Научная статья на тему 'О ценности диплома с точки зрения студента бакалавриата'

О ценности диплома с точки зрения студента бакалавриата Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
602
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИПЛОМ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / СТУДЕНТЫ БАКАЛАВРИАТА / МОТИВАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДИПЛОМА / ДАЛЬНЯЯ МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / DIPLOMA OF HIGHER EDUCATION / UNDERGRADUATE STUDENTS / MOTIVATION FOR OBTAINING A DIPLOMA / LONG-TERM MOTIVATION / VALUES / UNFINISHED SENTENCES METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крушельницкая Ольга Игоревна, Полевая Марина Владимировна

Целью исследования является выявление конкретных эмоционально окрашенных представлений о будущем, которые определяют ценность диплома о высшем образовании для современных студентов бакалавриата. В исследовании принимали участие студенты первых и четвёртых курсов точной формы обучения пяти вузов и пяти филиалов вузов разных регионов России, разных направлений подготовки. Использовался метод неоконченных предложений. Показано, что студенты бакалавриата в своём большинстве не рассматривают диплом как документ, который отражает квалификацию и уровень образованности владельца, а также определяет перспективы трудоустройства и карьерного роста. Наличие диплома, с точки зрения студентов, должно гарантировать его хозяину лояльность общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крушельницкая Ольга Игоревна, Полевая Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Value of Diploma from the Perspective of Undergraduate Students

The purpose of the study was to identify specific emotionally colored ideas about the future that determine the value of a diploma of higher education for modern undergraduate students in full-time education. The students of the first and fourth years of full-time education of five universities and five branches of universities in different regions of Russia, majoring in the different areas of training (specialty) took part in the study. The method of unfinished sentences was used. It has been shown that undergraduate students in their majority do not consider the diploma as a document that reflects the qualification and level of education of the owner, which determines the prospects for employment and career growth. The presence of a diploma, from the point of view of students, should guarantee its owner the loyalty of the society.

Текст научной работы на тему «О ценности диплома с точки зрения студента бакалавриата»

с \

социология ОБРАЗОВАНИИ

О ценности диплома с точки зрения студента бакалавриата

Крушельницкая Ольга Игоревна - канд. психол. наук, доцент. E-mail: okrush@gmail.com Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича, Москва, Россия

Адрес: 125499, г. Москва, Кронштадтский бульвар, 43 А Полевая Марина Владимировна - д-р экон. наук, доцент. E-mail: m-v-p@list.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия Адрес: 125993, г. Москва, Ленинградский проспект, 49

Аннотация. Целью исследования является выявление конкретных эмоционально окрашенных представлений о будущем, которые определяют ценность диплома о высшем образовании для современных студентов бакалавриата. В исследовании принимали участие студенты первых и четвёртых курсов очной формы обучения пяти вузов и пяти филиалов вузов разных регионов России, разных направлений подготовки. Использовался метод неоконченных предложений. Показано, что студенты бакалавриата в своём большинстве не рассматривают диплом как документ, который отражает квалификацию и уровень образованности владельца, а также определяет перспективы трудоустройства и карьерного роста. Наличие диплома, с точки зрения студентов, должно гарантировать его хозяину лояльность общества.

Ключевые слова: диплом о высшем образовании, студенты бакалавриата, мотивация получения диплома, дальняя мотивация, ценности, метод незаконченных предложений

Для цитирования: Крушельницкая О.И, Полевая М.В. О ценности диплома с точки зрения студента бакалавриата // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 50-57.

DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-50-57

Введение

В 1951 г. Б.М. Теплов ввёл в психологию понятие «дальняя мотивация». В частности, он писал: «Отношение человека к деятельности, а следовательно, и то, как он выполняет её, в сильной мере определяется тем, насколько далеко видит он перспективу стоящих перед ним задач. Если мотивы деятельности человека определяются не только ближайшими, но и более отдалёнными, большими, принципиальными задачами, мы говорим о далёкой мотивации деятельности» [1, с. 203]. Мотив получения «корочки» диплома - один из таких дальних мотивов, который заставляет студентов делать то, что неинтересно или трудно, что «вообще никому не надо»: к примеру, ходить на занятия и выполнять задания, когда есть дела поинтереснее, когда устал, не выспался, плохо себя чувствуешь; взаимодей-

ствовать с теми преподавателями, которые не вызывают личной симпатии. В общем, учиться через «не хочу» и «не могу». В этом смысле он стоит в ряду других дальних мотивов, таких как материальное благополучие, карьерный рост, более высокий социальный статус... И это очень важная группа мотивов. Без преодоления «не хочу» и «не могу» нельзя добиться успеха ни в учёбе, ни в работе, ни в семейной жизни. «Только дальняя мотивация создаёт то отношение к труду, для которого характерны настойчивость, воля и упорство в преодолении трудностей» [2, с. 206]. Теоретическими основаниями нашего исследования являются также деятельностная теория мотивации [3-5] и динамический подход к исследованию личности [6].

Специфика мотивации к получению высшего образования состоит в том, что это

дальняя мотивация, внешняя по отношению к учебной деятельности. В российской педагогике и психологии традиционно принято котировать внутреннюю мотивацию получения образования более высоко и противопоставлять ей внешнюю. Однако мы разделяем иную точку зрения. Отношения между внешней и внутренней мотивацией сложные и неоднозначные. Социальное окружение с самого рождения диктует ребёнку правила и нормы. Имеет значение, каким образом человек реагирует на это. Изначально внешние требования могут стать частью его внутреннего мира, но могут быть отвергнуты. Адекватный человек действует на основе собственного выбора, но этот выбор делается с учётом внешних условий [7-9]. Чтобы такая сложная деятельность, как получение высшего образования, стала эффективной, должны быть задействованы все внешние и внутренние мотивы.

Ряд современных исследований мотивации к получению высшего образования показывает, что мотив получения диплома остаётся «очень важным» и «важным» для определённого процента студентов очного бакалавриата и абитуриентов, хотя его значимость в последние годы существенно снизилась. Опросы 1990-х - начала 2000-х гг. показывали, что мотив получения диплома является для студентов ведущим [10; 11]. Результаты, полученные Д.Л. Константинов-ским на материалах исследования в школах РФ (выпускные классы, метод анкетирования) в 2014 г., свидетельствовали, что мотив «Надо получить "корочки", без этого сегодня никуда» даже не вошёл в число ключевых. Он занял седьмое место по уровню значимости из четырнадцати. Тем не менее мотив получения «корочки» указали в числе «очень важных» 26,8% респондентов, ещё 37,8% - в числе «важных» (в сумме - 63,8% респондентов) [12]. При этом мотивы «получить работу, соответствующую интересам и склонностям», «найти хорошо оплачиваемую работу», «получить престижную работу» отметили 98,4%, 97,4% и 95% респондентов

соответственно. В исследовании мотивации студентов бакалавриата к получению высшего образования на базе МГИИТ в 2016 г. (студенты первого и четвёртого курсов, метод прямого ранжирования) мотив «в наше время без диплома о высшем образовании неприлично» оказался одним из самых незначимых (11-е место из 12). Тем не менее его указали в числе «очень важных» и «важных» около 20% респондентов [13].

Социологическое исследование

Цель исследования - выявление конкретных эмоционально окрашенных представлений современных студентов бакалавриата очной формы обучения о будущем, которые определяют ценность диплома о высшем образовании.

Испытуемые. В исследовании принимали участие студенты первых и четвёртых курсов очной формы обучения пяти вузов и пяти филиалов вузов разных регионов России ^ = 583); 255 чел. первого курса и 328 чел. четвёртого курса. Укрупнённые группы направлений подготовки, по которым обучались респонденты: Экономика и управление; Сервис и туризм; Водные биоресурсы и аква-культура; Образование и педагогические науки; Политические науки и регионоведение. Анкетирование проводилось во время занятий в учебных группах в анонимной форме в течение 2016-2018 гг. преподавателем, не ведущим в данной группе учебные дисциплины.

