УДК 72.036
DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-774-9-56-61
А.Л. ГЕЛЬФОНД, д-р архитектуры ([email protected]),
О.В. ОРЕЛЬСКАЯ, д-р архитектуры ([email protected])
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65)
Традиция применения керамических панно на фасадах зданий нижегородских банков
Статья посвящена актуальной теме использования традиционных для российского зодчества отделочных материалов для формирования художественного образа крупных общественных зданий. Авторы обращаются к анализу керамических панно на фасадах зданий нижегородских банков. Рассматриваются два основных периода их формирования - рубеж Х1Х-ХХ вв. и рубеж ХХ-ХХ1 вв. Именно в это время складывались основные типологические особенности архитектуры зданий банков, в том числе композиционно-художественные. Характерной чертой выступает обращение к региональным и национальным традициям, сохранение «духа места». Статья сопровождается авторскими фотографиями.
Ключевые слова: архитектура, фасад, керамическое панно, изразец, здание банка, синтез искусств, традиции.
Для цитирования: Гельфонд А.Л., Орельская О.В. Традиция применения керамических панно на фасадах зданий нижегородских банков // Строительные материалы. 2019. № 9. С. 56-61. 00!: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-774-9-56-61
А.L GEL'FOND, Doctor of Architecture ([email protected] ), O.V. ORELSKAYA, Doctor of Architecture ([email protected])
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (65, Ilyinskaya Street, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation)
The Tradition of Applications by Ceramic Panels on the Banks Facades in Nizhny Novgorod
The article focuses on the actual topic of using traditional decoration materials in Russian architecture for the formation of the artistic image of large public buildings. The authors turn to the analysis of ceramic panels on the facades of Nizhny Novgorod banks. Two main periods of their formation are considered - the turn of the 19th - 20th centuries, and the turn of the XX-XXI centuries. At this time that the main typological, compositional and artistic features of the architecture of banks were formed. A characteristic feature is an appeal to regional and national traditions, the preservation of the «spirit of the place». The article is accompanied by the author's photos.
Keywords: architecture, facade, ceramic panel, tile, bank building, art synthesis, traditions.
For citation: Gel'fond A.L., Orelskaya O.V., The tradition of applications by ceramic panels on the banks facades in Nizhny Novgorod. Stroitel'nye Materialy [Construction Materials]. 2019. No. 9, pp. 56-61. (In Russian). DOI: https://doi.org/10.31659/0585-430X-2019-774-9-56-61
Известно, что художественное решение фасадов зданий во многом зависит от применяемых в их наружной отделке материалов. И подчас именно этот выбор оказывает существенное влияние на формирование историко-архитектурной среды городов и поселений. Особенно ярко это проявляется, если речь идет о художественном облике крупных общественных зданий. Нижний Новгород — старинный купеческий город, крупный ярмарочный центр с богатыми традициями проектирования и строительства зданий и комплексов банков [1]. Пик строительства банков пришелся на начало ХХ в., когда в архитектуре широко применялся синтез искусств, что оказало существенное влияние на подход к созданию запоминающегося образа архитектурных произведений.
Потребность в зданиях банков напрямую зависит от кредитно-финансовых отношений в обществе. Здание подвержено влиянию социально-экономических перемен и сочетает неизменный сплав традиций и новаторства как гарант устойчивого развития. Яркое образное решение главного фасада — одна из типологических черт таких объектов. Остановимся на анализе керамических панно, которые используются для достижения выразительности общественных зданий на примере банков Нижнего Новгорода.
Цветные керамические изразцы (кафли) уже в XVI в. украшали храмы во многих городах и селах Русского государства. Применялись они и в гражданском строительстве, в основном во дворцах и княжеских теремах. Изготовленные на Нижегородской земле в Балахне, изразцы орнаментируют храм Василия Блаженного и Грановитую палату в Москве. Использовались они и в интерьерах жилых домов для облицовки печей. Балахна — город, основанный, по официальным источникам, в 1536 г. вблизи Нижнего Новгорода на берегу Волги, издавна был известен своими изразцами. На красочных балахнинских каф-лях присутствовал рельеф в виде сказочных птиц и ваз с цветами. Здесь встречались и Жар-птица, и вещая птица сирин с женской головкой в короне, и неясыть, и ворон.
