Научная статья на тему 'О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРАВОСЛАВНЫХ ВУЗАХ'

О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРАВОСЛАВНЫХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православные вузы / ценности / студенты / религиозность / патриотизм / доверие к власти / семейные традиции / гражданственность / Orthodox universities / values / students / religiosity / patriotism / trust in government / family traditions / citizenship

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стрелец Илья Эрнстович, Мухортов Денис Сергеевич, Церович Милосава

В статье анализируется состояние «аксиологической зрелости» студентов, обучающихся в православных вузах российских мегаполисов. В основе проведенного эмпирического исследования лежит гипотеза о том, что в несветских вузах обучаются студенты, которые в приоритете имеют прочную гражданскую позицию, патриотический настрой, доверие к власти и почитание семейных традиций. Для ее проверки был проведен опрос среди бакалавров и магистров 1 курса (n=124). Из предложенного списка ценностных ориентиров приоритет отдается важности здоровья (в том числе психического), безопасности (включая психологическую) и семье. Тем самым студент выказывает ориентир на узкую социальную среду и значимость личного пространства. Тенденция к обеспечению собственной безопасности или безопасности ближайшего окружения манифестирует ограниченность зоны личной ответственности. На политическую социализацию студентов несветских вузов в первую очередь влияют семья, соцсети и друзья, а роль образовательных, партийных и религиозных институций в этом процессе находится на периферийных позициях. Несмотря на секуляризацию и технизацию повседневной жизни 66% отнесли себя к верующим. Позитивная конфессиональная идентификация коррелирует с положительным отношением к семейным ценностям (72%) и патриотическому настрою (58%). Учитывая, что каждый третий студент не смог избежать влияния либеральных ценностей, гипотеза оказалась подтвержденной частично. Полученная оценка «аксиологической зрелости» студента может способствовать более тщательному мониторингу и корректировке ряда положений образовательной политики для православных вузов со стороны Министерства образования и науки и Патриархии Российской православной церкви, в том числе с точки зрения развития воспитательного функционала в будущих духовных лидерах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value Priorities of Russian Orthodox College Students

Thе article analyzes the current «axiological maturity» of students studying at Russian Orthodox colleges. The empirical study is based on the hypothesis that students at non-secular universities have a strong civic position, a patriotic attitude, trust in government and reverence for family traditions. To test it, a survey was conducted among Bachelor’s and first-year Master’s students (n=124). From the proposed value list, priority is given to the importance of health (including mental), safety (including psychological), and family. The student thus manifests a focus on a narrow social environment and the importance of personal space. The tendency to ensure one’s own safety or the safety of one’s immediate environment demonstrates the limited area of personal responsibility. The political socialization of students at non-secular universities is primarily influenced by family, social networks, and friends, and the role of educational, partisan, and religious institutions in this process is secondary. Despite the secularization and technicalization of everyday life, 66% considered themselves Christian believers. Positive religious identification correlates with a positive attitude towards family values (72%) and patriotic attitude (58%). Considering that every third student failed to avoid the influence of liberal values, the hypothesis was partially confirmed. The resulting assessment of the student’s «axiological maturity» may call for closer monitoring and adjustment of educational policy provisions for Orthodox universities by the Ministry of Education and Science and the Patriarchate of the Russian Orthodox Church, including more attention to the country’s potential spiritual leaders.

Текст научной работы на тему «О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРАВОСЛАВНЫХ ВУЗАХ»

БОТ: 10.31249/геш/2024.02.16

И.Э. Стрелец, Д.С. Мухортов, М. Церович

О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРАВОСЛАВНЫХ ВУЗАХ1

Аннотация. В статье анализируется состояние «аксиологической зрелости» студентов, обучающихся в православных вузах российских мегаполисов. В основе проведенного эмпирического исследования лежит гипотеза о том, что в несветских вузах обучаются студенты, которые в приоритете имеют прочную гражданскую позицию, патриотический настрой, доверие к власти и почитание семейных традиций. Для ее проверки был проведен опрос среди бакалавров и магистров 1 курса (п=124). Из предложенного списка ценностных ориентиров приоритет отдается важности здоровья (в том числе психического), безопасности (включая психологическую) и семье. Тем самым студент выказывает ориентир на узкую социальную среду и значимость личного пространства. Тенденция к обеспечению собственной безопасности или безопасности ближайшего окружения манифестирует ограниченность зоны личной ответственности. На политическую социализацию студентов несветских вузов в первую очередь влияют семья, соцсети и друзья, а роль образовательных, партийных и религиозных институций в этом процессе находится на периферийных позициях. Несмотря на секуляризацию и технизацию повседневной жизни 66% отнесли себя к верующим. Позитивная конфессиональная идентификация коррелирует с положительным отношением к семейным ценностям (72%) и патриотическому настрою (58%). Учитывая, что каждый третий студент не смог избежать влияния либеральных ценностей, гипотеза оказалась подтвержденной частично. Полученная оценка «аксиологической зрелости» студента может способствовать более тщательному мониторингу и корректировке ряда положений образовательной политики для православных вузов со стороны Министерства образования и науки и Патриархии Российской православной церкви, в том числе с точки зрения развития воспитательного функционала в будущих духовных лидерах страны.

