Научная статья на тему 'Концептуальные положения подготовки горных инженеров в свете требований рационального природопользования'

Концептуальные положения подготовки горных инженеров в свете требований рационального природопользования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / CONCEPT / HIGH PROFESSIONAL EDUCATION / MINING INDUSTRY / ENVIRONMENT / RATIONAL USING NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захаров Евгений Иванович

Инженерная деятельность, связанная с освоением недр, требует в современных условиях глубокого понимания с позицией достижений современной науки, в которых реализуются закономерности и особенности взаимодействия горного производства и недр как части природной среды. При этом качество высшего образования зависит не только от постановки собственно учебного процесса и отображения в читаемых курсах прогрессивных тенденций в практике освоения недр, но и от научного уровня образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL PRINCIPALS OF TRAINING MINING ENGINEERS IN COMPLIANCE WITH DEMANDS OF RATIONAL USING NATURAL RESOURCES

Engineering activity connecting with subsoil reclamation demands in modern conditions deep insight of modern scientific achievements, were using dependences and peculiarities interconnecting mining industry and subsoil as pert of natural environment. Quality of high mining education depends from training process with reflecting modern technological methods and scientific level of the education.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения подготовки горных инженеров в свете требований рационального природопользования»

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 316.344.3

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Е.И. Захаров

Инженерная деятельность, связанная с освоением недр, требует в современных условиях глубокого понимания с позицией достижений современной науки, в которых реализуются закономерности и особенности взаимодействия горного производства и недр как части природной среды. При этом качество высшего образования зависит не только от постановки собственно учебного процесса и отображения в читаемых курсах прогрессивных тенденций в практике освоения недр, но и от научного уровня образования.

Ключевые слова: концепция, высшее профессиональное образование, горное производство, окружающая среда, рациональное природопользование.

Инженерная деятельность, связанная с освоением недр, требует в современных условиях глубокого понимания с позицией достижений современной науки, в которых реализуются закономерности и особенности взаимодействия горного производства и недр, как части природной среды. При этом качество высшего образования зависит не только от постановки собственно учебного процесса и отображение в читаемых курсах прогрессивных тенденций в практике освоения недр, но и научного уровня образования. Данный уровень должен соответствовать тому, какое место занимает освоение недр в системе ценностей общества.

Поскольку освоение недр закономерно приобретает со временем всё большее значение, обнаруживая во все возрастающей степебни глобальные черты, то высшее горное образование в системе отношений в обществе должно соответствовать сказанному и быть актуальным.

К сожалению, сегодня состояние подготовки специалистов по направлению «Горное дело» (550600) с получением квалификации «Горный инженер» осложняется целым рядом проблемных вопросов, затрагивающих образовательные и социальные аспекты. Они касаются невостребованности специалистов производством. Сегодня нужны специалисты, знающие не только технологические проблемы горного производства, но и его последствия, т.е. нужны новые подходы в подготовке кадров. Новые подходы и ре-

шения всегда рождаются там, где исполнители имеют фундаментальные знания. Фундаментальность подготовки и широкий диапазон знаний позволяет осуществить максимальную замену дифференциальной структуры производства, потребление энергии и сырья на интегральные энерготехнологические схемы, позволяющие вести процессы более экономно, более безопасно.

Подготовка горных инженеров в Тульском государственном университете осуществляется на горно-строительном факультете, который в 196585 гг. являлся базовым для министерств угольной промышленности, тяжелого машиностроения, строительства электростанций.

Цель перестройки системы горного образования заключается в реализации новых направлений повышения качества и научного уровня образования, технологий обучения для решения перспективных задач природопользования на основе интеграции вузовской и академической науки, обеспечивающих эффективное удовлетворение спроса на рынке труда и сферы рационального использования природных ресурсов.

Идея заключается в реализации интеграционных процессов за счет создания региональных учебно-научных центров, в которых концентрируются усилия институтов соответствующего профиля Российской академии наук и университетов Министерства образования Российской Федерации.

