Научная статья на тему 'О целесообразности использования опыта российской электроэнергетики при организации технического обслуживания и ремонта подъёмно-транспортного оборудования на опасных производственных объектах'

О целесообразности использования опыта российской электроэнергетики при организации технического обслуживания и ремонта подъёмно-транспортного оборудования на опасных производственных объектах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
123
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
подъёмно-транспортное оборудование / надёжность / ремонт / техническое состояние / handling equipment / reliability / repair and technical condition

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Панин Лев Вячеславович

Предложено при организации технического обслуживания и ремонта подъёмно-транспортного оборудования использовать опыт российской электроэнергетики применения планово-диагностического ремонта или ремонта по техническому состоянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Панин Лев Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the feasibility of using the experience of Russian power in the organization of maintenance and repair of lifting apparatus in hazardous production facilities

It is suggested to use the experience of the Russian electric power sector in the organization of maintenance and repair of lifting handling equipment. The usage of planning and diagnostic repair or maintenance according to the technical state.

Текст научной работы на тему «О целесообразности использования опыта российской электроэнергетики при организации технического обслуживания и ремонта подъёмно-транспортного оборудования на опасных производственных объектах»

On the feasibility of using the experience of Russian power in the organization of maintenance and repair of lifting apparatus in hazardous production facilities Panin L. (Russian Federation)

О целесообразности использования опыта российской электроэнергетики при организации технического обслуживания и ремонта подъёмно-транспортного оборудования на опасных производственных объектах Панин Л. В. (Российская Федерация)

Панин Лев Вячеславович /Panin Lev - эксперт,

ООО «Центр Экспертиз», г. Ижевск

Аннотация: предложено при организации технического обслуживания и ремонта подъёмно-

транспортного оборудования использовать опыт российской электроэнергетики применения плановодиагностического ремонта или ремонта по техническому состоянию.

Abstract: it is suggested to use the experience of the Russian electric power sector in the organization of maintenance and repair of lifting handling equipment. The usage ofplanning and diagnostic repair or maintenance according to the technical state.

Ключевые слова: подъёмно-транспортное оборудование, надёжность, ремонт, техническое состояние. Keywords: handling equipment, reliability, repair and technical condition.

В результате производительного использования машины и оборудование, в том числе и подъёмно-транспортные, постепенно изнашиваются. «Физический или материальный износ орудий труда, по мнению С. Ф. Покропивного, представляет собой потерю ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств, то есть потребительной стоимости» [4, с.7]. Поэтому, чтобы машины и оборудование могли нормально функционировать в течение всего амортизационного периода службы, их необходимо не только систематически смазывать и регулировать, но и восстанавливать изношенные поверхности деталей и заменять пришедшие в негодность задолго до того момента, когда они станут непригодными для дальнейшего использования в производстве, так как частично утрачиваются первоначальные эксплуатационные качества, которые периодически можно и нужно восстанавливать путём осуществления соответствующих ремонтных воздействий. Необходимость проведения ремонтных воздействий обусловлена совокупным влиянием физического и морального износа, так как в результате производительного использования постепенно ухудшаются технико-экономические показатели машин: снижается их производительность, уменьшается коэффициент полезного действия, увеличиваются простои в ремонтах и связанные с этим затраты и потери.

Однако машины и оборудование, как и любая техника, изнашиваются в процессе эксплуатации неравномерно. Это вызвано тем, что отдельные детали и агрегаты машин и оборудования имеют неодинаковую долговечность и выходят из строя в разное время. На этот аспект обращал внимание ещё К. Маркс, который писал, что «Элементы основного капитала состоят из неоднородных частей, которые изнашиваются в неодинаковые сроки и потому должны возмещаться не в одно и то же время. Именно так обстоит дело с машинами» [2, с. 192].

Поэтому и возникает необходимость замены или восстановления изношенных деталей машины задолго до того времени, когда она станет непригодной для дальнейшего использования в производстве.

Процесс снижения технико-экономических показателей работы машин прерывается проведением плановых ремонтных воздействий, которые в значительной степени восстанавливают потребительные свойства машин. Только благодаря проведению ремонтов, значительный объём прошлого труда, овеществлённого в недоамортизированной части основных производственных фондов, продолжает функционировать в производственном процессе. «С этой точки зрения, - считает Р. Н. Колегаев, - ремонт основных фондов можно рассматривать как важнейшее средство сохранения национального богатства общества. Именно в этом заключается объективная необходимость ремонта основных фондов, в том числе и их активной части» [1, с. 6].

С технической точки зрения изготовление сменных деталей и узлов, взамен изношенных, не представляет сложности, так как в машиностроении давно решена проблема полной взаимозаменяемости деталей. Поэтому замена изношенных, сравнительно недорогих деталей, если это продлевает срок службы агрегата или машины в целом, экономически всегда целесообразна. В настоящее время технически возможно создавать равнопрочные машины и оборудование, все детали которых служили бы одинаково долго и в одно время отрабатывали свой ресурс. С экономической точки зрения создание таких машин и оборудования нецелесообразно ввиду большой их стоимости. Поэтому неравная прочность деталей и узлов машин и оборудования, по крайней мере, в ближайшем будущем - это объективная необходимость,

обуславливающая закономерную потребность частичного возмещения износа машин и оборудования, то есть необходимость проведения ремонтных работ.

