Научная статья на тему 'О целесообразности перехода к образовательной модели горного инженера широкого профиля (на примере подготовки горного инженера-строителя)'

О целесообразности перехода к образовательной модели горного инженера широкого профиля (на примере подготовки горного инженера-строителя) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О целесообразности перехода к образовательной модели горного инженера широкого профиля (на примере подготовки горного инженера-строителя)»

© Б.А. Картозия, 2004

УДК 622:378 Б.А. Картозия

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПЕРЕХОДА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ (на примере подготовки горного инженера-строителя)

Введение

ТУ последние два десятилетия неодно--Я-М кратно возникает дискуссия о необходимости перехода к образовательной модели горного инженера широкого профиля. Предложения по этому поводу звучат самые различные, но суть их сводится к одному - ликвидировать отраслевые особенности базовой подготовки, сохранив только профилизации или, в крайнем случае, специализации.

Сторонники такого подхода, в частности, говорят о «глобализации» в сфере производства, понимая ее как интеграцию, сближение взглядов и подходов, выработку общего понимания основных принципов решения проблем, выход за рамки складывавшихся десятилетиями отраслевых и ведомственных интересов Устоявшегося понятия «широкий профиль» инженера вообще и горного инженера, в частности нет. Есть субъективные мнения, основанные на различных подходах к целевой направленности и необходимости подготовки такого специалиста. Что же представляет собой инженер широкого профиля и нужен ли он вообще? Д ля того, чтобы лучше разобраться в этом вопросе, сделаем небольшое литературное отступление

В романе Жюля Верна (вот, уж, кто знал в этом толк) «Таинственный остров» выведен своего рода эталон такого инженера. Конечно, это литературный персонаж и логично предположить, что автор наделял его способностями, необходимыми по ходу развития сюжета. Однако, зная высочайшую эрудированность и информированность писателя, его скрупулезность во всех вопросах, составлявших предмет его творчества, думается, что реальный прототип у инженера все-таки был. Итак, вот его характеристика.

«Одним из выдающихся среди них был инженер по имени Сайрес Смит. Сайрес Смит,

уроженец Массачусетса, был и первоклассным ученым. Правительство Соединенных штатов поручило ему во время войны управление железными дорогами..... Сайрес Смит был одним

из тех инженеров, которые в начале своей карьеры сами работали киркой или молотом.... Человек мысли и действия, он работал

без напряжения, полный жизненной силы и неослабной настойчивости, не отступающий ни перед чем».

Напомним, что действие происходит в 1865-1869 гг. Что же знал и умел этот человек? Прочитав роман, можно оценить широту и глубину его профессиональных знаний как инженера и ученого.

Он знал физику и, в частности, оптику. Соорудив из очков увеличительное стекло, добыл огонь. Обладал хорошими познаниями в географии и астрономии, сумел сначала теоретически воссоздать путь, проделанный на воздушном шаре, а затем с помощью подручных средств смог не только определить время по солнцу, но и установить широту и долготу местонахождения необитаемого острова. Знал геологию, легко распознавал минералы, нашел серный колчедан, уголь, глину, известь. Знал гончарное дело, организовал изготовление кирпичей и глиняной посуды. Ничуть не хуже разбирался в растениеводстве. Именно благодаря Смиту колонисты через два года ели собственный хлеб и курили табак.

Ему было знакомо горнометаллургическое дело. Выплавляя чистое железо, он превращал его в сталь. Результат - топоры гвозди, лопаты, мотыги и др. Хорошее знание химии помогло ему получить нитроглицерин. Под его руководством был изготовлен гидравлический подъемник. Был знаком с практикой пивоварения, сахароварения, выделки кожи, изготовления свечей из тюленьего жира. Под его руководством были возведены различные деревян-

ные строения, построен корабль. Он организовал производство войлока для пошива одежды. Вершиной его инженерной деятельности стал проволочный телеграф.

При этом он, безусловно, был человеком широко образованным и начитанным даже в сравнении с профессиональным журналистом Гедеоном Спилетом: он, единственный, знал (из литературных источников) историю капитана Немо. Ну, и, наконец, это был отменный руководитель, ибо вся жизнь на необитаемом острове организовывалась в соответствии с его планами. Впрочем, это не удивительно, ведь в свое время он был по существу министром железных дорог Соединенных Штатов.

