Научная статья на тему 'О церковной манере пения'

О церковной манере пения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2085
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОСТЬ / БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ / МОЛИТВЕННОСТЬ / CHURCH INCLINATION / CLERICAL SINGING / PRAYERFULNESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хватова Светлана Ивановна

Богослужебным песнопениям Русской Православной церкви свойственна особая исполнительская манера, определяемая духовенством как «молитвенность». Статья посвящена анализу богословской и музыковедческой литературы об особом качестве звукоизвлечения певчими клиросных хоровых коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The clerical singing of the Russian Orthodox Church is peculiar for its special performing style, defined by the clergy as a prayerfulness. The article is devoted to the analysis of the theoligical and musicological literature on the peculiar quality of sound production by the singers of church choirs.

Текст научной работы на тему «О церковной манере пения»

6. Изобразительного искусства мастера: Страницы художественной жизни Куйбышевской области. - Куйбышев: Кн. Изд-во, 1985. - 272 с.

7. Петрова Т.А. Волга в разливе // Суббота. -1999. - 23 октября. - С. 5.

8. Петрова Т.А. Сложный мир художника // Волжская заря. - 1971. - 18 сентября. - С. 3.

9. Самарские перекрестки. Губернский грант 2005. - Самара: Агни, 2006. - 25 с.

10. Художники города Куйбышева. - Л.: Художник РСФСР, 1965. - 72 с. - С. 11-12.

11. Юрий Филиппов. - Самара: СП МЕНОН-СОВПОЛИГРАФ, 2000. - 40 с.

УДК 783 Х 30

Хватова Светлана Ивановна

кандидат искусствоведения Институт искусств Адыгейского государственного университета (г. Майкоп)

hvat4@mail.ru

О ЦЕРКОВНОЙ МАНЕРЕ ПЕНИЯ

Богослужебным песнопениям Русской Православной церкви свойственна особая исполнительская манера, определяемая духовенством как «молитвенность». Статья посвящена анализу богословской и музыковедческой литературы об особом качестве звукоизвлечения певчими клиросных хоровых коллективов.

Ключевые слова: церковность, богослужебное пение, молитвенность.

Изучая проблему сохранения канонического единства музыкального ряда богослужения Русской Православной церкви в начале XXI столетия, мы часто соприкасаемся с материалами, касающимися особой церковной манеры пения. Негативное отношение к тому или иному произведению современных авторов, созданных для храма, часто связано не с его стилевой ориентацией, а скорее касается способа исполнительской интерпретации музыкального материала. Общее требование к подобного рода сочинениям, как правило, сводится к пожеланиям, чтобы они стали органичной частью Литургии, не нарушали благодатности наисвятейшего момента службы - причащения. Богослужебное пение всегда должно гармонировать с общим молитвенным настроем, созвучным празднику или теме дня. Специальных исследований, посвященных церковной манере пения, сегодня не существует, однако можно обнаружить негативные музыкально-критические суждения о «нецерковности» певческой интерпретации песнопений Русской Православной церкви клиросных и светских хоровых коллективов (И. Вознесенский [1], Б. Кутузов [3], Е. Кустовс-кий, А. Никольский, Б. Печенкин).

В постсоветское время - период массового возвращения в лоно Русской Православной церкви храмов, монастырей, освящения их, возобновления богослужений - многие музыканты,

получившие «светское» музыкальное образование, занялись певческим делом, наиболее заинтересованные - регентованием, поскольку сразу обеспечить все приходы кадрами, получившими регентско-певческую подготовку в специализированных духовных учебных заведениях, было невозможно. Формально церковные хоры «функционировали», но все чаще в специализированных регентских изданиях и на подобного рода сайтах поднимались вопросы несоответствия исполнительской манеры тому особому образно-эмоциональному состоянию, чаще всего определяемому духовенством как «молитвенность». Попытке систематизации музыковедческих и богословских мнений по данной проблеме и вычленению основных установлений, касающихся церковного пения, посвящена данная статья. Критерии «церковности», «молитвенности» исполнения могут быть востребованы в разделах интерпретологии, посвященных хоровому исполнительству.

Протоиереем Иоанном (Вознесенским) исследовался вопрос всенародного пения в православных храмах и начала обособления клироса. Автор полагает, что пение «во все времена истории церкви было не одним обязательным занятием посвященных только на служение в храме лиц, но занятием, дозволенным для всех сословий, обоих полов и разных возрастов; <.. .> и считалось занятием высоконравственным, почетным» [1]. Дифференцируются И. Вознесенским виды пения

112

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

© Хватова С.И., 2010

в храме следующим образом: одиночное, попеременное и совокупное. При этом подчеркивается, что исполнительское разделение церковного пения возникло не сразу и клиросное пение, до установления должности клириков и певцов, предоставлялось всякому присутствующему при богослужении, по его желанию и умению, и исполнялось мирянами поодиночно и посреди храма. То есть говорить о различии манер пения прихожан и клириков не приходилось: они были единым целым.

