блемы экономики современной России: возможности преодоления последствий экономического кризиса [Электронный ресурс]: сб. ст. в рамках научной сессии ГУАП. М., 2010. Режим доступа:
http://www.finansy.ru/publ/rus/016markov.htm.
3. Сигова С.В., Гуртов В.А. Финансовая поддержка инновационного развития региональных экономик // Инновации. 2008. № 5. С. 52-55.
J.V. Kiselevich
Formation of the financial infrastructure of innovative development in Russia
In the article the financial maintenance of innovative activity's problems are described and new theoretical principles for federal target developed programs formation of innovative infrastructure are offered.
Keywords: strategy of innovative development, financing of innovative system, national innovative syste
УДК 332.145
И.В. Сычева, д-р экон. наук, проф., (4872) 33-24-80, fim@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ);
М.О. Панферова, аспирант, (4872) 33-24-80, milymarina@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЦЕНАРНОГО ПОДХОДА
Рассматриваются различные концепции понятия «регион». Обосновывается целесообразность применения сценарного подхода как инструмента стратегического планирования при рассмотрении региона в качестве квазикомпании.
Ключевые слова: сценарный подход, региональное планирование, стратегия, регион-квазигосударство, регион-квазикомпания.
Сегодняшнее состояние экономики России можно охарактеризовать как находящееся на выходе из кризиса при угрозе новой волны падения макроэкономических показателей мировой экономики. В данной ситуации перед экономикой любого региона нашей страны стоит задача обеспечения стабильного экономического роста при условии выполнения социальных гарантий гражданам, решения неотложных и стратегических социальных задач, а также гибкой политики со стороны федеральных и региональных
властей с учетом сложившейся ситуации на международной экономической арене.
По словам академика А. Гранберга, «экономика России — не монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр — регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей» [1]. В соответствии с данной концепцией территориального развития экономики позиционирование региона по отношению к реалиям сегодняшнего времени существенно изменилось.
В работах основоположников региональной экономики советского периода регион выступал только как сосредоточение природных ресурсов и населения, производства и потребления товаров, сферы обслуживания и не рассматривался как субъект экономических отношений, носитель особых экономических интересов. В то же время в 1968 г. впервые Р.И. Шниперовым и Б.П. Орловым была предложена идея рассмотрения региона как субъекта экономических отношений [3]. Она не утратила своего значения и в настоящее время и реализуется в трудах О.С. Пчелинцева, Г.В. Черкашина, А.И. Добрынина, П.Н. Некрасова, A.C. Маршаловой, В.Я. Феодоритова и других ученых.
Так, по мнению А.И. Добрынина, «регион — это территориально-специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса» [2]. В то же время данное определение отражает только лишь возможность самостоятельности регионального воспроизводства, не учитывая рыночного механизма функционирования экономической системы региона и возможности его регулирования с помощью различных инструментов региональной экономики.
Вместе с тем в условиях рыночной экономики любой хозяйствующий субъект сталкивается с проблемой ограниченности каких-либо ресурсов: природных, трудовых, финансовых, денежно-кредитных, информационных ит. п.
Такими субъектами в условиях рыночной экономики в начале 90-х годов прошлого века начали выступать и регионы в лице субъектов Федерации и муниципальных образований. Новые политические условия и начавшаяся экономическая реформа в стране способствовали тому, что многие методы и приемы управления территориальным развитием изменились. Теперь регион позиционируется уже как многоаспектная, многофункциональная система.
Наибольшее распространение в настоящее время получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация (регион-квазикомпания), регион-рынок и регион-социум.
Регион как квазигосударство представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики.
Возможность и правомерность рассмотрения региона как хозяйствующего субъекта корпоративного типа вытекает из правовой самостоя-
тельности регионов, заключающейся в децентрализации государственной власти, собственности и управления. Децентрализация государственной власти определяется Конституцией РФ и состоит в закреплении за субъектами Российской Федерации определенного объема полномочий. Децентрализация собственности и управления вызывает необходимость перехода от административных методов прямого управления экономикой региона к ее регулированию региональными властями.
Понятию «регион-квазикомпания» можно дать следующее определение: это крупный субъект экономической деятельности с большим количеством внутренних и внешних связей, обладающий определенным набором ресурсов, являющийся собственником определенного круга объектов, имеющий определенный потенциал, а также сравнительные и абсолютные конкурентные преимущества.
