Научная статья на тему 'О цифровой трансформации государственного администрирования Дании'

О цифровой трансформации государственного администрирования Дании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2691
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация государственного управления / публичные услуги / электронное правительство / цифровые данные / digitalization of public administration / public services / e-government / 0 digital data

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Холодная Елена Викторовна

Введение: цифровая трансформация государственного управления в настоящий момент является мировой тенденцией, которая, по оценкам специалистов за 2018 г., наиболее эффективно реализована в Дании. Использование международного опыта цифровизации государственного администрирования для Российской Феде- рации является актуальной задачей как в целях синхронизации национального законодательства, так и для возможного практического воплощения зарубежного опыта при преобразовании российского государственного управления. Цель: иссле- довать стратегию Дании по цифровизации государственного сектора и выделить ее основные направления. Методологическая основа: формально-логический и методы системного и сравнительного правоведения. Результаты: аргументирована автор- ская оценка перевода публичного управления в цифровой формат на основе принципа синергетического взаимодействия ИКТ и цифровых данных. Выводы: рассмотрены приоритетные направления цифровой стратегии Дании; сделаны предложения по практической реализации правового опыта Дании по цифровой трансформации государственного управления в условиях российской действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Холодная Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN DENMARK

Background: digital transformation of public administration is currently a global trend, which, according to experts in 2018, is most effectively implemented in Denmark. The use of international experience in the digitization of public administration for the Russian Federation is an urgent task, both for the purpose of synchronizing national legislation, and for the possible practical implementation of foreign experience in the transformation of Russian public administration. Objective: to explore Denmark’s strategy for digitalizing the public sector and highlight its main areas. Methodology: formal-logical and methods of system and comparative law. Results: the author’s assessment of the transfer of public administration to a digital format based on the principle of synergetic interaction of ICT and digital data is substantiated. Conclusions: the priority directions of the digital strategy of Denmark are considered; proposals are made for the practical implementation of the legal experience of Denmark on the digital transformation of public administration in the conditions of Russian reality.

Текст научной работы на тему «О цифровой трансформации государственного администрирования Дании»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10121 УДК 349.8

Е.В. Холодная

О ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДАНИИ

Введение: цифровая трансформация государственного управления в настоящий момент является мировой тенденцией, которая, по оценкам специалистов за 2018 г., наиболее эффективно реализована в Дании. Использование международного опыта цифровизации государственного администрирования для Российской Федерации является актуальной задачей как в целях синхронизации национального законодательства, так и для возможного практического воплощения зарубежного опыта при преобразовании российского государственного управления. Цель: исследовать стратегию Дании по цифровизации государственного сектора и выделить ее основные направления. Методологическая основа: формально-логический и методы системного и сравнительного правоведения. Результаты: аргументирована авторская оценка перевода публичного управления в цифровой формат на основе принципа синергетического взаимодействия ИКТ и цифровых данных. Выводы: рассмотрены приоритетные направления цифровой стратегии Дании; сделаны предложения по практической реализации правового опыта Дании по цифровой трансформации государственного управления в условиях российской действительности.

Ключевые слова: цифровизация государственного управления, публичные услуги, электронное правительство, цифровые данные.

E.V. Kholodnaya

ON THE DIGITAL TRANSFORMATION OF PUBLIC ADMINISTRATION IN DENMARK

Background: digital transformation of public administration is currently a global trend, which, according to experts in 2018, is most effectively implemented in Denmark. The use of international experience in the digitization of public administration for the Russian Federation is an urgent task, both for the purpose of synchronizing national legislation, and for the possible practical implementation of foreign experience in the transformation of Russian public administration. Objective: to explore Denmark's strategy for digitalizing the public sector and highlight its main areas. Methodology: formal-logical and methods of system and comparative law. Results: the author's assessment of the transfer of public administration to a digital format based on the principle of synergetic interaction of ICT and digital data is substantiated. Conclusions: the priority directions of the digital strategy of Denmark are considered; proposals are made for the practical implementation of the legal experience of Denmark on the digital transformation of public administration in the conditions of Russian reality.

Key-words: digitalization of public administration, public services, e-government,0 digital data.

