апрель №4 (217)
17
О ТРЕБОВАНИЯХ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБЛУЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ
В.С. Степанов, И.П. Стамат
ON THE DEMANDS OF RADIATION PROTECTION FOR THE POPULATION EXPOSURE DUE TO IONIZING IRRADIATION SOURCES
V.S. Stepanov, I.P. Stamat
Роспотребнадзор, ФГУН НИИРГ имени профессора П.В. Рамзаева, г. Санкт-Петербург
В статье анализируются основные изменения, которые произошли в системе обеспечения радиационной безопасности населения с введением новых санитарных правил по ограничению облучения населения природными источниками ионизирующего излучения.
Ключевые слова: гигиенический норматив, природные источники ионизирующего излучения, питьевая вода, производственные здания, реабилитация территорий.
The article contents the analysis of the main changes which occurred in the system of population radiation protection providing with the implementing of the new Sanitary Rules on the limitation of the population exposure due to natural ionizing irradiation sources.
Keywords: hygienic normative, natural ionizing irradiation sources, drinking water, industrial buildings, territories rehabilitation.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2010 № 171 утверждены санитарные правила «Гигиенические требования радиационной безопасности по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения». Санитарные правила прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации (регистрационный № 19587 от 27.01.2011) и, таким образом, обрели статус официального нормативно-правового документа по обеспечению радиационной безопасности населения при облучении природными источниками излучения.
В связи с этим вполне своевременно обсудить принципиальные изменения в системе нормативно-правового обеспечения радиационной безопасности населения, которые произойдут с введением их в действие.
Прежде всего, с введением в действие СанПиН 2.6.1.2800—10 отменяются все ранее действовавшие санитарные правила по отдельным отраслям промышленности и видам продукции: СП 2.6.1.798—99 «Обращение с минеральным сырьем и материалами с повы-
шенным содержанием природных радионуклидов», СанПиН 2.6.6.1169—02 «Обеспечение радиационной безопасности при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов на объектах нефтегазового комплекса Российской Федерации», СП 2.6.1.1291—03 «Санитарные правила по обеспечению радиационной безопасности на объектах нефтегазового комплекса России», СП 2.6.1.1292—03 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения», СанПиН 2.6.1.2750—10 «Изменение № 1 к СП 2.6.1.1292—03 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения», СП № 39-85 «Санитарные правила для предприятий по добыче и обогащению рудных, нерудных и россыпных полезных ископаемых» и СП № 01-7/429-11 от 19.07.1993 «Временные санитарные правила работы с естественно-радиоактивными веществами на предприятиях металлургической промышленности».
18
ЗНиСО апрель №4 (21/)
Кроме того, в СанПиН 2.6.1.2800—10 вошли требования по обеспечению радиационной безопасности населения при транспортировании сырья, материалов и производственных отходов, содержащих природные радионуклиды (ПРН). Причем из них исключены требования к допустимому загрязнению поверхности транспортных средств при перевозке производственных отходов с повышенным содержанием ПРН II категории, что фактически делало невозможным транспортирование этих сред.
Таким образом, все радиационно-гигиенические требования и нормативы по обеспечению радиационной безопасности населения при воздействии природных источников излучения (ПИИ) в производственных и коммунальных условиях оказались сосредоточены в двух базовых документах - НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010, и СанПиН 2.6.1.2800—10 (далее - Правила). В дополнение к НРБ-99/2009 и 0СП0РБ-99/2010, в новых Правилах за пределы области их распространения выведены вопросы обеспечения радиационной безопасности при облучении ПИИ экипажей космических объектов, ограничения облучения населения за счет содержания природных радионуклидов в минеральных лечебных водах, а также требования к обеспечению радиационной безопасности населения при радонотерапии.
В соответствие с современными реалиями, в Правилах в полной мере реализован принцип переноса ответственности за соответствие производимой продукции (оказываемых услуг) требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов в части их показателей радиационной безопасности на самого производителя. Это принципиально важно в аспекте постепенного перехода в нашей стране от контроля и надзора за безопасностью к декларированию безопасности продукции (услуг).
