Научная статья на тему 'Риторические категории политико-административного сетевого медиадискурса'

Риторические категории политико-административного сетевого медиадискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
373
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / МЕДИАДИСКУРС / ЛОГОС / ЭТОС / ПАФОС / УБЕЖДЕНИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ / RHETORIC / MEDIA DISCOURSE / LOGOS / ETHOS / PATHOS / PERSUASION / INFLUENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чекунова М. А.

Статья посвящена осмыслению основных риторических категорий на материале текстов политико-административного сетевого медиадискурса, к которым относятся твиттеры представителей исполнительной власти. В процессе рассмотрения таких ведущих категорий риторики, как логос, этос и пафос, автор выявляет их специфику в применении к новой риторической ситуации, которая выстраивает оригинальные условия реализации основных риторических функций воздействия и убеждения. В минитекстах твиттер-высказываний политико-административного медиадискурса в Интернете в полной мере проявляются все основные риторические категории, особенности реализации которых позволяют говорить об этих высказываниях как о публичных текстах, обладающих риторической значимостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHETORICAL CATEGORIES OF POLITICO-ADMINISTRATIVE DISCOURSE ON THE INTERNET

The article is devoted to the understanding of the main rhetorical categories on the texts of the political and administrative network of discourse, which include Twitter, representatives of the executive power. In reviewing such major categories of rhetoric as logos, ethos and pathos, the author reveals their specifics in the application to a new rhetorical situation, which builds the original terms of the implementation of the basic rhetorical functions of influence and persuasion. In minitexts twitter statements of a political and administrative media discourse on the Internet all main rhetorical categories which features of realization allow to speak about these statements as about the public texts having the rhetorical importance are fully shown.

Текст научной работы на тему «Риторические категории политико-административного сетевого медиадискурса»

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016

УДК: 002

ББК: 76.002

Чекунова М.А.

РИТОРИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОГО СЕТЕВОГО МЕДИАДИСКУРСА

Chekunova M.A.

RHETORICAL CATEGORIES OF POLITICO-ADMINISTRATIVE DISCOURSE ON THE

INTERNET

Ключевые слова: риторика, медиадискурс, логос, этос, пафос, убеждение, воздействие.

Keywords: rhetoric, media discourse, logos, ethos, pathos, persuasion, influence.

Аннотация: статья посвящена осмыслению основных риторических категорий на материале текстов политико-административного сетевого медиадискурса, к которым относятся твиттеры представителей исполнительной власти. В процессе рассмотрения таких ведущих категорий риторики, как логос, этос и пафос, автор выявляет их специфику в применении к новой риторической ситуации, которая выстраивает оригинальные условия реализации основных риторических функций воздействия и убеждения. В минитекстах твиттер-высказываний политико-административного медиадискурса в Интернете в полной мере проявляются все основные риторические категории, особенности реализации которых позволяют говорить об этих высказываниях как о публичных текстах, обладающих риторической значимостью.

Abstracts: the article is devoted to the understanding of the main rhetorical categories on the texts of the political and administrative network of discourse, which include Twitter, representatives of the executive power. In reviewing such major categories of rhetoric as logos, ethos and pathos, the author reveals their specifics in the application to a new rhetorical situation, which builds the original terms of the implementation of the basic rhetorical functions of influence and persuasion. In minitexts twitter statements of a political and administrative media discourse on the Internet all main rhetorical categories which features of realization allow to speak about these statements as about the public texts having the rhetorical importance are fully shown.

Жизненность и востребованность риторики в современном обществе подтверждается возрождением методов и подходов классической риторики в неориторике, которая изучает законы речевой коммуникации на примере построения и интерпретации художественного текста. С точки зрения политико-административной коммуникации, устройство речевой организации общества предполагает распределение права на речь между властью и народом. Блогосфера практически стирает это распределение и наделяет власть и общество равными правами на их речевое взаимодействие. Известный ученый Г.Г. Хазагеров исследует политическую риторику и считает политическое красноречие частным видом красноречия в целом1. Адекватное понимание политико-административной риторики требует функционального подхода. С функциональной точки зрения, язык издавна считается средством передачи информации от одного (человека, субъекта) к другому. В сущности, на это указывал уже

1 См.: Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. - М.: Европа, 2002. - 313 с.