1. Данная статья подготовлена в рамках научного проекта № 123091200058-5 «Оптимальные практики продвижения традиционных семейных ценностей в студенческой среде», выполняемого в Институте научной информации по общественным наукам РАН по итогам отбора научных проектов при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Экспертного института социальных исследований.

Ключевые слова: православные вузы; ценности; студенты; религиозность; патриотизм; доверие к власти; семейные традиции; гражданственность.

Стрелец Илья Эрнстович - кандидат политических наук, доцент кафедры сравнительной политологии факультета управления и политики МГИМО МИД РФ. Россия, Москва. E-mail: sagitil@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-3520-2502.

Мухортов Денис Сергеевич - кандидат филологических наук,

доцент кафедры английского языка 1 факультета международных

отношений МГИМО МИД РФ. Россия, Москва.

E-mail: dennismoukhortov@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-8174-7055

Scopus Author ID: 58159878800

Церович Милосава - соискатель кафедры сравнительной

политологии факультета политики и управления

МГИМО МИД РФ. Россия, Москва.

E-mail: cerovicmila@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-8873-4791

WOS Research ID GLR9063-2022

Strelets I.E., Mukhortov D.S., Cerovic M. The Value Priorities of Russian Orthodox College Students

Abstract. Thе article analyzes the current «axiological maturity» of students studying at Russian Orthodox colleges. The empirical study is based on the hypothesis that students at non-secular universities have a strong civic position, a patriotic attitude, trust in government and reverence for family traditions. To test it, a survey was conducted among Bachelor's and first-year Master's students (n=124). From the proposed value list, priority is given to the importance of health (including mental), safety (including psychological), and family. The student thus manifests a focus on a narrow social environment and the importance of personal space. The tendency to ensure one's own safety or the safety of one's immediate environment demonstrates the limited area of personal responsibility. The political socialization of students at non-secular universities is primarily influenced by family, social networks, and friends, and the role of educational, partisan, and religious institutions in this process is secondary. Despite the secularization and technicalization of everyday life, 66% considered themselves Christian believers. Positive religious identification correlates with a positive attitude towards family values (72%) and patriotic attitude (58%). Considering that every third student failed to avoid the influence of liberal values, the hypothesis was partially confirmed. The resulting assessment of the student's «axiological maturity» may call for closer monitoring and adjustment of educational policy provisions for Orthodox universities by the Ministry of Education and Science and the Patriarchate of the Russian Orthodox Church, including more attention to the country's potential spiritual leaders.

Keywords: Orthodox universities; values; students; religiosity; patriotism; trust in government; family traditions; citizenship.

Strelets Ilya Ernstovich - Candidate of Political Science,

Comparative Politics Department, School of Governance

and Politics, MGIMO, Ministry of Foreign Affairs

of the Russian Federation, Associate Professor. Russia, Moscow.

E-mail: sagitil@mail.ru

ORCID ID: 0000-0003-3520-2502.

Mukhortov Denis Sergeevich - Candidate of Philology, Associate Professor, English Department 1, International Relations School, MGIMO, Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. Russia, Moscow. E-mail: dennismoukhortov@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-8174-7055.

Cerovich Milosava - PhD student at the Comparative Politics

Department, School of Governance and Politics, MGIMO,

Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.

Russia, Moscow.

E-mail: cerovicmila@mail.ru

ORCID ID: 0000-0002-8873-4791

WOS Research ID GLR9063-2022

Исследование формирования ценностных ориентиров студенческой молодежи несветских вузов представляет интерес, поскольку в последние годы в России произошел заметный рост популярности православия, мусульманства, буддизма, иудаизма и вместе с ним - разных сфер социальной деятельности, имеющих непосредственное отношение к этим традиционным конфессиям [Набиев 2014; Religious Belief 2017; Малай 2018].

Одной из таких областей является получение высшего образования в религиозных вузах. В стране насчитывается шесть православных вузов и более 38 духовных академий и семинарий, большинство из которых после 2008 г. получили вузовский статус [Учебные заведения]. В 2007 г. в России насчитывалось более 200 мусульманских учебных заведений, 26 из которых давали высшее образование [Сапронова, Чечевишников 2019, с. 9].

Государство не только оказывает всемерную поддержку религиозному высшему образованию, но и узаконило получение выпускниками несветских заведений диплома государственного образца.