Балахнинские изразцы традиционно были востребованным товаром на ярмарках, славились в поволжских городах, в Москве, в далекой Сибири, экспортировались в страны Европы. Архитектурные изразцы XVIII в. широко использовались для покрытия куполов церквей (Михайло-Архангельский собор в Нижегородском кремле), для украшения наличников и стен каменных зданий. Глазурованной черепицей покрывали кровли (шатер Никольской церкви в Балахне, 1552 г.), майоликовыми плита-
ми — полы. Изразец всегда был предметом роскоши, но уже с конца XVII в. горожане разных сословий украшали ими свое жилище (рис. 1). Постепенно изразцовые печи покрывались тематическими изображениями, их было интересно рассматривать и изучать, они были наделены разными символическими смыслами.
Для изготовления изразцов использовали огнеупорную глину, приготовление которой было весьма трудоемким делом: ее вымораживали две-три зимы, мяли для придания необходимой эластичности и лишь затем обжигали. После обжига изразцы покрывали стекловидной поливой, что придавало им яркость и блеск [2]. Изразцы обладали достаточно высокой водостойкостью. Их изготовление требовало художественного мастерства и особых знаний. Мастера-резчики сначала изготовляли орнамент в дереве и лишь потом переносили на глину.
Возрождение традиции применения керамики в облицовке фасадов уникальных зданий в Нижнем Новгороде связано с приходом на рубеже Х1Х—ХХ вв. на смену эклектике стиля модерн. Новый стиль был тесно связан с новыми конструкциями, строительными и отделочными материалами. Лучшие произведения в этом стиле принадлежат основоположнику модерна в России академику архитектуры Ф.О. Шехте-лю. В Нижнем Новгороде для купца-промышленника С.М. Рукавишникова он спроектировал здание банка (1910) на ул. Рождественской (рис. 2) и торговый дом (1914) на Нижневолжской набережной. Фасады обоих зданий облицованы белым керамическим кирпичом, обладающим высокой долговечностью [3], и до сих пор не требуют обновления.
Черты модерна читаются на фасаде здания Крестьянского поземельного банка, выполненного
в ретроспективизме, а именно в «неорусском стиле» по проекту арх. Ф.О. Ливчака в 1916 г. В структуру главного фасада автором органично включены майоликовые тематические керамические панно в виде триптиха (рис. 3). Зодчий изобразил на них три сюжета, отражающих свое время. На одном — мирно пашущий крестьянин на фоне русской природы; на втором — сражающийся за русскую землю былинный богатырь Илья Муромец; на третьем — казаки, преследующие врагов. Изразцовые панно были выполнены художественно-керамической фирмой «Гельдвейн и Ваулин» [4]. Включение в композицию фасадов изразцовых майолик — разновидность керамики ручной работы с использованием расписной глазури — панно было традиционным для русского зодчества и в то же время новаторским, используемым модерном и ретроспективизмом начала ХХ в.
В 1913 г. к 300-летию династии Романовых на ул. Большая Покровская было построено уникальное здание Государственного банка в неорусском стиле по проекту академика архитектуры В.А. Покровского [5]. Здесь автор использовал поливную керамику уже в интерьерах, где парадную лестницу украшают фантастической формы светильники (рис. 4), расположенные на столбах, украшенных изображением диковинных растений, в чем также ощущается влияние как русского стиля, так и стиля модерн [6].
