О ценностном концепте идеологии в российском государстве
Челенкова Инесса Юрьевна,
к.с.н., Законодательное собрание Ленинградской области E-mail: [email protected]
На основе идеологии консервативного либерализма Б.Н. Чичерина рассматриваются ценности либерализма - «свобода» и консерватизма -«порядок», «закон», «государство», «преемственность». Характеризуется становление государственной идеологической платформы на основе консервативных базовых ценностей, либеральной экономической ценности «свободы», обращение к вопросам совершенствования социализации подрастающего поколения и государственного управления на основе консервативных ценностей.
Ключевые слова: идеология, ценности, Б.Н. Чичерин, консервативный либерализм, преемственность, государственная идеологическая платформа, консервативные ценности, экономические ценности свободы.
Ход проведения военной операции на Украине показал отрицательные последствия ошибок, допущенных за последние десятилетия в системе управления российским обществом, связанных с проведением либеральных реформ. Общество нуждается во внятной общенациональной идеологии, объясняющей настоящую и будущую социальную реальность, формирующей её ценностно-приемлемый и желательный образ для общества, ее отдельных групп, а также программные установки на достижение поставленных целей. В информационном пространстве страны обсуждаются вопросы необходимости принятия государственной идеологии с учетом духовно-культурного развития России; приемлемости определенного типа идеологий или их разновидностей. Положительный результат приносит обращение к теоретическому наследию мыслителей XIX века, принимавших активное участие в идейно-политических движениях России.
Востребованным является теоретическое наследие Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904) - крупнейшего политического мыслителя XIX века, основоположника консервативной доктрины, одного из лидеров либерального движения, синтезировавшего идеи классического либерализма и консервативной идеологии, опирающегося на устои национальной государственности, и традиции духовной культуры России. Его концепции консервативного («охранительного») либерализма посвящены работы Н.М. Аверина, О.Л. Гнатюк, А.В. Захарова, А.С. Кокорева, Н.В. Медведева и др. [1].
С точки зрения Б. Чичерина, либеральная и консервативная идеологии представляют две взаимно дополняющих друг друга тенденции, обеспечивающих процесс исторического развития. По определению ученого, первая тенденция - «прогрессивная», «реформаторская», вторая - «охранительная» (термины «охраняю», «сохраняю» с лат. яз. «conserve» - «консерватизм»). Задачей сторонников прогресса (либералов) является побуждать «дремлющие» общественные силы к изменениям. Задача охранителей (консерваторов) в период идущих перемен не забывать о необходимости для общества твердых жизненных основ, обеспечивающих ее организующее начало и не допускающих его возможного разложения.
Главная идея классического либерализма (от лат. Liber - свободный) - приоритет личной свободы человека и сведение к минимуму вмешательства государства в общественную жизнь. В наше время идеями либерализма является провозглашенная неограниченная личная свобода и контроль государства над всеми сферами жизни общества.
Для Б. Чичерина «свобода», как основная ценность либерализма, определяется внутренней духовной сущностью человека, которая может быть ограничена его нравственностью, совестью. Б. Чичерин считал, что либерализм не совместим ни с уличными политическими скандалами толпы, ни с критикой власти за ошибки ради самой критики. Исходя из условий запаздывающего характера исторического развития России, Б. Чичерин утверждал, что либеральные принципы западной экономической, политической свободы не могут быть вписаны в практику российской жизни. Прогрессивные изменения, касающиеся жизни общества, сословий, человека,
сз о
сг
=Е
0
1
—I
У
"О
=Е СГ
со
I_
u со
необходимо осуществлять через реформы, основываясь на правовых нормах, законе, регулирующих внешнюю свободу человека в отношениях с другими. Власти, государству отводится миссия арбитра по охране свободы человека, закона и порядка. Наилучшей формой власти для России, сообразно геополитическим и духовно-культурным условиям, ученый видел в «конституционной монархии». В монархии для Б. Чичерина было олицетворено единство власти и интересов общего в государстве. Конституционные органы власти являются основой закона, порядка, начала свободы для общества.
