Научная статья на тему 'О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА РФ'

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС РФ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ / ЛЕСНОЙ КОДЕКС РФ / ВОДНЫЙ КОДЕКС РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балашов Е.В., Исмаилов Н.Э.

Авторы рассматривают вопрос принятия Экологического кодекса РФ через призму действующего законодательства. Актуальность статьи обусловлена тем, что не раз поднимались вопросы создания и принятия единого систематизированного свода законов, регулирующего экологические правоотношения, изготавливались проекты документов, однако на сегодняшний день не существует Экологического кодекса РФ. В данной статье ставится под сомнение необходимость и целесообразность принятия данного документа, учитывая наличие действующих нормативно-правовых актов. Авторы приходят к выводу, что действующее законодательство полностью регулирует сферу экологического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балашов Е.В., Исмаилов Н.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EXPEDIENCY AND NECESSITY OF ADOPTING THE ENVIRONMENTAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The authors consider the adoption of the Environmental Code of the Russian Federation through the prism of current legislation. The relevance of the article is due to the fact that more than once the issues of creating and adopting a unified systematized code of laws regulating environmental legal relations were raised, draft documents were produced, but today there is no Environmental Code of the Russian Federation. This article calls into question the necessity and expediency of adopting this document, taking into consideration the existence of present legal acts. The authors conclude that the current legislation fully regulates the sphere of environmental law.

Текст научной работы на тему «О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА РФ»

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОДЕКСА РФ

Е.В. Балашов, канд. юрид. наук, доцент Н.Э. Исмаилов, студент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-2-152-154

Аннотация. Авторы рассматривают вопрос принятия Экологического кодекса РФ через призму действующего законодательства. Актуальность статьи обусловлена тем, что не раз поднимались вопросы создания и принятия единого систематизированного свода законов, регулирующего экологические правоотношения, изготавливались проекты документов, однако на сегодняшний день не существует Экологического кодекса РФ. В данной статье ставится под сомнение необходимость и целесообразность принятия данного документа, учитывая наличие действующих нормативно-правовых актов. Авторы приходят к выводу, что действующее законодательство полностью регулирует сферу экологического права.

Ключевые слова: Экологический кодекс РФ, экологическое право, природопользование, охрана окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ.

Кодекс - это свод законов, регулирующих определенную отрасль права. Кодекс нужен, в первую очередь, для систематизации законодательства в одной сфере. Для правового регулирования отдельной отрасли необходимо теоретически изложить круг её правоотношений, выделить предмет отрасли права. В теории экологического права выделяют следующий перечень общественных отношений [7]:

- по природопользованию;

- по защите и охране окружающей среды;

- по защите экологических прав и интересов граждан и юридических лиц;

- по праву собственности на объекты природы и природные ресурсы.

Для того, чтобы определить и понять, действительно ли необходим кодекс, нужно проанализировать, регулируются ли данные правоотношения действующими нормативными актами и достаточно ли данных норм.

Во-первых, регулирование общественных отношений по природопользованию находит свое отражение в Конституции РФ, а именно в ч. 1 ст. 9: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, прожи-

вающих на соответствующей территории» [1].

Природопользование - это использование природных ресурсов. Согласно Приказу Росстата «Об утверждении Официальной статистической методологии расчета макроэкономических показателей, характеризующих продуктивность и интенсивность использования природных ресурсов», природные ресурсы представляют собой ресурсы естественного происхождения, например, такие как земля, водные ресурсы, дикорастущие леса и ресурсы полезных ископаемых, имеющие экономическую стоимость. С первой составляющей можем ознакомиться, заглянув в Земельный кодекс РФ. Обратимся к ст. 3 Земельного кодекса РФ: «Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ» [3]. Более того, Гражданский кодекс в ст. 130 относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей к недвижимым вещам, которые, в свою очередь, являются объектами гражданских отношений. Вопросы по поводу использования водных ресурсов регламентированы Водным кодеком РФ, а лесных ресурсов -Лесным кодексом РФ. Использование ресурсов полезных ископаемых отражено в

Федеральном законе «О недрах». Следовательно, природопользование полностью регламентировано в действующем законодательстве РФ.