Методика. Использовался метод незаконченных предложений. Он относится к группе проективных психологических методов, основанных на дополнении. Проективный метод разрешает респондентам свободно формулировать собственные представления (вне рамок категорий, заранее определённых исследователем), допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, позволяет избежать (или снизить процент) появления социально желательных ответов. Таким образом, он оптимально подходит для выявления мотивов и ценностей. Есть много вариантов методик этого типа.

В их основе лежит предположение, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределённый стимул, индивид «проговаривает» информацию, касающуюся его собственной личности. Нас интересовало отношение студентов к диплому о высшем образовании, которое сформировалось у них под влиянием социума и как результат личного переосмысления бытующих в обществе точек зрения.

Каждый студент получал листок с незаконченным предложением: «В наше время, если человек к 30 годам не имеет диплома о высшем образовании, то это...». Его просили закончить предложение, не задумываясь над ответом; писать первое, что пришло в голову. Преподаватель подчёркивал, что в данном случае не может быть правильных или неправильных ответов; исследование проводится в научных целях, и его результаты не могут никому навредить. Отрицательная формулировка («не имеет диплома...») выбрана потому, что в случае позитивной формулировки мы опасались получить стандартные варианты социально желательных ответов, которые студенты многократно слышали в своей жизни от родителей, преподавателей и других «взрослых».

Результаты

При использовании проективных методов неизбежен элемент субъективности на этапе получения протоколов. Это связано с тем, что респонденты дают ответы в свободной форме, и они чрезвычайно разнообразны. В ходе их первичного анализа нами было выделено несколько основных категорий ответов, которые описаны ниже. Для лучшей иллюстрации содержательного наполнения каждой категории приводим по нескольку вариантов ответов, наиболее полно раскрывающих, с нашей точки зрения, особенности отдельной группы.

«Если у человека к 30 годам нет диплома о высшем образовании», то это:

1. Плохо воспринимается обществом. Неприлично. Плохо. Печально. Стыдно.

Странно. Вызывает подозрения разного рода. Вызывает много вопросов. Позор. Человек без будущего. Неудачник.

2. Ничего страшного. Не критично. Нормально, если... (далее описание успеха, достигнутого в той или иной области). Никогда не поздно исправить (учиться).

3. Человек, не зависимый от требований общества. Нестандартно. Он не боится идти против системы. Значит, у него свой бизнес. Творческий человек. Мультимиллиардер. Занимается тем, что ему нравится. Успешный и счастливый человек. Всего достиг, или всё получил без диплома.

4. Ничего не значит. Нормально. Его выбор. Его личное дело. Ничего не говорит о человеке.

5. Мешает карьере. Всегда будет выполнять исполнительскую работу. Не сможет занимать руководящие должности.

6. Мешает трудоустройству на хорошую работу, достойную работу, работу в государственных учреждениях. Неконкурентоспособность на рынке труда. Мешает самореализации.

7. Не целеустремлённый. Безответственный. Ленивый. Не определившийся человек. Несерьёзно относится к своей жизни.

8. Необразованный. Недостаточно профессиональный. Некультурный.

9. Глупый.

10. Не было возможности учиться. Не

было денег. Надо было работать и обеспечивать семью. Родился ребенок (дети).

11. Затрудняюсь ответить.

