Научная статья на тему 'О ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ОСУЖДЁННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ'

О ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ОСУЖДЁННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ / ОСУЖДЁННЫЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Светлана Николаевна, Русаков Сергей Владимирович, Ганишина Ирина Сергеевна

Аннотация: Введение. Актуальность темы исследования обусловлена важностью изучения трансформации жизненных планов осуждённых в местах лишения свободы и недостаточной проработанностью темы исследования в юридической психологии. Целью настоящего исследования выступило изучение трансформации жизненных планов осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Исследование проводилось на базе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области. В нём приняли участие 64 осуждённых мужского пола, отбывающих наказание в исправительной колонии строгого режима. Средний срок отбывания наказания осуждёнными составил 4,5 года. Научная проблема заключается в выявлении психологических особенностей осуждённых, имеющих негативные и позитивные жизненные планы. Методы. В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ материалов личных дел, опрос экспертов-сотрудников, методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан). В ходе экспертного опроса нами выделены наиболее значимые внешние (средовые) условия, влияющие на трансформацию жизненных планов осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы: 1) условия и порядок отбывания уголовного наказания; 2) микро- и макросреда осуждённых; 3) адаптация осуждённых к условиям исправительного учреждения; 4) социальная полезная деятельность осуждённых. Результаты. С помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана установлено, что первая группа осуждённых имеет негативную мотивацию ввиду попадания в условия исправительного учреждения. Такие осуждённые отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и своих силах. В связи с этим считаем, что осуждённым первой группы (первые два месяца в исправительном учреждении) необходима своевременная психокоррекционная работа с их жизненными планами. У осуждённых второй группы в сравнении с осуждёнными первой группы имеется чётко выраженная тенденция мотивации на успех, что в первую очередь связано с предстоящим освобождением из мест лишения свободы, в связи с чем они имеют потребность в достижении конструктивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сорокоумова Светлана Николаевна, Русаков Сергей Владимирович, Ганишина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE TRANSFORMATION OF THE LIFE PLANS OF CONVICTS INDETENTION FACILITIES

Abstract: Introduction. The relevance of the research topic is due to the importance of studying the transformation of the life plans of convicts in detention facilities and insufficient elaboration of the research topic in legal psychology. The purpose of the present research was to study the transformation of the life plans of convicts in detention facilities. The study was conducted on the basis of federal government institution “Correctional colony-5” of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Ryazan region. The study engaged 64 male convicts serving their sentences in the strict regime prison colony. The average term for serving punishment by convicts was 4.5 years. The scientific problem is to identify the psychological characteristics of convicts who have negative and positive life plans. Methods. In the course of the research the following methods were used: observation, conversation, questioning, personal records analysis, expert staff survey, and “Motivation for Success and Fear of Failure” technique (A. A. Rean). During the expert staff survey, we identified the most significant external (environmental) conditions influencing the transformation of the life plans of convicts in detention facilities: 1) conditions and procedure for serving a criminal sentence; 2) micro- and macro-environment of convicts; 3) adaptation of convicts to the conditions of a correctional institution; 4) socially useful activities of convicts. Results. By using “Motivation for Success and Fear of Failure” technique by A. A. Rean, it was established that the first group of convicts has negative motivation due to being placed in a correctional facility. Such convicts are characterized by increased anxiety, uncertainty in themselves and their own abilities. In this regard, we believe that convicts of the first group (the first two months in a correctional institution) need timely psycho-correctional work with their life plans. The second group of convicts, compared to the first one has a clearly expressed tendency to be motivated to succeed, which is primarily due to the upcoming release from prison, and therefore they have a need to achieve constructive results.

Текст научной работы на тему «О ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ ОСУЖДЁННЫХ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ»

Научная статья

УДК 159.923

doi: 10.35750/2071-8284-2023-3-258-266

Светлана николаевна Сорокоумова

доктор психологических наук, профессор https://orcid.org/0000-0001-8339-6597, 4013@bk.ru

Российская академия образования Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8

Российский государственный социальный университет Российская Федерация, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Сергей Владимирович Русаков

адъюнкт

https://orcid.org/0000-0002-6741-2144, daygrey@inbox.ru

Мрина Cергеевна Ганишина

доктор психологических наук, доцент https://orcid.org/0000-0001-5137-4035, irinaganishina@yandex.ru

Академия ФСИН России Российская Федерация, 390000, Рязань, ул. Сенная, д. 1

О трансформации жизненных планов осуждённых в местах лишения свободы

Аннотация: Введение. Актуальность темы исследования обусловлена важностью изучения трансформации жизненных планов осуждённых в местах лишения свободы и недостаточной проработанностью темы исследования в юридической психологии. Целью настоящего исследования выступило изучение трансформации жизненных планов осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Исследование проводилось на базе ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области. В нём приняли участие 64 осуждённых мужского пола, отбывающих наказание в исправительной колонии строгого режима. Средний срок отбывания наказания осуждёнными составил 4,5 года. Научная проблема заключается в выявлении психологических особенностей осуждённых, имеющих негативные и позитивные жизненные планы.