Сообразно своим взглядам, Б. Чичерин определяет смысл «охранительной» или консервативно либеральной идеологии для России. Её сущность состоит в примирении начал свободы с началом власти и закона. Идеология, ратующая за ценности свободы и порядка на основе законности и сильного централизованного государства, по убеждению Б. Чичерина, отвечает национальным интересам российского общества. Поэтому проведенные реформы (крестьянская 1861 г., образования 1864 г., земская 1864 г., судебная 1864 г., городская 1870 г., военная 1874 г.), имеющие целый ряд ограничений, были, в целом, поддержаны Б. Чичериным, как воплощение прогрессивных изменений в России по типу консервативного либерализма.
Ученый обращает внимание на разное понимание консерватизма властвующими элитами. Для одних, он связан с рутиной, слепой привязанностью к старине. Другие держаться за старые основы при новом устроении жизни. Подобное «идолопоклонство» и «романтизм» в умонастроении элит приводит власть к неспособности отвечать на вызовы истории [2, с. 443, 445].
Консервативная идеология, отмечает Б. Чичерин, должна быть ориентирована не на консервацию старых порядков, а сфокусирована, во-первых, на идею сохранения преемственности в общественном развитии, опоры на исторические начала общества, его традиции, базовые ценности; во-вторых, консерватизм должен обращаться к содержанию, смысловым значениям тех традиций и ценностей из прошлого, которые сохраняют связь с предшествующими поколениями и «проститься» с теми, что не соответствуют этому требованию. Для консервативного либерализма основной принцип действия состоит в том, чтобы «сохранять, улучшая», а не разрушать, ухудшая.
Для России идеи консервативного либерализма находят обоснование в теории «институциональной матрицы» С.Г. Кирдиной-Чандлер [3]. Автор доказывает, что различные общества развиваются на основе двух матриц. Развитие России идет на основе X - матрицы, Y - матрица характерна для стран Европы и США. С. Кирдина-Чандлер считает, что матрица представляет собой первоначальную модель базовых экономических, политических и идеологических институтов общества, сформировавшихся естественно-историческим путем и сохраняющихся под влиянием наиболее общих, трудно изменяемых, неформальных правил социально-культурной системы. Так, для идеологических институтов Х - матрицы характерны ценности коллективизма, равенства, порядка на основе коммунитарной (от англ. «community» - сообщество), эгалитарной, консервативной идеологий. По утверждению С. Кирдиной-Чандлер все последующие общества, в том числе и современные, воспроизводят и развивают эту первоначальную модель. Автор констатирует, что перенесение элементов (комплементарных норм) из противоположной матрицы требует встраивания, адаптации, трансформации в качественно иную для них социально-культурную среду, иначе они будут отторгаться или искажаться [4]. Игнори-
рование закономерностей общественного развития привело к тому, что внедряемая с 90-х годов в России альтернативная социализму либеральная модель западного образца, с применением методов «шоковой терапии», стала формироваться с малоэффективными нормами, далекими от западноевропейских образцов.
Вопрос о путях развития России, связанный с обсуждением преимуществ развития Западной и Русской цивилизаций, всегда был одним из основных для русской общественно-политической мысли. Ценность идеологии консервативного либерализма Б. Чичерина определяется отказом от радикализма по этому вопросу; глубоким осмыслением «жизненно мира» русского человека, его возможностями в этом мире, восприятием происходящего, готовности не/содействовать осуществляемым в обществе преобразованиям. В идеологии Б. Чичерина отражены наиболее важные смыслы содержания бытия конкретной эпохи: «свободы», «порядка», «права», «закона», «государства». Они определены исследователем как главные ценностные ориентации общества по пути развития России.