Платон в диалоге «Кратил»: «...Произнося какое-то слово, я подразумеваю нечто определённое... И если ты узнаёшь это тогда, когда я произношу какое-то слово, то можно сказать, что я как бы сообщаю тебе что-то»2. В ХХ в. Карл Бюлер выделяет в языке функции репрезентации, изъяснения (экспрессия) и побуждения (апелляция), которыми наделены высказыва-ния3. Данные функции ярко проявляются в по-литико-администра-тивной речевой практике, которая направлена прежде всего на регуляцию, а значит нуждается в реализации всех трех функций. Как и в журналистских публикациях, в текстах микроблогов функция репрезентации реализуется через представление фактов, с которыми связана интенция высказывания. В свою очередь, факты сопровождаются экспрессивным комментарием (так реализуется функция изъяснения, действительно, направленная на разъяснение представленного факта). Таким же обяза-

2 Платон. Теория риторики // Сорб.соч.: в 3-х тт. Т. 1. - М.: Наука, 1968. - С. 674.

3 Бюлер К. Теория языка. Репрезентатавная функция языка. - М.: Прогресс, 1993. - С. 34.

тельным намерением, присущим и журналистским текстам, становится побуждение, то есть рекомендация совершить какой-то поступок или оценить данный факт каким-то определенным образом (Василий Голубев @golubev_vu 15 дек. 2014 г.: Приближаются праздники. Предупредил сегодня всех на оперативке: никаких корпоративов за счет бюджета!).

Предмет риторического исследования определяется значимостью эвокативной (убеждающей) речи. Убеждающая речь, либо убеждение в речи, является содержанием всякого риторического действия и соответственно основным предметом риторического исследования. Риторика изучает тексты с точки зрения их эвокативного (апелляционного, убеждающего) содержания.

При информативном словоупотреблении язык используется для формирования истинных или ложных суждений; при экспрессивном - для выражения состояний сознания говорящего. Эвокативное словоупотребление имеет целью оказание влияния на слушателя, возбуждение у него определенных мыслей, оценок, стремлений к некоторым действиям. Однако «каждое языковое выражение выполняет одновременно информативную, экспрессивную и эвокативную функции. Различия... определяются тем, какая из функций является доми-нирующей»1. Эвокативное содержание не только присутствует во всяком тексте, имеющем общественную значимость, но и определяет его действенность. Так, журналистский текст во многом определяется именно эвока-тивными функциями. По определению А.А. Грабельникова, такому тексту присущи «информационная, объясняющая, оценивающая и побуждающая» функции2. Совмещение этих функций в блоговом политико-административном тексте говорит о его многофункциональном характере и одновременно о целенаправленной коммуникативной стратегии и тактике убеждения адресанта (Марина Ковтун @KovtunM 12 июня: Дорогие земляки! Сердечно поздравляю вас с главным праздником нашего государства - Днем России! Сегодня мы приходим к осознанию патриотизма как национальной идеи, призванной сплотить народы нашей многонациональной страны. Эта идея является символом национального единения и общей ответственности за насто-

1 Ивин А.А. Основная логика оценок. - М.: МГУ, 1970. - С. 12.

2 Грабельников А.А. Основы организации и техники производства журналистских текстов. Вводный курс. - М.: РУДН, 1983. - С. 12.

ящее и будущее нашей Родины.).

В качестве методов убеждающей речи объяснение, оценка и побуждение органически связаны с такими категориями риторики, как логос, этос и пафос, раскрывающими аргумен-тативную специфику действия более общей категории диалогизма в конкретных условиях коммуникации.