Объектом исследования являются созидательные ценности в среде бакалавров и магистров первого курса православных вузов, а предметом - способы оптимизации данных ценностей.

Одной из предпосылок исследования явилось предположение, что уровень «аксиологической зрелости» студентов православных вузов должен быть выше уровня «зрелости» студентов светских вузов. Таким образом уточняется вопрос об объективации общественных эффектов образовательных институтов, а точнее, степени ответственности университета за формирование социально значимых качеств личности [Павлюткин, Забаев 2014].

Характеристика источников

и степень изученности проблемы

Вопрос о ценностях студенческой молодежи православных вузов был поднят в 2016 г. в статье «Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности» И.П. Рязанцева, М.А. Под-лесной, А.А. Петрова, И.И. Козлова и А.М. Пахаря.

По заявлению авторов, «это первый опыт в российской социологии, когда светские социологи смогли получить доступ и сделать замеры в высших духовных школах Русской Православной Церкви» [Рязанцев и др. 2016, с. 561]. В исследовании, проведенном в период с 2010 по 2012 г., авторы дают оценку студентам трех выбранных ими вузов сквозь призму оригинальной «светской» и «религиозной» модели ценностных ориентаций, отстроенной с привлечением известной методики Шалома Шварца и Вольфганга Билски.

В результате проведенной многовекторной экспертизы в отношении студентов духовных заведений, религиозной молодежи, авторы выразили сомнение в том, что затраченных ими усилий достаточно и предполагают, что в своих дальнейших исследованиях либо выборка будет предусматривать больший охват, либо анализ данных будет более качественным [Рязанцев и др. 2016, с. 559, 576, 571]. Однако высказанная инициатива не нашла поддержки у российского научного сообщества, как и не увидела продолжения в новых публикациях этого коллектива авторов.

Некоторыми учеными предпринимались попытки изучения роли Русской православной церкви в формировании ценностных взглядов молодежи [см., напр.: Руденко 2007; Прошина, Телегина 2016], однако сопоставительные исследования по анализу аксиологической сферы учащейся молодежи светских и православных вузов России не нашли системного подхода.

В среде западных ученых тема изучения ценностей в светских или несветских вузах отсутствует вовсе. По мнению Джохана Буитендага [Buitendag 2019], за последние два десятилетия во всем мире и на всех уровнях изменилось понимание религиозного университета как центра теологического образования.

Одной из ключевых исследовательских областей является изучение влияния религиозности человека на состояние его здоровья и психическое

состояние [см., напр.: Lim, Putman 2010, Zimmer et al., 2016, Gebauer et al., 2017], а также на уровень его благосостояния [см., напр.: Hoogeveen et al., 2022].

Небезынтересным является ряд наблюдений и выводов, сделанных девятнадцатью командами экспертов из разных стран MARP в ходе анализа корреляции воцерковленности человека и степенью его удовлетворенности жизнью.

Во-первых, выяснилось, что религиозность наиболее тесно связана с «психологическим благополучием», социальное благополучие находится на втором месте, а физическое здоровье - на третьем.

Во-вторых, отмечается взаимосвязь между существующими в стране социокультурными нормами и степенью удовлетворенности жизнью.

В-третьих, чем больше приветствуется в стране идея мультикультура-лизма, тем менее психически устойчивы ее граждане.

Вопросы взаимосвязи религиозности и субъективного благополучия являются предметом изучения и отечественных ученых [см., напр.: Пруцкова 2015; Пруцкова, Маркин 2017; Сушко, Васенина 2019]. Помимо этих приоритетными исследовательскими вопросами российских ученых в обозначенной тематической плоскости являются проблема самоопределения в категориях религиозного и духовного [Врублевская 2020], взаимосвязь религиозного самосознания и образования и осмысленного бракосочетания и деторождения [Голева 2020; Марков 2020], динамика религиозности молодежи в России [Павлюткин 2012, 2020; Селезнёв и др. 2023], социальное портретирование православных верующих [Мелкумян 2017].

Методика исследования

В рамках изучения политической социализации и механизмов формирования созидательных ценностей студенчества в 2023 г. был проведен опрос среди студентов, обучающихся в православных вузах Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. Итоговая выборка включает 124 анкеты. Респондентами стали 48 (39%) юношей и 76 (61%) девушек. Опросник состоял из четырех разделов.

Раздел 1 - «Отношение к общественно значимым ценностям». Целью проведения этой части опроса было определить место созидательных ценностей (включая семейные традиции, патриотизм, гражданственность, доверие к власти) в системе ценностей современного студента, выявленных по результатам анализа опросов ВЦИОМ с 2000 по 2022 г. От респондентов требовалось оценить их по пятибалльной шкале, где «1» - самое низкое значение, «5» -самое высокое. Этот принцип использовался во всех разделах анкеты.