© Холодная Елена Викторовна, 2020

Кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий (Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина) © Kholodnaya Elena Victorovna, 2020

Candidate of law, associate Professor, Information law and digital technologies department of the Moscow 230 State Law University after O.E. Kutafin (MSAL)

Государственное администрирование в эпоху цифровой трансформации основано на принципе синергетического взаимодействия ИКТ и цифровых данных (электронных ресурсов) в публичном управлении, сутью которого является перевод публичных услуг в цифровой формат от момента обращения до исполнения услуги, опираясь преимущественно на цифровые данные, а не на документы в понимании традиционного (бумажного) делопроизводства. Этот системный процесс позитивно воспринят мировым сообществом и опытным путем доказано, что публичные цифровые услуги экономичнее, сокращают и рационализируют бюджетные затраты; заявлено о новом качественном уровне публичного сервиса инновационных государств. Сервисное государственное управление на основе цифровых данных понимается как целенаправленное соучастие и воздействие субъектов публичной власти на различные сферы общественной жизни с использованием ИКТ [1, с. 26]. Элементами поступательного развития в РФ по данному направлению, по мнению Л.К. Терещенко, выступают: упрощение процедур доступа к информации, увеличение объемов информационных услуг, переоценка правомочий органов публичной власти и граждан в инфосфере в целях повышения качества жизни [2, с. 5]. Иными словами в России также началась системная переоценка цифровой организации публичного управления, однако данный процесс сдерживается рядом факторов (географических, демографических, экономических), что актуализирует использования международного опыта разрешения задач данного сектора государственного администрирования1 в целях синхронизации национального законодательства.

Эффективность реализации принципа синергетического взаимодействия ИКТ и цифровых данных в публичном сервисе определяется на основе рейтинга электронного правительства ООН.

Так, рейтинг электронного правительства ООН является одним из ключевых индикаторов развития информационного общества в странах мира. Уже в 2016 г. Дания, как фаворит по реализации проекта, находилась на 9 позиции, а в 2018 г. у нее оказался наибольший рейтинг по развитию инфосферы, оставив позади Австралию, Республику Корея и лидера 2016 г. Великобританию2. Рейтинг России по уровню развития электронного правительства составил 32 место, что несколько улучшило показатель 2016 г.3 Однако наращивание уровня информатизации и количества электронных государственных услуг в настоящий момент являются недостаточными факторами для цифровой трансформации государственного управления.

Ранжирование рейтинга происходит на основании системного анализа трех компонентов с точки зрения качества и количества показателей:

электронных (цифровых) услуг (e-Government Development Index, EGDI и иных онлайн-сервисов); ИКТ-инфаструктуры; человеческого капитала.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Информационное общество (2011-2020 гг.)"» (в ред. от 25 сентября 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18, ч. II, ст. 2159.

2 Рейтинг электронного правительства ООН. URL: http://www.tadviser.ru/ (дата обращения: 18.01.2020).

3 Рейтинг электронного правительства ООН. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 18.01.2020). 231

Оценка электронных (цифровых) услуг происходит на основе принципа синер-гетического взаимодействия ИКТ и цифровых данных в публичном управлении, что подразумевает перевод публичных услуг в цифровой формат от момента обращения за услугой до их исполнения, опираясь преимущественно на данные, а не на документы.

Архитектурно ИКТ-инфраструктура представлена как совокупность двух систем: информационной (обеспечивает накопление данных или информационных ресурсов) и коммуникационной (обеспечивает передачу и обработку данных) на платформе цифровых технологий.

Показатели человеческого капитала базируются на возможностях информационного общества. Для развития человеческого потенциала в первую очередь необходим доступ к знаниям, технологиям и инновациям. Исходя из этого убеждения даже существует понятие измерения бедности, так называемая «информационная бедность» [3, с. 32-35], основанная на отсутствии навыков работы и иных компетенций в инфосфере.

Дания была одной из первых стран ЕС, начавшей реализацию в 2001 г. проекта «электронное правительство». Ключевыми моментами первого этапа являлась трансформация государственных услуг в электронную/цифровую форму. Были автоматизированы технологические операции внутри государственного сектора. Результатом работы стало внедрение электронного портала borger.dk, сервисов электронной подписи и электронного предоставления счетов (№тНа^е1)41На следующем этапе в период 2011-2015 гг. Дания направила усилия на совместное сотрудничество по вопросам цифровой трансформации государственного управления на всех уровнях власти. ° Стратегия развития электронного правительства Дании до 2015 г. ставила

три основные цели: ~ отказ от традиционного делопроизводства;

повышение качества жизни или «цифровое» благосостояние за счет цифро-| визации социальных услуг;

| переход на цифровое государственное управление.

>| Особенностью периода являлось «обязательное цифровое самообслуживание»,

| которое потребовало от граждан использовать цифровое самообслуживание для | доступа ко всем публичным услугам и сервисам (например, процедура обраще-

2 ния органы публичной власти стала полностью электронной) и это направление | планировалось довести до 80%.

г Другими важными направлениями стратегии выступали:

| создание единой системы «больших данных»;

° централизация управления инфосферы, исключающая разработку парал-

1 лельных систем и содействия повторному использованию данных, уже ранее ° запрошенных госучреждением;

го

3 автоматизированная обработка счетов;

I дистанционная медицина (для лечения хронически больных пациентов на дому);

я дистанционные образовательные технологии (например, для приема экзаме-

нов, появление образовательных сервисов);

безопасные цифровые подписи на мобильных телефонах и др.5

4 Электронное правительство в Дании. URL: https://elgov.ucoz.ru/index/ehlektronnoe_ pravitelstvo_v_danii/0-12 (дата обращения: 10.01.2020).