В настоящее время в промышленности для ведения производственной эксплуатации и поддержания технического состояния подъёмно-транспортного оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технической документации применяют систему планово-предупредительного ремонта (ППР). По этой системе сроки проведения отдельных видов плановых ремонтов и технического обслуживания определяются в зависимости от степени изношенности оборудования, исходя из количества отработанных им часов.

Основным технико-экономическим критерием системы ППР служит минимум простоев оборудования на основе жёсткой регламентации ремонтных циклов. В соответствии с этим критерием периодичность и объём работ по техническому обслуживанию и ремонту определяются заранее установленными для всех видов подъёмно-транспортного оборудования типовыми нормативами. Такой подход предупреждает прогрессирующий износ и уменьшает внезапность выхода оборудования из строя. Система ППР даёт возможность подготовить управляемую и прогнозируемую на длительный период ремонтную программу: по видам ремонтов и типам оборудования. Постоянство ремонтных циклов позволяет прогнозировать материальные, финансовые и трудовые ресурсы, необходимые капитальные вложения в развитие производственной базы ремонтных служб и подразделений. Это упрощает планирование профилактических мероприятий, позволяет осуществить предварительную подготовку ремонтных работ, выполнять их в минимальные сроки, повышает качество ремонта и, в конечном итоге, увеличивает надёжность и безопасность работы подъёмно-транспортного оборудования [5].

Однако существующая система ППР в новых экономических условиях не обеспечивает во многих случаях принятие оптимальных решений. Это объясняется следующими причинами и обстоятельствами:

• назначение профилактических работ осуществляется по регламенту и не зависит от фактического состояния оборудования к моменту начала ремонта;

• планы-графики профилактических работ не устанавливают приоритета вывода в ремонт различных видов подъёмно-транспортного оборудования;

• при составлении планов-графиков не учитывается ряд ограничений (технологических, материальных, временных, трудовых), а также не предусматривается их оптимизация с позиции рационального управления состояниями процесса эксплуатации и более полного расходования ресурса каждой единицы подъёмнотранспортного оборудования.

Кроме того, система ППР имеет большую трудоёмкость профилактических работ. Пропорционально росту количества подъёмно-транспортного оборудования повышается и общая трудоёмкость ремонтных работ, что требует значительного увеличения численности ремонтного персонала. При проведении профилактических работ через полученные статистическим путём усреднённые периоды, даже при наличии поправочных коэффициентов на условия и режимы эксплуатации, без точного определения технического состояния нельзя гарантировать, что в межремонтный период не будут возникать отказы подъёмнотранспортного оборудования, приводящие к авариям с непредсказуемыми результатами. При этом большинству отказов предшествует тот или иной вид накопленных повреждений, а фактическое время работы подъёмно-транспортного оборудования, находящегося в структуре ремонтных циклов, как правило, не учитывается. Поэтому по существующей системе ППР, без учёта технического состояния, определяемого методами технической диагностики, проблематично обеспечение надёжной и безопасной работы подъёмнотранспортного оборудования и возникает необходимость решения целого ряда организационно-технических задач на основе современных методов и прогрессивных форм управления эксплуатацией оборудования.

Здесь целесообразно обратиться к опыту российской электроэнергетики в период перехода к рыночной экономике - применению планово-диагностического ремонта или ремонта по техническому состоянию -планового вида ремонта, при котором назначаются определённая периодичность и объём ремонтных работ (устранение выявленных дефектов, могущих привести к авариям) по результатам контроля технического состояния оборудования [3].

Использование при ремонте по техническому состоянию достижений современной микроэлектроники, робототехники, оптики и вычислительной техники позволяет получать исчерпывающую информацию о техническом состоянии оборудования и, как следствие, повысить надёжность и безопасность работы подъёмно-транспортного оборудования, запланировать и провести меньший объём ремонтных работ по сравнению с планово-предупредительным ремонтом, при снижении затрат на проведение ремонтных работ.

Исследования как отечественных, так и зарубежных авторов показывают, что если затраты на эксплуатацию по стратегии ППР принять за 100 %, то затраты по стратегии аварийных ремонтов будут составлять 130 %, а по стратегии ремонтов с учётом технического состояния - 70 % [6].

Литература

1. Колегаев Р. Н., Мельникова К. И., Кривоберец Б. И. Эффективность работы ремонтной службы

предприятия и объединения. - К.: Техника, 1976. - 160с.

2. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т 2. Кн. 2. Процесс обращения капитала. - М.:

Политиздат, 1978. - 648с.

3. Моргун Г. А. Управление эффективностью энергоремонтных предприятий в условиях реформирования электроэнергетики. Екатеринбург. 61:04-8/3026; Дис. ... канд. экон. наук, 2004. - 163 с.

4. Покропивный С. Ф. Эффективность ремонта машин. - К.: Техника, 1975. - 256 с.

5. Ревенко Н. Ф., Семёнов В. В., Схиртладзе А. Г. Экономика ремонта и обслуживания оборудования предприятий. - Старый Оскол: ТНТ, 2012. - 456 с.

6. Шиляев А. М. Основные проблемы формирования ремонтного производства электроэнергетической отрасли России в послереформенный период // Математическое моделирование и информационные технологии в организации производства: период. науч. практ. журнал. - 2015. - № 20. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2015. - С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.