Раздел 2 - «Расстановка созидательных ценностей в порядке приоритетности». В список входили следующие категории:

«семейные традиции - принятые в семье родителей нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение»;

«доверие к власти - одобрение действий личностей, наделенных властью, и государственных структур (исполнительной, законодательной, судебной)»;

«гражданственность - сознательное выполнение совершеннолетним человеком гражданских обязанностей и долга перед государством; разумное использование гражданских прав, уважение законов страны»;

«патриотизм - любовь к родной земле, своей культурной среде, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к жертвам во имя интересов своей Родины».

От респондентов требовалось расставить указанные категории в порядке приоритетности.

Раздел 3 - «Политическая социализация современного студента». Предлагалось оценить роль каждого из основных агентов и институтов политической социализации (семьи, учебных заведений, религиозных организаций, друзей и неформальных лидеров, общественных объединений, СМИ, государства, социальных сетей) и дать развернутый комментарий.

Раздел 4 - «Наиболее эффективные средства социально-политической коммуникации в процессе формирования созидательных ценностей современного студенчества».

Результаты опроса

86% опрошенных студентов православных учебных заведений получали школьное образование в городе, а 14% - в сельской местности. Большая часть опрошенных студентов православных вузов имеет социогуманитарную специализацию - 88%, 12% учащихся - естественно-научную. Студентами 1-2 курса бакалавриата являются лишь 17% респондентов, 83% - учащиеся 3-4 курса бакалавриата или 1 курса магистратуры. Возраст опрошенных: 75% -до 21 года, 25% - 21 год и старше. Свое материальное положение как среднее оценивают 70% респондентов, и как выше среднего - 30%. Отношение к религии у 34% учащихся православных вузов - безразличное или нейтральное, 66% относят себя к верующим.

Раздел 1. Оценивая общественно-значимые ценности по приоритетности, более 50% респондентов высказались в пользу безопасности личной и ближайшего окружения, семьи, состояния здоровья, психологической безопасности и заботливому отношению к животным.

Большинство студентов считают, что основным проявлением патриотизма является внесение вклада в развитие Родины. Респонденты также от-

метили любовь к Родине, изучение и знание истории, государственного языка и культуры народов России, защиту Родины (в том числе службу в армии, учебу на военной кафедре и готовность жертвовать собой во благо Родины). Некоторые ответы были связаны с духовным и культурным развитием, самовыражением, реализацией творческих замыслов и молитвой за Родину.

Проявление доверия к власти у 25% студентов ассоциируется с участием в выборах. Более 10% респондентов отметили поддержку власти, одобрение курса руководства страны, отказ от участия в акциях оппозиции. Менее 5% респондентов настаивают на возможности выражения собственного мнения, конструктивной критики власти (в том числе и в социальных сетях) и обращение за помощью к силовым структурам.

Семейные традиции реализуются в том, что студент исполняет принятые в семье нормы и правила (около 25% всех ответов), демонстрирует уважение к родителям и к старшим (15%), помогает членам семьи и отмечает семейные праздники (13%). Около 5% респондентов высказываются в пользу создания новой семьи по образу и подобию своей, а также преемственность в выборе профессии или образования. Однако создание собственной семьи, заключение официального брака, рождение и воспитание детей отмечает только 1% опрошенных.

В части проявления гражданственности студенты в большинстве своем отмечают активную гражданскую позицию, проявляющуюся в участии в выборах. 20% опрошенных отмечают соблюдение законов и норм поведения. 11% выделяют отстаивание своих прав, исполнение своих обязанностей, уважение к законам, гражданам и стране. Менее 9% респондентов называют проявлением гражданственности службу в армии и выполнение воинского долга. Менее 3% студентов указывают учебу, уплату налогов, поддержку государства и отказ от участия в митингах.

Раздел 2. Из предложенных ценностных категорий 70% опрошенных приоритетными назвали семейные ценности. Доверие к власти оказалось на последней позиции.

Раздел 3. Основным общественным институтом, оказывающим влияние на политическую социализацию студента православного вуза, является семья и близкое окружение (60% респондентов). Социальные сети, информационные платформы и мессенджеры отмечают 42% опрошенных. К наименее влиятельным отнесены религиозные организации (18%), а также общественные и партийные объединения (11%).

Раздел 4. Наиболее эффективными средствами социально-политической коммуникации в формировании и укреплении созидательных ценностей являются Те^гаш-каналы - 44% и видеохостинги (Уои-ТиЬе, ^к-Ток, ЯиТиЬе,

Ivi.ru, «Вторая мировая», «Империя» и др.) - 27%. К наименее эффективным относят телевизионные каналы.

