественный эволюционный характер. Причём этот процесс не лишён определённых противоречий.

Малый бизнес в развитых странах при охвате десятков миллионов активного населения является крупнейшим концентратом денежного спроса, где его увеличение прямопропорционально развитию бизнеса. Однако представляется, что увеличение массы малых предприятий все-таки не тождественно соответственному увеличению ёмкости рынка. По нашему мнению, это его расширение происходит за счет увеличения стоимости реализуемых продуктов, а увеличение стоимости предполагает приращение их потребительной стоимости, полезности. Во время функционирования микропредприятий действительно происходят различные манипуляции с товарными полезностями, например, при перемещении благ в более удобное для потребителей место, хранение таких благ и т.п. Таким образом, потребительные стоимости обогащаются, поэтому прирастает и стоимость, рынок ширится. Но не всякая деятельность малого бизнеса производительна. Сама по себе коммерциализация остается непроизводительной операцией, труд и стоимость, требующиеся для ее ведения, являются вычетом из уже созданного богатства. Поэтому в этом особом смысле, малый бизнес предстает даже как обременение экономики.

В какой же мере малый бизнес своей численностью на этапе осуществления процесса воспроизводства расширяет рынок, а в какой мере его ослабляет, при существующем развитии статистики не только рассчитать, но и оценить практически невозможно. Полагаем, что строительная расширяющая составляющая куда больше, чем сдерживающая. Вспоминаются советские экономисты, которые торговлю причисляли к материальному производству из-за преобладания в ней производственных операций. Поиск критериев и показателей, облегчающих разделение указанных составляющих, был бы полезен не только науке, но и практике его государственной поддержки.

И, тем не менее, главное не в этом. Необходимо подчеркнуть, что именно малому предпринимательству наши поколения обязаны принципиальным расширением и прорывом рынка в развитых странах. Показанное выше формирование малым предпринимательством посреднической среды между производством и конечным потреблением получило наиважнейшее значение для судеб общественного воспроизводства в XX веке. Мы полагаем, что в этом - объяснение качественных

изменений всей модели общественного воспроизводства.

Во времена, предшествующие всемирному кризису 1929 - 1933 годов, общественное воспроизводство имело дело с рынком насыщения платежеспособных потребностей, поскольку произведенный продукт удовлетворял, в основном, родовые потребности. Разразившейся кризис настиг эти потребности насыщенными, но, тем не менее, требующими сбыта для общественного продукта. Казалось, что непрекращающийся технический прогресс, увеличивая производственные мощности, вел все общественное воспроизводство к пропасти, поскольку обновляемому производственному аппарату противостоял переполненный рынок. Спасла капитализм группа факторов, где главными стали переход от отраслевых трестов первой четверти ХХ века к многоотраслевым вертикально интегрированным концернам и соответственное развитие микробизнеса - посредника.

Концерны были вынуждены перейти к регулярной смене выпускаемых моделей через непрерывное повышение качества продукции и мониторинг потребительских предпочтений. Они бы были слабыми, беспомощными, если бы их не сопровождал многомиллионный малый бизнес, рассеянный в толще покупателей их продукции. Именно обслуживающее концерны малое предпринимательство ежедневно формирует ему контингент своих покупателей, заинтересовывает их каждой новой моделью, организует оказание услуг и т.д., то есть осуществляет конкурентные возможности и преимущества сверхкорпорации. Общественное воспроизводство претерпело изменения так же, как и сам рынок. Оно стало обеспечивать, удовлетворять не родовые потребности рынка насыщения, а индивидуальные потребности рынка замещения. В разы возрастает общая емкость рынка. На нем, благодаря современному мелкому предпринимательству, покупатель может остаться и после приобретения товара. Эти общественные отношения формируют у покупателя потребности в весьма скорой замене приобретенного и потребляемого товара на, к примеру, его усовершенствованную модель. Причем это порой происходит задолго до завершения действительного срока эксплуатации продукта. Так концерны оказались в зависимости от быстроты и интенсивности своего технико-технологического развития, так как только это может обеспечивать им высокое качество и надлежащий темп представления продукции на рынок замещения через «свой» микробизнес. Поэтому среди итогов переориентации общественного воспроизводства на рынок замещения - усиление гонки сверхкорпораций за высшим качеством производимой продукции (включая рост заинтересованности в сотрудничестве с венчурным бизнесом), новыми технологиями.

В России преобладает родовой рынок насыщения по причине отсутствия полноценной системы современных концернов. Однако в это же время среди населения с более высокими доходами (пример - ситуация с автопокупками), зарождается и рынок замещения. Следовательно, в недалеком будущем нас ожидают те же процессы, что идут и прошли в передовых странах капитализма. «Страна, промышленно более развитая, лишь показывает менее развитой стране картину её собственного будущего» [11, с.6].

Обозначенные аспекты современного микробизнеса, включающие его в механизмы общественного воспроизводства, характеризуют малое предпринимательство как его непременный фактор нарастающего значения. Мы полагаем, что уже настало время учитывать этот воспроизводственный фактор в общих прогнозах экономического развития страны. Что касается текущей экономической политики, то встаёт вопрос о её обогащении. Ныне её содержанием является поощрение и стимулирование любого малого предпринимательства, микробизнеса как такового. Однако пора бы, отталкиваясь от прогнозов, «звать-манить» малых предпринимателей, прежде всего туда, где их инициатива и предприимчивость дадут социуму, особенно его общественному воспроизводству, наивысшую отдачу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корняков, В. И. Диалектика общественного воспроизводства: неисследованные зависимости : триптих. Статья первая / В. И. Корняков // Философия хозяйства. - № 6. - 2008. - С. 235-241.

2. Анчишкин, А. И. Наука. Техника. Экономика / А. И. Анчишкин. - Москва : Экономика, 1986. - 383 с.

3. Добрынин, А. И. Региональные пропорции воспроизводства : докторская диссертация / А. И. Добрынин. - Ленинград : ЛГУ, 1977. - 127 с.

4. Килин, П. М. Воспроизводство регионального общественного продукта : (схемы, модели, балансы) / П. М. Килин ; ответственный редактор В. П. Чичканов. - Москва : Наука, 1984. -230 с. - (Проблемы современной экономики).

5. Корягин, А. Г. Соотношение двух подразделений общественного производства / А. Г. Корягин. - Москва : Мысль, 1973. - 96 с. - (Экономические проблемы развитого социализма).

6. Кронрод, Я. А. Процесс социалистического производства / Я. А. Кронрод ; ответственные редакторы [и авторы предисловия] И. В. Можайскова, С. А. Хавина ; АН СССР, Институт экономики. - Москва : Наука, 1989. - 343 с.

7. Ноткин, А. И. Проблемы социалистического воспроизводства / А. И. Ноткин ; ответственный редактор Г. М. Сорокин. - Москва : Наука, 1984. - 296 с.

8. Шнипер, Р. И Сводное планирование народного хозяйства области и района / Р. И. Шнипер. -Москва : Экономика, 1972. - 191 с.

9. Кукол, Е. Госзаказ в откате [Электронный ресурс] / Е. Кукол. - Режим доступа: http:// www.rg.ru/2010/09/23/zakaz.html. - Дата доступа: 23.09.2010.

Ю.Александров, И. На берегу Байкала [Электронный ресурс] / И. Александров. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/09/07/forum2.html. - Дата доступа: 07.09.2010.

11.Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Том 1. Книга 1. Процесс производства капитала [Электронный ресурс] / К. Маркс. - Режим доступа: http://esperanto-mv.pp.ru/ Marksismo/Kapital1/kapital1-00.html. - Дата доступа: 08.02.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.