Изменение манеры исполнения церковных песнопений связано с его профессионализацией, которая началась, по мнению О. Иоанна, в IV-V веках, почти одновременно с первыми данными об обмирщении церковного пения. Певчие того периода, как утверждает М. Пекерская [2], не нуждались в специальных технических методах для исполнения своих простых одноголосных песен, использовавших звучание среднего голосового регистра. Высокий и сверхвысокий регистр человеческого голоса является открытием новейших времен, когда голос, слово, идея постепенно сливаются вместе и приспосабливаются для создания непосредственного впечатления. Школы пения и возникают для того, чтобы человеческий голос мог владеть двумя октавами, необходимыми при исполнении музыкальных произведений с самой различной тесситурой, часто противоестественной и головоломной. Автор основные изменения в певческом стиле связывает с театральной жизнью в России XVII века, в духовной же музыке это время совпадает с внедрением принципа концерта во все жанры богослужебной музыки, что способствует дальнейшему отходу от «общенародной» манеры пения.

На рубеже ХК-ХХ веков проблема церковности манеры пения встала с особой остротой, по-видимому, из-за проникновения театральности и концертности в храм. Ситуация осложнилась тем, что в этот же период женщины заменили в церковных хорах мальчиков-дискантов, берущих высокие ноты исключительно фальцетом. Введение женских голосов в клиросные хоровые коллективы было сопряжены с необходимостью сохранения манеры пения, соответствующей дискантам. Но при существовавшей уже развитой системе подготовки оперных певиц и артисток хора, которые обучались вокалу у тех же педагогов, занимающихся воспитанием солистов, проникновение иной манеры пения в храм стало неизбежно.

Б. Кутузов в статье «Об истинно церковном пении» объясняет преимущества пения в унисон, поскольку, по мнению автора, именно оно способствует формированию нужной манеры пения в храме. Однако он не разъясняет, в чем именно заключаются особенности данной манеры. Автор лишь указывает на то, «чего не должно быть»: «Все согласятся, что в церкви недопустима театральная, светская манера пения, когда храм “превращается из дома молитвы в зал бесплатных концертов”, когда молящиеся вынуждены “терпеть это отвлекающее их от молитвы пение”. Увы! Это наша современная церковная действительность вынудила патриарха Алексия (Симанского) сказать эти слова» [3]. Однако партесное пение, по мнению Б. Кутузова, как таковое уже таит в себе соблазн театральности. А если говорить точнее, многоголосие, полифоническая музыка - принадлежность театра, откуда она и пришла в Церковь. Именно театральность, яркая индивидуальность чаще всего и вызывают нарекания у теоретиков церковного пения. Л. Парийский, подчеркивая необходимость непринужденной простой манеры пения на клиросе, подчеркивает, что «хор не должен отвлекать народ от богослужения своей музыкой, но должен привлекать молящихся к Богу текстом священных песнопений, исполненных разумно и сладкогласно. Хор от лица Матери-Церкви должен стать учителем верующих, как надо петь молитвы. Главное внимание певцов должно быть приковано к тексту и к службе в целом. В церковном пении можно и со слабыми голосами произвести сильное впечатление» [4].

Профессионализация церковного пения -факт упрямый. В ведущих духовных учебных заведениях уже не оспаривается необходимость профессиональной подготовки регента в плане оснащения его вокальной методикой. Нами проведен сравнительный анализ рабочих программ по постановке голоса и дирижированию регентских отделений Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии (СПбДАиС), Московской регентско-певческой семинарии, Православного гуманитарного Свято-Тихоновского университета, Вятской духовной семинарии и светских профессиональных учебных заведений, реализующих образовательную программу «Хоровое дирижирование». В них обнаружилось сходство целей, задач дисциплины, методик обучения и даже (частично) репертуарных списков. Специальных установок,

касающихся особой манеры церковного пения, там не обнаружено. Однако А.И. Ващенко, заведующий регентским отделением в СПбДАиС, в интервью, данном нам в апреле 2007 года, пояснил, что она действительно существует и осваивается практически, на занятиях в хоровом классе, как единственно правильная.

На основании доступных источников, касающихся теории церковного пения и регентской практики, а также обобщения собственного двадцатилетнего опыта регентско-певческого служения в Свято-Воскресенском храме г. Майкопа Республики Адыгея, интервьюирования практикующих регентов регионов юга России (преимущественно Краснодарского края, Адыгеи и Ростовской области) стало возможно сформулировать некоторые признаки особой церковной манеры пения, а именно:

1. Приоритетное внимание к Слову, его формообразующей и смыслонесущей роли, утрированное произнесение - особенно в «дидактических», назидательных жанрах, а в отдельных случаях - псалмодирование и приближение к чтению (в таких случаях часто - использование приема «взрывной» согласной, а в моментах «читка» -утрированное произнесение слогов).