Категория логоса раскрывает совокупность возможных рациональных, логических оснований убеждения в условиях данной аудитории. По определению Ю.В. Рождественского, «логосом принято называть словесные средства, используемые создателем речи в данной речи при реализации замысла речи»3. Логос политико-административной речи раскрывается через ее объясняющую функцию и реализуется методом объяснения (Кошагоуа ЫМа1уа @ KomarovaNatalya 9 мар. 2012 г.: Нижневартовск, горожане, с Днем рождения:)) Друзья присоединяйтесь. Этот город-трудяга!).

Категория этоса определяет совокупность оценочных (этических) суждений, заведомо уместных и эффективных в отношении адресата речи. Согласно теории Ю.В. Рождественского, «этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю»4, Интернет-аудитория как получатель речи представителей исполнительной власти в Твиттере предлагает достаточно четкие практико ориентированные условия реализации коммуникативных намерений. Доводы к этосу (буквально к обычаю), или этические доказательства, принято делить на доводы к сопереживанию и доводы к отвержению5. Эти доводы всегда обусловлены коллективной памятью и коллективной моралью, что самым непосредственным образом связывает риторическую категорию этоса с философско-психологическими категориями «коллективный разум» и «коллективное бессознатель-6 1->

ное» . В интернет-коммуникации политико-административного сегмента понятие «коллективного разума» получает реальное воплощение в виде голосования на портале «Активный гражданин» или общественных обсуждений той или иной записи в губернаторских твитте-рах, которая, в свою очередь, содержит имплицитные воздействующие оценки, связанные с

3 Рождественский Ю.В. Теория риторики. -М.: Добросвет, 1997. - С. 96.

4 Там же. - С. 78.

5 Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. - М.: Европа, 2002. - С. 48.

6 Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - С. 51.

архетипами, заложенными в «коллективном бессознательном» (Василий Голубев@ golubev_vu 22 авг. 2014 г.: Рад, что триколор воспринимается большинством жителей страны как символ нашей великой державы. Мы осознаем это и гордимся тем, что мы россияне).

Категория пафоса (страсти) характеризует совокупность побуждающих возможностей речи в конкретной ситуации общения. «Пафос

- намерение, замысел создателя речи, имеет целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему»1. Авторы текстов твиттеров, формирующих политико-административный сегмент блогосферы, всегда задают для обсуждения четко сформулированную и конкретно интересующую их тему, требующую не только развития и обсуждения, но и решения. «Доводы к пафосу апеллируют к чувствам человека. Традиционно их разделяют на угрозы и обещания»2. Специфика апелляции к чувствам сетевого сообщества в коммуникативной ситуации политико-административного сетевого медиадискурса заключается в совмещении публицистичности, официоза и разговорности, а также в том, что тематика твиттер -записей касается вопросов, вызывающих крайнюю активную заинтересованность общества и

- соответственно - их искренние чувства одобрения или возмущения... (Sergei Morozov @ morozov si 4 мар. 2015 г.: О строительстве гипермаркета на месте березовой рощи в Ди-митровграде и речи быть не может!).

Согласно теоретическим разработкам М.М. Бахтина, категории логоса (значения), этоса (ситуации) и пафоса (оценки) формируют смысловой состав жизненного высказывания («нехудожественной речи»). При этом «определяющим звеном является этос - социальные условия коммуникации»3.

С точки зрения задач дискурсивного риторического исследования, проявление категории это-са в политико-административном сетевом ме-диадискурсе представляет особый интерес, поскольку является ключевым для понимания логоса и пафоса. Именно социальная значимость определяет тематику твиттер-записей представителей власти, словесные средства и оттенки пафосности.

В целом специфика проявления данных

1 Рождественский Ю.В. Теория риторики. -М.: Добросвет, 1997. - С. 99.

2 Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. - М.: Европа, 2002. - С. 43.

3 Романенко А.П. Образ ритора в советской словесной культуре: учеб. пособие. - М.: Флинта; Наука, 2003. - С. 33.