В начале ХХ в. определился основной типологический признак здания банка: его двуединая функция — открытая и закрытая [1]. Причем эта особенность, как правило, очень выпукло проявляется в объемно-планировочном решении здания банка. И хотя функция банка достаточно сложна, но в са-
Рис. 2. Здание банка С.М. Рукавишникова на ул. Рождественской, арх. Ф.О. Шехтель,1910 г.: а - общий вид; б - фрагмент фасада
Рис. 3. Здание Крестьянского поземельного банка, арх. Ф.О. Ливчак, 1916 г.: а - общий вид; б - майоликовое тематическое панно на фасаде
мом общем виде она сводится к следующему: обслуживание клиентов и хранение ценностей. Исходя из этого, с одной стороны, своей репрезентативностью здание банка должно привлечь как можно большее количество клиентов, с другой — как хранилище ценностей, оно должно быть надежно скрыто от нежелательного доступа посторонних. Именно эта позиция отражена в подходе к проектированию наиболее выдающихся и характерных зданий банков: представительность и узнаваемость объекта, ярко выраженный объем или портал главного входа, выявление операционного зала на фасаде, при этом остальные части композиции носят соподчиненное положение, продиктованное спецификой коммерческих тайн [7].
В конце ХХ в. в нижегородской архитектуре постсоветского периода банковские здания вновь, как и в начале ХХ в., становятся актуальным типом общественных зданий. При проектировании этих уникальных объектов авторы в ряде случаев становятся на позиции неорегионализма, который призван через призму современности отражать традиции и особенности региона, конкретного города и места. В 1990-е гг. архитекторы переосмысливают традиционные региональные формы, композиционные приемы при работе в исторической среде города, что способствует появлению многообразия художественных и стилистических решений. При этом отмечается романтическая окрашенность этих поисков. Региональные, как и национальные
научно-технический и производственный журнал "б! сентябрь 2019 9
Рис. 4. Светильники на керамических столбиках в интерьере здания Государственного банка, арх. В.А. Покровский, 1913 г.
особенности, складываются под влиянием ряда факторов: «Это, во-первых, долговременно действующие факторы, включающие в себя природно-географические условия, климат, строительные материалы; во-вторых, существенную роль играет та конкретная социально-экономическая и исто-
рическая среда, в которой развивается та или иная нация, то или иное государство, регион или город, строительные и художественные традиции, развитие техники и др.» [8].
Преемственность выражается в желании возродить «дух места». «При этом «дух места»... может трактоваться достаточно широко и связываться с интерпретацией форм регионального наследия, направленной на постижение и трансляцию архитектурно-художественных традиций. Стилеобразующее влияние архитектурного наследия выражается в использовании историко-архитектурного контекста в качестве «библиотеки» архитектурных мотивов и форм, своего рода источника «цитат» в новом строительстве...» [9].
Развиваясь в русле отечественного зодчества, современная нижегородская архитектура имеет определенные модификации, восходящие к традициям региона. «Нет сомнения: формы, закрепленные в традиции, должны как бы подпитывать новую архитектуру — именно это убережет ее от абстрактности, включит в единую цепь исторического развития культуры, сделает близкой и понятной всем людям» [10].
Через традиции передается исторический опыт, именно прошлое является основой для дальнейшего развития. Определяют своеобразие также и местные строительные материалы. Обращение к мотивам неорусского стиля в конце ХХ в. в Нижнем Новгороде имело отношение к проектированию значимых для города зданий банков.
К таким объектам относится здание банка «Гарантия» на ул. Малая Покровская, арх. Е.Н. Пестов, А.Е. Харитонов, И.Н. Гольцев, С.Г. Попов, худ. Г.И. Курицын, 1993—1996 гг. Главный вход в него решен в обрамлении керамического панно, изображающего двух сказочных жар-птиц (рис. 5)
И.Н. Гольцев, С.Г. Попов, худ. Г.И. Курицын,
Рис. 6. Здание банка (ныне налоговая инспекция) на ул. Большая Печерская, арх. Е.Н. Пестов, А.Е. Харитонов, И.Н. Гольцев, С.Г. Попов, худ. Г.И. Курицын, 1993-1996 гг.: а - общий вид; б - керамическое панно на фасаде
и адресующего к росписи стен и сводов в здании Госбанка на ул. Большая Покровская начала ХХ в. [11]. Причем это не только крупные «пятна», а также мелкие керамические медальоны, образующие «поле» стены и сообщающие объекту новый, более мелкий масштаб. Штукатурная поверхность в сочетании с лазурью керамики воспринимаются как реминисценции к творчеству Врубеля и Билиби-на [12]. Синтез искусств создает новое качество форм, насыщенных ассоциациями.