Опыт многолетнего сотрудничества (1997-2003 гг.) Тульского государственного университета с Институтом проблем комплексного освоения недр и Институтом биохимии и физиологии микроорганизмов им. Т.К. Скрябина Российской академии наук открыл новые направления в области образования по рациональному природопользованию, обеспечил качественный рост кадров и технологий образования, привел к созданию «учебно-научного центра по экологически рациональному природопользованию Тульской области».

Основные результаты этой деятельности следующие:

1. Установлено, что цели системы подготовки кадров в сфере рационального природопользования заключаются в комплексном решении проблем разработки такой концепции, которая на основе создания нормативной базы, фундаментальных принципов, реализующих идеологию и основные направления регионального подхода, обеспечит решение проблемы экологически безопасного природопользования.

2. Внедрение в систему образования современной структуры горных наук, предметом которых признаны и являются в действительности техно-генно изменяемые недра Земли как многофункциональный ресурс жизнедеятельности общества, позволяет оценить социальные проблемы, конфликтные ситуации системы «Природа - Общество» и обеспечить целенаправленное изменение отношений в сторону повышения престижа и экономической привлекательности деятельности «Горного инженера» в сфере природопользования.

3. Реализация интеграционного императива в сфере природопользования достигается объединенными усилиями ведущих ученных Российской

академии наук и университетов на базе банка данных и современных знаний в областях геологии, геодезии, геохимии, биотехнологии, экологии и горных наук, на основе которых формируется тематическая направленность научных исследований и учебного процесса, позволяющих считать, что экологическая безопасность освоения недр и их сохранения как части природной среды должна соответствовать требованиям, а главное соблюдениям экологических нормативов, в том числе нормативов изъятия полезного ископаемого из недр и техногенного изменения характеристик отдельных участков, когда обеспечивается сохранение экологического равновесия на территории освоения.

4. Обобщенный опыт подготовки кадров всех уровней в области природопользования показывает, что само по себе наличие экологического образования в сфере природопользования, имеющего системный, непрерывный и обоснованный характер, ещё не является гарантом решения экологических проблем в природопользовании. Оно должно быть воплощено в поведение человека, в образ его жизни, в систему ценностей, в его экологическое мировоззрение.

Говоря об экологической безопасности природопользования, мы под термином природопользования понимаем совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и меры по его сохранению и воспроизводству, а именно:

Условия, необходимые для существования общества, т.е. извлечение и переработку природных ресурсов, их охрану, возобновление и воспроизводство;

специфические формы жизнедеятельности, связанные с использованием и охраной природных условий среды обитания человека;

тенденцию развития общества, основанную на сохранении, воспроизводстве и рациональном изменении экологического равновесия природных систем.

С учетом опыта реализации ФЦП «Интеграция» в рамках Учебно-научного центра по проблемам рационального природопользования Тульской области совместно с ИПКОН РАН разработан и предложен в качестве эксперимента учебный план подготовки горных инженеров по направлению 550600 «Горное дело», который предусматривает подготовку бакалавров по единому универсальному учебному плану для специальностей 090200 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», 090500 «Открытые горные работы», 090400 «Шахтное и подземное строительство» и 170100 «Горные машины и оборудование» по направлению 651600 «Технологические машины и оборудование». Этому способствовало и то, что в университете создана объеденная кафедра «Геотехнологий», которой поручена подготовка специалистов по специальностям 090200, 090500, 170100.

В разработанном учебном плане учитывается раздел математических и естественнонаучных дисциплин, который предусматривает на основе освоения теоретического курса вооружать выпускника знаниями по вопросам математического моделирования физических и производственных процессов, оптимизации производственных процессов с широким использованием воз-

можностей персональных компьютеров.

