о творческой составляющей фундаментальной
подготовки инженера-технолога
А. В. Гордеев, профессор кафедры технологии машиностроения
Толъяттинского политехнического института
Цель подготовки инженера любой специальности - воспитание у него потребно-
дя из условии производства и состояния рынка труда (наличие предприятий соот-стей и привитие навыков анализа ситуаций ветствующего профиля, наличие рабочих
и принятия оптимальных технических ре- мест и характер работы на них, условия шений (ТР): Наиболее глубокую подготов- оплаты и т.п.), основными. Поэтому широ-
ку в этом направлении инженер получает применительно к выбранной специальности, например, инженер специальности 120100 «Технология машиностроения» - в области механической обработки и сборки машин, 120200 «Металлорежущие станки
та подготовки инженера, его универсальность, способность к быстрому самосовершенствованию и переориентации на базе полученных знаний и навыков приобретают особую-важность.
Из 17 специальностей, по которым го-
и инструменты» - в области проектирова- товит инженеров Тольяттинский политех-
нический институт (ТолПИ), наиболее востребованной предприятиями региона яв-
ния, изготовления и эксплуатации металлорежущего оборудования и инструментального обеспечения производства, 120400 ляется специальность 120100 «Технология «Машины и обработка металлов давлени- машиностроенуя». Это объясняется не ем» - в области кузнечно-прессового про- только профилем имеющихся в регионе
промышленных предприятий, но и тем, что из всех крупных предприятий нормально работает лишь АвтоВАЗ. Поскольку вы-
изводства и т.д.
На производстве инженеру приходится решать не только, а в последнее время не столько свои прямые задачи специали- пуск автомобилей ВАЗ находится в тече-ста, но и смежные технические задачи, свя- ние последних 20 лет примерно на одном занные с обеспечением выполнения основ-
уровне, а в будущем может даже возрасти,
ной задачи. Очевидно, что такая подготов- заводу будут нужны инженеры-механики в
количестве, как минимум, не ниже естественной убыли. Поэтому прием их на ВАЗ
ка инженера уже не может быть столь глубокой
ности, но зато от широты этой подготовки даже в условиях растущей безработицы
зависит успех решения указанных задач. Например, технологу по механической об-
последних лет практически не ограничен. Тем не менее только порядка 55 % выпус-
работке приходится решать задачи, связан- кников специальности 120100 поступает на
ные с заготовительными производствами ВАЗ и его дочерние фирмы. Остальные
(получение заготовок в металлургических трудоустраиваются в различных фирмах,
и кузнечных цехах), со службами механи- большинство из которых не имеет отноше-
ка (планово-предупредительный и аварий- ния не только к специальности 120100, но и
ный ремонт оборудования), с термистами к машиностроению вообще,
(термообработка заготовок в процессе Из той половины выпускников, которая
механической обработки), со службами поступает на ВАЗ, только 60 % (т.е. 30 %
качества (контроль обработки и сборки), с от общего выпуска) попадают на механи-
экономистами (выбор ТР, обеспечивающих ческие производства (МСП, КВЦ, ПТО).
максимальную прибыль). В условиях пе- 40 % работают в смежных производствах
рехода от планового ведения хозяйства к (МТП, ПРП, СКП и др.), где им даже в
функции
инженера часто уже не смежными, а, исхо-
лучшем случае приходится быть технологом-механиком лишь отчасти. В пос-
\ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
леднее время АвтоВАЗ практикует прием ние в нем потребности решать возникающие технические задачи на творческом уровне, а также обучение методологии их
молодых специалистов на завод в качестве рабочих. Часть из них (в дальнейшем прак-
тически все желающие) переходят на ин- решения. Между тем даже последние об-
женерные должности (опять-таки не обязательно непосредственно по специальности). В итоге получается, что даже для
разовательные стандарты не предусматривают среди множества общих и конкретных требований к инженеру его творческой
самой «благополучной» специальности подготовки. Поэтому и в рекомендуемых
непосредственно по ней после окончания вуза работает примерно четверть выпускников, 10 - 12 % работают инженерами по смежным специальностям и столько же -
Минвузом учебных планах инженерных специальностей не предусмотрены дисциплины, обучающие методологии создания новых ТР. Анализ технического прогресса
на инженерных должностях, не имеющих в любой области созидательной деятель-
прямого отношения к специальности.