Образ здания банка на ул. Большая Печерская (арх. Е.Н. Пестов, А.Е. Харитонов, И.Н. Гольцев, С.Г. Попов, худ. Г.И. Курицын, 1993-1996 гг.) вызывает ассоциации с Крестьянским поземельным банком (арх. Ф.О. Ливчак, 1916 г.), выполненным в духе русских каменных палат XVII в. с включением элементов модерна. Акцентом главного входа служит декоративная деталь в виде керамического тематического панно (рис. 6), которое выступает носителем традиций и исторической памяти, указывает на принадлежность к нижегородским традициям, а также выражает индивидуальность и неповторимость художественного видения самих авторов.
Для произведений 1990-х гг. в нижегородской архитектуре характерен синтез архитектуры с многоцветной керамикой, что наблюдалось в ряде известных произведений периода ретроспективизма начала ХХ в.
Произведения прошлого вдохновляют авторов пластикой форм и живописью фасадов, становясь прообразами для современных зданий в историческом центре города. Тенденции к осознанию ценности истории, синтезу искусств как средству обогащения современной архитектуры привнесли в современную архитектуру Нижнего Новгорода определенные элементы регионального своеобразия.
Отметим, что жесткая рационально-функциональная технология банка, нормативные требования диктуют обычно сухую идеальную схему. Для превращения ее в реальный живой организм авторы обра-
щаются к творческой интерпретационной работе с историческими стилями, что роднит их произведения с произведениями рубежа ХК-ХХ вв. [7].
Интересно, что современные технологии керамики и майолики являются достаточно консервативными: муфельные печи в мастерских художников-керамистов адресуют «в глубь веков», заставляя задуматься о преемственности и устойчивости богатых традиций в применении отделочных материалов.
Список литературы
1. Гельфонд А.Л. Становление архитектуры банков и его специфика в Нижнем Новгороде // Нижегородский проект. 2002. № 6. С. 18-22.
2. Балахнинские изразцы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vuzlit.ru/497331/ balahninskie_izraztsy. Дата обращения 09.03.2019.
3. Орельская О.В., Петряев С.В. Улица Рождественская. Энциклопедия архитектурных стилей. Н. Новгород: БегемотНН, 2014. 193 с.
4. Орельская О.В. Модерн. Стили в архитектуре Нижнего Новгорода. Н. Новгород: БегемотНН, 2018. 135 с.
5. Нижний Новгород. Иллюстрированный каталог объектов культурного наследия (памятников истории и культуры федерального значения), расположенных на территории Нижнего Новгорода: В 2 кн. / Отв. ред. А.Л. Гельфонд. Кн. 2. Н. Новгород, 2018. 640 с.
6. Орельская О.В. Ансамбль зданий Госбанка в творчестве академика В.А. Покровского // Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня открытия Государственного банка в Нижнем Новгороде. Н. Новгород: Центральный банк Российской Федерации, 2018. С. 53-57.
7. Гельфонд А.Л. Особенности формирования архитектурной типологии нижегородских банков // Материалы научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня открытия Государст-
венного банка в Нижнем Новгороде. Н. Новгород: Центральный банк Российской Федерации, 2018. С. 7-12.
8. Яралов Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре. М.: Стройиздат, 1985. 37 с.
9. Есаулов Г.В. Становление профессионального сознания в условиях региональной архитектурной школы на рубеже Х1Х-ХХ веков (на примере юга России): В кн. Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ-ХХ1 веков: разломы и переходы: Сб. науч. тр. М., 2001. 260 с.
10. Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры М.: Стройиздат, 1986. 338 с.
