DOI: 10.7242/2658-705Х/2019.2.9 УДК 78.07, 78.089
Л.М. Корж, Пермская музыкальная общественная организация «Классик»
30 лет тому назад было установлено, что за всеми любимой и считавшейся народной песней «Калинка» стоит реальный человек. За атрибуцией песни последовали поиски творческого наследия композитора. Не все пока удалось найти. Тем не менее к настоящему времени мы имеем объемное и достоверное представление о личности автора, его музыкальной и общественной деятельности, а также о том, как лучшие черты одаренной натуры И.П. Ларионова продолжают жить в его потомках.
В следующем, 2020 году, нас ждут две знаменательные даты: 190 лет со дня рождения композитора и 160 лет самой песне, ставшей визитной карточкой России. К этим датам приурочено проведение в Музыкальной гостиной ПФИЦ УрО РАН цикла музыкально-тематических вечеров. Они будут проходить в апробированном формате «Грибушинских ассамблей», в котором органично соединяются информационная часть вечера (доклад, сообщение или презентация) с концертной программой. (Подробно о концепции и проведенных мероприятиях в рамках «Грибушинских ассамблей» можно прочитать в журнале «Вестник Пермского научного центра», 2/2018).
В публикуемой статье в хронологическом порядке излагается канва настойчивых поисков, публикаций и эксклюзивного концертного воплощения наследия композитора в историческом особняке ПФИЦ УрО РАН.
Ключевые слова: песня «Калинка», композитор И.П. Ларионов, творческое наследие.
Атрибуция песни
Интересная история предшествовала публикации в журнале «Музыкальная жизнь» №7 1989 г. статьи профессора Саратовской консерватории Бориса Георгиевича Манжоры «Калинка» родом из Саратова». В 1987 году внук композитора Демьян Михайлович Лапчинский, живший в Саратове и с детства запомнивший собственноручно написанные И.П. Ларионовым, его дедом, ноты песни и вступление к ней, предложил областной газете «Коммунист» опубликовать свой очерк об
авторе песни «Калинка». Журналисты не рискнули напечатать его заметки, так как были уверены, что «Калинка» - всем известная русская народная песня. Но обратились за консультацией в консерваторию. Б.Г. Манжора начал поиски и обнаружил в газетных подшивках «Саратовского листка» столетней давности некролог, в котором говорилось, что Ларионов сочинил и исполнял публично романс «Калинка».
Этот факт вскоре нашел подтверждение в прижизненной статье о композиторе, вошедшей в книгу Н.Ф. Хованского
«Очерки по истории Саратова и Саратовской губернии» 1884 года издания. В ней зафиксирована и дата создания «Калинки» - 1860 год. Автор статьи писал: «В 1860 г. на любительской сцене в Саратове поставлен был акт из драмы «Бобыль», музыка которого была написана г. Ларионовым здесь, в Саратове. Из числа вставных номеров этого акта особенно хорошо была принята публикой песнь «Калинка», исполнявшаяся автором. Эта же песнь, которой слова и музыка принадлежат Ларионову, поется хором».
И еще одна находка, подтверждающая авторство песни: в областном краеведческом музее г. Саратова не только сохранилась, но теперь и экспонируется театральная афиша за 1881 год, где указано, что автор и исполнитель «Калинки» - И.П. Ларионов и он же «управляет оркестром».
Справедливости ради надо отметить, что попытка вернуть из забвения когда-то широко известное имя была предпринята в послереволюционные годы. Автор книги «Саратов. Краткий исторический очерк» (Саратов, 1923 г.) А.А. Гераклитов писал: «Забыт теперь почти совершенно Иван Петрович Ларионов (1830 - 1889), пермяк по рождению, но живший, работавший и умерший в Саратове, талантли-
вый и плодовитый композитор, музыкальный и театральный критик».
Публикация Б.Г. Манжоры в столичном авторитетном журнале «Музыкальная жизнь» не стала конечной точкой проявления запоздалой, но всегда важной для сохранения культуры благодарной памяти. Через 10 лет, 20 августа 1999 года, на здании в центре Саратова (проспект Кирова, 13) был установлен каменный барельеф с надписью: «В этом здании с 1876 по 1889 г. в редакции «Саратовского Листка» работал автор песни «Калинка» Иван Петрович Ларионов (1830 - 1889гг.)».