В разделе общепрофилных дисциплин предусматривается довести до выпускника современное естественнонаучное содержание и методологию горных наук, которая раскрывается как система знаний о закономерностях и способах комплексного и экологически безопасного освоения и сохранения недр на основе постоянного технологического воспроизводства ресурсов и их нового функционального назначения. В первую очередь это касается горнопромышленной геологии и маркшейдерского обеспечения горных работ как наук о пространственно-геометрических закономерностях размещения горных пород, полезных ископаемых и техногенных образованьях, а также особенностях количественной оценки их качеств и свойств; геомеханики, дающей возможность выпускнику не только получить знания о свойствах пород, горных массивов, георесурсах и недрах, закономерности техногенной эволюции недр, но и выявить закономерности техногенной эволюции недр, что в дальнейшем позволит специалисту получить представления о состоянии недр и оценить комплексность их освоения, сохранения и диапазоны возможных целенаправленных воздействий; геотехнологии, объединяющей науки об извлечении полезных ископаемых, в том числе физико-технические, физико-химические, строительные геотехнологии и геотехнику, т.е. технологические процессы, технические средства, технологии, способы и горные объекты, позволяющие извлечь георесурсы из недр.

Подготовка специалистов по направлению «Горное дело» требует усиление практически аспектов обучения, а именно прохождение практик.

Согласно государственному образовательному стандарту предусматривается проведение практики не менее 23 недель: учебной (3 недели), первой производственной (6 недель), второй производственной (5 недель), и преддипломной (9 недель).

Кафедра «Геотехнологии», проанализировав свои возможности, возможности оставшихся в бассейне горных предприятий, опыт проведения, а главное требования производства к специалистам с учетом сложившихся в регионе обстоятельств социально-экономического характера предлагает осуществить прохождение практик таким образом.

Учебная практика (3 недели) - на втором семестре в учебное время с выделением дня практик на базе училища № 29. Практику проходят все студенты направления «Горное дело», по результатам которой студенты получают рабочую профессию: рабочего очистного забоя (ГРОЗ), проходчика, электрослесаря и т.д. Имеется положительный опыт проведения практики на протяжении нескольких лет.

Первая производственная практика (6 недель) - после 4 семестра: Эту практику, по-нашему мнению, должны пройти все студенты, обучающиеся по направлению «Горное дело», с таким расчетом, чтобы познакомиться со всеми видами деятельности горного инженера: 2 недели - с геолого-геодезическими работами, одна неделя - с деятельностью шахты, одна неделя - с деятельностью карьера, одна неделя - с деятельностью завода, одна

неделя - с деятельностью строительно-монтажного предприятия, что в совокупности и составляет 6 недель.

Вторая производственная практика (5 недель) после 6 семестра — согласно стандарту по специальности.

Лица, получившие возможность после окончания бакалавриата продолжить обучение на специалиста, должны пройти дополнительное практическое закрепление теоретических знаний по специальным дисциплинам. Осуществление этого мероприятия может проводиться в течение учебных занятий, например, в 9 или 10 семестрах. Программа обучения предусматривает комплекс, а именно — двухнедельную практику по буровзрывным работам. В соответствии с «Указаниями о порядке допуска к руководству горными и взрывными работами на предприятиях в организациях и на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору», и приказами Минвуза горный инженер обязан иметь представление, уметь и владеть навыками в области буровзрывных технологий. Для этой цели необходимо проведение двухнедельной практики на шахтах и карьерах, связанной с усилением подготовки в области горнопромышленной геологии и маркшейдерского обеспечения горных работ. Данная практика должна обеспечить закрепление знаний о процессах, протекающих в геологической среде при техногенном воздействии на недра и изменениях при этом свойств георесурсов, особенно количественной оценки их качеств и свойств.

Указанные виды практик обязаны пройти студенты специальностей 090200, 090400, 090500 и по желанию 170100 (буровзрывную). Студенты специальности 170100 обязаны пройти четырехнедельную практику на заводах (желательно производящих горную технику) или на предприятиях эксплуатирующих технику, с одной стороны, и в конструкторских организациях - с другой стороны.

Преддипломная практика проводится после теоретического обучения, т.е. после 10-го семестра, и по времени занимает 9 недель.