Интерпретация

результатов исследования

В результате проведенного исследования выяснилось, что приоритетными для студента являются здоровье, семья и безопасность. Тем самым студент выказывает ориентир на узкую социальную среду и значимость личного пространства. Тенденция к обеспечению собственной безопасности или безопасности ближайшего окружения указывает на ограниченность зоны личной ответственности - это может быть понято в свете общего аксиологического кризиса и социального положения молодежи, участие которой в принятии общественно значимых решений маргинализировано.

В первую очередь студенты озабочены вопросами обеспечения собственной безопасности, а аспекты экономической и политической стабильности для них находятся на втором плане. Более того, молодой человек чувствует себя защищенным именно в семье, причем в семье родительской, а общество с классическим набором агентов социализации этой безопасности не предоставляет.

Особенно следует отметить факт отношения студентов православных вузов к религии, или к Церкви как агенту политической социализации. Из 124 опрошенных студентов только 66% отнесли себя к верующим. Данный факт может свидетельствовать о том, что каждый третий студент не смог избежать влияния либеральных ценностей.

Вынуждены признать, что современное российское государство и РПЦ прошли короткий путь после периода запретов, гонений, отмен и замен, поэтому еще рано рассматривать религию как динамичное явление. Однако несмотря на секуляризацию и технизацию повседневной жизни, религия все же значима для 66% респондентов. Позитивная конфессиональная идентификация коррелирует с положительным отношением к семейным ценностям (72%) и патриотическому настрою (58%).

Как известно, позитивная конфессиональная идентификация зачастую означает не столько принадлежность к религиозной группе, сколько к широкому национальному сообществу. В нашем случае это отражается и в том, что нерелигиозные студенты решились поступать в вуз религиозного толка. Это свидетельствует об их доверии к научной значимости таких вузов. Подобная практика характерна для многих европейских сообществ, в которых самые престижные университеты принадлежат католической церкви, но большинство студентов являются либо агностиками, либо атеистами.

Следует признать, что портрет современного студента православного вуза в целом характеризуется набором личностно-ориентированных, а не социально значимых ценностей, следовательно, между студентом несветского и светского вузов отличий будет немного. Православные вузы, по-видимому, являются частью инклюзивной образовательной среды, оформившейся по «лекалам» западных трендов, в соответствии с правилами и нормами разных международных конвенций.

Вместе с тем подчеркнем, что в отличие от западных студентов, выделяющих, по данным опросов, классический набор ценностей либерального мира (равенство, инвайронментализм, вопросы глобального потепления, карьерный рост и проч.), студент российского (в данном случае православного) вуза в приоритете имеет набор всем известных созидательных ценностей, включая семью, любовь к Родине, уважение к старшим. Этот факт может являться определяющим в оценке «аксиологической зрелости» студента и указывать на то, что при корректировке ряда положений образовательной политики для православных вузов со стороны Минобрнауки и РПЦ на этом базисе можно будет заниматься воспитанием духовных лидеров страны. Молодежь настроена на созидание, и настает время использовать этот потенциал на благо государства.

Библиография

Врублевская П.В. Нарративы российских студентов: проблема самоопределения в категориях религиозного и духовного // Социологический нарратив 2020. Общество в эпоху турбулентности: поиски, угрозы и перспективы. Сб. статей по материалам XIX Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов (ред. Р.И. Анисимов). М: РГГУ, 2020. C. 142-150.

Голева М.А. Как молодые люди осмысляют вступление в брак? Истории о знакомстве и свадьбе в интервью молодых супругов. (Мониторинг общественного мнения) // Экономические и социальные перемены. 2020. № 5. C. 186-203.

Забаев И. Образ ребенка у жителей российских мегаполисов. (По материалам биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста) // Интер. 2009. № 5. C. 40-55.

Малай Е. Богоугодный специалист из православного вуза // Daily Storm. 2018. 22 янв. URL: https://dailystorm.ru/vlast/bogougodnyy-specialist-iz-pravoslavnogo-vuza (дата обращения: 25.01.2023).

Марков Д.А. Роль образования при подходах к деторождению в семьях священников Русской Православной Церкви // Религиоведение. 2020. № 4. C. 119-128.

Мелкумян Е.Б. Социальные портреты православных верующих (по материалам исследования «Великая суббота: Социологический опрос в храмах Восточного викариатства города Москвы») // Религия и История: материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20-22 апр. 2017 г. / БГУ, Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла; под ред. С.И. Шатравского; сост. С.И. Шатравский. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 259-264.

Набиев Р.А. Власть и религиозное возрождение. Казань: КФУ, 2014. 304 с.

Павлюткин И.В., Забаев И.В. Университет и два значения ответственности: объективация общественных эффектов образовательных институтов (на примере опроса выпускников православного университета) // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 202-221.