Идея создания мемориальной доски принадлежит саратовскому писателю, журналисту и краеведу Владимиру Ильичу Вардугину, открывшему Ларионова как летописца музыкальной жизни Саратова 1870-х - 1880-х годов. На барельефе, как и было задумано художником Г.М. Панферовым, портрет музыканта обрамлен веточками калины. Скульптор В.Д. Харитонов и архитектор Б.Н. Донецкий, создатели выразительного и значимого памятного знака, передали его в дар городу.
Поиски, исследования, результаты
Правнучка композитора Ольга Федоровна Дровенкова, живущая в Москве, со-
брала интереснейший семейный архив. Потомки композитора сохранили фотографии, документы, письма, по которым прослеживается история трех поколений - Ларионовых, Лапчинских, Лангельдов (фамилии в замужестве дочерей Ларионова), уходящая корнями в XYI век.
Открытие мемориальной доски И.П. Ларионову в Саратове послужило началом творческой дружбы Ольги Федоровны и ее семьи с В.И. Вардугиным, который в то время был редактором саратовской газеты «Русская речь». Общий интерес к личности и наследию И.П. Ларионова, профессиональный опыт архивной работы дали новый импульс к более широким поискам. При встрече в Москве Ольга Федоровна подробно рассказала мне, а затем написала о своей работе в Саратовском историческом архиве, Российской государственной библиотеке, Бахрушинском музее и РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства), где в личном фонде поэта
О. Ф. Дровенкова (правнучка композитора)
А.Н. Плещеева хранятся его письма, в том числе переписка с И.П. Ларионовым.
Они были единомышленниками, друзьями, и после смерти композитора Плещеев протянул руку помощи дочерям Ларио-
нова. «...Ятак любил и уважал дорогого Ивана Петровича., что я готов сделать все от меня зависящее для его семейства...» (из письма А.Н. Плещеева к дочери И.П. Ларионова Марии).
2003 год стал очередным этапом в эстафете передачи в социально-культурную жизнь общества нового представления о творческом наследии, личности и разносторонней деятельности И.П. Ларионова.
Событие первое. Приволжское книжное издательство опубликовало блестящее эссе В.И. Вардугина «Калинка» из Саратова», написанное в форме воображаемых бесед с композитором и музыкальным деятелем И.П. Ларионовым. По охвату материала оно является фундаментальным культурологическим исследованием, по стилистике - это художественное повествование, написанное увлекательно и с пониманием специфики музыкально-театрального дела.
шА
В.И. Вардугин Событие второе. В Московском конкурсе «Моя родословная» представленная семьей О.Ф. Дровенковой работа «Из семейной хроники Ларионовых, Лангельдов, Лапчинских» заняла первое место. Конкурс проводил Фонд возрождения национальных традиций «Новый Век» совместно с Музеем истории Москвы, где и была в День города организована итоговая вы-
ставка лучших работ. Так общественность столицы узнала имя И.П. Ларионова как автора любимой всеми песни «Калинка».
Словно круги по воде, начала распространяться информация о новом имени в истории русской музыкальной культуры. Публикации на тему «История одной песни» появлялись в Москве, Минске, Саратове и других приволжских городах. Не осталось в стороне Центральное телевидение. В 2010 году на ТК «Культура» к 150-летию «Калинки» был создан видеофильм о композиторе и его знаменитой песни.
О. Ф. Дроенкова с дочерью Екатериной и внуками Ольгой и Иваном
Пермь и Ларионов
Имя И.П. Ларионова было возвращено его родному городу неутомимым собирателем имен пермских, писателем и журналистом Владимиром Максимовичем Михайлюком. В 2006 г. в издательстве «Пермские новости» вышла книга В.М. Михайлюка «Пермская шкатулка», объединившая более 30 новелл о выдающихся людях, чьи судьбы так или иначе связаны с Прикамьем и вписаны в историю России. Новелла об авторе песни «Калинка» появилась благодаря переданным Михайлюку всех накопленных к тому времени материалов от потомков композитора и краеведов г. Саратова.
Действительно, автор всемирно известной песни родился в Перми в 1830 году, в дворянской семье. Здесь он почувствовал неодолимую тягу к музыке, о чем
«Пермская шкатулка» позже рассказал в своих автобиографических повестях. Мальчиком Ларионов был увезен в Москву, где был определен для учебы в Кадетский корпус. Параллельно серьезно занимался музыкой. Боевой офицер, участник Венгерского похода, он в 28 лет ушел в отставку, уехал в Саратов и целиком посвятил себя творчеству.
