Научная статья на тему 'ЗАКЛЮЧЕНИЕ Российской научной комиссии по радиационной защите по докладу «Обеспечение радиационной безопасности населения России при облучении природными источниками излучения: состояние, проблемы, решения»'

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Российской научной комиссии по радиационной защите по докладу «Обеспечение радиационной безопасности населения России при облучении природными источниками излучения: состояние, проблемы, решения» Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
250
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКЛЮЧЕНИЕ Российской научной комиссии по радиационной защите по докладу «Обеспечение радиационной безопасности населения России при облучении природными источниками излучения: состояние, проблемы, решения»»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российской научной комиссии по радиационной защите по докладу «Обеспечение радиационной безопасности населения России при облучении природными источниками излучения: состояние, проблемы, решения»

Российская научная комиссия по радиационной защите на заседании 23 июня 2008 г. обсудила доклад «Обеспечение радиационной безопасности населения России при облучении природными источниками излучения: состояние, проблемы, решения» И.К.Романовича, И.П.Стамата, Т.А.Кормановской (ФГУН НИИРГ им. профессора П.В.Рамзаева Роспотребнадзора).

Представленный на обсуждение научный доклад посвящен актуальной проблеме ограничения облучения населения России природными источниками излучения (ПИИ) и связан с предстоящей разработкой новых НРБ, многочисленными противоречиями, возникшими в нормативно-методических документах и в практике обеспечения радиационной безопасности населения России по указанным источниками излучения, разным толкованием положений норм и правил, отсутствием механизмов соблюдения целого ряда действующих нормативных актов, запланированной переработкой санитарных правил «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения».

Представленные результаты проведенного анализа данных радиационно-гигиенической паспортизации и ЕСКИД по радиационной обстановке в РФ в части, касающейся ПИИ, свидетельствуют, что ПИИ вносят основной вклад в облучение населения (более 80 % в среднем по стране), обусловливая чрезвычайно широкую вариабельность доз облучения отдельных групп людей как в коммунальных (от 1-2 до 100 мЗв/год и более), так и в производственных условиях (наиболее высокие уровни облучения на горнодобывающих предприятиях неурановой отрасли, предприятиях огнеупорной, керамической отраслей, при добыче и первичной переработке нефти и газа).

По данным измерений последних лет средние годовые дозы природного облучения населения целого ряда субъектов РФ превышали значения 5 и 10 мЗв/год с превышением по отдельным группам населения среднероссийских показателей в десятки и сотни раз, как правило, за счет высокого содержания радона-222, торона-220 и их короткоживущих дочерних продуктов в воздухе помещений жилых домов. Это значительно превышает допустимые уровни техногенного облучения персонала и требует принятия эффективных мер по снижению указанных доз.

По полученным за последние годы данным превышение допустимых уровней при оценке качества питьевой воды подземных источников по суммарной альфа- и бета-активности установлено в 45 субъектах РФ, а в 26 из них имеется превышение уровней вмешательства по отдельным природным радионуклидам.

Анализ существующей системы гигиенических требований по ограничению облучения населения природными источниками ионизирующего излучения (ИИИ) показал, что в целом действующая в стране система нормативно-правовых документов обеспечивает приемлемый уровень контроля за радиационной безопасностью населения страны. Тем не менее, она требует дальнейшего совершенствования с учетом современных научных данных и необходимости гармонизации действующих норм и требований, в том числе в связи с отсутствием в ряде случаев четкого разграничения требований по обеспечению радиационной безопасности населения при облучении природными и техногенными источниками (РАО и промышленные отходы с повышенным содержанием природных радионуклидов и др.), отсутствием важных гигиенических нормативов, необходимых для построения стройной системы нормативно-правового обеспечения ограничения облучения населения за счет природных ИИИ, противоречивыми требованиями ряда существующих нормативных документов, отсутствием реальных механизмов обеспечения соблюдения целого ряда действующих нормативов и требований, наличием необоснованно завышенных требований, выполнение которых объективно невозможно.

ФГУН НИИРГ даны предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения ограничения облучения населения за счет природных ИИИ, в том числе по введению в явной форме уровней вмешательства для природных источников излучения в производствен-

ных и коммунальных условиях: для коммунальных условий - единого уровня вмешательства 0,1 мЗв/год для отдельных регулируемых природных источников, для производственных условий - 3,0 мЗв/год; введению нормативов по содержанию природных радионуклидов в отделочных материалах на основе природного и искусственного камня, поделочных камнях и минералах и т.п.; введению единого норматива на содержание природных радионуклидов в минеральных удобрениях и агрохимикатах; введению в правовой форме положения о нормировании облучения природными источниками по взрослому населению; установлению требования безусловного снижения доз или разработке процедуры приравнивания отдельных работников к категории «персонал группы А» при дозах природного облучения в производственных условиях выше 5,0 мЗв/год.

Отмечена необходимость разработки и введения новых санитарных правил взамен СП 2.6.1.1292-03, содержащих все основные гигиенические нормативы - первичные и производные от них с учетом сложившейся практики и новых требований российских и международных документов, а также внесения соответствующих корректив в НРБ и ОСПОРБ с устранением всех противоречий.

Предложено разработать в ближайшее время санитарные правила по отдельным важнейшим источникам природного облучения населения с одновременной отменой старых санитарных правил и устранением противоречий в действующих санитарных правилах и нормативах:

• Обеспечение радиационной безопасности питьевого водоснабжения.

• Обеспечение радиационной безопасности при обращении с минеральным сырьем и материалами с повышенным содержанием природных радионуклидов.

• Обеспечение радиационной безопасности при обращении с производственными отходами с повышенным содержанием природных радионуклидов.

Вместе с тем, к настоящему времени отсутствует научно обоснованная концепция обеспечения радиационной безопасности населения при облучении природными ИИ, требует углубленного анализа и выработки предложений по совершенствованию вопрос обеспечения радиационной безопасности при облучении населения природными ИИ, включая организацию радиационного контроля, учета доз природного облучения, обращение с промышленными отходами, содержащими природные радионуклиды, и др., необходима проработка вопроса о приведении действующих нормативно-правовых актов в соответствие с новыми международными рекомендациями.

Учитывая результаты обсуждения и рецензирования представленных материалов, комиссия приняла следующее решение:

1. Одобрить в целом работу ФГУН НИИРГ им. профессора П.В.Рамзаева Роспотребнадзора по гармонизации и совершенствованию нормативной базы по ограничению облучения населения Российской Федерации за счет природных источников излучения, считать её актуальной и своевременной.

2. Рекомендовать Роспотребнадзору поручить ФГУН НИИРГ собрать и проанализировать замечания и предложения от заинтересованных ведомств, учреждений и специалистов по совершенствованию нормативной базы по ограничению облучения населения Российской Федерации за счет природных источников излучения.

3. Рекомендовать ФГУН НИИРГ при разработке проекта санитарных правил взамен СП 2.6.1.1292-03 учесть поступившие замечания и предложения. Проект представить на обсуждение в РНКРЗ в I кв. 2009 г. Одновременно вынести на обсуждение комиссии предложения по внесению изменений и дополнений в НРБ и ОСПОРБ в части, касающейся природных источников излучения.

Первый зам. председателя РНКРЗ, член-корреспондент РАМН

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.