Идеология является одним из элементов духовно-культурного пространства общества, в котором в обобщенной форме воплощены основные общественные ценности. Ценности определяются как сложившиеся, разделяемые в обществе представления, убеждения людей о наиболее важном, значимом, которые служат ориентиром и мотивируют поведение относительно целей и основных средств их достижении. Несмотря на то, что с момента существования либеральной и консервативной идеологии шла инверсия многих понятий, менялся их содержательный контекст, их идеи остаются созвучны нашему времени и определяют деятельность современных политических партий и движений. Причина заключается в том, что в системе общественных ценностей есть ядро, базовые ценности, которые могут оставаться неизменными длительное время (например, ценность семьи). Если происходит изменение в системе базовых ценностей, то это уже мировоззренческий кризис, который затрагивает основы социокультурной системы и влияет на процессы общества в целом. Очевидным является формирования новых ценностей на основе социальных потребностей и интересов, возникающих с изменением общественных отношений. Ценности могут возрождаться, обретая новое содержание в новую эпоху.
Ограниченная военная операции на Украине вызвала размежевание идеологических позиций в обществе по вопросу войны и мира и привела к различным демонстративным действиям. Причины рассогласования в ценностно-мотивационном комплексе поведения людей лежат в плоскости отсутствия в общественном сознании внятных ценностных концептов: жизни, смерти, справедливости, миролюбия, патриотизма, долга, врага, Отечества и др. В то время как идеологическое пространство было заполнено противоречивой интерпретацией ценностей, государство занимало «равноудаленную» позицию невмешательства в духовно-культурную сферу общества.
Тем не менее, государственная идеологическая платформа в стране создается де-факта в процессе трансляции обществу идейно-ценностных концептов, в первую очередь, в политических документах государственной важности.
На основе анализа Посланий Президента РФ Федеральному Собранию (далее - Послание) за 2015-2021 годы нами выделены идейно-ценностные концепты российского общества, включающие 282 смысловых значений (табл. 1).
Таблица 1. Ценностный концепт идеологии в государстве (на основе Посланий Президента РФ Федеральному Собранию за 2015-2021 годы)
№ п/п
Концепт
Смысловые значения
Источник
%
Консерватизм
* идеи консерватизма, традиционные ценности, сплав традиций, ценностей, преемственность, тысячелетней истории
П-2018
3,6
Либерализм
*свобода, открытость к новому, новым идеям, инициативам
П-2018
2,2
Семья
*семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям;
* ценности многодетной семьи: крепкая связь нескольких поколений, уважение к старшим, забота о детях, всегда объединяет, дает чувство уверенности, защищенности, надежности
П-2019 П-2020
9,3
Государство
* сильное самостоятельное государство с тысячелетней историей и великими традициями;
* нация, консолидирована общими ценностями, общими целями, часть глобального мира; мощным внешнеэкономическим, оборонным потенциалом;
* изменения в мире носят цивилизационный характер; разработка стратегии развития, разработка нового направления на основе учета опыта прошлого;
* невозможно достойно развиваться на зыбкой почве слабого государства и управляемой извне безвольной власти, потерявшей доверие своих граждан;
* сильная президентская республика, мнение, народа как носителя суверенитета и главного источника власти должно быть определяющим, продвижение, обновление современных профессиональных кадров, во всех сферах условие прогрессивной эволюции общества и стабильного его развития
П-2015 П-2018 П-2016 П-2018 П-2020 П-2018
26,7
Народ, нация
* единый, один народ, нация консолидированная, многонациональный народ, общие ценности, народ носитель суверенитета, источник власти, свободное развитие всех народов, многообразие, гармония культур, языков, традиций наших, взаимное уважение, диалог религий, общенациональный цивилизационный код, культура, идентичность народа
П-2015
12,1
Сбережение людей,
* сбережение людей, умножение человеческого капитала, главное богатство, сила, семья, рождение детей, продолжение рода, уважение старшим поколениям, нравственный каркас, укрепление семейных ценностей, вопрос будущего
П-2021
8,5
Нравственность