Методы. В ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ материалов личных дел, опрос экспертов-сотрудников, методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан).

В ходе экспертного опроса нами выделены наиболее значимые внешние (средовые) условия, влияющие на трансформацию жизненных планов осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы: 1) условия и порядок отбывания уголовного наказания; 2) микро- и макросреда осуждённых; 3) адаптация осуждённых к условиям исправительного учреждения; 4) социальная полезная деятельность осуждённых.

Результаты. С помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана установлено, что первая группа осуждённых имеет негативную мотивацию ввиду попадания в условия исправительного учреждения. Такие осуждённые отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и своих силах. В связи с этим считаем, что осуждённым первой группы (первые два месяца в исправительном учреждении) необходима своевременная психокоррекционная работа с их жизненными планами. У осуждённых второй группы в сравнении с осуждёнными первой группы имеется чётко выраженная тенденция мотивации на успех, что в первую очередь связано с предстоящим освобождением из мест лишения свободы, в связи с чем они имеют потребность в достижении конструктивных результатов.

Ключевые слова: трансформация, трансформация жизненных планов, осуждённые, исправительные учреждения, места лишения свободы

© Сорокоумова С. Н., Русаков С. В., Ганишина И. С, 2023

Для цитирования: Сорокоумова С. Н., Русаков С. В., Ганишина И. С. О трансформации жизненных планов осуждённых в местах лишения свободы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2023. - № 3 (99). - С. 258-266; ао1: 10.35750/2071-8284-2023-3-258-266.

Svetlana N. Sorokoumova

Dr. Sci. (Psy.) Professor https://orcid.org/0000-0001-8339-6597, 4013@bk.ru

Russian Academy of Education 8, Pogodinskaya str., Moscow, 119121, Russian Federation

Russian State Social University 4, Wilhelm Peak str., Moscow, 129226, Russian Federation

St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of Troops of National Guard of the Russian Federation 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

Sergey V. Rusakov

Graduate

https://orcid.org/0000-0002-6741-2144, daygrey@inbox.ru

Irina S. Ganishina

Dr. Sci. (Psy.) Professor https://orcid.org/0000-0001-5137-4035, irinaganishina@yandex.ru

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia 1, Sennaya srt., Ryazan, 390000, Russian Federation

On the transformation of the life plans of convicts

indetention facilities

Abstract: Introduction. The relevance of the research topic is due to the importance of studying the transformation of the life plans of convicts in detention facilities and insufficient elaboration of the research topic in legal psychology. The purpose of the present research was to study the transformation of the life plans of convicts in detention facilities. The study was conducted on the basis of federal government institution "Correctional colony-5" of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Ryazan region. The study engaged 64 male convicts serving their sentences in the strict regime prison colony. The average term for serving punishment by convicts was 4.5 years. The scientific problem is to identify the psychological characteristics of convicts who have negative and positive life plans.

Methods. In the course of the research the following methods were used: observation, conversation, questioning, personal records analysis, expert staff survey, and "Motivation for Success and Fear of Failure" technique (A. A. Rean).

During the expert staff survey, we identified the most significant external (environmental) conditions influencing the transformation of the life plans of convicts in detention facilities:

1) conditions and procedure for serving a criminal sentence; 2) micro- and macro-environment of convicts; 3) adaptation of convicts to the conditions of a correctional institution; 4) socially useful activities of convicts.

Results. By using "Motivation for Success and Fear of Failure" technique by A. A. Rean, it was established that the first group of convicts has negative motivation due to being placed in a correctional facility. Such convicts are characterized by increased anxiety, uncertainty in themselves and their own abilities. In this regard, we believe that convicts of the first group (the first two months in a correctional institution) need timely psycho-correctional work with their life plans.

The second group of convicts, compared to the first one has a clearly expressed tendency to be motivated to succeed, which is primarily due to the upcoming release from prison, and therefore they have a need to achieve constructive results.

Keywords: transformation, transformation of the life plans, convicts, correctional institutions, detention facilities

For citation: Sorokoumova S.N., Rusakov S.V., Ganishina I.S. On the transformation of the life plans of convicts in detention facilities // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2023. - No. 3 (99). - P. 258-266; doi: 10.35750/2071-8284-2023-3-258-266.