Обширный, на всю полосу, материал маститого журналиста с портретом композитора и эпиграфом: «Мелодия этой самой русской песни достойна стать позывными Перми» - был напечатан в газете «Звезда» за 2 февраля 2008 г. Так информация об И.П. Ларионове стала доступной самому широкому кругу жителей города. Публикации, активная гражданская позиция и авторитет В.М. Михайлюка привели к замечательному результату: в 2010 году на Аллее Славы была установлена памятная плита И.П. Ларионову как автору песни «Калинка».
Звезда на Аллее Славы
Творческое наследие И.П. Ларионова
Музыкальное наследие композитора невелико: несколько романсов, песня «Калинка» и комическая опера «Барышня-крестьянка». Все произведения отличает яркая самобытность и глубоко национальный характер музыки. Собранные Ларионовым 400 народных песен пока считаются утерянными.
Но сочинение музыки было лишь одной из граней универсального дарования Ларионова. Глубокий знаток истории музыки, он положил начало музыкально-критической деятельности в Саратове и, будучи обозревателем газеты «Саратовский листок», придал систематичность и серьезность этому виду журналистики. В.И. Вардугин писал в своих «Беседах с русским музыкантом»: «За двенадцать лет журналистской деятельности Ларионову пытались возражать в прессе считанные разы: авторитет его держался как на исключительном знании истории и теории музыки, так и на собственном профессионализме: он обладал приятным тенором, играл на фортепиано, умело дирижировал хорами и оркестром, знали его и как композитора, автора романсов и оперы «Барышня - крестьянка». Успеху Ларионова-критика способствовала и цельность его натуры, он следовал завету К.Н. Батюшкова: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь, иначе все отголоски твоей музы будут фальшивы».
«Беседуя» с Ларионовым, Вардугин отмечает его добрый и доброжелательный характер, который не позволял задевать самолюбие ни героев публикаций, ни читателей. Он восхищается мягким и деликатным юмором рецензента и приводит несколько примеров из длинной вереницы его острот.
Часто в свои рецензии на концерты Ларионов включал обширную информацию по теории и истории музыки с целью дать читателям газеты прекрасную возможность музыкального самообразования. Материалы И.П. Ларионова публиковались не только в «Саратовском листке», он сотрудничал также с центральным журналом «Музыкальное обозрение».
С выходом в свет в Перми прекрасно оформленной книги «Из рукописи неизвестного музыканта» (издательство «Пушка», 2011 г.) впервые за сто с лишним лет появилась возможность познакомиться с Ларионовым-публицистом и его автобиографической прозой. Кроме того, книга снабжена мини-диском с записью вокальных сочинений композитора.
«Из рукописи неизвестного музыканта»
Предоставим слово пермскому музыковеду Ольге Качалиной. «Название книги «Из рукописи неизвестного музыканта» имеет символический характер: дело в том, что оно принадлежит самому И.П. Ларионову, который опубликовал под ним в газете три своих рассказа, посвященных Пермскому краю. Перед нами воспоминания взрослого человека о детстве, о людях, о первых встречах с музыкой, решивших его судьбу. И думается, что дух пермской старины несомненно почувствует в них каждый, кто сегодня к ним прикоснется. Второй раздел книги, названный издателями «Музыкальные беседы и арабески», - это также выражение И.П. Ларионова, поскольку именно так он называл свои газетные публикации о музыке. В статьях Ларионов пишет о церковном пении, народной песне, концертах местных и гастролирующих музыкантов, о преподавании музыки в учебных заведениях. Перед читателем предстает музыкант-просветитель, человек энцик-
лопедически начитанный, эрудированный, с яркой исследовательской жилкой».
Выходу этой книги предшествовала большая работа. В качестве публикатора выступил известный пермский журналист и писатель В.М. Михайлюк. Финансовую поддержку изданию оказал депутат Законодательного собрания Пермского края А.Е. Флегинский. Все материалы - тексты XIX века - подготовила к выпуску редактор Н.Н. Гашева. А директор издательства «Пушка» Н.А. Зен-кова приняла участие в идентификации документов, находящихся в историческом архиве Пермского края» [3].
Презентация книги «Из рукописи неизвестного музыканта» и последовавший затем цикл музыкально-тематических вечеров состоялись в 2012 г. в Музыкальной гостиной ПНЦ (ныне ПФИЦ) УрО РАН.