Павлюткин И.В. Преодолевая границы между государством и церковью: случай православного университета // Этнографическое обозрение. 2012. № 3. С. 47-64.

Павлюткин И.В. Динамика религиозности молодежи в России // Научный результат. Социология и управление. 2020. № 6 (3).

Прошина Е.М., Телегина К.И. Роль Русской Православной Церкви в формировании и реализации молодежной политики Российской Федерации // Управленческое консультирование. 2016. № 4. С. 72-79.

Пруткова Е.В., Маркин К.В. Типология православных россиян: проблема конструирования обобщенного показателя религиозности // Социологические исследования. 2017. № 8. С. 95-105.

Пруцкова Е.В. Связь религиозности и ценностно-нормативных показателей: фактор религиозной социализации // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. № 3 (59). С. 62-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Руденко В.А. Образование и духовность в современном российском обществе: факторы и вектор диспозиции в процессе системных реформ. Автореф. дисс. ... док. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 303 с.

Рязанцев И.П., Подлесная М.А., Петрова А.А., Козлов И.И., Пахарь А.М. Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 3. 2016. С. 559-576.

Сапронова М.А., Чечевишников А.Л. Исламское образование в России - собственная модель? // Право и образование. 2019. № 6. С. 4-14.

Селезнёв К.В., Ковалевская Е.В., Манойлова М.А., Дмитриев В.А. Нравственно-религиозные убеждения современной молодежи. Монография // Мир науки. 2023. URL: https://izd-mn. com/PDF/18MNNPM23.pdf (дата обращения: 5.01.2024).

Сушко В.А., Васенина И.В. Религиозность современной российской молодёжи как фактор формирования семейных ценностей // Nota Bene. Социодинамика. 2019. № 1. С. 122-137. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28692 (дата обращения: 27.01.2023).

Учебные заведения Русской Православной Церкви // Древо. Открытая православная энциклопедия. URL: https://drevo-info.ru/articles/14133.html (дата обращения: 10.01.2024).

Buitendag J. What is so theological about a faculty of theology at a public university? // HTS Theological Studies, 2019. Vol. 75, n. 4. Pretoria. URL: https://hts.org.za/index.php/hts/article/view/ 5488 (дата обращения: 25.01.2023).

Garssen B., Visser A., Pool G. Does spirituality or religion positively affect mental health? Meta-analysis of longitudinal studies // Tailor & Francis Online. The International Journal for the Psychology of Religion, 2020. № 31(1). P. 4-20. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10. 1080/10508619.2020.1729570 (дата обращения: 25.01.2023).

Gebauer J.E., Sedikides C., Schonbrodt F.D., Bleidorn W., Rentfrow P.J., Potter J., Gosling S.D. The religiosity as social value hypothesis: A multi-method replication and extension across 65 countries and three levels of spatial aggregation // Apa PsycNet. Journal of Personality and Social Psychology. 2017. № 113(3). P. 18-39. URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fpspp 0000104 (дата обращения: 25.01.2023).

Hoogeveen S., Sarafoglou A., Bartos F., Beitner J., De Ron J., Gligoric V., Kleinberg B., van der Cruyssen I., van Dongen N.N.N., van Ravenzwaaij D., Verschuere B., Wiechert S., Zarzeczna N., van Elk, M., Wagenmakers E-J., The MARP Team. A many-analysts approach to the relation between religiosity and well-being // Religion, Brain & Behavior, 2022. URL: https://www.tandfonline. com/doi/full/10.1080/2153599X.2022.2070255 (дата обращения: 25.01.2023).

Lim C., Putnam R.D. Religion, social networks, and life satisfaction // Sage Journals. American Sociological Review. 2010. Dec № 75(6). P. 914-933. URL: https://journals.sagepub.com/doi/ 10.1177/0003122410386686 (дата обращения: 25.01.2023).

Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe // Pew Research Center. 2017. 10 May. URL: https://www.pewresearch.org/religion/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastem-europe/?utm_source=Pew+Research+Center&u1m_campaign=efff8 a5e05-email_campaign_2017_05_10&utm_medium=email&utm_term=0_3e953b9b70-efff8a5e05-400288249 (дата обращения: 25.01.2023).

Zimmer Z., Jagger C., Chiu C.T., Ofstedal M.B., Rojo F., Saito Ya. Spirituality, religiosity, aging and health in global perspective: A review // Sciencedirect. SSM - Population Health. 2016. Dec. № 2. P. 373-381. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352827316300179?via%3Dihub (дата обращения: 25.01.2023).

References

Buitendag J. What is so theological about a faculty of theology at a public university? HTS Theological Studies, 2019. Vol. 75. N 4. Pretoria. URL: https://hts.org.za/index.php/hts/article/view/ 5488 (date of access: 25.01.2023).