Введение

Согласно распоряжению Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.», её целью является «исправление осуждённых, предполагающее обеспечение исполнения уголовных наказаний в условиях, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, предусматривающих совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы, направленных на формирование уважительного отношения осуждённого к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития»1, что поможет осуждённым, находящимся в местах лишения свободы, успешно адаптироваться в обществе, осознать себя, своё будущее и строить жизненные планы.

Жизненные планы личности - это система целей, состоящая из представлений человека о желаемом будущем и направленная на их достижение.

И. С. Ганишина, С. В. Русаков понимают жизненные планы как «совокупность жизненных целей, перспектив, программ, установок, стремлений в достижении поставленных задач, определяемых установлением сроков и выработкой жизненных стратегий» [4].

Осуждённые, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют жизненные планы, которые меняются под влиянием естественной и искусственной «трансформации», есть посредством влияния средовых (внешних) и внутренних условий.

Жизненные планы относятся к категории направленности личности, которые изучались В. Г. Деевым и А. В. Наприсом.

А. В. Наприс, изучая жизненные планы осуждённых, пришёл к выводу, что «жизненные планы являются высшим уровнем направленности личности»2.

Рассматривая трансформацию жизненных планов осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы, в первую очередь необходимо определить сущность понятия «трансформация» в современной науке [6].

Словарь иностранных слов А. Д. Михель-сона определяет термин «трансформация» как новолатинское слово, которое происходит от «латинских слов «trans» («через», «пере-» (переходить), «сквозь» (пронзать насквозь) и «formatio» (превращение, преобразование)»3.

1 Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» : сайт. - URL : https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_383610/ (дата обращения: 10.03.2023).

2 Наприс А. В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осуждённых молодежного возраста: на материалах исправительных колоний строгого режима: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 1997. - 220 с.

3 Объяснительный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с объяснением их корней : сост. по словарям: Гейзе, Рейфа и др. / Михель-сон. -9-е изд. Полнее всех изданий. - Москва: «Русская тип.» А. О. Лютецкого, 1883. -752 с.

В современной отечественной психологии понятие «трансформация» [14] рассматривается в первую очередь применительно к личности [1] и представляет собой «форму психологической защиты, при которой вытесненные негативные черты характера в сознании человека превращаются в позитивные»4.

Основной задачей личности, по мнению А. Ф. Лазурского5, создавшего одним из первых психологическую теорию трансформации личности, является приспособление к окружающей среде.

Описывая трансформацию личности, К. Юнг применяет понятие «индивидуация», которая представляет собой «естественный процесс раскрытия внутренней природы, главной цели и жизненного пути человека, включающих в себя постижения целостности, становление и развитие динамической связи между Эго и самостью, благодаря чему происходит интеграция различных частей психики и других архетипов бессознательного»6.

В настоящее время в современной отечественной психологии особого внимания заслуживает психотрансформационный подход М. Ш. Магомед-Эминова, который раскрыл существующие теории трансформации и определил их как «порождающий процесс, в ходе которого осуществляется психическая работа личности по преобразованию исходного содержания в трансформированную предметность».

М. Ш. Магомед-Эминов выделяет два вида трансформации личности: экзотрансформа-цию, которая «отражает содержание психики из глубины»7, и эндотрансформацию, представляющую преобразование личности из одной целостности в другую, но с большей полнотой, зрелостью и самореализацией. Автор демонстрирует трансформационные процессы, происходящие с человеком, разделяя их на естественные и искусственные трансформации. Под естественными трансформациями учёный понимает те изменения, которые «происходят с человеком в онтогенезе и не связаны с использованием специальных средств внедрения в психику человека (например, жизненные кризисы)». Под искусственными трансформациями понимаются «изменения, которые происходят под влиянием организованного воздействия»8.

Цель исследования: изучение трансформации жизненных планов осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Выборка исследования состояла из 64 осуждённых мужского пола, отбывающих наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской

4 Большой психологический словарь / Н. Н. Авдеева и др. ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 4-е изд., расш. - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.

5 Лазурский А. Ф. Классификация личностей. - Москва, 1922. - 265 с.

6 Юнг К. Г. Символы трансформации. - Москва: РеПа-ОгарЫс, 2000. - 496 с.

7 Магомед-Эминов М. Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности : дис. ... д-ра психол. наук. - Москва, 2009. - 680 с.

8 Там же.

области (колония строгого режима), средний срок отбывания наказания осуждёнными составил 4,5 года.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ материалов личных дел, опрос экспертов-сотрудников, методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан).

Выбор методики «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана в первую очередь предопределён значимостью процесса исправления осуждённых. Если осуждённые будут иметь мотивацию на успех, то и процесс исправления у них будет более конструктивным, а значит, и трансформация жизненных планов будет направлена у них в позитивную сторону.

