Научная статья на тему 'О трофической синантропизации тихоокеанской чайки Larus schistisagus в Магадане и Оле'

О трофической синантропизации тихоокеанской чайки Larus schistisagus в Магадане и Оле Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
211
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О трофической синантропизации тихоокеанской чайки Larus schistisagus в Магадане и Оле»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 818: 2905-2912

О трофической синантропизации тихоокеанской чайки Larus schistisagus в Магадане и Оле

А. Г. Резанов, А. А. Резанов

Александр Геннадиевич Резанов, Андрей Александрович Резанов. Кафедра биологии животных и растений, Московский городской педагогический университет, Институт естественных наук, ул. Чечулина, д. 1, Москва, 119004, Россия. E-mail: RezanovAG@mail.ru

Поступила в редакцию 15 ноября 2012

Область гнездования тихоокеанской чайки Larus schistisagus охватывает побережье Берингова, Охотского и Японского морей и острова Курильской гряды (Андреев 2006). Известно, что отдельные популяции этого вида активно идут по пути урбанизации. В частности, они стали гнездовыми синантропами в Магадане, осваивая крыши городских зданий для гнездования, начиная с середины 1990-х годов (Андреев 2006); по другим данным - с 1999 года (Зеленская 2011). В городе Кусиро (Хоккайдо, Япония) эти чайки стали располагать гнёзда на крышах зданий ещё раньше — с середины 1980-х годов (Артюхин 2008). Тихоокеанские чайки, гнездящиеся на зданиях, выкармливают птенцов пищевыми отходами, добывая их на помойках и свалках (Зеленская 2004; Андреев 2006).

Кормёжка тихоокеанских чаек отходами рыбного промысла, а также на свалках общеизвестна (Кищинский 1980; Юдин, Фирсова 1988; Нечаев 1991; Андреев 2006; и др.). Хотя это явление может быть оценено как трофическая синантропизация, оно не требует от птиц высокой степени антропотолерантности, поскольку в этих случаях не наблюдается прямых контактов птиц с человеком. В лучшем случае осуществляется контакт с работающей техникой. Антропотолерантность птиц, наряду с их гнездованием на зданиях и сооружениях человека, а также наряду с использованием в пищу кормов антропогенного происхождения рассматривается нами в качестве одного из важных критериев синантропизации птиц (Резанов А. А. 2006; Резанов, Резанов 2010, 2011). С этой точки зрения наиболее показательно добывание тихоокеанскими чайками антропогенных пищевых отходов на дворовых помойках внутри жилых микрорайонов. Во внутренних дворах у чаек происходят постоянные контакты с человеком (при выбрасывании людьми бытового мусора, при прохождении их около помойки) и движущимся автотранспортом, и именно здесь от птиц требуется высокая степень антропотолерантности.

7-10 и13-17 августа 2010 мы провели наблюдения за кормёжкой тихоокеанских чаек на дворовых помойках в городе Магадане (улица

Транспортная; отдельные наблюдения сделаны в окрестных дворах, а также в районе бухты Нагаева) и 10-13 августа в посёлке городского типа Оле. Оба населённые пункта расположены непосредственно на побережье Охотского моря (Магадан) или около него (Ола). Все тихоокеанские чайки, встреченные на помойках, были взрослыми; молодых птиц этого года среди них не было.

Присутствие или отсутствие чаек на дворовых помойках было тесно связано с режимом вывоза мусора — утренним и вечерним. Сразу после утреннего вывоза мусора (8 ч) чаек и голубей на помойке во дворе по Транспортной улице не было. Днём во дворе постоянно дежурили 1-2 чайки, всегда держа помойку (6 открытых контейнеров для мусора) в поле зрения. Они сидели либо на крыше сарая, возле которого находилась помойка, либо на ближайших фонарных столбах. При выносе мусора хотя бы одним из жильцов дома (мусоропроводов в домах нет), чайки тут же прилетали и в присутствии человека садились на край мусорного контейнера. Если мусора было мало, чайки, как и голуби, слетали внутрь контейнера. По мере наполнения контейнеров отходами чайки добывали пищевые отбросы, сидя на стенке бака или просто садились на мусорную кучу (рис. 1-2). Некрупные пищевые объекты чайки поедали на месте. Крупные объекты птицы обычно брали в клюв и слетали с ними на асфальт, где затем и манипулировали ими (рис. 3).

Рис. 1. Тихоокеанская чайка Ъатнз schistisagus на мусорном контейнере. Магадан, Транспортная улица. 7 августа 2010. Фото авторов.

Рис. 2. Тихоокеанская чайка Larus schistisagus на мусорном контейнере. Магадан, Транспортная улица. 9 августа 2010. Фото авторов.