Большинство респондентов давали один

вариант ответа, более или менее развёрнутый. Однако некоторые студенты предлагали два (очень редко три) варианта ответов, иногда дополняющих друг друга, редко альтернативных. Если давалось больше одного варианта ответа, каждый из них учитывался и вносился в соответствующую категорию. Поэтому сумма процентов ответов не равна 100%. Исключение делалось в случае, если ответ включал слово «плохо», но сразу вслед за этим шло конкретное обоснование, на-

Таблица 1

Распределение ответов студентов 1-го и 4-го курсов (%)

Категория ответа 1-й курс 4-й курс

Плохо воспринимается обществом 22,3 22,9

Ничего страшного. Не критично 11,4 11,6

Независимый от требований общества 13,3 10,0

Ничего не значит. Нормально 21,9 23,5

Мешает карьере 3,1 6,7

Мешает трудоустройству на хорошую работу 10,2 18,0

Не целеустремлённый. Безответственный 6,6 4,9

Необразованный 3,9 5,8

Глупый 1,2 0,6

Не было возможности 3,5 3,6

Затрудняюсь ответить 12,2 9,4

пример: «труднее найти место», «не сможет занимать руководящие должности». Такие ответы не заносились в категорию 1, а сразу заносились в категории 5-11 в зависимости от содержания. Первокурсники обычно давали один вариант ответа. Четверокурсники чаще давали два, иногда три варианта. Кроме того, ответы четверокурсников отличались большей развёрнутостью и меньшей категоричностью. Они чаще использовали слова «вероятно», «скорее всего».

Количество высказываний, относящихся к каждой из выделенных категорий ответов, было подсчитано и переведено в проценты по отношению к числу респондентов соответствующего курса. Результаты представлены в таблице 1.

Чаще всего и практически с равной частотой встречались ответы, отнесённые нами к категориям «Плохо воспринимается обществом» и «Ничего не значит. Нормально». В обоих случаях это примерно 22% первокурсников и четверокурсников. Обращает на себя внимание, что только 19,7% всех респондентов написали о неприятных последствиях отсутствия диплома. Эти негативные последствия суммируют проблемы с устройством на хорошую работу и проблемы с построением карьеры. Их предвидят 13,3%

первокурсников и 24,7% четверокурсников. Только 3,5% респондентов написали, что причиной отсутствия диплома могут быть неблагоприятные обстоятельства (недостаток денег и времени).

Анализ результатов

Авторы ответов первой группы уверены: люди без диплома о высшем образовании встречают серьёзную негативную реакцию со стороны общества и обречены на сильный эмоциональный дискомфорт в связи с этим. Обладание дипломом является подтверждением «нормальности» его обладателя и поддерживает его социальный статус независимо от объективных успехов и достижений. Вероятно, для студентов, которые дали такие ответы, получение «корочки» диплома является высокозначимым мотивом получения высшего образования. Можно предположить, что эффективным методом стимулирования этой группы студентов к учёбе может быть строгая требовательность и неподкупность преподавателей при реальной угрозе отчисления. Эта группа в рамках нашего исследования включает 22,3% первокурсников и 22,9% четверокурсников, что хорошо согласуется с результатами недавних исследований мотивации получения

высшего образования, выполненных другими методами [12; 13].

Ответы второй группы свидетельствуют, что их авторы знают о негативной реакции общества на людей без диплома, но полагают, что её не стоит принимать слишком всерьёз. Негативное или настороженное отношение части окружающих не может испортить жизнь сколько-нибудь существенно. Для этой группы респондентов «корочка» вряд ли является значимым мотивом получения высшего образования, однако может служить дополнительным стимулом. Эта группа в рамках нашего исследования включает 11,4% первокурсников и 11,6% четверокурсников.

С точки зрения респондентов третьей группы, уверенный в себе, внутренне независимый человек прекрасно чувствует себя и без диплома, игнорируя общественное мнение. Однако менее уверенные в себе или социально незащищённые люди боятся общественного мнения, уступают давлению и тратят время и силы на получение диплома. Полагаем, можно говорить о чувстве неудовлетворённости этой группы студентов своим пребыванием в вузе. В отличие от студентов первой группы, они завидуют тем, кто может позволить себе не беспокоиться о «корочке». Они пришли в вуз, уступая давлению, но считают это проявлением своей слабости. Эта группа в рамках нашего исследования включает в себя 13,3% первокурсников и 10% четверокурсников. Полагаем, это те «негативисты», для которых процесс обучения связан с глубоким чувством отвращения к себе и окружающим. Они не только не мотивированы учиться, но и могут демо-тивировать других студентов.