* справедливости, уважения и доверия в отношении каждого человека и всего общества... несправедливость и неправда воспринимаются остро. Это особенность нашей культуры. Общество отторгает спесь, хамство, высокомерие и эгоизм, от кого бы все это ни исходило, ценит такие качества, как ответственность, высокая нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение
П-2016
13,5
Единство, сплоченность
* основа развития, побеждал, преодолевал испытания, масштабные, непростые преобразования, сохранили единство страны, утвердились как демократическое общество, свободном, самостоятельном пути, сплоченность, дальнейшее развития, объединились;
* коллективизм, дружба, взаимовыручка и взаимоподдержка, милосердие, сплоченность, единство
П-2021 П-2018
9,9
Воспитание, образование
* готовность работать, ради России, сердечная, искренняя забота о ней; ориентация на судьбы и победы выдающихся предков, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в ее развитие, знакомиться с отечественной историей и многонациональной культурой, с нашими достижениями в сфере науки и технологий, литературы и искусства;
* участвовать в создании проектов, раскрывая свой потенциал
П-2016 П-2021 П-2020
14,2
сз о
сг ш
0
1
—I
У
"О ш
сг
Примечание. * составлено автором
Проведенный анализ, заложенных в Посланиях идеологических смыслов, выявил ориентацию политического руководства страны, во-первых, на базовые традиционные ценности российского общества и, во-вторых, на ценностные установки, в которых ощущается острая потребность в решении государством внутри - и внеш-
неполитических задач, в сложных условиях нашего времени. Обратимся к их характеристике.
1. Развитие и укрепление российского государства связывается с идеями консерватизма, обеспечивших преемственность нашей тысячелетней истории на основе сплава традиций и ценностей. В Посланиях назва-
2
3
4
5
6
7
8
9
со
I_
и со
ны ценности, в которых заключены важнейшие смыслы жизни человека. Среди них выделены: общенациональные ценности народа. Это - семья, дети, уважение к старшим поколениям. Ценности коллективизма составляют основу общественных отношений в государстве. Особо отмечается роль и значение в идеологии ценностного концепта сплоченности, единения народа. Благодаря им на протяжении всей истории наш народ побеждал, проходя через масштабные, непростые испытания. Невозможно достичь поставленных целей в раздробленном обществе. В межличностных отношениях наибольшую ценность для человека имеет дружба, взаимовыручка, поддержка, милосердие. В Посланиях подчеркнута специфическая особенность духовной культуры России, которая проявляется в ценностях толерантности, терпимости к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям народам. Для государства важно сохранять и укреплять отношения между нациями и народами на основе ценностей многообразия, гармонии культур, языков, традиций, взаимного уважения, диалога православных, мусульман, последователей иудаизма и буддизма.
Наибольшее внимание в Посланиях сосредоточено на раскрытие идеологии России как общества, государства, цивилизации. Смысл и значение России заключено в ценностях сильного, самостоятельного государства с мощным оборонным и внешнеэкономическим потенциалом; общества, консолидированного общими ценностями и общими целями; особого цивилизаци-онного развития с особой духовной культурой и образом жизни. Ценность России в мировосприятии народа неразрывно связано с образом Родины. В наши дни этот сложнейший феномен находится в начале своего научного осмысления [5]. Образ Родины историчен и отвечает задачам, которые стоять перед страной. Благодаря ему, в общественном сознании компенсируется ослабление патриотического воспитания, блокируется расширенное воспроизводство шовинистических и фашистских идей и движений, обретается этническая и национальная идентичность граждан. В условиях военной операции на Украине образ Родины - есть неизменное условие общественной консолидации. Для военнослужащих, образ Родины раскрывается как глубоко чтимый феномен, поскольку связан с близкими и родными людьми, с абсолютной ценностью Родины, за которую готовы пожертвовать собой. Образ Родины не только транслируемая идея, он формируется личностью в процессе социализации, развития его духовной культуры. Черты образа Родины связаны с детскими воспоминаниями, картинами родной природы, образом матери, национальных героев, историческими событиями, родным языком. Формирование образа Родина во многом зависит от сложившейся системы воспитания и образования в стране.
