Научная статья на тему 'О транспортной нагрузке магистральных улиц малых городов Пермского края'

О транспортной нагрузке магистральных улиц малых городов Пермского края Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
305
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ ГОРОДА / МАЛЫЙ ГОРОД / МАГИСТРАЛЬНАЯ УЛИЦА / КОНФЛИКТНАЯ ТОЧКА / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ROAD ACCIDENT / ROAD SYSTEM / TOWN / MAIN STREET / CONFLICT POINT / PERM STATE / TRAFFIC

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Жалко Михаил Евгеньевич, Федосеев Никита Львович

В данной статье изучена проблема загруженности транспортных магистралей в городах старой застройки на территории Пермского края. Рассматривались такие города как Лысьва, Чусовой, Кунгур. Был проведён подробный анализ статистических данных ГИБДД как по Российской федерации в целом, так и конкретно по городу Лысьва. В рамках изучения вопроса были рассмотрены многолетние исследования отечественных учёных, занимавшихся оптимизацией городского движения. В статье рассмотрены теоретические основы организации автомобильного движения в городах, а также проведён анализ реальной дорожной обстановки на улицах указанных городов. В целях практического подтверждения выдвинутых теорией гипотез были проведены натурные исследования и выявлены наиболее загруженные и, как следствие, наиболее аварийноопасные участки. В статье не только обозначена проблема перегруженности магистральных улиц в городах старой застройки Пермского края, но и предложен ряд вариантов решения данной проблемы. Комплекс предложенных мер позволит значительно разгрузить перегруженные улицы без нарушениятранспортных связей в городе, что, в свою очередь, позволит значительно сократить число конфликтных точек на УДС города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Жалко Михаил Евгеньевич, Федосеев Никита Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abouttraffic loads of the main streets in small towns of Perm state

The article describes problem of congestion in urban highways of towns in the Perm region. Considered such cities as Lys'va, Chusovoi, Kungur. Was carried out a detailed analysis of statistical data of traffic police in the Russian Federation as a whole, and specifically the city Lysva. As part of the study questions were considered long-term studies of domestic scientists involved in the optimization of urban traffic. The article describes the theoretical basis of the organization road traffic in urban areas, and conducted analysis of the actual traffic situation on the streets of these cities. In order to confirm the practical theory put forward hypotheses were conducted field investigations and identified the most downloaded and, as a consequence, most dangerously sites. The article not only to identify the problems of congestion of the main streets in the cities of the old building of the Perm region, but also offers a number of solutions to this problem. Set of proposed measures will greatly relieve the congested streets without disrupting transport links to the city, which, in turn, will significantly reduce the number of conflict points at road system at the city.

Текст научной работы на тему «О транспортной нагрузке магистральных улиц малых городов Пермского края»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN215.pdf DOI: 10.15862/24EVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/24EVN215)

УДК 629.073:624.139

Жалко Михаил Евгеньевич

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Лысьвенский филиал1 Инженер по научно-исследовательской работе E-mail: Mihailz-49@mail.ru

Федосеев Никита Львович

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Лысьвенский филиал Старший преподаватель кафедры ЕНЛФ ПНИПУ

E-mail: nfl0807@yandex.ru

O транспортной нагрузке магистральных улиц малых

городов Пермского края

1 Пермский край, г. Лысьва, ул. Ленина, 2а

Аннотация. В данной статье изучена проблема загруженности транспортных магистралей в городах старой застройки на территории Пермского края. Рассматривались такие города как Лысьва, Чусовой, Кунгур. Был проведён подробный анализ статистических данных ГИБДД как по Российской федерации в целом, так и конкретно по городу Лысьва. В рамках изучения вопроса были рассмотрены многолетние исследования отечественных учёных, занимавшихся оптимизацией городского движения. В статье рассмотрены теоретические основы организации автомобильного движения в городах, а также проведён анализ реальной дорожной обстановки на улицах указанных городов. В целях практического подтверждения выдвинутых теорией гипотез были проведены натурные исследования и выявлены наиболее загруженные и, как следствие, наиболее аварийноопасные участки. В статье не только обозначена проблема перегруженности магистральных улиц в городах старой застройки Пермского края, но и предложен ряд вариантов решения данной проблемы. Комплекс предложенных мер позволит значительно разгрузить перегруженные улицы без нарушениятранспортных связей в городе, что, в свою очередь, позволит значительно сократить число конфликтных точек на УДС города.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие; улично-дорожная сеть города; малый город; магистральная улица; конфликтная точка; Пермский край; дорожное движение.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Жалко М.Е., Федосеев Н.Л. O транспортной нагрузке магистральных улиц малых городов Пермского края // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/24EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/24EVN215

