Научная статья на тему 'О ТВОРЧЕСТВЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СОВЕТСКОГО АРХИТЕКТОРА СЕРГЕЯ КАПАЧИНСКОГО'

О ТВОРЧЕСТВЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СОВЕТСКОГО АРХИТЕКТОРА СЕРГЕЯ КАПАЧИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ТВОРЧЕСТВЕ ВЫДАЮЩЕГОСЯ СОВЕТСКОГО АРХИТЕКТОРА СЕРГЕЯ КАПАЧИНСКОГО»

Academia. Архитектура и строительство, № 3, стр. 145-148. Academia. Architecture and Construction, № 3, стр. 145-148.

События

doi: 10.22337/2077-9038-2022-3-145-148

Орельская Ольга Владимировна (Нижний Новгород). Доктор архитектуры, профессор, член-корреспондент РААСН. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65. ННГАСУ). Эл. почта: olgalero2015@yandex.ru.

Orel'skaya Ol'ga V. (Nizhnii Novgorod). Doctor of Architecture, Professor, Corresponding Member of RAACS. Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (603950, Nizhni Novgorod, Ilyinskaya st., 65. NNGASU). E-mail: olgalero2015@yandex.ru.

О творчестве выдающегося советского архитектора Сергея Капачинского

Сапрыкина Н.С. Серей Капачинский и советская архитектура: личность, эпоха, стиль : монография. - Ярославль : Академия МУБиНТ, 2022. - 392 с., ил. ^N978-5-93002-387-9

В нашей стране в разные годы издавались и издаются прекрасные серии книг: «Жизнь замечательных людей», «Творцы авангарда», «Зодчие нашего города», «Мастера архитектуры», - и отдельные книги, посвящённые лидерам архитектуры разных времён, которыми гордится наша страна. В основном, в них представлены выдающиеся творческие личности, которые работали в столичных городах - Москве и Санкт-Петербурге.

© Орельская О.В., 2022.

В настоящее время в разных регионах России также стали проводиться исследования по творчеству местных архитекторов, которые своей профессиональной деятельностью формировали облик многих российских городов, а по уровню профессионализма не уступали столичным зодчим.

В 2022 году вышла в свет очередная книга доктора архитектуры Натальи Сергеевны Сапрыкиной, заведующей кафедрой градостроительства Международной академии бизнеса и новых технологий (МУБиНТ, Ярославль), которая впервые посвящена творчеству ярославского мастера архитектуры -Сергею Васильевичу Капачинскому (1903-1978), выпускнику Ленинградского института гражданских инженеров. Книга называется «Сергей Капачинский и советская архитектура: личность, эпоха, стиль».

Автор монографии - настоящий учёный, знаток истории советской архитектуры, на протяжении многих лет с увлечением, кропотливо и тщательно занималась поиском разрозненных архивных материалов в Великоустюгском филиале Государственного архива Вологодской области (ВУФ ГАВО), Великоустюгском центральном архиве (ВУЦА), Государственном архиве Пермского края (ГИБУ ГАПК), Государственном архиве Ярославской области (ГАЯО), в Центре документации новейшей истории Государственного архива Ярославской области (ЦДНИ ГАЯО), а также в ряде личных архивных фондов, из которых в итоге и сложилась творческая биография мастера на фоне насыщенной событиями истории страны. Автор книги подарил нам знакомство с ещё одним замечательным человеком и зодчим, который своей профессиональной деятельностью внёс значительный вклад в отечественную архитектуру. Уходят из жизни мастера архитектуры, но их постройки живут века и рассказывают нынешним и будущим поколениям о страницах нашей истории языком каменной летописи.

Творческая судьба Сергея Васильевича Капачинского связана с целым рядом российских городов, таких как Пермь, Великий Устюг, Ленинград, Петрозаводск, Свердловск. Эти города, как отмечает автор, - значимые вехи его жизни. Но самый активный период его жизни и творчества связан с Ярославлем, одним из старейших русских городов, основанном ещё в XI веке. Именно здесь талант архитектора реализовался в полной мере. Поэтому автор монографии особенно подробно систематизирует хронологию ярославских творческих событий в жизни архитектора: от освоения классического наследия до поисков пластической выразительности в эпоху советского модернизма 1970-х годов, приводит ранее неизвестные биографические данные, которые показывают весь сложный жизненный путь архитектора, прошедшего через ряд важных этапов отечественной архитектуры XX века, история которой не раз делала крутые повороты.

Из повествования читатель узнаёт о целеустремлённом человеке с трагической судьбой, который, преодолевая сложности на жизненном пути, пришёл к своей цели - стал профессионалом. Автору удалось найти и курсовые, и дипломный проекты, которые будущий зодчий выполнял в годы учёбы, а также его конкурсные работы разного времени, выполненные под руководством и в соавторстве с такими выдающимися архитекторами времени, как А.С. Никольский,

Л.М. Хидекель, А.М. Данилюк и др. Здесь показана особая роль педагога-новатора А.С. Никольского, оказавшего значительное влияние на становление будущего архитектора в эпоху советского авангарда.