В целом дипломированный специалист по направлению подготовки 560600 «Горное дело» вместо 23 недель практики согласно ГОС будет иметь 27 недель. Указанный подход к подготовке горного инженера позволит молодому специалисту быстрее адаптироваться к требованиям производства в современных условиях, быть востребованным и найти свое место в общественных взаимоотношениях, особенно если он способен грамотно решать не только технические проблемы горного производства, но и задачи в области организации и планирования производства, финансового и кадрового менеджмента.

На рынке образовательных услуг сформировался устойчивый платежеспособный спрос на таких специалистов. С учетом социальных условий, сложившихся в регионе в связи с реструктуризацией предприятий угольной отрасли, в Тульском государственном университете на коммерческой основе и на базе бакалавриата по направлению 550600 «Горное дело» была осуществлена подготовка специалистов (второе высшее образование) по специальности 060814 «Экономика и управление на предприятиях горной про-

мышленности и в геологоразведке». Этому предшествовала большая подготовительная работа, связанная с подготовкой преподавательских кадров кафедры «Геотехнологии» в области экономики, управления, работы с ценными бумагами, экономики недвижимости и прочее.

В настоящее время преподавателями подготовлено необходимое методическое обеспечение читаемых дисциплин, многие из которых представлены в электронных комплексах, в том числе по дисциплинам «Экономика недвижимости», «Рынок ценных бумаг», «Финансы и кредит», «Управление персоналом», «Делопроизводство», «Основы административной деятельности» и др.

За 1999-2002 гг. подготовлено около 100 специалистов (экономистов-менеджеров). Большая часть из них успешно работает в бюджетных и коммерческих организациях на должностях финансистов, бухгалтеров, менеджеров, маркетологов на горнорудных объектах: карьерах по добыче строительных материалов для строительства дорог федерального значения (Москва-Дон, Москва-Крым). Например, из 27 студентов выпуска 2002 г. 12 человек получили дипломы с отличием. В абсолютном большинстве на 5 и 6 курсах они совмещали учебу с работой на предприятиях различных форм собственности. Дипломные проекты выполнялись на реальной информационной базе с достаточно высоким качеством и в соответствии с современными требованиями рыночной экономики и запросами производства. Часть работ рекомендована к внедрению в производство, часть наработок вошли в бизнес-планы, в проекты строительства горных предприятий.

Государственная комиссия, рецензии производственников отмечают, что выпускники, обладающие знаниями по технологиям горного производства, управления ими, в условиях рыночных отношений быстро адаптируются к современным социальным условиям.

Одной из основных своих задач профессорско-преподавательского состава кафедры «Геотехнологии» видит в формировании у выпускника естественнонаучных основ креативного мышления в области экологической безопасности освоения недр. В прикладном аспекте применительно к задачам природопользования данный подход можно озвучить следующим образом: «Что не создается трудом, должно сохраняться». Примером подобных объектов служат овеществленные массивы геологической, химической, биологической и социальной информации, являющиеся результатом самоорганизации материи на Земле. В первую очередь это относится к проблемам экологизации производственных процессов, связанных с освоением недр, в том числе и процессов обучения, под которыми понимается неуклонное и последовательное внедрение научных достижений, технических, технологических и организационных мероприятий, позволяющих повысить эффективность использования ресурсов, сократить их потребление на единицу продукции и защитить среду обитания.

Это, в конечном итоге, приведет к интеграции науки и образования, а следовательно, к учению о всеобщей связи, возникающей при соединении

диалектики природы и диалектики мышления, т.е. к системному единству природы и общества.

Данный тезис мы попытались отразить в концепции учебного модуля «О природе», объединивших три дисциплины учебного плана: «Науки о Земле», «Экологию» и «Природопользование».

Цель вводного курса «Науки о Земле» — знакомство с ведущими природными процессами и явлениями; их ролью в геологической эволюции Земли и эволюции органического мира; исходящими из этой роли основными принципахми к эволюции живого вещества и косной материи.