Ответы категорий 1-3 можно объединить в одну большую группу по одному существенному признаку. Студенты, которые их дали, полагают, что наличие у человека диплома о высшем образовании воспринимается окружающими как свидетельство «нормальности» владельца, от которого можно ждать нормального же поведения без «сюр-

призов». И общество относится к таким субъектам позитивно. К людям, у которых нет диплома о высшем образовании, общество относится негативно или настороженно. В сумме ответы категорий 1-3 дали 47% первокурсников и 44,5% четверокурсников, это почти половина всех респондентов. Фактически «корочка» диплома выступает для них свидетельством хорошей социализации обладателя, что, с их точки зрения, ценится обществом.

Авторы ответов четвёртой группы демонстрируют уверенность, что наличие или отсутствие «корочки» диплома не оказывает сколько-нибудь существенного влияния на жизнь человека. Вероятно, получение диплома не является для них значимым мотивом получения высшего образования. Их привели в вуз и удерживают в нём какие-то иные мотивы. Эта группа в рамках нашего исследования включает 21,9% первокурсников и 23,5% четверокурсников.

Авторы ответов групп 5 и 6 полагают, что отсутствие диплома о высшем образовании имеет объективные последствия. Отсутствие диплома мешает трудоустройству на хорошую работу и затрудняет карьерный рост. А значит, его наличие облегчает и то, и другое. При этом в ответах (особенно в ответах четверокурсников) фигурируют такие слова, как «вероятно», «возможно». То есть наличие или отсутствие диплома ничего не гарантирует, только повышает или уменьшает вероятность каких-то событий. Сумма ответов по группам 5 и 6 даёт 13,3% первокурсников и 24,7% четверокурсников.

Серьёзную обеспокоенность вызывает крайне низкий процент респондентов, давших ответы групп 7-10. Это значит, что в представлении большинства респондентов человек с дипломом о высшем образовании не отличается от тех, кто его не имеет, ни квалификацией, ни уровнем образования, ни своей целеустремлённостью, ни умом. И получить этот диплом могут практически все желающие. В рамках государственной политики РФ высшее образование имеет

целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования1. То есть главная функция диплома как документа -гарантировать, что его владелец является высококвалифицированным специалистом в своей области и образованным человеком. Но только 4% первокурсников и 6% четверокурсников написали, что отсутствие диплома свидетельствует о низком уровне образованности и недостаточной квалификации. Это свидетельство девальвации в глазах студентов диплома как документа об окончании программы высшего профессионального образования с присвоением соответствующей квалификации.

Результаты нашего исследования согласуются с результатами опроса ВЦИОМ «Студент-2017: рвение к учёбе и перспективы трудоустройства» и хорошо их объясняют. Данное исследование, в частности, показало: 38% опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет полагают, что, обучаясь четыре года, студенты не получают полноценного образования и не могут после этого работать в большинстве отраслей экономики. По оценкам россиян, возможностей для трудоустройства недавних выпускников становится всё меньше. При этом в последнее время всё больше респондентов говорят об улучшении отношения студентов к учёбе: с 19% в 2013 г. до 37% в 2017 г.2 Казалось бы, эти результаты противоречат друг другу. Как может улучшаться отношение к учёбе, если молодые люди не считают обучение в бакалавриате полноценным образованием, а возможности трудоустройства выпускников снижаются? Однако противоречие снимает-

1 Согласно ФЗ от 29.12.2012 №273 (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в РФ» (Ст.68, пункт 1).

2 ВЦИОМ «Студент-2017: рвение к учебе и перспективы трудоустройства» №3292 | 24 Января 2017. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=515

ся, если принять тот факт, что почти для половины студентов диплом бакалавра выступает в качестве свидетельства хорошей соци-ализированности, а не в качестве документа, подтверждающего квалификацию. Диплом, с точки зрения студентов, должен гарантировать его хозяину лояльность общества, а не трудоустройство и карьерный рост. К сходным выводам пришли по результатам своего исследования учащихся ссузов и вузов В.Р. Цылев и Н.Н. Дюмина: «Рост значимости статусной составляющей высшего образования сопровождается снижением его профессиональной ценности» [14, с. 150].