Вот, казалось бы, пример пользы широкого образования. Но не следует, по-видимому, забывать одно важное обстоятельство.

Все замечательные качества этого инженера широкого профиля проявились только в экстремальной жизненной ситуации. Думается, что в иных обстоятельствах многие из его знаний и умений оказались бы просто невостребованными. А в условиях многоотраслевой и специализированной экономики и подавно.

Вместе с тем, обобщая вышесказанное, можно сделать ряд полезных выводов.

Инженер Смит, безусловно, одаренный человек, обладал хорошими способностями к обучению и, очевидно, хотел учиться.

Образовательная программа его обучения включала в себя достаточно глубокое (на уровне развития науки того времени) изучение цикла дисциплин, именуемых у нас естественнонаучными дисциплинами. К их числу относятся «Математика», «Физика», «Химия», «Астрономия», «География», «Геология». Их, очевидно, дополняли инженерные дисциплины «Механика», «Машины и механизмы», «Электротехника».

Несомненно, некоторые дисциплины Смит изучал, как говорится, по выбору, профилируя себя для будущей работы, - «Горнорудное дело», «Транспорт», и другие. Отсюда, очевидно, его близость к железным дорогам.

Умение преломлять фундаментальные знания для решения инженерных задач, с одной стороны, объясняется методическими особенностями их преподавания, в частности, хорошей увязкой с реальностью лабораторных и практических занятий. С другой стороны, имея в виду жизненный путь инженера (с киркой и

молотом), это следствие его способности к самообучению в процессе практической деятельности на различных производствах. А опыт практической работы он накопил немалый.

Сочетание природного ума с приобретенными в процессе обучения знаниями и, что особенно важно, умением учиться дало прекрасный результат. Фундаментальные знания, научное мышление и практический опыт (умения) и сегодня являются надежным фундаментом высокого качества подготовки специалистов.

Постановка вопроса

Опуская детали, сформулируем, в нашем понимании, существо предложений сторонников «модели горного инженера широкого профиля».

Базируются они прежде всего на концепции освоения и сохранения недр, реализованной в новой классификации горных наук: недра -это совкупность георесурсов. Освоение георесурсов - область деятельности горного инженера. Заметим, что в подобной постановке привычные понятия угольное месторождение, рудное месторождение, подземное пространство объединяются общим понятием -георесурс. Следовательно, широта и глубина подготовки горного инженера должна обеспечить ему возможность деятельности по освоению любого вида георесурсов.

Иными словами, прослеживается попытка привести инженерную подготовку горняка в соответствие с классификацией горных наук, а, конкретно, с группой наук «Геотехнологии». Такой подход позволяет сделать вывод о том, что, в понимании авторов упомянутой концепции, горный инженер широкого профиля - это инженер-геотехнолог.

Не претендуя на окончательные выводы в части всей номенклатуры горных специальностей, попробуем разобраться, насколько актуальна подобная постановка вопроса и в какой мере она может и должна реализовываться сегодня применительно к одной из сфер деятельности горного инженера, а именно, строительству подземных сооружений и шахт, то есть для специальности 090400 «Шахтное и подземное строительство».

Общие положения (десять тезисов)

1. Конституция и Закон о высшем и послевузовском образовании гарантируют гражданам России возможность получения желаемого образования.

2. Высшие учебные заведения реализуют это право, предлагая на выбор различные образовательные программы. Чем больше набор образовательных программ (по видам, уровням, направлениям и специальностям), тем солиднее выглядит учебное заведение.

3. В основе новой парадигмы образования лежит тезис: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. Здесь просматривается отказ от каких-либо универсальных моделей образования.

4. В основу номенклатуры образовательных программ направлений и специальностей, утверждаемой Министерством образования РФ, положен принцип ее адекватности сферам человеческой деятельности и отраслям экономики.

5. Освоение недр Земли как сфера человеческой деятельности предполагает использование различных видов георесурсов: минерального сырья, воды, тепла, энергии, подземного пространства. Решение практических задач по использованию этих георесурсов осуществляется по отраслевому принципу. Аналогично на сегодняшний день решается вопрос кадрового обеспечения.