Результаты исследования

В целях исследования трансформации жизненных планов осуждённых, отбывающих наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Рязанской области, нами осуществлялся эксперимент, который происходил в два этапа и включал в себя сравнительный анализ двух групп осуждённых [15], выделенных в ходе исследования. Представители первой группы (первые два месяца пребывания в исправительном учреждении) находятся на этапе адаптации к условиям исправительного учреждения, знакомятся с новыми средовыми условиями после пребывания в следственном изоляторе. Осужденные второй группы (за шесть месяцев до освобождения) находятся на заключительном этапе отбывания наказания и включают осуждённых [8], которым предстоит освобождение в конце срока отбывания наказания, а также тех, к кому было применено условно-досрочное освобождение и замена неотбытого наказания более мягким видом. Приоритетным для данной группы осуждённых является планирование своего будущего.

Первый этап (декабрь 2021 года - январь 2022 года) состоял из наблюдения, беседы, анкетирования, анализа материалов личных дел, опроса, экспертного опроса, тестирования по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана. В исследовании принял участие 31 человек.

Второй этап (сентябрь - октябрь 2022 года) состоял из наблюдения, беседы, анкетирования, анализа материалов личных дел, опроса экспертов-сотрудников, тестирования по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Ре-ана9 за шесть месяцев до освобождения второй группы осуждённых, а также включал тех лиц, к которым было применено условно-досрочное освобождение и замена неотбытого наказания более мягким видом.

В исследовании приняли участие 33 осуждённых.

Важно отметить, что все два этапа исследования [12] происходил сбор и систематизация информации о возможной тенденции изменений в поведении осуждённых, за которыми

9 Реан А. А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. - 255 с.

велось наблюдение. Сравнительный анализ показал, что наблюдение за поведением осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы [11], и анализ их высказываний даёт возможность установить истинные мотивы и взгляды осуждённых.

В рамках исследования трансформации жизненных планов осуждённых [3], отбывающих наказание в местах лишения свободы, мы изучаем внешние (средовые) условия. Под внешними (средовыми) условиями мы понимаем различного рода социально-психологические явления, которые оказывают позитивное либо негативное влияние на изменение (трансформа-цию10) жизненных планов осуждённых.

К внешним (средовым) условиям, влияющим на трансформацию жизненных планов осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы, мы отнесли: условия и порядок отбывания уголовного наказания; микро-и макросреда осуждённых; адаптация осуждённых к условиям исправительного учреждения; общественно-полезная деятельность осуждённых. Рассмотрим каждое из них.

1. Условия и порядок отбывания уголовного наказания (в соответствии со ст. 123 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ). Согласно п. 5 ст. 74 УИК РФ, «в исправительных колониях строгого режима отбывают наказание мужчины, впервые осуждённые к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений; при рецидиве преступлений и опасном рецидиве преступлений, если осуждённый ранее отбывал лишение свободы»11. В исправительных колониях строгого режима также существуют три вида условий отбывания наказаний: обычные, облегчённые и строгие. В обычных и облегчённых условиях осуждённые проживают в условиях отряда, а в строгих условиях - в запираемых помещениях.

Согласно статье 121 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, «в обычных условиях им разрешается ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо заработанных средств, пенсий и социальных пособий, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере двух тысяч рублей. В облегчённых условиях этот размер составляет три тысячи рублей, а в строгих условиях - одну тысячу рублей»12.

Психолого-педагогическое значение условий и порядка отбывания уголовного наказания для осуждённых колоний строгого режима, состоит в том, что они создают строгие пределы ограничений и свобод в отношении поведения осужденных, а также формируют определён-

10 Волков А. А. Личностные трансформации сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессиональной самореализации : дис. ... д-ра психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2010. - 262 с.

11 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. №1-ФЗ (ред. от 11.06.2022) [Электронный ресурс] // Доступ из СПС «Консультант-Плюс» : сайт. - URL : https://www.consuItant.ru/document/ cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения: 10.03.2023).

12 Там же. - С. 10.

ную установку на соблюдение общепринятых норм и правил поведения в исправительном учреждении.

Чётко регламентированный порядок отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы дисциплинирует и организовывает осуждённых, что является основополагающим и необходимым для формирования положительных жизненных планов [13].