Даже такой поверхностный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ус- базой является не столько оптимизация
ности (промышленности, сельском^озяй-стве, медицине и др.) показывает, что его
ловиях рыночного механизма хозяйствования и свободного рынка труда на первое
известных решении, сколько создание новых прогрессивных ТР. Весь же учебный
место выходит не специальная подготовка процесс направлен на обучение будущего
инженера, а его общеинженерное образование. В более широком смысле это означает, что современный инженер должен обладать не столько конкретными знаниями и навыками по своей специальности, сколько способностью в минимальные сроки и с минимальными затратами приобретать ные программы и учебные планы направ-новые знания на базе полученных в инсти- лены на подготовку специалиста вче-туте фундаментальных знаний и на их ос- рашнего дня, - может быть, очень хоро-нове принимать оптимальные ТР в любой шего специалиста-исполнителя, но не под-
специалиста в лучшем случае именно оптимизации известных ТР. Например, для специальности 120100 это оптимизация технологических процессов и их составляющих на базе общеинженерных знаний. Таким образом, современные образователь-
области деятельности.
готовленного для самостоятельной твор-
С этой точкой зрения в принципе cornac- ческой деятельности.
но большинство организаторов высшего
Во многих зарубежных технических
образования всех уровней, хотя нельзя ска- университетах, которые когда-то обосно-
зать, что она нашла полное отражение в квалификационных характеристиках и
ванно отмечали более высокий уровень нашего инженерного образования, уже дав-
учебных планах инженерных специальное- но приступили к решению этой проблемы,
тей. Причина медленной реализации этого в том числе введению специальных учеб-
принципа заключается, как считают мно- ных дисциплин, посвященных методологии гие, не столько в корпоративных интересах представителей различных блоков учебных
дисциплин (хотя это и отмечается), сколько в отсутствии ясного видения того, как учебным планом отведено максимальное
технического творчества. Так, в Массачусетсом технологическом университете (США) на дисциплину «Изобретательство»
это сделать. Опыт показал, что простое увеличение объема традиционных фунда-
число аудиторных занятий - 42 (столько же, сколько на высшую математику). У нас же
даже
ментальных дисциплин - математики, фи- пока делаются робкие попытки введения зики и др. - ведет не к повышению общего аналогичных дисциплин на инициативном уровня подготовки инженера, а к еще большему отрыву фундаментальной подготовки от практической деятельности.
Не располагая готовым рецептом решения указанной проблемы, автор убежден,
ными профилирующими кафедрами вопреки консервативной политике Минвуза. В ТолПИ еще в 1979 г. был введен комплекс
Для
что одним из его путей может стать твор- при вузе был создан филиал Общественно-
ческая подготовка инженера, т.е. воспита-
20
института
ского совета ВОИР. В основу обучения был к которым без владения методологией положен единый всесоюзный учебный план ОИП. В числе дисциплин комплекса был курс «Методы решения изобретательских задач». Решая задачу патентной подготовки студентов, организаторы пришли к выводу о первоочередном для будущих инже-
технического творчества было бы маловероятным.
Дальше логика подсказывает, что, овладев специальными знаниями в области ин-
«
женерных дисциплин, студент-старшекур-
сник будет использовать свой творческий неров значении именно этой дисциплины, потенциал для получения новых ТР, способ-
После развала ВОИР филиал ОИП при ТолПИ, уже превратившийся в мощный1 учебный центр (по данным журнала «Изобретатель и рационализатор», второй по величине в Союзе), был преобразован в Институт технического творчества (ИТТ), В учебные планы большинства специальностей ТолПИ были введены две самостоятельные дисциплины - «Основы
ных решить многие насущные задачи названных дисциплин. Однако этого не произошло. Пока нельзя даже сказать, что мы заметно приблизились к такому положению, несмотря на то что на IV курсе изучается дисциплина ПВ, в какой-то мере развивающая идеи OTT.
Наш опыт приводит к печальному выводу. Прорыва вперед не будет, пока все технического творчества» (OTT) и «Патен- вузовские преподаватели не освоят сами товедение» (ПВ). Дисциплины эти изуча- методологию технического творчества и не
проникнутся мыслью, что движение вперед
ются в неразрывном единстве, но кроме общей цели - повышения творческого уровня инженера — каждая из них имеет свою цель. Цель OTT - освоение методологии создания новых TP, цель ПВ - освоение логики создания TP и их правовая защита.
С 1988 г. ТолПИ перешел на ступенчатую подготовку специалистов, которая предусматривает после окончания III курса выпуск техников соответствующих специ- Более того, вы не найдете ни одной дис-
в преподаваемой дисциплине невозможно без такого творчества. Яркий пример: ни один вузовский преподаватель не пытается раскрыть сущность каких-то решений в области читаемой дисциплины без применения математического моделирования процесса или системы. Это справедливо стало аксиомой инженерного образования.
