Лингвистика
И.Г. Кошевая
О тройной сегментации времени и пространства
Время, будучи объективным явлением, психологически воспринимается, логически оценивается и получает свое выражение в структурных моделях языка путем тройной сегментации: антивремя (как прошедшее), собственно время (как настоящее) и псевдовремя (как будущее). Языковая материализация времени связана с сегментацией пространства как допространства (совмещенного с антивременем), собственно пространства (совмещаемого с собственно временем) и сверхпространства (совмещаемого с псевдовременем). в соответствии с процессом совмещения язык располагает двумя моделями: 1) разделенной (как в современном русском и древнеанглийском); 2) смешанной (как в современном английском и древнерусском).
Ключевые слова: языковая модель, ативремя, псевдовремя, собственно время, прошедшее время, настоящее время, будущее время.
Язык, преломляя в своих знаковых системах значение конечного и бесконечного, выступает специфическим средством отражения объективных пространственно-временных отношений. Последние же, как формы бытия материи, безграничны по отношению к материи вообще. Однако характеризуя вещи, конкретно отраженные в их языковых связях, пространство и время выступают как ограничители этих вещей (а, следовательно, и самого мышления человека, поскольку каждая вещь измерима в пространственных и временных координатах).
Время, как известно, атрибут материи, т.е. неотъемлемое свойство вещей, которое характеризует превращение вещей и необратимость их движения. Поэтому время является определенным эталоном изменения состояния вещей. Нельзя не учитывать при этом, что объективное время воспринимается через субъективное: оно психологически схватывается, логически осмысляется и находит свое выражение с помощью языковой категории времени [1].
Вопрос о материализации времени непосредственно связан с предложенным нами разделением объективного времени на антивремя, псевдовремя и собственно время [2, с. 194-197; 3, с. 88-106]. Материализация времени является основным моментом бытия всего сущего, без которого нельзя говорить о существовании тел в пространстве. А это значит, что решение данного в высшей степени проблемного вопроса связано с
характером мыслительного восприятия пространства в его психологическом расщеплении на допространство, сверхпространство и собственно пространство.
Время - это объективная реальность, движение которой имеет свою процессуальность. По отношению к ней вечно перемещающее время распадается на следующие периоды: 1) период давно прошедшего; 2) период близко текущего; 3) период ненаступившего. Каждый из этих периодов имеет свои временные зоны: период давнопрошедшего включает в себя зону плюсквамперфекта - П1. Период близко текущего в своем нижнем пределе охватывает зону претериата или недавно прошедшего - П2, а в своем верхнем пределе совпадает с зоной презенса или настоящего. Период же ненаступившего времени соответствует зоне футуреаль-ности - Ф (или будущего), нижним пределом которой является ближнее будущее или футурум 1 - Ф1, а верхним пределом выступает дальнее будущее или футурум 2 - Ф2.
Таким образом, естественно, создается тройная сегментация времени, при которой период давнопрошедшего в силу своей процессуальной удаленности образует сферу антивремени, а период ненаступившего времени в силу своей процессуальной неосуществленности образует сферу псевдовремени. Период же непосредственной процессуальности или близко текущего времени создает сферу собственно времени.
Преломление процессуальности во времени порождает пространственное бытие. Последнее имеет связь, во-первых, либо с антивременной данностью, которая исчерпала себя и превратилась в допространство; во-вторых, либо с непосредственно временной данностью, которая в зоне претерита образует вечно движущуюся нижнюю границу пространства, а в зоне презенса, постоянно совпадая с собственно временной данностью, создает верхнюю границу пространства; обращаем внимание, что с псевдовременем связи нет, т.к. там нет пространственного бытия.
Следовательно, пространство и допространство всегда существуют в сфере времени, поскольку бытие появляется как результат особого преломления времени.
Сегментация бытия на пространство и допространство отражает специфичность его связи с временными сферами, периодами и зонами. Все то, что связано с псевдовременем, не представляет собой бытия, т.к. временная шкала, объективно не дойдя до процессуальной данности, не может дать какой-либо реальной преломленности и превращения в пространственно овеществленное бытие. В силу этого сфера псевдовремени порождает не пространство, а сверхпространство, реальность которого всякий раз еще не наступила.
Филологические
науки
Лингвистика
Этот факт находит свое выражение в языке как общечеловеческом явлении, построенном в соответствии с общими для него законами мышления и представляющем собой особую систему макромира. В этом плане отдельные языки выступают в виде звеньев общей системы психологического отражения времени, т.е. в качестве конкретных реализаторов его воплощенности в бытие.
Известно, что обязательное разделение грамматического времени на настоящее, прошедшее и будущее, т.е. футуральность, не выдерживает проверки конкретным языковым материалом. И это естественно, т.к., если наиболее четко представленным оказывается близко текущее время, то в языке, в первую очередь, должны существовать формы именно его репрезентации, а во вторую - репрезентации антивремени, и лишь в самую последнюю очередь - псевдовремени.
Именно в соответствии с этим большинство языков выделяют лишь дихотомическое временное противопоставление на настоящее - «Н» и прошедшее - «П». Грамматические средства выражения будущего, т.е. футуральности «Ф», свойственны далеко не всем языкам. (Неоспоримым фактом является наличие значительного числа языков, которые и сейчас, наподобие эстонского, не отличают грамматическими формами настоящих действий от будущих). Вместо разделения на «Н», «П» и «Ф» существует иное деление: 1) выражение бытия в процессе, которое протекает в пределах одной временной зоны; 2) констатирование бытия в его полноте, когда захватываются две контактные временные зоны.
Исходные формы как бы воспроизводят выражение бытия с точки зрения характера его выражения:
1) либо в контактирующих зонах, когда важным для восприятия является не время, а результат его преломленности в фактической реализации, наступающей благодаря взаимоограничению контактирующих зон;
2) либо в одной изолированной зоне, когда подчеркивается незавершенность и длительная процессуальность, не выходящая за пределы данной зоны.
Это позволяет заключить, что сами истинно временные формы - «Н» и «П» - в первую очередь выражают характер протекания действия в пространстве, т.е. специфичность бытия, и лишь во вторую - временную отнесенность.
Определяя, какое логическое понятие, будучи генератором времени, группирует разные языки, относящиеся к одному и тому же значению, мы пришли к следующему заключению: при отражении объективного мира две зоны близко текущего времени порождают два различных принципа мыслительной интеграции: центростремительный или центробежный.
При первом наблюдается моноцентризм смысловых понятий и их относительно беспредельное течение, которое в языковом плане сопряжено с использованием структур бытия (типа: глаголов группы бытия, несовершенных причастий, суффиксов -ива-, -ыва- и т.д., как это имеет место в современном русском языке).
Второй, напротив, характеризуется бицентризмом, относительной предельностью и, соответственно, языковым оформлением с помощью структур обладания (типа: глаголов группы обладания have, совершенных причастий и т.д., как это наблюдается в современном английском языке).
Библиографический список
1. Долинина И.Г. Предельность в видо-временной системе глагола. М., 1964.
2. Кошевая. И.Г. Курс сравнительной типологии английского и русского языков. М., 2009.
3. Кошевая И.Г., Свиридова Л.К. Грамматические структуры и категории английского языка. М., 2010.
Филологические
науки