В условиях плановой системы экономики стратегия развития региона на 80-90 % определялась на вышестоящих уровнях. В задачи региональных уровней входило согласование полученных сверху решений с возможностями и интересами регионов. В новых условиях руководители субъектов России должны самостоятельно определять стратегию развития своего региона, ориентируясь на целевые установки развития страны.
Основное значение в региональном развитии придавалось материальному производству, а приоритетную роль играло строительство новых предприятий и объектов инфраструктуры. В настоящее время на первый план в передовых странах все больше выдвигаются ориентиры на развитие научного, информационного и инновационного потенциалов для развития социальной инфраструктуры. Очевидно, что и в Российской Федерации наиболее развитые регионы должны стать на этот путь.
Основные постулаты регионального планирования предшествующего и нового периодов представлены в таблице.
В соответствии с моделью «регион-квазикомпания» регион должен ориентироваться в своем развитии прежде всего на конкурентные преимущества, которые уже сложились в виде специализации его экономики и которые могут перейти из разряда потенциальных в реальные. В данном случае стратегия социально-экономического развития субъекта Федерации должна соответствовать правилам поведения фирмы в условиях конкуренции и быть направлена на повышение эффективности функционирования и конкурентоспособности.
Такая модель в качестве исходной составляющей использует создание региональной экономической системы, которая могла бы функционировать на принципе ее эффективного взаимодействия с другими субъектами рыночного хозяйства внутри страны и за ее пределами на основе имеющихся сравнительных и абсолютных преимуществ.
Постулаты регионального планирования
Постулаты регионального планирования предыдущего периода Постулаты регионального планирования нового периода
1. Тип хозяйствования в экономике:
плановый -► государственно-рыночный
2. Основа регионального зазвития:
материальное производство (строительство новых предприятий и объектов производственной инфраструктуры) -► научный, информационный, инвестиционный, инновационный потенциал для развития социальной инфраструктуры
3. Позиционирование региона:
регион как часть страны -► регион как носитель экономических интересов (регион-квазикомпания)
4. Основа планирования экономического развития:
опора на потребности страны в целом -► опора на конкурентные преимущества регионов
5. Использование экономических ресурсов региона (природных, трудовых, финансовых, денежно-кредитных и т. п.)
с позиции интересов государства в целом -► с позиции интересов регионов и государства
В связи с этим в основу стратегии социально-экономического развития могут быть положены конкретные конкурентные преимущества, на базе которых составляются несколько сценариев развития региона.
Сценарии позволяют с определенным уровнем достоверности выявить возможные тенденции развития событий, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать карту состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий или неблагоприятное развитие событий.
В региональном планировании, как правило, разрабатываются три сценария: пессимистический (пассивный, инерционный), реальный (средний, мобилизационный) и оптимистический (эффективный, сценарий реализации эффективных инвестиционных проектов).
Сценарный подход дает хорошие результаты в условиях высокой не -определенности там, где традиционные методы прогноза дают ошибки, поскольку процесс составления сценариев включает оценку неопределенностей
и рисков. Таким образом, стратегия перестает быть жестким планом и приобретает необходимую гибкость для того, чтобы деятельность региона оставалась успешной при различных вариантах развития будущего.
Библиографический список
1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник ддя студ. вузов. 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
2. Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. Издательство Ленинского университета, 1977.
3. Орлов Б.П., Шнипер Р.И. Экономическая реформа и территориальное планирование. М.: Экономика, 1968.
I. Sychova, M. Panferova
Planning the feasibility of social and economic development of the region with scenario approach
We consider various concepts of the concept of region. The expediency of the scenario approach as a tool for strategic planning when considering the region as quasicompany.
Key words: the scenario approach, regional planning, strategy, region-quasistate, regionquasicompany.
УДК 336
K.M. Щепакин, д-р техн. наук, профессор, (Россия, Тула, Тульский государственный университет);
Е.С. Щербакова, аспирант, ст. преподаватель кафедры экономики, (84872)26-98-18, YS.Shcherbakova@gmail.com, (Россия, Тула, НОУ ВПО ТИУБ им. Н.Д. Демидова)
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА
Определено место науки и образования в системе источников инновационного роста экономики российских регионов, раскрывается сущность образовательного кластера, принципы и возможности его создания, а также его место в условиях инновационного развития Тульской области.
Ключевые слова: наука, образование, кластер, инфраструктура.
Задачи обеспечения инновационного развития экономики и формирования общества, основанного на знаниях, требуют изучения взаимодействия между различными институтами в сферах науки, образования и производства. Малые и средние предприятия, развитие которых связано с бы-