Garssen B., Visser A., Pool G. Does spirituality or religion positively affect mental health? meta-analysis of longitudinal studies. The International Journal for the Psychology of Religion, February 2020. N 31(1). P. 4-20. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10508619.2020. 1729570 (date of access: 25.01.2023).

Gebauer J.E., Sedikides C., Schonbrodt F.D., Bleidorn W., Rentfrow P.J., Potter J., Gosling S.D. The religiosity as social value hypothesis: A multi-method replication and extension across 65 countries and three levels of spatial aggregation. Journal of Personality and Social Psychology, 2017. N 113(3). P. 18-39. URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fpspp0000104 (date of access: 25.01.2023).

Goleva M. Kak molodye ljudi osmysljajut vstuplenie v brak? Istorii o znakomstve i svad'be v in-terv'ju molodyh suprugov. (Monitoring obshhestvennogo mnenija). [How do young people think about marriage? Stories about acquaintance and wedding in interviews of young spouses. (Monitoring of public opinion)]. Jekonomicheskie i social'nye peremeny [Economic and Social Change]. 2020. N 5. P. 186-203. (In Russ.)

Hoogeveen S., Sarafoglou A., Bartos F., Beitner J., De Ron J., Gligoric V., Kleinberg B., van der Cruyssen I., van Dongen N.N.N., van Ravenzwaaij D., Verschuere B., Wiechert S., Zarzeczna N., van Elk M., Wagenmakers E-J., The MARP Team. A many-analysts approach to the relation between religiosity and well-being. Religion, Brain & Behavior, 2022. URL: https://www.tandfonline.com/ doi/full/10.1080/2153599X.2022.2070255 (date of access: 25.01.2023).

Lim C., Putnam R.D. Religion, social networks, and life satisfaction. Sage Journals. American Sociological Review. 2010. Dec. N 75(6). P. 914-933. URL: https://journals.sagepub.com/doi/ 10.1177/0003122410386686 (date of access: 25.01.2023).

Malaj E. Bogougodnyj specialist iz pravoslavnogo vuza. [A charitable specialist from an Orthodox university]. Daily Storm. 2018. 22 Jan. URL: https://dailystorm.ru/vlast/bogougodnyy-specialist-iz-pravoslavnogo-vuza (date of access: 25.01.2023). (In Russ.)

Markov D.A. Rol' obrazovanija pri podhodah k detorozhdeniju v sem'jah svjashhennikov Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. [The role of education in approaches to childbearing in the families of priests of the Russian Orthodox Church]. Religiovedenie [Religious Studies]. 2020. N 4. P. 119-128. (In Russ.)

Melkumjan E.B. Social'nye portrety pravoslavnyh verujushhih (po materialam issledovanija «Velikaja subbota: Sociologicheskij opros v hramah Vostochnogo vikariatstva goroda Moskvy»). [Social portraits of Orthodox believers (based on the study «Good Saturday: Sociological survey in the churches of the Eastern Vicariate of Moscow»)]. Religija i Istorija: Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Religion and History: Materials of the V International Scientific and Practical Conference], 20-22 April 2017. Minsk. Belarus. BGU. Ed. by S.I. Shatravskoy. 2017. P. 259-264. (In Russ.)

Nabiev R.A. Vlast' i religioznoe vozrozhdenie [Power and religious revival]. Kazan: Kazan University, 2014. 304 p. (In Russ.)

Pavljutkin I.V. Dinamika religioznosti molodezhi v Rossii. [Dynamics of youth religiosity in Russia]. Nauchnyj rezul'tat. Sociologija i upravlenie. [Scientific result. Sociology and management]. 2020. N 6 (3). (In Russ.)

Pavljutkin I.V. Preodolevaja granicy mezhdu gosudarstvom i cerkov'ju: sluchaj pravoslavnogo universiteta. [Crossing the borders between state and church: the case of an Orthodox university]. Jetnograficheskoe obozrenie [Ethnographic Review]. 2012. N 3. P. 47-64. (In Russ.)

Pavljutkin I.V., Zabaev I.V. Universitet i dva znachenija otvetstvennosti: ob'ektivacija obshhestvennyh jeffektov obrazovatel'nyh institutov (na primere oprosa vypusknikov pravoslavnogo universiteta). [University and two meanings of responsibility: objectification of the social effects of educational institutions (on the example of a survey of graduates of an Orthodox university)]. Vo-prosy obrazovanija [Problems of Education]. 2014. N 2. P. 202-221. (In Russ.)

Proshina E.M., Telegina K.I. Rol' Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v formirovanii i realizacii molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii [The role of the Russian Orthodox Church in the formation and implementation of youth policy in the Russian Federation]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management Consulting]. 2016. N 4. P. 72-79. (In Russ.)