Итак, традиционные ценности составляют фундаментальные скрепы, обеспечивающие преемственность и содержание социально-культурного развития российского общества.
2. Политическое руководство страны, как следует из анализа Посланий Президента Российской Федерации, в решении конкретных государственных задач, ориентируется на идеологические постулаты консервативных базовых ценностей социализации, экономической свободы, социальной справедливости, управления.
В Послании вопрос социализации подрастающего поколения, рассматривается как первостепенный, учитывая в ближайшем будущем его роль и место в системе общественных отношений. Особое внимание уделено ценностям многодетной семьи и её роли в первич-
ной социализации детей. Это ценности любви, счастья, радости материнства и отцовства, уважения к старшим, забота о детях, крепкая связь поколений, чувства уверенности, защищенности, надежности. Поколение, воспитанное на этих ценностях, ставших нравственной нормой их поведения, сможет решать исторические задачи развития России. Предпринятые сегодня государством беспрецедентные меры широкого спектра по поддержки семьи, являются вложениями в поколение, которое завтра будет определять судьбу России.
В Посланиях вопрос о реализации либеральной ценности «свободы» отражает развитие новых отношений в экономике страны, связанных с появлением новых форм организации взаимоотношений в предпринимательской деятельности. К ним относятся: А). Государственно-частное партнерство (ГЧП), которое создается на основе совместной деятельности государства и бизнеса в различных формах (аренда, конфессия, лизинг, «территория опережающего развития» и др.), на взаимном интересе путем сближения позиций партнеров. Б). Установление совместной деятельности на основе кооперации в производстве конечного продукта между частными предприятиями в форме кластеров. В). Распространение сетевых форм организации в производстве продукта, взаимодействующих на основе доверия (коллаборации). Одним их факторов успешной адаптации деятельности ГЧП, кластеров, коллабо-раций к рынку следует рассматривать их соответствие, адаптацию к базовым экономическим требованиям Х -матрицы.
Ценностный конструкт о «справедливом социальном порядке» остается противоречив и идеологически размыт в информационном пространстве страны. Одна из причин кроется в дифференциации материального благосостояния населения на основе стандартов денежных доходов. По данным В. Бобкова, Е. Одинцовой в 2019 году группа с неблагополучным (неустойчивым) материальным благосостоянием в целом составила 64,8%, населения страны. В свою очередь, группа подразделяется: на наименее обеспеченных (бедные) -12,3%; низко обеспеченных - 27,8%; обеспеченных ниже среднего уровня - 24,7%. Для сравнения, группа высоко обеспеченных составляет - 2,4% [6, с. 21]. Другая причина заключается в том, что содержание ценностных конструктов, на которые ориентируются социальные группы, различны, неопределенны из-за несовпадения внутренней ценностной ориентации людей. В работе Е. Селезневой приводится разъяснение по данному вопросу. По мнению автора, понятие о «справедливом социальном порядке» может приобретать различные значения. Если в морали смысл понятия связан с семантикой слов «правда», «истина», «честность», «принцип возмездия и отмщения», то с юридической точки зрения, понятие приобретает значение «равенство» людей перед законом, прав, мужчин и женщин и т.п. При оценке социально-экономических отношений в понятие о «социальном справедливом порядке» вкладывается смысл о равенстве возможностей для человека, социальном равенстве в обществе и др. [7, с. 162].
В Посланиях представлены ценностные ориентации российского государства. Его задачами являются: отвечать на цивилизационные изменения в мире, определять будущее развитие страны, вырабатывать стратегию развития общества. Методологический подход к разработке направлений развития страны основывается на понимании и учете прошлого исторического опыта, необходимости концентрации всех ресурсов, воли, творческого результативного труда. К необходимым условиям развития общества относится ценность силь-
ной президентской республики, гарантирующая России независимость и суверенитет.