2. Микро- и макросреда осуждённых - важный критерий, участвующий в формировании их жизненных планов. Спецификой отбывания наказания в колонии строгого режима является изоляция от общества, что, во-первых, имеет положительное влияние на осуждённого, поскольку снижает вероятность повторного воздействия на него со стороны неформальных групп; во-вторых, создаёт предпосылки для осознания вины, исправления и возможности отдаления от лиц отрицательной направленности из прежнего круга общения. Важной задачей для психологов и воспитателей исправительного учреждения является недопущение образования групп отрицательной направленности среди осуждённых, содержащихся в колонии. В случае их возникновения - попытка разобщения и формирования положительной направленности путём проведения усиленной психокоррек-ционной работы. Микросреда (исправительные учреждения) оказывает на осуждённого в том числе негативное влияние, так как при прибытии в исправительное учреждение он находится в состоянии фрустрации. Наблюдение и опрос показали, что в большинстве случаев для осуждённых характерны такие негативные психические состояния, как депрессивность, фрустри-рованность, тревожность, излишнее чувство вины. Также это часто случается на фоне абстинентных состояний, так как значительная часть преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. При формировании позитивных жизненных планов необходимо обязательно учитывать, сколько времени употреблял осуждённый на свободе наркотические, психотропные вещества либо сильнодействующие медицинские препараты, а также алкоголь.

Под макросредой мы понимаем влияние на осуждённого средств массовой информации (просмотр телепередач согласно графику, утверждённому в учреждении); трудовые и образовательные учреждения внутри колонии; неформальные сообщества, созданные внутри учреждения; семья. Все перечисленные элементы макросреды, несомненно, несут как положительную, так и отрицательную информационную направленность и оказывают влияние на формирование у осуждённых их жизненных планов.

Отечественный учёный Н. И. Козлов считает, что «сильнее всего воспитывает среда, и главной задачей должно быть создание такой среды, которая сформировала бы нужные личностные качества»13. Данная позиция, по нашему мнению, является верной и полностью приме-

нимой к пенитенциарной системе, так как при создании определённых средовых условий происходит трансформация личности в исправительном учреждении на любом этапе отбывания наказания.

Проведённые опрос, наблюдение и анкетирование первой группы осуждённых [10] (первые два месяца пребывания в исправительном учреждении) показали, что осуждённые пребывают в состоянии выраженной фрустрации. В одной трети случаев наблюдалось депрессивное состояние, планы на будущее фактически отсутствовали, ощущались недоверие в общении, подозрительность, закрытость и замкнутость.

Согласно определению А. А. Реана, эмоциональные состояния - это «относительно устойчивые переживания человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе в определённый момент времени, относительно типичные для данного челове-ка»14. В связи с этим считаем, что эмоциональное состояние осуждённых - очень важный показатель, который помогает регулировать поведение осуждённых в условиях исправительного учреждения. Представления осуждённого о себе и своём жизненном пути опираются на его прошлый опыт, позволяющий самостоятельно создавать повествование о значимых событиях, закреплённых эмоциональными состояниями.

На некоторые вопросы, касающиеся своего будущего, осуждённые не смогли дать конкретных ответов. Их жизненные планы являются близкими, больше всего их волнуют вопросы, связанные с условиями и порядком отбывания наказаний, распорядком дня, организацией длительных и краткосрочных свиданий для встреч с родственниками.

При этом лишь малая часть (6,45 %) испытуемых первой группы осуждённых имеют средние жизненные планы, желают реализовать себя в трудовой деятельности исправительного учреждения, получать поощрения и иметь перспективы условно-досрочного освобождения. Согласно проведённому опросу, такими лицами являются осуждённые, которые, находясь в карантинном отделении, твёрдо для себя решили, что после распределения в отряд начнут работать в исправительном учреждении на производственной зоне.

Проведённый опрос и наблюдение за второй группой осуждённых [2] показали, что за время их нахождения в условиях исправительного учреждения у них сформировались жизненные планы, а именно, у большей части осуждённых (72,7 %) сформированы жизненные планы на дальнейшее будущее. Данная категория осуждённых после освобождения из мест лишения свободы имеет ярко выраженные

13 Козлов Н. И. Формула личности. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 540 с.

14 Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2002. - 656 с.

перспективы и намерения, связанные с дальнейшим устройством на стабильную работу, созданием семьи, получением дополнительного образования, а также восстановлением утраченных социальных связей.

Остальные 27,3 % осуждённых имеют негативную позицию относительно своего будущего, высказываются о том, что вину за совершенное преступление также не признают. В ходе беседы выявлено, что социальные связи данных осуждённых утрачены, на свободе их никто не ждёт, а в исключительных случаях оказывается, что после освобождения из мест лишения свободы их ожидает криминогенный круг общения, недостаточность перспектив трудовой реализации, а также отсутствие определённого места жительства. Считаем, что именно эта категория лиц [9], имеющих негативные жизненные планы, должна подвергаться психокоррекционной работе, направленной на изменение негативных жизненных планов в позитивные жизненные планы в местах лишения свободы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Адаптация осуждённых к условиям исправительного учреждения [7]. Привлечение граждан к уголовной ответственности является стрессовым фактором, который меняет привычную жизнедеятельность, а также жизненный уклад личности и вызывает у неё негативные психические состояния, такие как растерянность, подавленность, отчаяние, тревожность, стресс, фрустрация, психическая и физиологическая угнетённость, крах жизненных планов и утрату перспектив. В этот период осуждённому, отбывающему наказание в местах лишения свободы, в первую очередь необходима психологическая помощь, а также сопровождение в решении сложных жизненных задач, которые возникли в связи со сменой обстановки.