Профессиональная деятельность будущего мастера началась в эпоху развитого конструктивизма в городе Свердловске, где первым реализованным проектом молодого специалиста стал жилой комплекс на улице Вайнера

(1931), а первый комплекс ЖСКТ «Уральский специалист»

(1932) должен был сформировать ансамбль со всемирно известным «Городком чекистов». Книга в хронологической последовательности раскрывает поиски и методы архитектора на Урале, показывает его градостроительные работы, проектирование жилых, общественных и производственных зданий. Их типология весьма разнообразна: жилые дома и кварталы, общежития, клубы и театр, железнодорожный вокзал, пожарное депо, стадион, здание заводоуправления, здание лаборатории, газогенераторная и насосная станция и др. Этот перечень говорит о том, что Капачинский приобретал необходимый опыт, обладая при этом многогранным талантом, становясь специалистом широкого профиля.

В 1934 году С.В. Капачинский приехал в Ярославль, где вступил в Союз советских архитекторов, стал первым председателем Ярославского отделения и посвятил историческому городу всю свою дальнейшую жизнь. Подробно

Высший кооперативный институт в Москве (ВКИ). 1930 г. Авторы А.С. Никольский, А.М. Данилюк, С.В. Капачинский, Лаз. М. Хидекель. Фотография макета

Проект клуба в поселке Гороблагодатских рудников, Свердловская обл., 1931 г.

Конкурсный проект «Дом Совторгфлота» в Архангельске, выполненный под девизом «Навигация». 1929 (1930 г.?)

Конкурсный проект вокзала станции «Новосибирск-I» под девизом «500» (совместно с арх. А.М. Данилюком), 1930-1931 гг.

показана работа архитектора в переходное довоенное время с новыми неоклассическими установками, когда пришлось кардинально пересматривать свои подходы к архитектуре,

Конкурсный проект гостиницы на 170 номеров в г. Ярославле под девизом «Красный круг» (1936 г.) и современный вид гостиницы в г Ярославле. Перспектива

и в суровые годы Великой Отечественной войны, когда надо было в условиях жёсткой экономии решать задачи военного времени. В 1940-е годы архитектор работал над вариантами малоэтажных 16-квартирных домов-общежитий для работников-переселенцев при оборонных предприятиях, занимался маскировкой значимых объектов, строительством оборонительных сооружений.

В послевоенные годы архитектор разрабатывал многоквартирные жилые дома для Ярославля и Ярославской области. Занимался восстановлением исторических памятников архитектуры, проектированием новых градостроительных ансамблей улиц, площадей и кварталов, которые отличались индивидуальным решением. С любовью архитектор выполнял и интерьеры общественных зданий.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов в новую эпоху советского модернизма архитектор занимался градостроительными работами, разрабатывая проекты детальной планировки районов города, застройки значительного участка проспекта им. В.И. Ленина, общественного центра Ярославля, формированием набережных города, где им были сформулированы новые градостроительные принципы. В эти годы продолжалась проектная работа над крупными общественными зданиями - кинотеатром, универмагом, проектными институтами «Резинопроект», НИИ асбестовых изделий. Также им был разработан в конце 1960-х годов план зоны регулирования застройки и заповедной зоны центральной части города, который практически стал его первым проектом зон охраны.

В 1970-е годы С.В. Капачинский занимался активной деятельностью в общественных организациях: Ярославском отделении Союза архитекторов, возглавлял секцию памятников архитектуры областного отделения ВООПИК, заботясь об охране памятников истории и культуры Ярославской области, разрабатывая проекты реконструкции памятников, занимаясь и необходимой экспертной деятельностью. Самостоятельной темой его творчества в это время стала идея поиска региональной специфичности современной архитектуры Ярославля.

Проект (1936 г.) и современный вид жилого дома по ул. Советской в г. Ярославле.

Эскиз здания торговых предприятий (детский универмаг, гастроном, гостиница) на площади 950-летия г. Ярославля. 1962 г. Совместно с арх. С.П. Шпеккелем. Перспектива

РЕ ЦЕНЗИИ

Как показала в своей капитальной книге Наталья Сергеевна, С.В. Капачинский обладал незаурядным талантом и создал 160 проектов, из которых значительный ряд был осуществлён строительством. В книге профессионально подробнейшим образом анализируются градостроительные планировочные и композиционные идеи, проекты, макеты и постройки, что представляет несомненный интерес. Ценно, что автор приводит даже варианты эскизных проектов зданий, показывая как развивалась авторская мысль, как осуществлялся авторский поиск зодчего, обладавшего незаурядными композиционными навыками. Внимание уделено конкурсным проектам, где наиболее концентрированно выражались новые концепции, потенциал которых до сих пор востребован современными архитекторами-практиками, переживающими третью волну модернизма начала XXI века, истоки которой уходят своими корнями в 1920-1930-е годы. Конкурсные проекты С.В. Капачинского раскрывают нам высокий профессиональный уровень специалиста.

Книга богато иллюстрирована ценными для истории отечественной архитектуры архивными чертежами, эски-

зами, рисунками, проектами, авторскими фотографиями, что наглядно доказывает, что С.В. Капачинский с большим профессиональным мастерством решал стоящие перед архитектором задачи, определяемые временем. Автор познакомил читателей ещё с одним творчески одарённым человеком, Архитектором с большой буквы. Именно из творчества мастеров архитектуры складывается мозаичная, но вместе с тем единая по своей сути история российской архитектуры.

Книга предназначена как для архитекторов, студентов архитектурных вузов, историков, искусствоведов, краеведов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей архитектуры. Она является также таким аналитическим и системным трудом, который позволит работникам архивов и музеев, в частности, Ярославской области, переоценить и переформатировать имеющиеся материалы фондов, взглянуть на них в свете вновь открытых данных и событий, дополнить «Своды памятников» разных регионов ранее не известными страницами истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.