Таким образом, анализ идей консервативного либерализма Б.Н. Чичерина и ценностных концептов, заключенных в Посланиях Президента РФ, раскрывает восприятие и ориентацию политического руководства страны на преемственность консервативной идеологии с комплементарными элементами либеральных идей, направленных на решение задач развития российского государства.
Литература
1. Чичерин Б.Н. и традиции философской и социально-политической мысли в России: материалы Международной научной конференции / отв. ред.: Н.В. Медведев, Н.М. Аверин, А.Н. Алленов. - Тамбов: Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013. - 520 с.
2. Чичерин Б.Н. Что такое охранительные начала // Философия права. - СПб.: Наука: С.-Петерб. изд. фирма, 1998. - 654 с.
3. Кирдина С.Г. Об институциональных матрицах: ма-кросоциологическая объяснительная гипотеза // Социологические исследования. - 2001. - № 2. -С. 12-23.
4. Александров Ю.И., Кирдина С.Г. Типы ментально-сти и институциональные матрицы: мульти дисциплинарный подход // Социологические исследования». - 2012. - № 8. - С. 3-13.
5. Гузенина С.В. Образ Родины как предмет научного аналиа монография / С.В. Гузенина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. - 276 с.
6. Бобков В.Н., Одинцова Е.В. Материальное благосостояние. россиян: меж поколенная дифференциация. Мир новой экономики. - 2021. - Т. 15. - № 2. -С.16-28.
7. Селезнёва В. Российское общество в постсоветский период: динамика ценностных изменений элиты и граждан // Политическая наука. - 2016. Спецвыпуск. - С.149-169.
ON VALUE CONCEPT OF IDEOLOGY IN THE RUSSIAN STATE
Chelenkova I.Y.
Legislative Assembly of the Leningrad Region
As exemplified in the conservative liberalism ideology by B.N. Chicherin, the values of liberalism are "freedom" and conservatism - "order", "law", "state", "continuity". We consider formation of a state ideological platform on a basis of conservative basic values, the liberal economic value of "freedom", an appeal to issues of improving the socialization of the younger generation and public administration based on conservative values.
Keywords: ideology, values, B.N. Chicherin, conservative liberalism, continuity, state ideological platform, conservative values, economic values of freedom.
References
1. Chicherin B.N. and the Traditions of Philosophical and Social and Political Thought in Russia: Papers of the International Scientific Conference / Editor-in-Chief: N.V. Medvedev, N.M. Averin, A.N. Allenov. - Tambov, Publ. House of Derzhavin TSU, 2013. - 520 p. (In Russian).
2. Chicherin B.N. Protective Principles. In: Philosophy of Law. -St. Petersburg, Nauka: St. Petersburg Publ. Firm, 1998. - 654 p. (In Russian).
3. Kirdina S.G. On institutional matrices: a macro-sociological explanatory hypothesis. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological research. - 2001. - no. 2. - pp. 12-23. (In Russian).
4. Alexandrov Yu.I., Kirdina S.G. Mentality types and institutional matrices: multi-disciplinary approach. Sotsiologicheskie issle-dovaniya = Sociological research. - 2012. - no. 8. - pp. 3-13. (In Russian).
5. Guzenina S.V. Obraz Rodiny kak predmet nauchnogo analiza: Monografiya. - Belgorod, 2013. - 276 p. (in Russian).
6. Bobkov V.N., Odintsovo E.V. The material well-being of Russians: intergenerational differentiation. Mir novoy ekonomiki = The World of the New Economy. - 2021. - vol. 15, no. 2. - pp. 16-28. (In Russian).
7. Selezneva V. Russian society in the Post-Soviet period: dynamics of value changes of the elite and citizens. Politicheskaya nauka = Political Science (RU), 2016, special issue. - pp. 149169. (In Russian).