Практической задачей курса является приобретение специальных знаний и практических навыков, необходимых специалисту в области инженерной защиты окружающей среды в его профессиональной деятельности, а также формирование естественнонаучного подхода к иным проблемам жизнедеятельности, что базируется на успешной реализации следующих подзадач:

1) рассмотреть основные тектологические принципы, обеспечивающие направленное и необратимое развитие физических систем Земли, возможность их самоорганизации и самоподдержания;

2) рассмотреть структуру, свойства и пространственные закономерности строения литосферы и её составных частей с позиции экотопа биосферы;

3) акцентировать внимание на экологических качествах приповерхностных частей литосферы как среды обитания человека;

4) рассмотреть природные процессы и явления как факторы, лимитирующие хозяйственную деятельность человека, но одновременно и являющиеся её основой;

5) сформировать представление о единстве природы и общества, их естественной взаимообусловленности и взаимозависимости, теоретической и практической невозобновимости компонентов Земли;

6) рассмотреть теоретические положения оптимизированного использования минерально-сырьевых ресурсов Земли как основы любых стратегий поддержания приемлемого качества жизни;

7) сформировать представление о неразделимости экономической и природоохранной деятельности, о возможности экономического прогресса только в рамках политики оптимального природопользования и охраны окружающей среды, теоретической и практической основой которой является комплекс наук о Земле.

Для целей наглядности блок из трех курсов можно представить в виде песочных часов или объединенных вершинами пирамид. Основание образуют науки о Земле, причем курс строится от общего к частному. Отдельные вопросы «Наук о Земле» являются абсолютно необходимыми для изучения курса «Экологии» даже в его понимании как биоэкология. Курс «Экология» обеспечивает синтез геологических и биологических частностей для целей понимания концептуальных междисциплинарных подходов, привлекаемых для решения задач природопользования. Курс «Природопользование» завершает построение и позволяет ориентироваться в междисциплинарных вопро-

сах, а также предполагает изучение специальных аспектов, например, обусловленных социальным заказом. Принцип построения курса — от частного (геологического, геохимического, геофизического, медико-биологического, географического) к общему. Успешное овладение методологией естественнонаучного познания природы позволит выпускнику сориентироваться в современном мире, повысит его социальный статус («Уметь учиться!»).

Курс «Науки о Земле» предполагает тройное деление. В первом блоке освещаются общие методологические вопросы, такие как история и становление естествознания, предмет/объект, цели/задачи метафизики, естествознания, геологии как кустовой академической науки и её современных направлений (геоэкология, экологическая геология), познавательные принципы геологии (актуализм, историзм), познавательные приемы, применяемая для изучения процессов пространственно-временная система координат (понятие о геологическом времени и возрасте горных пород; понятие о системе «Земля-Солнце»); представления о Земле как о геокибернетической самоорганизующейся системе (историко-метрические циклы Чижевского); «процессы изменения», источники энергии.

Второй блок образуют два сегмента - «Геохимия» (общая методология; миграция как системообразующий процесс; учение Вернадского о живом веществе; прикладные вопросы, в т.ч. методы поиска полезных ископаемых) и «Физика почв» (морфология профиля, почвообразующие процессы и факторы, водно-физические свойства, районирование и классификация почв, элементный состав, почвенный поглощающий комплекс и обменные процессы, органическое вещество почвы; экологические функции почвы и педосфе-ры по Добровольскому).

Иными словами, второй блок посвящен изучению наиболее важных реализаций обменных процессов (процессов изменения) биосферы через методологию специальных дисциплин.

Третий блок «Геологические силы» включает традиционные вопросы, связанные со структурно-текстурными особенностями геовещества (акцент на осадочные породы, в т.ч. слагающих угленосную формацию; процессы осадкообразования и накопления осадочных толщ; полезные ископаемые) и особенностями реализации инженерно-геологических (геоэкологических) процессов: выветривание, поверхностные и подземные воды (в т.ч. представление о влагообороте), склоновые процессы, процессы, связанные с ледниками.

Важно, что третий блок иллюстрируется первой ознакомительной практикой, а весь курс расчетно-практическими заданиями.