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одной из заявленных целей государственной политики в сфере развития транспорта является создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и качества жизни населения, включая повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

Таким образом, задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий согласуются с приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной и среднесрочной перспективе и направлены на обеспечение снижения темпов убыли населения Российской Федерации, создания условий для роста его численности.

На протяжении последних 5 лет ГИБДД РФ наблюдает стабильный рост количества автотранспортных средств. Согласно статистическим данным, рост за последние 3 года составил более чем 116%. [1].

За 10 месяцев 2014 г. в городах было допущено более 113 тыс. ДТП, в которых погибло 8289 чел. и пострадало более 136 тыс. человек.

Таким образом, 69% ДТП в 2014 году было совершено на территории населённых пунктов.

Пермский край среди прочих занимает одно из лидирующих мест по количеству ДТП за 2008-2014 гг. Удельный вес ДТП в крае составляет 2,4, что является достаточно высоким показателем. Выше значения имеют: Москва и Московская область - 5,7; Краснодарский край - 3,4; Ростовская область- 2,9; Республика Татарстан-2,7;Челябинская область - 2,5. Таким образом, Пермский край занимает 7 место по показателям аварийности среди 85 субъектов РФ.

Поэтому проблема организации достаточного уровня безопасности движения является одной из основных градостроительных задач. При грамотной организации уличного движения в городе значительно повысятся показатели надежности и качества функционирования всей городской транспортной системы и возможности реализации необходимых инженерно-технических решений, в том числе и по снижению ДТП.

Характерной особенностью движения в городах России является высокая интенсивность дорожного траффика. Темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста и развития дорожной инфраструктуры городов. Как следствие, значительно возрастает общее число конфликтных ситуации на дорогах, а как результат, и общее количество ДТП.

Данная тема в достаточной степени изучена следующими учёными: Клинковштейн Г. И., Петров В.Ю., В.П. Мовчан, Михайлов А.Ю., Головных И.М., Горев А.Э. и др. [2, 3, 4, 5].

Однако подавляющее большинство исследователей ставили перед собой задачу изучения организации и поиска вариантов оптимизации городского движения в крупных городах. На данный момент вопрос перегруженности улично-дорожной сети (УДС) и как следствие возрастание дорожно-транспортных происшествий, встаёт и в городах с населением менее 100 тыс. человек.

Особенностью организации городского движения для данных городов является высокая концентрация транспорта и как следствие возникновение конфликтов Конфликтные

ситуации проявляются в зависимости от времени суток локально в более напряженных местах скопления транспортных средств, а так же не зависимо от временного фактора в пересечении нераспределенных транспортных потоков улично-дорожной сети.

Основными мерами уменьшения числа конфликтов чаще всего являются:

• изоляция массового, общественного транспорта — подземные линии, ограждения, подземные выходы к остановкам;

• создание бестранспортных зон в местах, где наиболее часто возникают конфликтные ситуации;

• создание пересечений в разных уровнях;

• разделение пешеходного и транспортного движения.

Одним из основных факторов, влияющих на тяжесть последствий ДТП, является скорость в момент аварии. Таким образом, становится очевидной необходимость снижения данной скорость в местах конфликта транспорт-транспорт, транспорт-пешеход. Однако, это, в свою очередь, приведёт к общему снижению скорости движения в центре города и образованию транспортных заторов.

Корреляционным многофакторным анализом с использованием специализированных компьютерных программ в ряде городов Российской Федерации выявлены зависимости линейного характера[6]:

• число ДТП на 1000 чел. жителей в периферийной зоне города в 1,31 раза больше, чем в центральной;

• на 1 км2 территории ДТП соответственно на 40% меньше;

• удельные показатели ДТП при повышении плотности населения возрастают;

• удельные показатели ДТП при повышении плотности сети (в однополосном исчислении) снижаются;

• увеличение числа полос движения при одной и той же схеме начертания улично-дорожной сети приводит к снижению числа ДТП в транспортном подрайоне;

• повышение плотности магистралей (в однополосном или фактическом исчислении) приводит к снижению числа происшествий;

• на каждый 1 млн авт.-км пробега в центральной зоне происходит в 3,8 раза ДТП больше по сравнению со средними показателями;

• при повышении средней скорости число ДТП также повышается.