6. В каждой из отраслей народного хозяйства имеется понятие о базовом образовании. Базовость инженерной специальности определяется сочетанием знаний, умений и практического опыта, которые позволяют принимать новые прогрессивные технические решения и реализовывать их на практике в соответствующих сферах производства (инженер-геолог, горный инженер, инженер-металлург, инженер-строитель, и т.д.).

7. Получение каждой специальности обеспечивается соответствующей образовательной профессиональной программой (ОПП).

8. В настоящее время введены в действие Государственные образовательные стандарты (ГОС) второго поколения. В их разработке принимали участие не только высшие учебные заведения, но и потребители инженерных кадров. В частности, с их участием разрабатывались требования к профессиональным знаниям, умениям и навыкам горного инженера.

9. С появлением Государственных образовательных стандартов подготовка специали-

стов в значительной степени унифицирована. Номенклатура и объем дисциплин гуманитарного, социально-экономического, математического, естественно-научного и общепрофессионального циклов практически одинаковы, например, для горного инженера, инжене-ра-строителя, инженера-металлурга

10. Особенности конкретной специальности учтены в цикле специальных дисциплин, дисциплин по выбору и факультативов, а эти дисциплины согласуются с профилем будущей работы.

Виды деятельности горного инженера и их связь с образовательными профессиональными программами

Все виды деятельности горного инженера могут подразделяться на основные и сопутствующие (табл. 1). Подготовка инженеров для перечисленных видов деятельности обеспечивается соответствующими образовательными программами (ОП).

Напомним, что в отличие от научной инженерная специальность характеризуется сочетанием знаний и практического опыта, которые позволяют принимать новые прогрессивные технические решения и реализовывать их на практике в соответствующих сферах производства.

Опираясь на данные, приведенные в табл. 1, можно перейти к рассуждениям о степени необходимой широты специализации и профи-лизации горного инженера.

С этой целью дополнительно используем понятие «объект деятельности» (табл. 2).

Специальность «Шахтное и подземное строительство» обеспечивает инженерными кадрами угольную, горнорудную, горнохимическую, газовую отрасли промышленности, гидроэнергетику, транспортное строительство, метростроение, коммунальное строительство в городах.

С позиций новой идеологии освоения ресурсов недр Земли, горный инженер-строитель ориентирован на специфический ресурс, именуемый подземным пространством и представленный природными и техногенными полостями в массиве горных пород, и, с этих позиций его подготовка соответствует современному научному подходу к проблеме освоения и сохранения ресурсов недр Земли.

Вид деятельности КЪаспе щально- Наименование ОП Распределение наг >узки чебных план.

Основные виды производственной деятельности горного инженера Строительство подземных объектов различного назначения Извлечение полезных ископаемых Первичная переработка полезных ископаемых С' 090400 ям Шахтно< по циклам дисциплин, %, в >

Гуманитарные и под:Я}й?$ёЗД^0Йтельств экономические Математические э и общие естественнонаучные Обще профе нальньк

090200 09 09 090500 09 090300 09 01Й8дземк 02Шпезны ЭДФкрыть ^богаще 1я разрабо^а месторо> [ ископаемы^уголь, руда) е горные ра<25гы ние полезны^ископаемых - 23 едении 25 25 25 37 35 35 35 35 35 33

Сопутствующие виды деятельности Взрывное дело Механизация горных работ Маркшейдерское дело и геодезия Научное сопровождение 09 07 091000 17 170100 17 0500 >600 Взрывно )Ш0 25 25 г дело 25 25 27

090100 070600 Маркшейдерское дело Физические процессы горного и нефтегазового производства

Таблица 2

Специальности горного инженера Объекты деятельности

Шахтное и подземное строительство Шахты, рудники, подземные ГЭС и АЭС, транспортные и гидротехнические тоннели, метрополитены, городские подземные сооружения, хранилища, оборонные объекты, комплексы производственных зданий и сооружений на поверхности