Выводы

Среди студентов бакалавриата широко распространено мнение, что отсутствие диплома о высшем образовании негативно влияет на социальный статус взрослого человека. Студенты бакалавриата в своём большинстве не рассматривают диплом как документ, который отражает квалификацию и уровень образованности владельца, определяет перспективы трудоустройства и карьерного роста. Наличие диплома, с точки зрения студентов, должно гарантировать его хозяину лояльность общества.

Можно ожидать, что если общественное мнение в отношении людей без высшего образования изменится в лучшую сторону, уменьшится и стремление студентов к получению диплома независимо от реальной квалификации и желания работать в соответствующей области. Однако это может привести к серьёзному кризису в массовом высшем образовании, если к тому моменту не вырастет значимость диплома как свидетельства о присвоении соответствующей квалификации.

Литература

1. Теплов В.М. Психология: Учебник для сред. школы. М.: Учпедгиз, 1951. 262 с.

2. Ломов Б.Ф. Психическая регуляция деятельности. Избранные труды. М.: Институт психологии РАН, 2006. 622 с.

3. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3-18.

4. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функция мотива // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1993. № 2. С. 73-82.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007. 512 с.

6. Журавлев А.Л, Харламенкова Н.Е. Динамический подход к исследованию психологии личности // Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 5-23.

7. Ryan R.M. Agency and organization: intrinsic motivation, autonomy, and the Self in psychological development // Developmental perspectives on motivation. Nebraska symposium on motivation. Lincoln (Nb); London: University of Nebraska Press, 1993. Vol. 40. P. 1-56.

8. Ryan R.M, Deci E.L, Grolnic VO. Autonomy, relatedness, and the Self: their relation to development and psychopathology // Developmental psychopathology / D. Cicchetti, D.J. Cohen (Eds.). Vol. 1. New York: Willey, 1995. Р. 618-655.

9. Kember D. Understanding the nature of motivation and motivating students through teaching

and learning in higher education. Springer Sci-ence+ Business Media, 2016.

10. Богословская О. Мотивация получения высшего образования в контексте выбора профессии // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 44-47.

11. Щепкина Е.В. Опыт историко-социологиче-ского анализа мотивации студентов // Высшее образование в России. 1997. № 2. С. 68-78.

12. Константиновский Д.Л. Новая молодёжь в новой реальности образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Сборник научных трудов. М.: Центр социологических исследований, 2016. С. 106-162.

13. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Мотивация получения высшего образования у студентов первого и выпускного курсов (сравнительный анализ) // Высшее образование в России. 2017. № 2. С. 70-77.

14. Цылев В.Р., Дюмина Н.Н. Тенденции в изменении мотивов получения высшего образования у молодёжи Мурманска // Социологические исследования. 2012. № 2 (334). С. 143-151.

Статья поступила в редакцию 16.09.18 Принята к публикации 11.10.18

On the Value of Diploma from the Perspective of Undergraduate Students

Olga I. Krushelnitskaya - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., e-mail: okrush@gmail.com Moscow State Institute for the Industry of Tourism n.a. Yu.A. Senkevich, Moscow, Russia Address: 43A, Kronshtadt blvd, Moscow, 125499, Russian Federation

Marina V. Polevaya - Dr. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Head of the Department of Human Resource Management and Psychology, e-mail: m-v-p@list.ru

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia Address: 49, Leningradsky prosp., Moscow, 125993, Russian Federation

Abstract. The purpose of the study was to identify specific emotionally colored ideas about the future that determine the value of a diploma of higher education for modern undergraduate students in full-time education. The students of the first and fourth years of full-time education of five universities and five branches of universities in different regions of Russia, majoring in the different areas of training (specialty) took part in the study. The method of unfinished sentences was used. It has been shown that undergraduate students in their majority do not consider the diploma as a document that reflects the qualification and level of education of the owner, which determines the prospects for employment and career growth. The presence of a diploma, from the point of view of students, should guarantee its owner the loyalty of the society.