Таким образом, к 2012 году о композиторе, музыкальном и общественном деятеле, публицисте и педагоге И.П. Ларионове, о его семье и потомках стали выходить книги, публикации, проводиться Ларионовские чтения (г. Калуга) и выставки. Имя создателя «Калинки» вышло
из небытия, оно стало реальным и неразрывно связанным с культурными и общественными процессами своего времени. Но для полноты представления о Ларионове-композиторе необходимо было познакомиться с его оперой «Барышня-крестьянка», сочиненной по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина. О ней говорилось в исторических хрониках, но в XX веке опера нигде не ставилась. К счастью, нам это удалось осуществить.
Направление поиска подсказали О.Ф. Дровенкова и В.М. Михайлюк. Было достоверно известно, что «Барышня-крестьянка» несколько раз прошла на сцене Дома художников в Санкт-Петербурге в 1875 г., а в 1898 г. - на сцене Летнего театра Таврического сада. Выяснилось, что клавир был сохранен и в настоящее время находится в Отделе нотных фондов Государственного академического Мариинско-го театра. На мою просьбу о предоставлении в аренду клавира для постановки оперы в Перми заведующая Отделом нотных фондов Мария Николаевна Щербакова ответила положительно. Благодаря ее поддержке Пермская музыкальная обществен-
Участники одной из концертных программ (слева направо): О. Качалина (ведущая), С. Тупицын (художественное слово), М. Соснер (сопрано), А. Таран (балалайка) и Н. Мошкарова (фортепиано)
ная организация «Классик» получила эксклюзивное право на постановку.
3 декабря 2014 года в Музыкальной гостиной ПФИЦ УрО РАН произошло долгожданное событие - первое за последние сто лет исполнение лирико-коми-ческой оперы И.П. Ларионова «Барышня-крестьянка», сопровождавшееся интернет-трансляцией. На премьере присутствовали правнучка композитора О.Ф. Дровенкова и ее дочь Е.Е. Штукату-рова. К исполнению оперы были привлечены значительные творческие силы го-
рода. Блестяще выполнил миссию музыкального руководителя постановки и продирижировал спектаклем лауреат Всероссийского конкурса Владимир Никитен-ков. Как и сто лет назад, слушатели восхищались мелодическим даром композитора, впитавшего богатство русского народного мелоса и особенно ярко проявившегося в хоровых сценах.
Премьера состоялось спустя 25 лет после публикации статьи Б.Г. Манжоры об авторстве «Калинки». За эти годы словно по цепочке передавалось
стремление узнать историю незаурядной личности И.П. Ларионова, найти и сохранить его творческое наследие как часть национального культурного кода. Надеемся, что новый цикл музыкально-тематических вечеров, посвященных 190-ле-
тию композитора, литератора, фольклориста, музыкального и общественного деятеля, педагога и дирижера И.П. Ларионова поможет стать его наследию неотъемлемой частью современной культурной жизни.
Библиографический список
1. Вардугин В.И. Два Ивана - Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 2003. - 240 с.
2. Ларионов И.П. Из рукописи неизвестного музыканта / вступ. ст. В.М. Михайлюка. - Пермь: изд-во Пушка, 2011. - 320 с.
3. «Музыкальная жизнь» - М., 2011. - № 9.
ON THE ARTISTIC HERITAGE OF IVAN PETROVICH LARIONOV, THE AUTOR OF «KALINKA» AND OUR FELLOW TOWNSMAN
L.M. Korzh
Musical public organization «Classic»
It was found out 30 years ago that our best-loved song «Kalinka», earlier thought to be a folk tune, has a real author. This discovery was followed by the search of the composer's artistic heritage that hadn't been completed yet. However, nowadays we are quite aware of the author's personality, his musical and social activity and the projection of Larionov's gifted nature in his descendants.
In 2020 we are going to celebrate two significant dates: the 190th anniversary of the composer's birth and the 160th anniversary of the song that became the symbol of Russia. Some musical and thematic sessions will be timed to coincide with the dates at the PFRC UB RAS music hall. They will take place in a proven format of «Gribushin's assemblies» successfully combining an informative part (a report, an announcement or a presentation) and the concert. The article describes the study of the composer's artistic heritage in chronological order, publications and exclusive concert performances in the historical mansion of PFRC UB RAS.
Keywords: best-loved song «Kalinka», composer I.P. Larionov, artistic heritage. Сведения об авторе
Корж Людмила Михайловна, председатель правления, Пермская музыкальная общественная организация «Классик»; 614900, г. Пермь, ул. Ленина, 13A; e-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 30.04.2019 г.