категорий риторики в настоящих текстах отражает базовые параметры коммуникативного акта (процесса) и является традиционным объектом как риторических дискурсивных исследований, так и более общих исследований словесной культуры.

Категории ясности, уместности и красоты связаны с коммуникативными качествами убедительной речи, которая формируется в текстах политико-административ-ного сетевого общения благодаря прагматической нацеленности автора на достижение конкретных целей донесения до аудитории своей точки зрения.

Риторическое требование к ясности речи заключается в том, что всякий убеждающий текст должен легко, однозначно и адекватно восприниматься аудиторией. Это предполагает не только обеспечение его речевой правильности, цельности и связности, но и наличие очевидной логической последовательности изложения, доступной адресату системы аргументации, четкое выделение и подчеркивание основной мысли, отсутствие всего, что может затруднить восприятие и понимание текста. Композиция в таком случае становится конструктивной формой для обеспечения ясности речи и убедительной передачи необходимого смысла. В текстах политико-административного сетевого медиадискурса ясность речи является обязательным требованием в связи с ограниченностью развернутости высказывания, поэтому и композиция стремится к упрощению (Василий Голубев @golubev_vu 26 сент. 2014 г.: Порядок во дворах и скверах предлагаю навести всем вместе. Приглашаю всех на субботник).

Категория ясности речи связана с более общей категорией логоса и на уровне интерпретации текста адресатом выражается в понимании, которое должно соответствовать общему коммуникативному замыслу адресанта. Это предполагает не только объективную логическую полноценность, а также общепонятность текста, но и его ориентацию на привычные данному адресату способы понимания. Степень понимания может быть оценена с помощью отзывов и комментариев, сопутствующих авторскому высказыванию. Ясность мик-роблоговых записей политико-административного сетевого медиадискурса отличается своеобразием, которое обусловлено сжатостью текста и концентрацией его смыслов (Вениамин Кондратьев @kondratyevvi 28 сент.: Уже больше 600 тысяч кубанцев привились от гриппа. А сам все никак время не найду. Надо. И вы задумайтесь.).

Уместность речи означает ее соответ-

ствие ожиданиям аудитории и в целом конкретной ситуации общения. Эмоционально -оценочное содержание уместной речи в основном соответствует мировоззренческим, этическим представлениям аудитории, привычным стереотипам мышления и чувственного восприятия действительности. Требование уместности также существенно для политико-административной блогосферы, тексты которой обладают четкими ситуативными признаками (Sergei Morozov @morozov_si 11 дек. 2015 г.: Начинаю утро с добрых новостей. Сегодня стало известно, что Ульяновск вошел в сеть креативных городов ЮНЕСКО по направлению "Литература"). Категория уместности связана с риторической категорией этоса и (по отношению к ситуации общения) является одним из важнейших критериев для анализа риторических текстов с точки зрения их соответствия жанрам коммуникации.

В риторике политико-административного сетевого медиадискурса основными категориями риторического воздействия становятся убеждение и диалогизм. Убеждение открыто и непосредственно влияет на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы сознания адресата речи. Риторика блоговых текстов по-литико-административ-ного дискурса состоит в том, что убеждение реализуется в нем действительно открыто и непосредственно (Василий Голубев@ golubev_vu 24 сент. 2014 г.: В связи с неблагоприятным прогнозом прошу по возможности не покидать помещений, быть внимательными, если непогода застала на улице).

Диалог предполагает речевое взаимодействие, целью которого является убеждение. С этой точки зрения, риторику возможно охарактеризовать как учение о диалогической речи, предметом которого является «социальное событие речевого взаимодействия, осуществленное высказыванием и высказываниями». Именно такое взаимодействие М.М. Бахтин характеризовал в качестве «основной реальности язы-ка»1. Такое событие - это всегда текст либо совокупность текстов. Риторическая диалого-вость политико-административной речевой практики не вызывает сомнений и может быть оценена как одна из ключевых сущностных доминант (Sergei Morozov @morozov_si 31 авг. 2014 г.: Принял эстафету от skyzmin. Продукты отвез маме. Купил все, что она просила. Все из ее списка нашлось... http://instagram. com/ p/sXfrBYQ_Bm/ ). Диало-

1 Бахтин М.М. Тетралогия. - М.: Лабиринт, 1998. - С. 391.