К основным факторам высокой аварийности, следует отнести:

• пренебрежение требования безопасности дорожного движения (БДД) со стороны участников дорожного движения, недостаточное понимание и поддержка мероприятий со стороны общества, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;

• низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки,

• неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами.

Территориальное взаимодействие органов местного самоуправления и отделов государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела внутренних дел, возможно, осуществить через реализацию долгосрочной программы «Повышение безопасности дорожного движения» с периодом не более двух лет. Данные сроки реализации позволяют отследить динамику изменения ДТП, а так же производить корректировку мероприятий в безинерционном режиме.

Аналогичная ситуация наблюдается в г. Лысьва Пермского края с численностью населения 64038 человек, с высокой численностью транспорта на душу населения 24 000 автомобилей и составляет 350 человек на 1000 жителей и занимающей 3 место в России по количеству личных автомобилей при населении до 100 тыс. человек.[7] Динамика роста количества транспорта (рис.1) определяет основные проблемы безопасности дорожного движения в Лысьвенском городском округе:

• значительное количество транспортных средств, зарегистрированных на территории Лысьвенского городского округа.

• недостаточное развитие дорожно-транспортной сети и инфраструктуры городских улиц, в числе обеспечивающих безопасность дорожного движения;

• неразвитость технического регулирования дорожного движения на территории Лысьвенского городского округа, технических средств обеспечения безопасности дорожного движения;

• слабая оснащенность подразделений ГИБДД отдела МВД России по Лысьвенкому району;

• низкое качество пропагандисткой работы.

ЗОООО

;мхк> ♦

;оооо

16500 16ч80 17100 _ и

1*000 ■-

10000

1012 :оы

• ЛыСьеОНОНН городской Округ —»— Чуковской рл ном

Рисунок 1. Динамика изменения числености автомототранспортных средств

(Составлено авторами)

В рамках разработки долгосрочной целевой программы «Повышения безопасности дорожного движения в Лысьвенском городском округе на 2013-2015 годы» проведены исследования интенсивности транспортного и пешеходного потока на перекрестках.

Основными центрами концентрации ДТП в черте города являются магистральные улицы. В среднем, они составляют более 30% улично-дорожной сети. Согласно определению из строительного словаря: «магистральная улица, обеспечивающая транспортную связь планировочных районов с общегородским центром, промышленными предприятиями и объектами массового тяготения, а также с городскими скоростными дорогами» [8].

Риск дорожно-транспортных происшествий в городе принимает максимальные значения на пересечениях магистральных улиц. Порядка 80-90% ДТП происходит именно на перекрёстках.

Особенности проектировки малых городов Пермского края обуславливают необходимость устроения сети улиц магистрального типа.

В г. Чусовом такими улицами являются [9]:

• Западная обходная дорога - основной новый структурный элемент городского транспортного каркаса, призванный не только обеспечить пропуск внешнего транзитного транспорта по направлению а/д Кунгур - Соликамск с использованием проектируемого северного обхода города, но и создать надежную внутригородскую дублирующую связь Левобережной и Правобережной частей города. Строительство данной магистрали потребует сооружение нового мостового перехода через р. Чусовую - до 2025 г. и далее.

• Сохраняемая главная транспортная связь города, проходящая по ул. Лысьвенской, ул. Юности, ул. Французской, ул. Механической, ул. Фрунзе, ул. Революционной с ответвлением на железнодорожный вокзал по ул. Матросова.

• Прибрежная магистраль, соединяющая между собой п. Лямино, п. Чунжино и п. Металлургов.

• Вторая продольная магистраль - от ул. Сивкова в западном направлении до проектируемой западной обходной дороги и далее, огибая с юга п. Лямино, на а/д Чусовой - Калино - В.Ч. Городки.

• Полукольцевая связь, подключающая восточную часть города к основному существующему поперечному направлению.

• Ул. Космонавтов.