В связи с тем, что адаптационный процесс должен комплексно и всесторонне сопровождаться представителями отделов и служб исправительного учреждения, мы в ходе нашего исследования провели опрос экспертов из числа сотрудников. «В первую очередь по прибытии в исправительное учреждение осуждённому необходима поддержка как психологическая [5],

так и педагогическая, а также немаловажно производить разъяснение требований действующего законодательства и учёт психологических особенностей осуждённых при распределении в отряд и на производственную зону учреждения», - отметили эксперты из числа сотрудников исправительного учреждения. Также немаловажно поощрять любую положительную инициативу, касающуюся отбывания наказания, например, выбор рабочего места, вовлечение в кружковую работу, распределение в профессиональное училище исправительного учреждения, а также учёт склонностей и интересов при выборе профессии. Перед предстоящим освобождением необходимо интересоваться будущим осуждённого, узнавать о бытовых условиях, социальных связях, дальних перспективах и планах на ближайшие 5-10 лет в целях своевременной психолого-педагогической коррекции его жизненных планов.

По нашему мнению, учёт особенностей адаптации имеет большое значение для качественного процесса исправления осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы и способствует положительной трансформации жизненных планов.

4. Общественно-полезная деятельность осуждённых (получение общего и профессионального образования, трудоустройство на производственную зону, работа сверх установленной нормы (согласно ст. 106 УИК РФ), кружковая работа, занятия по социально-правовой подготовке).

Вовлечение осуждённых в вышеперечисленные виды деятельности способствует становлению их на путь исправления и формирует у них такие качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность, ответственность.

Нами проведено тестирование двух групп осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы, с помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана для диагностики позитивных и негативных мотиваций данных групп во временном континууме (недавно прибывшие в исправительное учреждение и готовящиеся к предстоящему освобождению).

Таблица

Соотношение средних значений шкал методики осуждённых 1-й и 2-й групп по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана

1 группа осуждённых 2 группа осуждённых

(первые 2 месяца в (за шесть месяцев до

Шкалы методики исправительном учреждении) предстоящего освобождения)

Количество % от общего Количество % от общего

(чел.) количества (чел.) количества

Мотивация на неудачу 14 45,16 5 15,15

Тенденция мотивации на неудачу 3 9,68 4 12,12

Мотивационный полюс ярко не выражен 1 3,22 3 9,1

Мотивация на успех 3 9,68 4 12,12

Тенденция мотивации на успех 10 32,26 17 51,51

Итого по группе: 9,61 12,43

В таблице представлены средние значения баллов осуждённых, полученные по мотиваци-онным полюсам шкал теста «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана.

На основании полученных результатов видно, что первая группа осуждённых, находящаяся в местах лишения свободы первые два месяца, по шкале «мотивация на неудачу» имеет большее значение (45,16 %), в отличие от второй группы осуждённых (15,15 %), готовящихся к предстоящему освобождению. Это свидетельствует о негативной мотивации осуждённых первой группы в связи с адаптацией к местам лишения свободы. Осуждённые, мотивированные на неудачу, отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и своих силах. При этом по шкалам «тенденция мотивации на неудачу», «мотивация на успех» показатели превалируют у осуждённых второй группы (12,12 %).

В свою очередь, по шкале «тенденция мотивации на успех» более высокое значение наблюдается у осуждённых второй группы (51,51 %), в отличие от первой группы осуждённых (32,26 %). Это свидетельствует о том, что осуждённые второй группы имеют позитивную мотивацию, надежду на успех. Осуждённые, мотивированные на успех, уверены в себе, их отличает целеустремлённость, наличие положительных жизненных целей и планов.

Средние значения осуждённых первой и второй группы указывают на большее наличие тенденции мотивации на успех у осуждённых второй группы, готовящихся к предстоящему освобождению.

Заключение

Таким образом, нами выделены наиболее значимые внешние (средовые) условия, влияющие на трансформацию жизненных планов осуждённых, отбывающих наказание в местах лишения свободы: условия и порядок отбывания уголовного наказания; микро- и макросреда осуждённых; адаптация осуждённых к условиям исправительного учреждения, а также социально полезная деятельность осуждённых (получение общего и профессионального образования,

трудоустройство на производственную зону, работы сверх установленной нормы (согласно ст. 106 УИК РФ), кружковая работа, занятия по социально-правовой подготовке).