гизм определяется конкретной направленностью всякого практически значимого текста, его обращенностью к определенной аудитории (адресату), для воздействия на которого и предназначена текстовая информация2. В политико-административном сетевом медиадискур-се диалоговость блогов поддерживается возможностями интерактивных технологий, однако и риторика самих авторских высказываний нацелены на активную ответную реакцию адресата, которая следует практически незамедлительно (Вениамин Кондратьев @kondratyevvi 6 окт.: Держались на 1-м месте. А сейчас на 5-м. Остался день, чтобы проголосовать за Сочи на новых деньгах. Поднажмем! Все вместе. Всей Кубанью!).

С точки зрения психологии речевой деятельности, диалогическая речь является первичной формой речи и проявляется в любом монологическом тексте3. На практике категория диалогизма проявляется в качествах текста, которые определяются коммуникативными установками адресанта. Такой коммуникативной установкой политико-административных высказываний становится необходимость выработать общую позицию для решения практических вопросов. Признаки риторической диа-логовости, выявленные Т.А. Жалагиной, свойственны и текстам политико-административной коммуникации: краткость и сжатость выражения (Василий Голубев @golubev_vu 22 мая 2015 г.: В выходные в Вешках пройдет грандиозный фестиваль «Шолоховская весна». Обязательно поеду. Приглашаю всех желающих), свободное синтаксическое и грамматическое оформление (Александр Ткачёв @antkachev 30 мар. 2015 г.: Официально заявляю - деньги на зарплаты бюджетникам у края есть. И платить их мы будем вовремя при любом раскладе), непосредственное отражение явлений и яркая эмоциональная окраска (Вениамин Кондратьев @kondratyevvi 16 авг.: Не дело, когда за безопасность детей отвечает вахтер на подработке. Школьникам нужна квалифицированная защита, а не инспектор сменки)4.

Риторическая убедительность речи свя-

2 См.: Губарева Т.Ю. Фактор адресата письменного текста // Под ред. А.М. Шахнаровича. - М.: Диалог-МГУ, 1996. - С. 16.

3 Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1982. - С. 363.

4 Жалагина Т.А. Диалогический характер восприятия любого вида текста // Актуальные проблемы психолингвистики: слово и текст. - Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1996. - С. 148.

зана с понятием топов (топосов) или «общих мест», которые трактуются как «разделяемое всеми, большинством, или определенным сообществом мнение или воззрение, которое не требует доказательства и в силу этого может быть положено в основу аргументации»1. Всякая убеждающая речь построена на топосах, которые являются основой ее аргументативной системы.

Топосы выступают своего рода опорой, общепринятым мыслительным основанием словесного действия. По системе топосов (топике) можно составить содержательную ментальную характеристику той или иной дискурсивной системы, будь это отдельный текст (если его топика систематична) или совокупность текстов определенной эпохи (идеологии, партии и т.д.). Топосы - это своего рода «аксиомы» словесного убеждения, исходные точки всякого убедительного доказательства (аргументации) и развития речевой темы.

По наблюдению Г.Г. Хазагерова, такое понимание общих мест «позволяет характеризовать различные идеологические направления политической риторики, диагностировать принадлежность оратора к той или иной политической группировке, той или иной ораторской школе. Система общих мест и их динамика позволяет увидеть политическую картину эпохи»2. Данный подход актуален и для текстов блогов и миниблогов политико-административного сетевого медиадискурса, в которых раскрывается ценностная картина мира формирующегося гражданского общества (Александр Ткачёв @дntkachev 23 февр. 2015 г.: Наши ветераны всегда были и будут для нас образцом мужества, стойкости и воинской доблести, примером служения своей стране!). Важную роль в понимании содержания и внутренней логики высказываний политико-административного сетевого медиадискурса играют образно-выразитель-ные средства речи, то есть риторические фигуры, которые традиционно различаются на собственно фигуры и тропы, которые реализуются в предложениях и более крупных элементах структуры текста, нередко играя роль элемента его композиции или даже композиционной основы (период, риторический вопрос, анафора, параллелизм, антитеза и др.) (Оеог£щ_Ро1ШусЬ£пко_рет£ит нул(а): РИА Новости @папт 18 авг. 2012 г.: И

как после такой новости говорить «я не могу»? Французский пловец без рук и ног совершил кругосветное плавание).