Prutskova E.V. Svjaz' religioznosti i cennostno-normativnyh pokazatelej: faktor religioznoj so-cializacii. [Relationship between religiosity and value-normative indicators: the factor of religious socialization]. Vestnik PSTGU. Serija I: Bogoslovie. Filosofija. [Vestnik PSTGU. Series I: Theology. Philosophy]. 2015. N 3 (59). P. 62-80. (In Russ.)

Prutskova E.V., Markin K.V. Tipologija pravoslavnyh rossijan: problema konstruirovanija obobshhennogo pokazatelja religioznosti. [Typology of Orthodox Russians: the problem of constructing a generalized indicator of religiosity]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological Research]. 2017. N 8. P. 95-105. (In Russ.)

Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe. Pew Research Center. 2017. 10 May. URL: https://www.pewresearch.org/religion/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe/?utm_source=Pew+Research+Center&utm_campaign=efff8 a5e05-email_campaign_2017_05_10&utm_medium=email&utm_term=0_3e953b9b70-efff8a5e05-400288249 (date of access: 25.01.2023).

Rjazancev I.P., Podlesnaja M.A., Petrova A.A., Kozlov I.I., Pahar' A.M. Cennostnye orientacii studencheskoj molodezhi v vuzah svetskoj i religioznoj napravlennosti [Value orientations of students in secular and religious universities]. Vestnik RUDN. Serija: Sociologija [RUDN Bulletin. Social Studies Series]. 2016. V. 16. N 3. P. 559-576. (In Russ.)

Rudenko V.A. Obrazovanie i duhovnost' v sovremennom rossijskom obshhestve: faktory i vektor dispozicii v processe sistemnyh reform. [Education and Spirituality in Modern Russian Society: Factors and Disposition Vector in the Process of Systemic Reforms]. Avtoref. diss. ... dok. sociol. nauk [Abstract diss. ... doc. sociological sciences]. Rostov-on-Don. 2007. (In Russ.)

Sapronova M.A., Chechevishnikov A.L. Islamskoe obrazovanie v Rossii - sobstvennaja model'? [Is Islamic education in Russia its own model?]. Pravo i obrazovanie [Law and Education]. 2019. N 6. P. 4-14. (In Russ.)

Seleznjov K.V., Kovalevskaja E.V., Manojlova M.A., Dmitriev V.A. Nravstvenno-religioznye ubezhdenija sovremennoj molodezhi [Moral and religious beliefs of modern youth]. Monografija [Monograph]. Moscow. Mir Nauki. 2023. URL: https://izd-mn.com/PDF/18MNNPM23.pdf (date of access: 27.01.2023). (In Russ.)

Sushko V.A., Vasenina I.V. Religioznost' sovremennoj rossijskoj molodjozhi kak faktor formi-rovanija semejnyh cennostej [Religiosity of modern Russian youth as a factor in the formation of family values]. Sociodinamika [Sociodynamics]. 2019. N 1. P. 122-137. URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=28692 (date of access: 27.01.2023). (In Russ.)

Uchebnye zavedenija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [Educational institutions of the Russian Orthodox Church]. Drevo [Tree]. Otkrytaja pravoslavnaja jenciklopedija [Open Orthodox Encyclopedia]. URL: https://drevo-info.ru/articles/14133.html (date of access: 10.01.2024). (In Russ.)

Vrublevskaja P. Narrativy rossijskih studentov: problema samoopredelenija v kategorijah re-ligioznogo i duhovnogo [Narratives of Russian students: the problem of self-determination in the categories of religious and spiritual]. Sociologicheskij narrativ 2020. Obshhestvo v jepohu turbulent-nosti: poiski, ugrozy i perspektivy. Sb. statej po materialam XIX Vserossijskoj nauchnoj konferencii studentov i aspirantov (ed. R.I. Anisimov) [Sociological narrative 2020. Society in the era of turbulence: searches, threats and prospects. Selected articles based on the materials of the XIX National Scientific Conference of Students and Postgraduates (ed. R.I. Anisimov)]. Moscow. RGGU. 2020. P. 142-150. (In Russ.)

Zabaev I. Obraz rebjonka u zhitelej rossijskih megapolisov. (Po materialam biograficheskih in-terv'ju s rossijanami reproduktivnogo vozrasta) [The image of a child among residents of Russian megacities. (Based on biographical interviews with Russians of reproductive age)]. Inter. 2009. N 5. P. 40-55. (In Russ.)

Zimmer Z., Jagger C., Chiu C.T., Ofstedal M.B., Rojo F., Saito Ya. Spirituality, religiosity, aging and health in global perspective: A review. Sciencedirect. SSM - Population Health. 2016. Dec. N 2. P. 373-381. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2352827316300179?via%3Dihub (date of access: 25.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.