ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА
В. В. Барабаш
Доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН)
Victor V. Barabash Doctor of Science (Philology), Professor Russian Peoples' Friendship University Dean E-mail: barabash_vv@ rudn.university
М.А. Чекунова
Кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов (РУДН)
Marina A. Chekunova Russian Peoples' Friendship University, PhD (Philology) Associate Professor of the Department of Mass Communication E-mail: chekunova@gmail.
УДК 1; 008; 37
О трансформации жанровых канонов в политико-административном сетевом медиадискурсе
Авторы рассматривают совокупность форм, правил и способов политико-административной коммуникации, которые формируют жанровый канон политико-административного сетевого медиадискурса. Анализируя особенности формирующегося сценария взаимодействия между обществом и властью в неформальном сегменте Интернета, авторы выявляют признаки программности, целевые установки, логико-речевой замысел и содержательные характеристики текста. Совокупность блога, «Твиттера» и контента страницы в «Инстаграм» становится одним из наиболее мощных инструментов создания, развития и трансляции значимых для общества ценностей и может выполнять роль важнейшего системообразующего комплексного гипержанра политико-административного дискурса.
Ключевые слова: жанр, гипержанр, жанровый канон, медиадискурс, блог, «Твиттер», «Инстаграм».
Понятие жанра является одним из центральных понятий современной философии языка и тесно связано с риторической категорией уместности речи. По мнению Т. В. Анисимовой, «проблема жанра скорее риторическая, чем лингвистическая» [1]. Согласно концепции жанров М. М. Бахтина, каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы высказываний, сходных по своему
Как цитировать статью: Барабаш В. В., Чекунова М. А. О трансформации жанровых канонов в политико-административном сетевом медиадискурсе // Ценности и смыслы. 2017. № 3 (49). С.74-80.
тематическому содержанию, стилю и композиционному построению. Каждый такой тип высказываний представляет собой жанр — «типологически устойчивую форму целого высказывания, устойчивый тип построения целого, кодифицированную форму действия» [2, с. 180].
В свою очередь, ситуации общения типологически и сущностно различаются в зависимости от их принадлежности к сферам человеческого общения (политической, художественной, религиозной и т.п.), представляющим собой области культуры, в которых создаются и функционируют специфические для них жанры [5, с. 69]. Тексты политико-административного сетевого медиадискурса можно отнести к сфере идеологического, публицистического и одновременно делового общения.
Совокупность форм, правил и способов коммуникации, характерных для той или иной типичной ситуации общения (жанра), определяются как жанровый канон (норматив), следование которому является важным условием уместности текста, предлагаемого аудитории, условием диалога в общении адресанта и адресата. Так, Е. Н. Зарецкая определяет жанровый канон как «общепринятую манеру, обычный способ исполнения конкретного типа речевых актов» [4, с. 366-367]. Соответствие такому канону предполагает распознавание жанра как общепринятого сценария коммуникации и способствует восприятию и правильному пониманию текста аудиторией. Сценарий коммуникации в политико-административной сетевой медиасфере породил совершенно определенный жанр, который, с одной стороны, не является уникальным именно для данной области речевой деятельности, но, с другой,— имеет сформировавшиеся специфические характеристики, которые являются жанровыми доминантами. Прежде всего это конвергентное соединение характеристик административно-деловой, публицистической и разговорной речи в условиях четко сформированного коммуникативного намерения со стороны адресата, выраженного в форме дневниковой записи (Александр Ткачев @antkachev 29 окт. 2014 г.: Считаю, правоохранители должны предельно жестко разобраться в ситуации с избиением медика скорой в Сочи. Подобное надо пресекать на корню).
Сегодня палитра видов речевого взаимодействия общества и власти существенно расширилась. В современных условиях публичные высказывания не только политиков, но и представителей исполни-
тельных государственных структур, в том числе и спонтанные, опираются на определенные установки, что позволяет выявить в текстах политико-административного дискурса признаки программности, так как автор текста воспринимается в аудитории как лидер, чьи выступления становятся не только руководством к действию, но и образцом современной речевой деятельности. Их речевая манера неизбежно влияет на общественную культуру речи, а сами блоговые записи публичных персон политико-административного сетевого медиадискур-са не только декларируют определенные управленческие установки, но и побуждают к тем или иным поступкам в соответствии с данными установками (Марина Ковтун @KovtunM 26 июл.: Срочные меры по устранению отставания подготовки к зиме жилищного фонда необходимо предпринять главам администраций Печенги и Ревды).