Во-вторых, защита и охрана окружающей среды тесно связаны с природопользованием. Все перечисленные выше нормативно-правовые акты затрагивают вопросы не только использования природных ресурсов, но и их защиты. Тем не менее, окружающая среда включает в себя большой комплекс понятий, в котором природные ресурсы являются лишь его частью. Для регулирования данного вопроса был издан Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который закрепляет целый ряд правовых положений: основы управления, нормирование, требования, контроль, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Согласно данному правовому акту, окружающая среда - это совокупность компонентов природной среды (земля, недра, почвы, животный и растительный мир, атмосферный воздух, околоземное космическое пространство) природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов [6]. Вопросу охраны окружающей среды также посвящены Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых природных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения», «О животном мире». Наличие данных правовых актов позволяет нам отметить, что общественные отношения по защите и охране окружающей среды полностью регламентированы в действующем законодательстве.

В-третьих, для защиты экологических прав необходимо декларировать их наличие у граждан и юридических лиц. Экологические права граждан и юридических лиц прямо раскрыты в ст. 42 Конституции РФ: право на благоприятную окружающую среду, право на достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Защиты же данных прав

находит свое отражение в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Ст. 11 посвящена правам и обязанностям граждан в области охраны окружающей среды, а ст. 12 - правам и обязанностям общественных объединений и некоммерческих организаций. Следовательно, и данные общественные отношения полностью регламентированы в действующем законодательстве.

В-четвертых, право собственности на объекты природы и природные ресурсы предполагает владение ими, пользование и распоряжение. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Вопросу о собственности граждан и юридических лиц на землю посвящена ст. 15 Земельного кодекса РФ. Глава 17 Гражданского кодекса РФ содержит 25 действующих статей о праве собственности на землю. В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка [5]. Ст. 20 Лесного кодекса РФ определяет, что в собственности гражданина или юридического лица находится древесина и иные лесные ресурсы, полученные при использовании лесов [4]. Следовательно, вопросы права собственности на природные ресурсы урегулированы в действующем законодательстве.

Таким образом, все перечисленные выше общественные отношения, составляющие предмет экологического права, регламентированы и, соответственно, регулированы в действующих нормативно-правовых актах национального права. Именно поэтому вопрос о целесообразности и необходимости принятия Экологического кодекса РФ можно рассматривать лишь в том ключе, чтобы, во-первых, собрать в единый документ все нормы, касающиеся экологического права, тем самым систематизировать экологическое законодательство, и, во-вторых, ликвидировать все противоречия между нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы экологического права. Тем не ме-

нее, как отмечал руководитель программы нять существующие пробелы путем ре-по особо охраняемым природным терри- формирования действующего законода-ториям отделения «Гринпис» в России тельства, чем принимать отдельный Эко-Михаил Крейндлин, скорее нужно устра- логический кодекс [8].

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - №32. - ст. 3301.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 29.10.2001. - № 44. - ст. 4147.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 11.12.2006. - №50. - ст. 5278.

5. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 05.06.2006. - № 23. - ст. 2381.

6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. - 14.01.2002. - №2. - ст. 133.

7. Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 482 с.

8. Зеленый свет: зачем России Экологический кодекс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru (дата обращения: 19.02.2022).

ON THE EXPEDIENCY AND NECESSITY OF ADOPTING THE ENVIRONMENTAL

CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

E.V. Balashov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor N.E. Ismailov, Student

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The authors consider the adoption of the Environmental Code of the Russian Federation through the prism of current legislation. The relevance of the article is due to the fact that more than once the issues of creating and adopting a unified systematized code of laws regulating environmental legal relations were raised, draft documents were produced, but today there is no Environmental Code of the Russian Federation. This article calls into question the necessity and expediency of adopting this document, taking into consideration the existence of present legal acts. The authors conclude that the current legislation fully regulates the sphere of environmental law.

Keywords: Environmental Code of the Russian Federation, environmental law, environmental management, environmental protection, Land Code of the Russian Federation, Forest Code of the Russian Federation, Water Code of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.