Чаще всего тихоокеанские чайки так поступали с полиэтиленовыми пакетами, содержащими пищевые отходы. Максимум у контейнеров собиралось до 12 чаек, обычно не больше 4-7. Изредка между птицами возникали конфликты. Вечером (около 20 ч) мусор вновь вывозили и чайки покидали двор. Самые поздние чайки (обычно 1-2) сидели на помойке или крыше соседнего сарая почти до 21 ч.

Рис. 3. Тихоокеанская чайка Larus schistisagus расклёвывает пищевые отбросы. Ола, 11 августа 2010. Фото авторов.

Рядом с помойкой иногда проезжали легковые автомашины, на которых отъезжали или приезжали жильцы микрорайона. При прохождении машины чайки, находящиеся на асфальте у помойки, неторопливо отбегали в сторону или взлетали (рис. 4). Антропотолерантность тихоокеанских чаек поразительна. При прохождении людей мимо помойки чайки обычно подпускали их на 1-2 м и только с этой дистанции при прямом подходе к ним отбегали в сторону или в крайнем случае взлетали. Люди, в свою очередь, были абсолютно безразличны к чайкам, как в крупных европейских городах большинство населения уже не обращает внимания на снующих под ногами голубей. Чайки не улетали, даже когда во время обследования ими контейнера к помойке подходил человек и с грохотом выбрасывал пакеты с мусором в соседний бак (рис. 5).

На помойках кормились также сизые голуби Columba livia f. domestica (рис. 6), к которым чайки были абсолютно индифферентны. Ни одной попытки чаек напасть на голубей мы не наблюдали. Голуби же в присутствии чаек держались совершенно спокойно и явно не расценивали их как потенциальных хищников. В нескольких случаях (рис. 7) на помойке вместе с тихоокеанскими кормились серебристые чайки Larus argentatus vegae Palmen 1887; птицы были в третьем летнем наряде (определение С.П.Харитонова по фотографиям). Эти чайки на по-

бережье у Магадана не гнездятся, но обычны здесь во время кочёвок (Андреев 2006). Другие виды чаек: сизая Ьатив оапив, озёрная Ь. т1ё,1-ЪипбиБ, моевка Шзэа ЬтъйасЬуХа,— наблюдавшиеся на окраине Магадана на берегу бухты Нагаева, на городских дворовых помойках нами ни разу не встречены.

Рис. 4. Тихоокеанские чайки Larus schistisagus и сизый голубь Columba, отбегают от приближающейся машины. Магадан, 15 августа 2010. Фото авторов.

Рис. 5. Тихоокеанская чайка Larus schistisagus на помойке во время выбрасывания мусора человеком. Магадан, Транспортная улица, 7 августа 2010. Фото авторов.

Рис. 6. Тихоокеанская чайка Larus schistisagus и сизые голуби Columba livia около помойки. Магадан, Транпортная улица, 7 августа 2010,. Фото авторов.

В Оле на помойках (п = 4-5) во дворах и у частных домиков кормилось от одной до 8-10 тихоокеанских чаек (рис. 3). Здесь так же, как и в Магадане, единственным соседом чаек на помойках были сизые голуби. В окрестностях Олы значительная часть чаек кормилась в естественных биотопах выбросами моря или на мелководье во время прилива, используя «пешую охоту» и пр. 12 августа 2010 на побережье в районе Нюкли мы наблюдали не менее 500 тихоокеанских чаек. И только некоторые из них были связаны в своей трофике с человеком. В частности, 17 чаек держались на берегу возле обедающих рыбаков.

Рис. 7. Тихоокеанская Larus schistisagus и серебристые L. argentatus vegae чайки на контейнерах с мусором. Магадан, Транспортная улица, 15 августа 2010. Фото авторов.

Чёрных ворон Corvus corone orientalis, обычных как в окрестностях Магадана, так и Олы, на дворовых помойках мы никогда не встречали даже в отсутствии там тихоокеанских чаек. Вероятно, это результат пищевой конкуренции, в которой первенство получили представители более крупного и сильного вида.

Говорить в целом о синантропизации тихоокеанской чайки, как вида или крупной популяции, не корректно.

1) Чайки, гнездящиеся на городских крышах и кормящиеся на дворовых помойках, имеют максимальный индекс синантропизации (Резанов, Резанов 2011): Is = 1.0. Для примера, такой же индекс имеет городской сизый голубь. При расчёте индекса синантропизации в баллах учитываются разные критерии, в основе которых мы рассматриваем ан-тропотолерантность: гнездовой, трофический, топический.

2) Заметно ниже индекс синантропизации (0.66) у чаек, гнездящихся в естественных биотопах, но кормящихся во дворах.