В г. Кунгур основную транспортную нагрузку берут на себя следующие улицы:

• ул. Гагарина.

• ул. Свободы.

• ул. Бачурина.

• ул. Березовский тракт.

• ул. Блюхера.

• ул. Труда.

Наибольшую транспортную нагрузку в г. Лысьва Пермского края испытывают улицы магистрального типа: ул. Мира имеет протяженность 3 км.и пр. Победы имеет протяженность 4 км. Проспект соединяет спальные районы города с основными производственными центрами, центрами досуга и отдыха, обеспечивает непосредственную связь между северными и южными районами города. Улица Мира соединяет отдалённые районы города с центром и обеспечивает связь западной и восточной части города.

Обследование интенсивности транспортного потока проводилось три раза в день (в утренний и вечерний часы-пик и в дневное время) в будние и в выходные дни. Представленные данные отражают интенсивность потока за 60 мин. Таким образом по результатам обследования (рис. 2) наблюдается следующая картина по загруженности данных направлений.

а б

Рисунок 2. Интенсивность транспортного потока а) будние дни, б) выходные дни (Составлено авторами)

ГИБДД г. Лысьвы относит пересечения проспекта с иными основными улицами города к местам наибольшей концентрации ДТП, в том числе и с ул. Мира [10].

За 2013-2014 гг. по данному направлению было зарегистрировано 50% ДТП по городу в целом. В данных ДТП пострадало 60% от общего числа пострадавших за рассматриваемый период.

Подобная картина наблюдалась и в 2011 году. Тогда по данному направлению было также допущено 50% ДТП и 100% ДТП произошедших на узлах УДС, были допущены на пересечениях рассматриваемых улиц.

Представленная статистика и анализ основных проблем организации дорожного движения в г. Лысьва позволяют выдвинуть следующие варианты улучшения ситуации на дорогах города:

1. Использование улицы-дублёра. Проспект имеет параллельную улицу дублёра -ул. Садовая. Таким образом, установка светофора с дополнительной секцией поворота позволит разделить транспортные потоки, что положительно скажется на безопасности как автомобилистов, так и пешеходов.

2. На безопасность движения также оказывает влияние плавность движения транспортного потока. Для обозначенных выше улиц характерна высокая частота установки объектов светофорного регулирования. Их установка оправдана и необходима, однако, путём синхронизации тактов работы светофоров предлагается организовать так называемую «зелёную волну». Использование данной технологии позволит не только повысить плавность движения, скорость сообщения между районами, но и положительно повлияет на устранение потенциальных конфликтных ситуаций.

3. Помимо этого необходимо обратить внимание на качество подготовки водителей в автошколах, на системы технического контроля движения автомобилей и вопросы информирования водителей о ситуации на дорогах города.

Таким образом, проблема возникшая в г. Лысьва Пермского края является актуальной для подавляющего большинства малых городов. Предложенные варианты решения могут быть рассмотрены как универсальные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сведения о показателях состояния дорожного движения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/, свободный. (Дата обращения: 18.02.2015 г.).

2. Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения Учебник для вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М: Транспорт, 2001 - 247 с.

3. Мовчан В.П. Современные методы организации движения: учеб. пособие / В.П. Мовчан. - Пермь, 2000.

4. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов: монография. - Новосибирск: Наука, 2004. - 267 с.

5. Горев А.Э., Олещенко Е.М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения - М.: ИД Академия, 2006. - 256 с.

6. Шелков Ю.Д., Верейкин В.Е. Информационное обеспечение водителей о направлениях движения: Методические рекомендации. - М.: ВНИЦБД МВД СССР, 1990. - 52 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. О Лысьве [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lmfrp.lysva.ru/lysva/, свободный. (Дата обращения: 18.02.2015 г.).

8. Словарь строительных терминов [Электронный ресурс]/ Режим доступа :http://dic.academic.ru/dic.nsf/stroitel/5162/, свободный. (Дата обращения: 18.02.2015 г.).

9. Генеральный план положения о территориальном планировании: Актуализир. редакция №2. Утверждаемая часть. Пояснительная записка. Том 1. Шифр 0188.12-ГП / Пермский край. Чусовской муниципальный район. Муниципальное образование «ЧГП»- Пермь, 2014 - 43 с.