Для блоговой политико-административной риторики характерны и различные средства выразительности, характерные для образных интернет-текстов. Эпитет, оксюморон и метафора чаще всего представлены на уровне отдельных словосочетаний (тропов). Все они характеризуются ярким эмоционально-оценочным содержанием и необычны для обыденной, повседневной речи. Устойчивые фразеологические выражения представляют собой непосредственное образное определение объекта («спицы в колёса уже вставляют», «Собаки лают, а караван идет», «при любом раскладе» и т.д.).

Особую роль в общественно-политических текстах играет метафора - фигура (чаще всего троп), основанная на переносе свойств одного объекта на другой («пресекать на корню», «горячие головы»). Метафора значительно сильнее обычной фигуры сравнения. Она представляет собой «своего рода сгущенную, свернутую аналогию... С точки зрения воздействия на эмоции и убеждения аудитории, метафора прекрасно справляется с этими функциями, поскольку она усиливает аналогию, вводя ее в сжатом виде в язык»3. Метафора не просто образно отражает реальность - она моделирует ее понимание, создает новый смысл, способна навязать адресату мировоззренческие установки и способы понимания адресанта («побольнее укусить Россию»). Характерна и гиперболизация («Тридцать три раза уже написал»).

В совокупности топика и метафорика текстов блогов и микроблогов политико-административного сетевого медиадискурса являются не только значимыми инструментами убеждения, но и одним из мощнейших средств формирования общественного поведения и налаживания устойчивого взаимодействия между властью и обществом.

Таким образом, в текстах твиттер-записей политико-административного сетевого медиадискурса в полной мере проявляются все основные риторические категории, особенности реализации которых позволяют говорить об этих высказываниях как о публичных текстах, обладающих риторической значимостью.

1 Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психоло-нгвистики: учеб. пособие. - 3-е, переработ. и дополнен. изд. - М.: Лабиринт, 2001. - С. 42.

2 Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. - М.:

Европа, 2002. - С. 58.

3 Ивин А.А. Основы теории аргументации М., 1997 - С. 178.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №4, том 2, 2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахтин, М.М. Тетралогия. - М.: Лабиринт, 1998. - 608 с.

2. Бюлер, К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. - М.: Прогресс, 1993. - 528 с.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

4. Горелов, И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. - 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.

5. Грабельников, А.А. Основы организации и техники производства журналистских текстов. Вводный курс. - М.: РУДН, 1983 - 39 с.

6. Губарева, Т.Ю. Фактор адресата письменного текста // под ред. А.М. Шахнаровича. - М.: Диалог-МГУ. - 1996 - 136 с.

7. Жалагина, Т.А. Диалогический характер восприятия любого вида текста // Актуальные проблемы психолингвистики: слово и текст. - Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1996 - 205 с.

8. Ивин, А.А. Основания логики оценок. - М.: МГУ, 1970. - 229 с.

9. Платон. Теория риторики // Собр. соч.: в 3-х томах. Т. 1. - М.: Наука, 1968. - 624 с.

10. Рождественский, Ю.В. Теория риторики. - М.: Добросвет, 1997. - 597 с.

11. Романенко, А.П. Образ ритора в советской словесной культуре: учебное пособие. - М.: Флинта; Наука, 2003. - 432 с.

12. Хазагеров, Г.Г. Политическая риторика. - М.: Европа, 2002. - 313 с.

13. Юнг, К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.