альностеи с защитои дипломного проекта и присуждением соответствующей квалификации. Но техник, подготовленный в вузе, - не обычный специалист со средним специальным образованием. Полнос-
сертации по техническим наукам, защищенной без применения математического моделирования. А во многих ли диссертациях соискатели воспользовались методами технического творчества? Даже если
тью овладев дисциплинами учебного пла- работа содержит серьезные изобретения,
на техникума, он должен получить и базо- то получены они в основном не за счет
вую инженерную подготовку. И в учебные умелого применения методологии творче-
планы ТолПИ наряду с такими фундамен- ства, а за счет таланта и огромных затрат
тальными дисциплинами, как «Высшая математика», «Теоретическая механика» и
времени и интеллекта.
В результате такого «очагового» вне-
т.п., для Ш курса вводится дисциплина ОТХ дрения технического творчества воздеи-Дипломный проект техника в ТолПИ содержит серьезный раздел, имеющий задачу совершенствования объекта проектирова-
ствие его на весь процесс и результаты обучения инженера оказывается ничтожно малым. Парадокс: дипломные проекты пя-
ния с помощью методов технического твор- тикурсников по оригинальности TP уступа-
чества. Например, на специальности 120100 это совершенствование технологического процесса механической обработки заданной детали методами техничес-
ют проектам техника, защищенным этими же студентами на III курсе. Даже при такой творческой и патентоведческой подготовке, какую получают выпускники ТолПИ
кого творчества. Состоялось уже 9 выпус- (не говоря уже о вузах, где такой подготовки
ков техников, и Государственная комиссия нет), менее 10 % выпускников предлагают
систематически отмечает наличие в их дип- в дипломном проекте ТР, выполненные на
ломных проектах оригинальных ТР, прийти уровне изобретений или полезных моделей.
ffilffiS» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Для решения проблемы необходимо лин мы сможем привить инженеру потребность в создании новых ТР в рамках изучаемых дисциплин (так же, как только при
принять ряд мер, первоочередными из которых мы считаем следующие.
Во-первых, организаторам высшего полной интеграции математики и спецдисци-образования необходимо понять, что под- плин возможна оптимизация изучаемых TP), готовка современного инженера невозможна без обучения его методологии создания новых ТР. Следовательно, введение в учебные планы всех инженерных специальностей дисциплины OTT является обязательным шагом в стратегии подготовки инженеров. Место дисциплины в учебном пла-
Во всяком случае, в дипломном проекте каждого инженера обязательно должно содержаться хотя бы одно ТР, выполненное на уровне изобретения или полезной модели.
И в-третьих, необходимо организовать подготовку квалифицированных кадров преподавателей методологии технического
не - на стыке фундаментальных и профи- творчества, а также разработать програм-
лирующих дисциплин, поскольку OTT по му методического обеспечения какдисцип-
своей сущности является фундаментальной лины OTT, так и смежных дисциплин. Ко-
дисциплиной, но эффективность обучения нечно, готовить преподавателей OTT луч-
творчеству может быть достигнута только в увязке ее с проблемами специальных дисциплин. Дисциплина должна включать кроме
ше всего из молодых инженеров, связавших свое будущее с научной и преподавательской деятельностью. В этом случае
лекционного курса практические занятия, в наиболее высока вероятность того, что они задачу которых входит как освоение мето- станут не только преподавателями OTT и дов творчества, так и применение их к ре- даже не только идеологами творческого
шению практических задач специальности.
Во-вторых, задача обучения техническому творчеству должна решаться не только преподавателями OTT, Творческий под-
подхода к подготовке специалиста, но и концентраторами изобретательской деятельности студентов и преподавателей. Подготовку таких кадров целесообразно
ход должен сопровождать изучение специ- поручить нескольким базовым вузам раз-альных дисциплин, а для этого овладеть ме- личного профиля. ТолПИ мог бы, например,
тодологиеи творчества должны все преподаватели этих дисциплин. Только при пол-
организовать подготовку преподавателей OTT для специальностей машинострои-
ной интеграции OTT и специальных дисцип- тельного направления.
концепция фундаментальности физики в системе инженерного образования, ее адаптация к рыночной экономике
Л.77. Фомину директор Рузаевского института машиностроения
МГУ им. Н.П. Огарева,доцент,
Масленникова, доцент кафедр
МГУ
М.И. Майорову доцент кафедры общенаучных дисциплин Рузаевского
института машиностроения МГУ им. Н.П. Огарева
Качество подготовки высококвалифици- товки инженеров, соответствующий требо-рованных инженерных кадров в новых эко- ваниям современной мировой экономики
номических условиях - важнейшая проблема профессиональной педагогики. С возникновением в России рынка труда, не только
и международным стандартам, и, кроме того, способность инженеров адаптироваться к рыночной экономике. Высокая государственного, но и частного сектора профессиональная подготовка в новых экономики актуальность этой проблемы экономических условиях является факто-возрастает, так как инженерное образова- ром социальной защиты будущих инже-ние должно гарантировать уровень подго- неров.
22