10. Разработка проекта схем организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования (автобусных маршрутах регулярного сообщения) в Лысьвенском городском поселении / Руководитель темы В.Г. Половников; Лысьвенский филиал ПНИПУ - Лысьва, 2012 - 22с.

Рецензент: Денис Сергеевич Балабанов, зав. кафедрой ТД, ЛФ ПНИПУ.

Zhalko Mikhail Evgen'evich

Perm National Research Polytechnic University,Lysva branch

Russia, Lysva E-mail: Mihailz-49@mail.ru

Fedoseev Nikita L'vovich

Perm National Research Polytechnic University, Lysva branch

Russia, Lysva E-mail: nfl0807@yandex.ru

Abouttraffic loads of the main streets in small towns

of Perm state

Abstract. The article describes problem of congestion in urban highways of towns in the Perm region. Considered such cities as Lys'va, Chusovoi, Kungur. Was carried out a detailed analysis of statistical data of traffic police in the Russian Federation as a whole, and specifically the city Lysva. As part of the study questions were considered long-term studies of domestic scientists involved in the optimization of urban traffic. The article describes the theoretical basis of the organization road traffic in urban areas, and conducted analysis of the actual traffic situation on the streets of these cities. In order to confirm the practical theory put forward hypotheses were conducted field investigations and identified the most downloaded and, as a consequence, most dangerously sites. The article not only to identify the problems of congestion of the main streets in the cities of the old building of the Perm region, but also offers a number of solutions to this problem. Set of proposed measures will greatly relieve the congested streets without disrupting transport links to the city, which, in turn, will significantly reduce the number of conflict points at road system at the city.

Keywords: road accident; road system; town; main street; conflict point; Perm state; traffic.

REFERENCES

1. Svedeniya o pokazatelyakh sostoyaniya dorozhnogo dvizheniya [Elektronnyy resurs] / Rezhim dostupa: http://www.gibdd.ru/stat/, svobodnyy. (Data obrashcheniya: 18.02.2015 g.).

2. Klinkovshteyn G.I. Organizatsiya dorozhnogo dvizheniya Uchebnik dlya vuzov. - 5-e izd., pererab. i dop. - M: Transport, 2001 - 247 s.

3. Movchan V.P. Sovremennye metody organizatsii dvizheniya: ucheb. posobie / V.P. Movchan. - Perm', 2000.

4. Mikhaylov A.Yu., Golovnykh I.M. Sovremennye tendentsii proektirovaniya i rekonstruktsii ulichno-dorozhnykh setey gorodov: monografiya. - Novosibirsk: Nauka, 2004. - 267 s.

5. Gorev A.E., Oleshchenko E.M. Organizatsiya avtomobil'nykh perevozok i bezopasnost' dvizheniya - M.: ID Akademiya, 2006. - 256 s.

6. Shelkov Yu.D., Vereykin V.E. Informatsionnoe obespechenie voditeley o napravleniyakh dvizheniya: Metodicheskie rekomendatsii. - M.: VNITsBD MVD SSSR, 1990. - 52 s.

7. O Lys've [Elektronnyy resurs] / Rezhim dostupa: http://lmfrp.lysva.ru/lysva/, svobodnyy. (Data obrashcheniya: 18.02.2015 g.).

8. Slovar' stroitel'nykh terminov [Elektronnyy resurs]/ Rezhim dostupa :http://dic.academic.ru/dic.nsf/stroitel/5162/, svobodnyy. (Data obrashcheniya: 18.02.2015 g.).

9. General'nyy plan polozheniya o territorial'nom planirovanii: Aktualizir. redaktsiya №2. Utverzhdaemaya chast'. Poyasnitel'naya zapiska. Tom 1. Shifr 0188.12-GP / Permskiy kray. Chusovskoy munitsipal'nyy rayon. Munitsipal'noe obrazovanie «ChGP»- Perm', 2014 - 43s.

10. Razrabotka proekta skhem organizatsii dorozhnogo dvizheniya na avtomobil'nykh dorogakh obshchego pol'zovaniya (avtobusnykh marshrutakh regulyarnogo soobshcheniya) v Lys'venskom gorodskom poselenii / Rukovoditel' temy V.G. Polovnikov; Lys'venskiy filial PNIPU - Lys'va, 2012 - 22s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.