Подземная разработка месторождений полезных ископаемых Открытые горные работы Шахты, рудники, повторное использование горных объектов Разрезы, карьеры, прииски, предприятия по обработке камня

Обогащение полезных ископаемых Обогатительные фабрики

Взрывное дело Все вышеперечисленные

Горные машины и оборудование То же

Маркшейдерское дело - ” - ”

Физические процессы горного и нефтегазового производства - ” - ”

С учетом того, что горный инженер-строитель сочетает в себе подготовку в области подземного и наземного (промышленного) строительства, он является специалистом наиболее широкого профиля как среди горняков, так и промышленно-гражданских строителей и узко профилированных строителей тоннелей. Семидесятилетний опыт практической деятельности горных инженеров-строителей позволяет с уверенность считать, что дальнейшее расширение профиля данного специалиста как в сторону горного, так и строительного образования нецелесообразно.

Теперь о некоторых частных вопросах, связанных с корректировкой содержания образовательной программы «Шахтное и подземное строительство». Например, некоторые ученые вносят предложения о необходимости усиления фундаментальной подготовки и прежде всего в области изучения свойств и процессов массива горных пород. Обеспечить это предлагается путем введения в программу их обуче-

ния таких обязательных научных дисциплин горного профиля, как «Физика горных пород», «Разрушение горных пород», «Перемещение и складирование горной массы», «Геомеханические процессы», «Аэрология», «Взрывное дело», «Обогащение полезных ископаемых», «Мониторинг».

Следует отметить, что горные инженеры-строители получают достаточный (в пределах разумного сочетания параметров «качество - стоимость специалиста») объем знаний о массиве горных пород из дисциплин «Геология» (разделы «Инженерная геология» и «Гидрогеология»), «Основы горного дела», «Геомеханика», «Механика подземных сооружений». Дополнительно из раздела «Основания и фундаменты» цикла строительных дисциплин и дисциплин «Термодинамика» и «Гидромеханика».

Вопросы, связанные с мониторингом процессов горного производства, включены в основной курс «Шахтное и подземное строи-

тельство» (см. учебник), отдельно в достаточном объеме читаются курсы «Аэрология» и «Технология и безопасность взрывных работ». Вопросы обогащения полезных ископаемых для горного инженера-строителя не относятся к числу профессиональных, поэтому входят в программу общего курса «Основы горного дела» отдельным разделом.

Отметим, что углубленное изучение научных дисциплин горного профиля при подготовке инженера не должно быть самоцелью. Скорее, содержание специальных инженерных дисциплин должно базироваться на результатах фундаментальных исследований. Считаю, например, что горный инженер-строитель в отличие от горного инженера-физика должен изучать не «Перемещение горной массы», а дисциплину «Транспорт», содержание которой должно, безусловно, базироваться на фундаментальных знаниях. Неспроста в середине 70-х годов появилась дисциплина «Механика подземных сооружений», которая органически соединила фундаментальные аспекты геомеханики с теорией расчета подземных сооружений. Этот подход реализован и в базовом курсе «Шахтное и подземное строительство», например, в разделах «Крепление горных выработок» и «Специальные способы строи-

тельства», где студенты получают дополнительные сведения о массиве горных пород. Для желающих еще больше углубить свои знания в области свойств массива горных пород и процессов есть возможность использовать значительный объем часов для самостоятельной работы, а также выбрать другие (не инженерные) формы образования, например, магистратуру.

Отдельные предложения об организации учебного процесса, с точки зрения формирования учебных планов, - четыре года по единому плану и год по специальности давно реализуются на практике. Из табл. 3 можно видеть, что в Государственных образовательных стандартах (ГОС) подготовка горных инженеров различных специальностей унифицирована на 85 %.

Общий вывод

Суммируя вышесказанное считаю, что вопрос о расширении профиля горного ин-женера-строителя и изменении его профессиональной образовательной программы не продиктован актуальной необходимостью, не вызван потребностью производства и не отвечает рациональному подходу к проблеме формирования инженерного корпуса для нужд освоения подземного пространства.

— Коротко об авторах ---------------------------------------------------------------------

Картозия Борис Арнольдович - профессор, доктор технических наук, первый проректор Московского государственного горного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.