3) Чайки, гнездящиеся в естественных биотопах и не кормящиеся на дворовых помойках, всё же, вероятно, так или иначе связаны с рыболовным флотом. Например, для тихоокеанских чаек известно сопровождение рыболовецких судов и отдых на портовых сооружениях. Их индекс синантропизации, рассчитанный на этом конкретном примере, ещё ниже (0.37).

Таким образом, совершенно очевидно, что магаданская популяция тихоокеанских чаек неоднородна и может быть разделена на несколько экологических группировок, отличающихся между собой по степени синантропизации.

Авторы выражают искреннюю благодарность проректору Магаданского института повышения квалификации учителей Г.П.Баранову за предоставленную возможность и помощь в проведении исследований. Авторы также благодарны ведущему научному сотруднику ИПЭЭ им. А.Н.Северцова РАН С.П.Харитонову за консультации по возрастным нарядам группы крупных белоголовых чаек.

Литература

Андреев А.В. 2006. Серебристая чайка Larus argentatus Pontoppidan, 1763. Тихоокеанская чайка Larus schistisagus Stejneger, 1884 // Наземные позвоночные северо-востока России. Магадан: 131-132. Артюхин Ю.Б. 2008. Необычное гнездование уссурийского баклана Phalacrocorax filamentosus и тихоокеанской чайки Larus schistisagus на юге Дальнего Востока // Рус. орнитол. журн. 17 (422): 874-875. Зеленская Л.А. 2004. Гнездование тихоокеанской чайки на крышах зданий Магадана // Биология и охрана птиц Камчатки 6: 85-90. Зеленская Л. А. 2011. Мониторинг урбанизированной популяции тихоокеанской чайки г. Магадана // Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей. Петропавловск-Камчатский: 35-41. Кищинский А.А. 1980. Птицы Корякского нагорья. М.: 1- 336. Нечаев В.А. 1991. Птицы острова Сахалин. Владивосток: 1-747.

Резанов А.А. 2006. Антропотолерантность как один из критериев синантропизации птиц // Орнитологические исследования в Северной Евразии. Ставрополь: 431-433.

Резанов А.Г., Резанов А.А. 2010. Оценка явления синантропизации у птиц //

Актуальные проблемы биоэкологии. М.: 123-126. Резанов А.А., Резанов А.Г. 2011. Синантропизация птиц как популяционное явление: классификации, индекс синантропизации и критерии его оценки // Тр. Мензбир. орнитол. общ-ва. Т. 1: Материалы 13-й Междунар. орнитол. конф. Сев. Евразии. Махачкала: 55-69. Юдин К.А., Фирсова Л.В. 1988. Тихоокеанская чайка - Larus schistisagus Stej-neger, 1884 // Птицы СССР: Чайковые. М.: 146-152.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 818: 2912-2917

Орнитологические наблюдения в Одинцовском районе Московской области в 2012 году

В. В. Самоцкая, А. С. Опаев

Вероника Владимировна Самоцкая. Кафедра зоологии позвоночных, биологический факультет,

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. E-mail: unicornus@yandex.ru Алексей Сергеевич Опаев. Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН

Поступила в редакцию 17 ноября 2012

В рамках проекта по мониторингу особо охраняемых природных территорий Одинцовского района Московской области мы провели с 4 по 6 августа 2012 анализ видового разнообразия двух природных резерватов: 5 августа обследовали резерват «Палецкое озеро» (рис. 1), 4 и 6 августа - соответственно квадраты 53-62 и 30-37 резервата «Побережье Нарских прудов — леса Верхненарской ложбины» (рис. 2).

Палецкое (или Полецкое) озеро — озёрно-болотный комплекс, расположенный в древней открытой долине почти на водоразделе рек Москва и Нара юго-западнее деревни Полушкино. На западе озеро принимает воды реки Польги, на юге даёт начало реке Наре. Линейные размеры озера составляют в направлении с севера на юг — 1000-1050 м, с запада на восток — 850 м (Атлас ... 2001); площадь 0.56 км2, средняя глубина 0.9 м (Всё Подмосковье ... 1967). В озёрно-болотный комплекс входят рукотворные Нарские пруды в верховьях Нары (Насимович 2012).

Природный резерват «Палецкое озеро» создан в 2007 году. Он находится между деревнями Наро-Осаново, Полушкино и Крутицы в 6 км к юго-востоку от посёлка Тучково, в 1 км к северу от автотрассы Москва — Минск. Площадь резервата 344.5 га. Озеро Палецкое — крупнейший естественный водоём в Одинцовском районе, находится в замкнутом кольце труднопроходимых болот, по которым проложено множество осушительных канав. По таким канавам протекают воды рек Нары и Польги (Атлас ... 2001). Северо-западную часть резервата занимают класси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.