Содержание коммуникации весьма значимо для жанровой принадлежности многих типичных ситуаций общения. Соответствующие жанровые каноны не всегда непосредственно зависимы от форм диалогического взаимодействия адресантов и адресатов высказываний. Здесь на первый план выступают целевые установки, логико-речевой замысел и содержательные характеристики текста. В таком случае речь идет о гипержанре, допускающем широкую вариативность форм и способов речевого поступка, включающем в себя определенную совокупность риторических жанров [6, с. 119]. Черты такого гипержанра выявляются в текстах блогов и микроблогов политико-административной сетевой медиакоммуникации.
В отличие от обычных риторических жанров любой гипержанр определяется не композицией, а сферой, субъектами и тематикой человеческого общения. Соответственно гипержанровая структура сферы политико-административного общения связана с особенностями объектов (то есть тематической спецификой высказываний) и субъектов соответствующего типа коммуникации. Возможная система доминантных признаков гипержанра политико-административного сетевого медиадискурса должна строиться, исходя не только из формы обычного риторического жанра, но также из содержания типичных ситуаций общения, определяющего жанровую структуру политико-административной коммуникации сетевого сообщества. В таком случае универсальность технологических требований и коммуникативной ситуации, определяющих особенности языка и стиля полити-
ко-административной виртуальной коммуникации, позволяет говорить о гипержанре, в рамках которого объединяются тексты блогов, микроблогов с публикациями в «Инстраграм» (В. Миклушевский @у_ тгЫшкеувЫу 2 сент.: Сегодня, 2 сентября, на боевом посту, выполняя свой долг, погиб начальник Главного управления... https://www.instagram. сот/р/Б]2ККЬсНБа9/).
Исходя из представления о жанрах как культурно-обусловленных сценариях успешной коммуникации, тексты блогов и / или микробло-гов представителей власти можно определить как особый, содержательно обусловленный гипержанр коммуникационного взаимодействия в политико-административной сфере. Сценарии коммуникации здесь обусловлены не только одной типичной ситуацией общения в виртуальном пространстве, но и совокупностью специфических ситуаций, в которых представители исполнительной власти предлагают обществу определенную программу действий и связанную с ней систему мировоззренческих установок, способную существенно влиять на принятие общественно значимых решений. В данном случае риторической формой коммуникации становится микроблог, к которому присоединяются в гипертекстовом режиме блоговые тексты и материал «Инстраграм». Конкретная текстовая реализация данного коммуникативного гипержанра во многом обусловлена существующими канонами риторических жанров, однако может существенно нарушать эти каноны, поскольку параметры ситуации общения задаются прежде всего принципами формирования текстов в сетевой среде. Одной из интересных особенностей этого гипержанра становится и то, что ми-кроблог вне объединения с блогом или с публикацией в «Инстраграм» сохраняет типичные черты гипержанра благодаря нелинейной организации содержания: В. Миклушевский @v_miklushevskiy 15 апр.: Летний кубок КВН—теперь во Владивостоке:-))) 11 сентября 2016 года:-))) https://www.instagram.com/p/BEO0c- SigX/.
Вне зависимости от формы риторического гипержанра, содержание политико-административного блога или микроблога претендует на постановку или решение важных текущих вопросов общественной жизни, предлагает обществу определенную, как правило, достаточно цельную систему взглядов и мотиваций. В этом отношении блог и / или микроблог становится одним из наиболее мощных инструментов создания, развития и трансляции значимых для общества ценностей
и может выполнять роль важнейшего системообразующего жанра политико-административного дискурса в целом. В нынешней ситуации доминирования интернет-канала в системе массовой коммуникации именно данный жанр обретает особую значимость, намного более высокую, чем значимость официозных текстов, так как в отечественной языковой культуре персонифицированные тексты имеют гораздо большую действенность, чем тексты, не отождествляемые с персоной лидера [3, с. 30-35].
Не менее важны и содержание текста, и цельность его риторического воплощения, и культурно-речевой статус автора, обращающегося к широкой аудитории. Наиболее общие, определяющие характеристики соответствующего жанрового канона достаточно очевидны. Он предполагает конкретизированный характер содержания высказывания, высокий культурно-речевой статус ритора, создание и трансляцию новых политико-административных смыслов, а также мотивацию адресанта на коррекцию общественного мнения в условиях принятия управленческих решений. Содержание текста блога и микроблога определяется политико-административной мотивацией ритора и совокупностью ключевых проблем общественного развития. Фактор культурно-речевого статуса, как правило, определяется дискурсивной значимостью речевых поступков адресанта, местом и ролью его высказываний в развитии политико-административного сетевого медиадискурса.