В качестве объектов практики выбраны проявления карста, сползания склонов и оврагообразования; локальные геосистемы, иллюстрирующие геологическую работу природных вод; предприятие по открытой разработке полезных ископаемых (Ушаковский угольный разрез), предприятия химии, черной и цветной металлургии (отвалы; организация выбросов и сбросов). Знакомство с традиционными способами ведения хозяйства происходит на

территории музея-усадьбы А.Т. Болотова в д. Дворяниново.

Задачей практических занятий по курсу «Науки о Земле» является ознакомление студентов с видами инженерно-геологической графики как одного из способов представления информации для анализа и оценки антропогенного воздействия на окружающую среду. Блок состоит их шести заданий, рассчитанных на 2-4 часа аудиторных занятий. Задания используют региональные геологические материалы.

Для построения курса «Экология» привлекаются следующие темы «Наук о Земле»: принцип исторического развития, «живое вещество» Вернадского и его организация, геохимические особенности среды обитания организмов, системность живого, почвенное плодородие и экологические функции почвы, энергетика природных процессов, коэволюция природы и общества. В целом, при построении курса используется концепция Ю. Оду-ма, расширенная материалами периодических изданий РАН: «Журнал общей биологии», «Экология», «Вестник Российского географического общества», «Вестники МГУ»; издания ЮНЕСКО «Природа и ресурсы», «Импакт», «Курьер ЮНЕСКО», а также собственные экспериментальные исследования энергетических потоков у земной поверхности, проведенные в среднем течении Оки.

Курс включает также блоки «Международное сотрудничество в рамках программы «Человек и биосфера», «Экология человека», «Принцип системности и его реализации».

Для курса «Экология» подготовлены расчетные задания, рассчитанные на 2-4 часа аудиторных работ.

Таким образом, успешное освоение курсов «Науки о Земле» и «Экология» формирует устойчивое понимание объекта приложения усилий специалиста в области инженерной защиты окружающей среды. Далее речь идет о методах изучения комплексного объекта для решения конкретных задач.

Курс «Природопользование» опирается на идеи российской школы географической науки, сформулированные в работах А.Г. Исаченко, К.Я. Кондратьева, М.И. Будыко, А.И. Перельмана, В.П. Алексеева.

Курс рассматривает специальные подходы к оптимизации природной среды и нормированию антропогенной нагрузки, концепцию географической системы и их иерархию, понятие ландшафт и концепцию культурного ландшафта, представления об интегральном и частных потенциалах ландшафта, природно-ресурсном потенциале Тульской области, об экономических методах управления природопользованием, федеральном и региональном законодательстве, концепцию экономико-географической ситуации и другие вопросы.

Вопросы, связанные с инструментальными методами изучения геосистем, вещественно-энергетическим обменом в геосистемах, представления об энергетических и водобалансовых уравнениях подстилающей поверхности и биоэнергетика ландшафта, рассматриваются в главе «Геофизика ландшафта».

Таким образом, изложенная концепция будет способствовать устойчивому (не в противоречии с требованиями развития) функционированию

специалиста в современном мире, открытости к получению новой информации, усвоению новой методологии, терпимости к иным способам социальной жизнедеятельности.

Концепция была доложена и обсуждена на заседании Научного Совета РАН по проблемам горных наук и Совета научно-учебного центра фундаментальных и прикладных исследований в области горного дела (протокол от 2 февраля 2000 г.), одобрена и рекомендована для включения в учебный план подготовки горных инженеров.

Говоря о формировании творческого мышления у выпускника, мы должны заботиться о тех абитуриентах, которые придут к нам. Социально-экономическое положение, особенно в бывших угледобывающих районах области весьма сложное, если не сказать катастрофическое. Это относится и к системе школьного образования. Поэтому большое внимание мы уделяем довузовской системе подготовки, в том числе и целенаправленной, в частности реализации, принятой в 1999 г. на государственном уровне концепции геологического образования, главной задачей которой является пропаганда геологических знаний и на их основе решения вопросов природопользования, а именно: профориентация в области геологии и горного, привитие навыков в выполнении научно исследовательской деятельности учащихся средних школ. Реализация осуществляется через очно-заочную геологическую школу кафедрой совместно с центром детско-юношеского туризма, геологическим предприятием «Тула-Недра», ТФГУНИГП. Учебная база - минералогический музей кафедры. Проведены 3 геологические областные олимпиады, показавшие значительный интерес учащихся к геологическому описанию региона.