11. Орельская О.В. Архитектурный дуэт: Александр Харитонов и Евгений Пестов. Н. Новгород: Промграфика, 2001. 99 с.
12. Гельфонд А.Л. Концепция лирического адресата в зданиях банков А. Харитонова. Александр Харитонов и современная архитектурная школа: Акад. чтения. Москва, 2000. С. 14-18.
References
1. Gel'fond A.L. Formation of architecture of banks and its specifics in Nizhny Novgorod. Nizhegorodskii pro-ekt. 2002. No. 6, pp. 18-22. (In Russian).
2. Balakhna tiles. [Electronic resource]. Access mode: https://vuzlit.ru/497331/balahninskie_izraztsy. Date of access 09.03.2019.
3. Orel'skaya O.V. Petryaev S.V. Ulitsa Rozhdestvens-kaya. Entsiklopediya arkhitekturnykh stilei [Rozhdest-venskaya Street. Encyclopedia of architectural styles]. Nizhnii Novgorod: BegemotNN. 2014. 193 p.
4. Orel'skaya O.V. Modern. Stili v arkhitekture Nizhnego Novgoroda. [Modernist style. Styles in architecture of Nizhny Novgorod]. Nizhnii Novgorod: BegemotNN. 2018. 135 p.
5. Nizhnii Novgorod. Illyustrirovannyi katalog ob"ektov kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury federal'nogo znacheniya), raspolozhennykh na territo-rii Nizhnego Novgoroda: v dvukh knigakh [Nizhniy Novgorod. The illustrated catalog of objects of cultural heritage (historical and cultural monuments of federal importance) located in the territory of Nizhny Novgorod]. Book 2. Edited by A.L. Gel'fond. Nizhnii Novgorod. 2018. 640 p.
6. Orel'skaya O.V. The ensemble is handed over the State Bank in creativity of the academician V.A. Pokrov-sky. Materials of the scientific-practical conference dedicated to the 150th anniversary of the opening of the State Bank in Nizhny Novgorod. N. Novgorod: Central Bank of the Russian Federation. 2018, pp. 53-57. (In Russian).
7. Gel'fond A.L. Features of formation of architectural typology of the Nizhny Novgorod banks. Materials of the scientific-practical conference dedicated to the 150th anniversary of the opening of the State Bank in Nizhny Novgorod. N. Novgorod:
Central Bank of the Russian Federation. 2018, pp. 7—12. (In Russian).
8. Yaralov Yu.S. Natsional'noe i internatsional'noe v sovetskoi arkhitekture [National and international in the Soviet architecture] Moscow. Stroyizdat. 1985. 37 p.
9. Esaulov G.V. Stanovlenie professional'nogo soz-naniya v usloviyakh regional'noi arkhitekturnoi shkoly na rubezhe XX—XXI vekov (na primere yuga Rossii) V kn. Voprosy teorii arkhitektury. Arkhitekturnoye soznaniye XX—XXI vekov: razlo-my i perekhody: sb. nauch. tr. [Formation of professional consciousness in the conditions of regional architectural school at a turn of the 19-20th centuries (on the example of the South of Russia) In the book. Questions of the theory of architecture. Architectural consciousness of the XX—XXI centuries: faults and transitions: a collection of scientific papers]. Moscow. 2001. 260 p.
10. Ryabushin A.V. Gumanizm sovetskoi arkhitektury [Humanity of the Soviet architecture]. Moscow. Stroiizdat, 1986. 338 p.
11. Orel'skaya O.V. Arkhitekturnyi duet: Aleksandr Kharitonov i Evgenii Pestov [Architectural duet: Alexander Kharitonov and Evgeny Pestov]. Nizhnii Novgorod. Promgrafika. 2001. 99 p.
12. Gel'fond A.L. Concept of the lyrical addressee in buildings of banks A. Kharitonov. Alexander Kharitonov and the modern architectural school: Academic Readings. Moscow. 2000, pp. 14-18. (In Russian).