2. Нивелирование тембровой индивидуальности, пение «прикрытым» звуком, с минимальной вибрацией. По-возможности - с «уменьшенной плотностью», так называемой «мясистостью» голоса. Особенно это касается верхнего регистра, который должен по звучанию приближаться к светлому «ангельскому» детскому пению. Широкое использование фальцетного и «микстово-го» пения.

3. Стремление к однородности звучания хоровой партии, «органности», создание при любой фактуре ощущения единения, соборности.

4. Отсутствие «театральности», яркой индивидуальности в исполнении, даже в разделах песнопений, содержащих элементы тембризации и концертирования. Это - особенно трудновыполнимое требование: в конце ХХ столетия светская хоровая музыка обогатилась такой жанровой разновидностью, как хоровой театр, в партитурах, написанных для академического хора, появляются партии, которые исполняются в народной, эстрадной манерах или приближенных к ним. Владение театрально-хоровыми приемами - достоинство академического хорового коллектива, но недостаток - в храмовом.

5. Святоотеческая традиция характеризует его еще как смиренное, благоговейное и тихое моление со страхом и трепетом. М.С. Литвиненко (старейший регент Украинской Митрополии, опытнейший руководитель, в течение тридцати лет -бессменный дирижер главного хора Украинской церкви), выражая восхищение эталонным, по его мнению, исполнением духовной музыки хором под руководством П.Д. Толстого, отмечает: «В чем выражалась эта церковность исполнения? Все штрихи и нюансы были исполняемы деликатно и неназойливо. Даже staccato и sforzando -штрихи резкие, воспринимались в исполнении хором Толстого мягко и сдержанно. Все это подавалось в звуке настолько логически выстроенным, художественно целесообразным и оправданным, звучало так естественно и понятно для верующих людей. В исполнении присутствует весь набор необходимых исполнительских приемов: subito, piano, crescendo, diminuendo и прочего» [5]. Динамическая палитра клиросных песнопений довольно разнообразна, но особый аскетизм, сдержанность, бесстрастность даже в моменты истового моления отличает церковное исполнение от светского.

6. Ряд специалистов, занимающихся регентской практикой полагает, что духовные песнопения русской православной церкви должны исполняться медленно, покойно [6]. Эти утверждения, на наш взгляд, вполне приемлемы по отношению к музыке X-XVII веков в эпоху безраздельного господства знаменного роспева. Начиная же с середины XVII века, с проникновением принципа концерта в клиросные сочинения, динамические контрасты в исполнении стали неизбежными, что и сегодня вызывает массу нареканий со стороны ревнителей древнерусского пения. Сегодня становится очевидным то, что указания ученых-богословов, обращающих внимание на исполнение духовных песнопений о каноническом «тихом и медленном молении», касаются в меньшей степени собственно динамики, чем особого качества звуковедения в хоре, особой культуры звукоизвлечения. Исходя из собственного двадцатилетнего регентско-певческого клиросного служения, его мы можем вновь (как и в п. 5) определить как аскетизм, сдержанность, продуманность и уравновешенность динамического плана, исполняемого с учетом стилевой принадлежности партитуры.

Поиск нужной исполнительской интерпретации духовных песнопений должен проходить

114

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2010

с учетом вышеизложенных мнений деятелей богослужебной музыки, в противном случае вряд ли удастся достичь искомой гармонии возгласов, возносимых с алтаря, добиться адекватной передачи необходимого образно-эмоционального плана произведения.

Библиографический список

1. Вознесенский Иоанн, прот. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения // Православная жизнь [Orthodox life]. - 1987. - №>3 [447]. - С. 15-24.

2. Пекерская. М. Вокальный букварь. Из истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Copyright 2003-2006 www.Vocal.Ru: libclab.info/ lib_page_98765.html; www.knigonosha.net/section-5/section-5-2/13686-Vokalnyj_bukvar-P...

3. Кутузов Б. Об истинно церковном пении [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: www. patriarchia. ru/db/text/73387. html

4. Парийский Л. О церковном пении // Журнал

Московской Патриархии. - 1949. - .№12. - С. 52-64.

5. Литвиненко М.С. Регент: воспоминания и размышления // Регентское дело. - 2008 - №6. -С. 55-64.

6. Горина Т. К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: eparhia.onego.ru/tanya05.htm; О. Димитрий Арзуманов. Музыкальные стили и богослужебное пение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kliros.org; Асмус М. О современном состоянии церковного пения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.kostil.ru; Смирнов о. Никон, игумен. О церковности богослужебного пения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.editor-liturgica.ru; Горина Т. К проблеме «церковности» богослужебного пения Русской Православной Церкви. - Петрозаводск: Библиотека ПГК, 2005 - Рукопись 29 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: eparhia.onego.ru/ tanya05.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.