В российской дискурсивной традиции в рамках данного жанра формируются не только важнейшие тенденции развития политико-административного сетевого медиадискурса, но и риторика (речевая культура) определенного временного периода. Представители исполнительной власти транслируют на массовую аудиторию свой идеал речевой деятельности, присущие именно им способы и формы речевого поступка. Однако авторы блогов и микроблогов политико-административного медиадискурса стремятся не выходить за рамки русского литературного языка и демонстрируют обществу достаточно высокую культуру речевого поведения.
Так, в рамках гипержанра блога и/или микроблога политико-административной сетевой медиакоммуникации и формируются социально значимые нормативы этого жанра, и задаются базовые параметры общественного диалога. Тексты данного гипержанра наиболее оче-
видно свидетельствуют о значимости категории убеждения в политико-административном сетевом медиадискурсе, о соотношении в нем риторических категорий логоса, этоса и пафоса. Очевидно, что логос (слово, высказывание) микроблога особенно ярко отражает и этос, то есть характер говорящего, и пафос, который в данном случае можно трактовать как стиль (Василий Голубев @golubev_vu 28 мар.: Призываю всех принять участие в месячнике благоустройства и озеленения наших городов и поселков. Сделаем их лучше!).
Жанр блог+микроблог сегодня не только является очень популярным среди массовой сетевой аудитории, но и становится эффективным способом общения власти и населения. Логико-речевой замысел подобных текстов — это прежде всего замысел политико-административный. Он непосредственно связан с задачами управления обществом и легитимации определенных политико-административных решений. Системность текстового разрешения этих задач является одним из важнейших объектов риторического анализа. Риторическая оценка текстов данного жанра во многом характеризует специфику риторической культуры данного общества, является значимым ориентиром для понимания его дискурсивных систем.
Блоговые комплексы ведущих представителей власти структурируют политико-административное сетевое медиадискурсивное пространство и имеют особую значимость для политико-административной сферы современного российского общества. Риторическое исследование текстов данного жанра является значимым условием для понимания важнейших особенностей и тенденций развития политико-административного сетевого медиадискурса, которые во многом определяют и более общие характеристики современной политико-административной коммуникации.
Таким образом, можно выделить совокупность критериев, наиболее значимых для риторического анализа и дискурсивной оценки политико-административных сетевых текстов, имеющих отношение к жанру комплексного гиперблога, в который входят сам блог, «Твиттер» и контент страницы в «Инстаграм». К данной совокупности критериев относятся: тематическая конкретика содержания текста; содержательная цельность и риторическая (жанровая) уместность текста; проявление в тексте особого культурно-речевого статуса адресанта (ритора), соответствующих целевых установок и мотивации речетворчества; харак-
тер аргументации и соотношение эвокативных функций дискурсивного действия; специфика проявления категорий логоса, этоса и пафоса; жанрово-стилистические особенности воплощения речевого замысла; дискурсивная значимость гиперблога как средства моделирования и воплощения качественно новых политико-административных взаимоотношений. Риторическая и дискурсивная оценка данных текстов с точки зрения избранных критериев позволяет составить представление о характере речевой деятельности представителей исполнительной власти, чьи блоговые записи существенно влияют на становление и развитие российского общества на основе легитимности, транспарентности и открытости.
Литература
1. Анисимова Т. В. О принципах классификации риторических жанров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0070237.pdf (дата обращения: 10.12.2014).
2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Собр. соч., т. 5: Работы 1940-1960 гг. М. : Русские словари, 1996. С. 159-206.
3. Ермаков С. В. Власть в русской языковой и этнической картине мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 408 с.
4. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд. М. : Дело, 2002. 480 с.
5. Салимовский В. А. Функционально-стилистическая традиция изучения жанров речи // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : изд-во ГосУнц «Колледж», 1999. Вып. 2. С. 61-75.
6. Седов К. Ф. Жанр и коммуникативная компетенция. Жанры повседневного общения и хорошая речь // Хорошая речь. Саратов, 2001. С. 108-124.