Установлено, что чётко регламентированный порядок отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы дисциплинирует и организовывает осуждённых, что является основополагающим и необходимым для формирования конструктивных жизненных планов.

Отмечено, что в большинстве случаев для обследуемых характерны такие негативные психические состояния, как депрессивность, фрустриро-ванность, тревожность, излишнее чувство вины.

Выявлено, что осуждённые первой группы (первые два месяца пребывания в исправительном учреждении) в одной трети случаев имеют депрессивное состояние, планы на будущее у них фактически отсутствуют, в общении ощущаются недоверие, подозрительность, закрытость и замкнутость. В свою очередь, у большей части осуждённых второй группы (за шесть месяцев до предстоящего освобождения) (72,7 %) за время их нахождения в условиях исправительного учреждения сформированы жизненные планы на дальнейшее будущее. Остальная часть осуждённых (27,3 %) имеет негативную позицию относительно будущего, высказывается о том, что вину за совершенное преступление не признает.

С помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А. А. Реана установлено, что первая группа осуждённых имеет негативную мотивацию ввиду попадания в условия исправительного учреждения. Такие осуждённые отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и своих силах. В связи с этим считаем, что осуждённым первой группы (первые два месяца в исправительном учреждении) необходима своевременная психокоррекцион-ная работа с их жизненными планами.

У осуждённых второй группы в сравнении с осуждёнными первой группы имеется чётко выраженная тенденция мотивации на успех, что в первую очередь связано с предстоящим освобождением из мест лишения свободы, в связи с чем они имеют потребность в достижении конструктивных результатов.

Список литературы

1. Bronchain J., Raynal P., Chabrol H. Network structure of psychopathic personality traits in a non-institutionalized sample // Personality and individual differences. - 2019. - № 146. - P. 41-45. DOI: 10.1016/j. paid.2019.03.044.

2. Zeyrek-Rios EY, Kenter D, Youngs D. Narrative roles of Turkish offenders // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. - 2021. - P. 1237-1262. DOI: 10.1177/0306624X211010285.

3. Pettus-Davies K., Wrenn T., Lacasse J. R., Motley R. Proposing a population-based intervention approach for treating trauma among men during and after incarceration // Psychology of men and masculinity. - 2019. - № 20 (3). - P. 379-393. DOI: 10.1037/men0000171.

4. Ганишина И. С., Русаков С. В. Жизненные планы осуждённых, отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима // Пенитенциарная наука. - 2022. - Т. 16. - № 2 (58). - С. 213-219. DOI: 10.46741/2686-9764.2022.58.2.011.

5. Грушин Ф. В., Перемолотова Л. Ю., Жилко И. А. Концепция исследования формирования деструктивных свойств личности осуждённого // Всероссийский криминологический журнал. -2020. - Т. 14. - № 1. - С. 120-127.

6. Кашина О. П. Трансформация ценностных ориентаций личности в период зрелости // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2012. - № 24. - С. 122-125.

7. Манашов М. Э. Трансформация ценностных ориентаций личности на основе научных представлений // Вестник Ошского государственного университета. - 2020. - № 1-3. - С. 300-304.

8. Науменко С. А. Психологический портрет личности осуждённого // Гуманитарный вестник (Горловка). - 2020. - № 11. - С. 95-100.

9. Недялкова Й. М. Индивидуальные особенности личности осуждённого (результаты психологического исследования) // Пенитенциарная наука. - 2021. - Т. 15. - № 2 (54). - С. 321-327.

10. Писарев О. М., Молчанова Е. П. Особенности смысловых установок осуждённых за экстремизм // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. -2020. - № 1 (3). - С. 91-108.

11. Русаков С. В. Подходы к трансформации личности в отечественной и зарубежной психологии / Антропоцентрические науки в образовании : сборник научных статей XVII Международной научно-практической конференции / ред. кол.: Э. П. Комарова (отв. ред.) [и др.]. - Воронеж: Изда-тельско-полиграфический центр «Научная книга», 2022. - С. 155-157.

12. Саликова Э. М. В. Трансформация метафорических репрезентаций жизненного пути личности в период самоизоляции у взрослых // Клиническая и специальная психология. - 2020. - Т. 9. -№ 2. - С. 147-160. DOI: 10.17759/cpse.2020090207.

13. Селин А. В. Трансформация жизненного пути личности в ситуации хронического соматического заболевания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 80. - С. 498-505.

14. Тагильцева Е. А. Трансформация личности в условиях концлагеря: условия выживания // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2021. - № 2. - С. 41-50. - DOI: 10.24412/23039744-2021-2-41-50.

15. Южанин В. Е. Проблема изучения личности осуждённого при поступлении его в исправительное учреждение и подготовке к освобождению // Вестник Кузбасского института. - 2021. -№ 4 (49). - С. 141-147.