Все вышеуказанное позволило кафедре в 2001г. на основе конкурсного отбора совместно с Институтом проблем комплексного освоения недр РАН РФ приступить к разработке учебно-научного комплекса (УНК) «Проектирование освоения недр и эксплуатации экологически ресурсосберегающих технологий» (срок исполнения 2002-2006 гг.). Основной задачей УНК является повышение качества профессиональной подготовки специалистов, свободно владеющих своей профессией, способных к эффективной работе по специальности и готовых к постоянному росту, воспитанию творческой активности и инициативы студентов. Реализация сказанного осуществляется через центры системных исследований гидромеханических воздействий на горные массивы (научный руководитель проф. Бреннер В.А.) и разработки проектирования новых геотехнологий (научный руководитель Захаров Е.И.) на основе интеграционных достижений фундаментальной науки и высшего образования на базе дистанционных компьютерных технологий. Такой подход и оценка дают возможность воспользоваться знаниями о взаимодействии человека со средой его обитания, реакции систем на антропогенные воздействия, об учете ресурсов и способности систем противостоять различного рода воздействиям для определения эластичности систем, в которых мы живем и работаем, для чего и необходимы географические информационные системы.

Список литературы

1. Науки о Земле /Э.М. Соколов [и др.]. М.; Тула// ИПП «Гриф и К0». 2001. 514 с.

2. Общая экология /Э.М. Соколов [и др.]. М.; Тула// ИПП «Гриф и К0». 2001. 171 с.

3. Природопользование /Э.М. Соколов [и др.]. М.; Тула// ИПП «Гриф и К0». 2001. 507 с.

4. Завьялов Л.Н., Коновалов О.В., Копылов А.Б. Математическое моделирование производственных процессов в горном деле: учеб. пособие. Тула: Изд-во ТулГУ, 2001. 315 с.

Захаров Евгений Иванович, д-р техн. наук, проф.,, ecology@tsu. tula.ru , Россия, Тула, Тульский государственный университет

CONCEPTUAL PRINCIPALS OF TRAINING MINING ENGINEERS IN COMPLIANCE WITH DEMANDS OF RATIONAL USING NATURAL RESOURCES

E.I. Zaharov

Engineering activity connecting with subsoil reclamation demands in modern conditions deep insight of modern scientific achievements, were using dependences and peculiarities interconnecting mining industry and subsoil as pert of natural environment. Quality of high mining education depends from training process with reflecting modern technological methods and scientific level of the education.

Key words: concept, high professional education, mining industry, environment, rational using natural resources.

Evgeniy I. Zaharov, Doctor of Sciences, Full Professor, ecology@tsu.tula.ru, Russia, Tula City, Tula State University

УДК 622.8

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДЗЕМНОЙ ДОБЫЧИ УГЛЯ НА ШАХТАХ ПОДМОСКОВНОГО БАССЕЙНА

Н.М. Качурин, Г.В. Стась, Д.Н. Шкуратский, Е.В. Смирнова

Показано, что проблема достоверного прогноза вероятности возникновения аварий в шахтах не теряет своей актуальности на протяжении всего периода существования горной промышленности. В России особую остроту она приобрела во время экономической нестабильности переходного периода. И Подмосковный бассейн является, наверное, самым показательным объектом, где реструктуризация и диверсификация угледобывающих предприятий протекали на фоне общего снижения уровня безопасности подземных горных работ.

Ключевые слова: авария, вероятность, надежность, безопасность, принятие решений, математическая модель.

Проблема достоверного прогноза вероятности возникновения аварий в шахтах не теряет своей актуальности на протяжении всего периода суще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.