Keywords: diploma of higher education, undergraduate students, motivation for obtaining a diploma, long-term motivation, values, unfinished sentences method

Cite as: Krushelnitskaya, O.I., Polevaya, M.V. (2018). [On the Value of Diploma from the Perspective of Undergraduate Students]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia.

Vol. 27. No. 11, pp. 50-57. (In Russ., abstract in Eng.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: https://doi.org/l0.31992/0869-3617-2018-27-12-50-57

References

1. Teplov, V.M. (1951). Psikhologiya: Uchebnik dlya srednei shkoly [Psychology: A Textbook for Secondary School]. Moscow: Uchpedgiz Publ., 262 p. (In Russ.)

2. Lomov, B.F (2006). Psikhicheskaya regulyatsiya deyatel'nosti. Izbrannye trudy. [Mental Regulation of Activity. Selected Works]. Moscow: RAS Institute ofpsychology, 622 p. (In Russ.)

3. Leontiev, D.A. (2016). [A.N. Leontiev's Concept of Motive and the Issue of the Quality of Motivation]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14; Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin. No. 2, pp. 3-18. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Leontiev, D.A. (1993). [System-semantic Nature and Motive Function]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14; Psikhologiya = Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. No. 2, pp. 73-82. (In Russ.)

5. Leontiev, D.A. (2007). Psikhologiya smysla [Psychology of Meaning]. Moscow: Smysl Publ., 512 p. (In Russ.)

6. Zhuravlev, A.L., Kharlamenkova, N.E. (2017). [The Dynamic Approach to Personality's Psychology Research]. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya [Social and Economic Psychology]. Vol. 2, no. 1, pp. 5-23 (In Russ., abstract in Eng.)

7. Ryan, R.M. (1993). Agency and Organization: Intrinsic Motivation, Autonomy, and the Self in Psychological Development. In: Nebraska Symposium on Motivation. Developmental Perspectives on Motivation. Vol. 40, pp. 1-56. Lincoln, NE, US: University of Nebraska Press.

8. Ryan, R.M., Deci, E.L., Grolnic, W.S. (1995). Autonomy, Relatedness, and the Self: Their Relation to Development and Psychopathology. In: Developmental Psychopathology. D. Cicchetti, D.J. Cohen (Eds.). Vol. 1. New York: Willey, pp. 618-655.

9. Kember, D. (2016). Understanding the Nature of Motivation and Motivating Students Through Teaching and Learning in Higher Education. Springer Science+ Business Media.

10. Bogoslovskaya, O. (2006). [Motivation of Receiving Higher Education in the Context of Profession Choice]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 44-47. (In Russ.)

11. Shchepkina, E.V. (1997). [Experience of Historical and Sociological Analysis of Students' Motivation]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2, pp. 68-78. (In Russ.)

12. Konstantinovskiy, D.L. (2016). [New Youth in the New Reality of Education]. In: Obrazovaniye i nauka v Rossii: sostoyanie i potentsial razvitiya: Sbornik nauchnykh trudov [Education and Science in Russia: State and Development Potential. Collection of papers]. Moscow: Center for Sociological Research, pp. 106-162. (In Russ.)

13. Krushelnitskaya, O.I., Tret'yakova, A.N. (2017). [Motivation to Receive Higher Education: The Results of Student Poll (Comparative Analysis)]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2, pp. 70-77. (In Russ., abstract in Eng.)

14. Tsylev, V.R., Dyumina, N.N. (2012). [Trends in Motives for Higher Education Among Youth in Murmansk]. Sotsiologicheskie issledovaniya = Sociological Studies. No. 2 (334), pp. 143-151. (In Russ.)

The paper was submitted 16.09.18 Accepted for publication 11.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.