References

1. Bronchain J., Raynal P., Chabrol H. Network structure of psychopathic personality traits in a non-institutionalized sample // Personality and individual differences. - 2019. - № 146. - P. 41-45. DOI: 10.1016/j. paid.2019.03.044.

2. Zeyrek-Rios Ey, Kenter D., Youngs D. Narrative roles of Turkish offenders // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. - 2021. - P. 1237-1262. DOI: 10.1177/0306624X211010285.

3. Pettus-Davies K., Wrenn T., Lacasse J. R., Motley R. Proposing a population-based intervention approach for treating trauma among men during and after incarceration // Psychology of men and masculinity. - 2019. - № 20 (3). - P. 379-393. DOI: 10.1037/men0000171.

4. Ganishina I. S., Rusakov S. V Zhiznennyye plany osuzhdonnykh, otbyvayushchikh nakazaniye v ispravitel'noy kolonii obshchego rezhima // Penitentsiarnaya nauka. - 2022. - T. 16. - № 2 (58). - S. 213219. DOI: 10.46741/2686-9764.2022.58.2.011.

5. Grushin F. V., Peremolotova L. Yu., Zhilko I. A. Kontseptsiya issledovaniya formirovaniya destruktivnykh svoystv lichnosti osuzhdonnogo // Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. - 2020. -T. 14. - № 1. - S. 120-127.

6. Kashina O. P. Transformatsiya tsennostnykh oriyentatsiy lichnosti v period zrelosti // Sborniki konferentsiy NITS «Sotsiosfera». - 2012. - № 24. - S. 122-125.

7. Manashov M. E. Transformatsiya tsennostnykh oriyentatsiy lichnosti na osnove nauchnykh predstavleniy // Vestnik Oshskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2020. - № 1-3. - S. 300-304.

8. Naumenko S. A. Psikhologicheskiy portret lichnosti osuzhdonnogo // Gumanitarnyy vestnik (Gorlovka). - 2020. - № 11. - S. 95-100.

9. Nedyalkova Y. M. Individual'nyye osobennosti lichnosti osuzhdonnogo (rezul'taty psikhologicheskogo issledovaniya) // Penitentsiarnaya nauka. - 2021. - T. 15. - № 2 (54). - S. 321-327.

10. Pisarev O. M., Molchanova Ye. P. Osobennosti smyslovykh ustanovok osuzhdonnykh za ekstremizm // Vestnik Tomskogo instituta povysheniya kvalifikatsii rabotnikov FSIN Rossii. - 2020. - № 1 (3). - S. 91-108.

11. Rusakov S. V Podkhody k transformatsii lichnosti v otechestvennoy i zarubezhnoy psikhologii / Antropotsentricheskiye nauki v obrazovanii : sbornik nauchnykh statey XVII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii / red. kol.: E. P. Komarova (otv. red.) [i dr.]. - Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskiy tsentr «Nauchnaya kniga», 2022. - S. 155-157.

12. Salikova E. M. V. Transformatsiya metaforicheskikh reprezentatsiy zhiznennogo puti lichnosti v period samoizolyatsii u vzroslykh // Klinicheskaya i spetsial'naya psikhologiya. - 2020. - T. 9. - № 2. -S. 147-160. DOI: 10.17759/cpse.2020090207.

13. Selin A. V. Transformatsiya zhiznennogo puti lichnosti v situatsii khronicheskogo somaticheskogo zabolevaniya // Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. -2008. - № 80. - S. 498-505.

14. Tagil'tseva Ye. A. Transformatsiya lichnosti v usloviyakh kontslagerya: usloviya vyzhivaniya // Vestnik po pedagogike i psikhologii Yuzhnoy Sibiri. - 2021. - № 2. - S. 41-50. - DOI: 10.24412/2303-97442021-2-41-50.

15. Yuzhanin V. Ye. Problema izucheniya lichnosti osuzhdonnogo pri postuplenii yego v ispravitel'noye uchrezhdeniye i podgotovke k osvobozhdeniyu // Vestnik Kuzbasskogo instituta . - 2021. - № 4 (49). -S. 141-147.

Статья поступила в редакцию 16.03.2023; одобрена после рецензирования 11.06.2023; принята к публикации 28.07.2023.

The article was submitted March 16, 2023; approved after reviewing June 11, 2023; accepted for publication July 28, 2023.

Вклад авторов в подготовку статьи:

Сорокоумова Светлана Николаевна - критический анализ литературы; доработка текста.

Русаков Сергей Владимирович - теоретический анализ литературы и результатов эмпирического исследования; проведение эмпирического исследования.

Ганишина Ирина Сергеевна - проведение эмпирического исследования; систематизация и представление авторского аналитического материала; доработка текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.