В дополнение к 0СП0РБ-99/2010 в новых Правилах прямо введены уровни исключения для продукции, содержащей природные радионуклиды: для производственных условий — это сырье, материалы, изделия с АЭФФ менее 740 Бк/кг, для коммунальных условий — то же, кроме строительного сырья и материалов. Тем самым обеспечивается возможность осуществления радиационного контроля любых видов продукции, на которую прямые нормативы по содержанию ПРН не установлены.
В развитие требований НРБ-99/2009 и 0СП0РБ-99/2010, в Правилах установлены
требования по ограничению облучения при обращении с сырьем и материалами на основе природного калия: при значениях АЭФФ в них более 740 Бк/кг (соответствует удельной активности 40К более 8 200 Бк/кг), постоянные рабочие места должны располагаться на достаточном удалении от мест хранения сырья, материалов или готовой продукции, на котором мощность дозы гамма-излучения не превышает 1 мкЗв/ч. Учитывая сложности с определением АЭФФ в этих видах продукции, введено специальное приложение по определению АЭФФ для калийсодержащих материалов.
В новых Правилах впервые с момента введения интегральной величины «эффективная удельная активность природных радионуклидов» дано определение величины АЭФФ, соответствующее ее первоначальному физическому смыслу, как меры мощности дозы гамма-излучения содержащихся в среде ПРН. Это важно не столько в плане восстановления исторической справедливости, сколько с точки зрения корректного определения потенциальной радиационной опасности материалов и производственных отходов, в которых радиоактивное равновесие в рядах урана и тория нарушено. Естественно, что при этом все гигиенические нормативы на содержание ПРН в строительных материалах и других видах продукции сформулированы для равновесных условий в этих рядах. С учетом такого определения величины АЭФФ в приложении к Правилам приведена методика ее расчета для двух видов нарушения радиоактивного равновесия в рядах урана и тория, наиболее часто встречающихся в производственных отходах нефтегазовой отрасли и предприятий по переработке природных вод, в т. ч. в цикле водоподготовки для питьевого водоснабжения населения.
Серьезному пересмотру при подготовке Правил подверглись требования к реабилитации территорий при прекращении эксплуатации организаций, в результате деятельности которых образуются производственные отходы с повышенным содержанием ПРН. Для таких территорий предусмотрена разработка проекта реабилитации, в котором должны быть предусмотрены такие мероприятия по нормализации радиационной обстановки, чтобы после реабилитации эффективная доза дополнительного облучения природными источниками излучения критической группы населения при проживании на ней не превышала 100 мкЗв/год.
апрель №4 (217)
19
В Правилах существенно уточнены и конкретизированы требования к радиационному контролю воды источников питьевого водоснабжения населения, более корректно определен перечень минерального сырья и материалов, содержащих природные радионуклиды, однозначно определены требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с сырьем и материалами, а также с производственными отходами с повышенным содержанием ПРН.
В дополнение к НРБ-99/2009 и ОСПОРБ-99/2010, а также принятым в СП 2.6.1.1292—03, в новых Правилах введен ряд новых терминов и их определений, учитывающие терминологию Градостроительного кодекса и ФЗ о требованиях безопасности зданий и сооружений. В числе наиболее важных терминов следует упомянуть более полное определение понятия «Источник излучения природный» с отнесением отдельных природных источников к регулируемым и нерегулируемым, термины «приемлемый уровень облучения населения за счет природных источников излучения», «прилегающая территория», «производственное здание и сооружение» и др. Нам представ-
ляется, что введение этих терминов обеспечит конкретизацию условий проведения радиационного контроля и осуществления надзора за обеспечением радиационной безопасности населения при воздействии природных источников излучения в производственных и коммунальных условиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения». СП 2.6.1.2800—10. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2011, регистрационный номер 19587.
2. Федеральный закон «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ.
3. Федеральный закон «Технический регламент о
безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 84-ФЗ.
Контактная информация: Стамат Иван Павлович, тел.: 8-812-232-17-98
Contact information:
Stamat Ivan Pavlovich, tel.: 8-812-232-17-98