5 Стратегия цифрового развития Дании 2011-2015. URL: https://digitalgov.com.au/denmarks-232 egovernment-strategy/ (дата обращения: 28.01.2020).

На данный момент «Цифровая стратегия Дании 2016-2020 гг.» определила три ключевые цели ее реализации:

1) производительный и эффективный государственный сектор;

2) государственные услуги, создающие ценность для граждан и бизнеса;

3) Публичная оцифровка, поддерживающая рост бизнеса.

Приоритетными направлениями обновленной стратегии выступают следующие инициативы:

цифровизация государственных административных процедур;

лучший пользовательский опыт для граждан и предприятий;

рамки согласованного цифрового государственного управления;

управление совместными усилиями общественности по оцифровке;

цифровое благосостояние;

обмен данными.

Человеческий капитал Дании занимает 7 позицию среди стран ЕС по наличию «цифровых» компетенций у населения. Как отмечается, в целом 71% датчан имеют навыки работы с цифровыми технологиями, из них почти 50% имеют навыки выше базовых. Процент специалистов в области ИКТ достиг 4,4% в 2018 г., что составляет большую долю рабочей силы, чем в ЕС в целом (3,7%). В настоящий момент проект «Цифровые навыки для всех» является одним из шести стратегических направлений плана роста человеческого капитала в Дании. Инициатива «Датский технологический пакт» также включена в национальный план роста по улучшению компетенций в инфосфере. В рамках цифровой стратегии 2016-2020 гг. была начата инициатива по обучению граждан, не имеющих базовых цифровых компетенций в общении с государственным сектором6.

Российский законодатель сохранил в качестве альтернативы традиционные способы (неэлектронные) оказания публичных услуг, т.к. часть населения страны нуждается не только в повышении компьютерной грамотности, но и в выравнивании возможностей доступа к этим электронным услугам. Решить эту задачу без государственной социальной поддержки не представляется возможным. Также важнейшим условием развития данного направления является организация систематического повышения квалификации служащих публичных органов по работе с ИКТ и в сфере информационной культуры.

Таким образом, проведенное исследование опыта Дании, как страны-лидера по реализации перехода государственного управления к цифровой модели «электронного правительства», представляется крайне актуальным для его возможного практического воплощения при преобразовании российского государственного управления. В частности, это дает понимание того, что в обозримом будущем наибольшая доля публичных услуг будет предоставляться в цифровом формате и необходима государственная поддержка тем, кто не может получить доступ к цифровым сервисам, а также повышение компьютерной грамотности и информационной культуры государственных служащих и населения [4, с. 165-167]. Как отмечается Президентом РФ, решение этой задачи станет конкурентным преимуществом России, т.к. создаст новые возможности для образования и творчества, для реализации социальных и культурных проектов. И, конечно, это новые возможности для участия людей в жизни страны7.

6 Digital Economy and Society Index (DESI). 2019. Country Report Denmark URL: https:// ec.europa.eu/digital-single-market/en/scoreboard/denmark (дата обращения: 28.01.2020).

7 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 28.01.2020). 233

Библиографический список

1. Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект). М.: Юриспруденция, 2015. 192 с.

2. Терещенко Л.К. Правовой режим информации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. 54 с.

3. Гладышева А.В., Горбунова О.Н. Особенности человеческого капитала в условиях человеческого общества // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 8. С.32-36.

4. Холодная Е.В. Цифровизация Дании: опыт лидера по реализации проекта «электронное правительство» // Проблемы и вызовы цифрового общества: тенденции развития правового регулирования цифровых трансформаций: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции (г. Саратов, 17-18 октября 2019 г.) / под ред. Н.Н. Ковалевой. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2019. 184 с.

References

1. Talapina E.V. State Management in the Information Society (legal aspect). Moscow: Jurisprudence, 2015. 192 p.

2. Tereshchenko L.K. Legal Regime of Information. Extended abstract dis.. .. docr. law. Moscow, 2011. 54 p.

3. Gladysheva A.V., Gorbunova O.N. Features of Human Capital in the Conditions of Human Society // Socio-economic phenomena and processes. 2014. No. 8. P. 32-36.

4. Kholodnaya E.V. Digitalisation of Denmark: the experience of leader in the project «e-government» // the Problems and challenges of the digital society: trends of development of legal regulation of digital transformation: collection of scientific works on materials of I International scientific-practical conference (Saratov, October 17-18, 2019) / ed. N. Kovaleva. Saratov: publishing HOUSE of the Saratov state law Academy, 2019. 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.