Научная статья на тему 'О традициях обучения риторике в Санкт-Петербургском горном институте'

О традициях обучения риторике в Санкт-Петербургском горном институте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — В В. Кудряшова

В статье рассматривается один из этапов развития русской риторической традиции, связанный с риторикой И.С.Рижского. Опыт риторики И.С.Рижского анализируется в сравнении с классическими риториками и риторикой М.В.Ломоносова. Делается вывод о своеобразии и новаторских устремлениях сочинения И.С.Рижского, обусловленные эпохой формирования национального литературного языка на рубеже XVIII – XIX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with one of the periods in development of the Russian rhetoric tradition that is connected with rhetoric of I.S. Rizhskiy. I.S. Rizhskiy’s work on rhetoric is analyzed in comparison with classical rhetoric and rhetoric of M.V. Lomonosov. A conclusion is given about peculiar and innovative trends in I.S. Rizhskiy’s works, which were stipulated by the epoch of the Russian national literary language formation at the turn of the 18th and 19th Centuries.

Текст научной работы на тему «О традициях обучения риторике в Санкт-Петербургском горном институте»

УДК 82.085

В.В. КУДРЯШОВА

Санкт-Петербургский государственный горный институт

(технический университет)

О ТРАДИЦИЯХ ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОРНОМ ИНСТИТУТЕ

В статье рассматривается один из этапов развития русской риторической традиции, связанный с риторикой И.С.Рижского. Опыт риторики И.С.Рижского анализируется в сравнении с классическими риториками и риторикой М.В.Ломоносова. Делается вывод о своеобразии и новаторских устремлениях сочинения И.С.Рижского, обусловленные эпохой формирования национального литературного языка на рубеже XVIII - XIX веков.

The article deals with one of the periods in development of the Russian rhetoric tradition that is connected with rhetoric of I.S. Rizhskiy. I.S. Rizhskiy's work on rhetoric is analyzed in comparison with classical rhetoric and rhetoric of M.V. Lomonosov. A conclusion is given about peculiar and innovative trends in I.S. Rizhskiy's works, which were stipulated by the epoch of the Russian national literary language formation at the turn of the 18th and 19th Centuries.

Очевиден тот факт, что одной из примет российского общества в последнее десятилетие стало возрождение интереса к риторике - науке о соотношении мысли и речи. Место классической риторики, бывшей основой гуманитарного образования в прошлом (наряду с грамматикой и логикой), сегодня заняла дисциплина «Русский язык и культура речи», которая в условиях нового времени призвана решать задачу воспитания языковой личности отвечающей требованиям современного общества.

В практике преподавания «Русского языка и культуры речи» в Санкт-Петербургском горном институте риторика является частью этого интегративного курса наряду с учением о норме и теорией стилей. Возвращение риторики как учебной дисциплины в образовательный процесс современной высшей школы обусловило необходимость формирования современной концепции обучения риторике. В этих условиях плодотворным представляется мнение тех исследователей, которые считают, что возрождение современной риторики невозможно без знания истории отечественной риторики [1, с.3-12.].

Большие возможности для исследования отечественной традиции риторического образования в высшей школе связаны с ис-

торией первого высшего технического учебного заведения России - Горным училищем. Речь идет о печатном издании И.С.Рижского «Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище», увидевшем свет в 1796 году. Данное риторическое руководство представляет интерес для его исследования как с точки зрения содержания предмета риторики, так и с точки зрения определения роли данного руководства в развитии отечественной филологической науке.

Известно, что риторика И.С.Рижского, имевшая три издания (1796, 1805, 1809 г.г.), пользовалось большой популярностью; на рубеже XVIII - XIX веков по ней учились студенты ведущих университетов России.

Что касается его научного исследования, то в настоящее время имеется лишь краткое описание риторики И.С.Рижского в монографии Л.К.Граудиной и Г.И.Миськевич [3, с.88-93].

При оценке риторического руководства И.С.Рижского в контексте истории русской риторики ХУШ в. возникает вопрос о том, в какой мере она продолжала традиции классической риторики, а также зависела от самой авторитетной во второй половине XVIII века риторики М.В.Ломоносова.

Известно, что первая русская научная теория риторики М.В.Ломоносова отличается от классической тем, что она не пятича-стна (изобретение, расположение, украшение, память, произношение), а трехчастна (изобретение, украшение, расположение). Своеобразие риторики И.С.Рижского в том, что она не пяти- и не трехчастна, а состоит из четырех частей. Оригинальны и сами названия частей:

I. О совершенствах слова, которые происходят от выражений, или об украшении.

II. О совершенствах слова, которые происходят от мыслей, или об изобретении.

III. О расположении, или о различных родах прозаических сочинений.

IV. О слоге, или о совершенствах слова, зависящих вообще от украшения, изобретения и расположения.

Представленный состав частей риторики И.С.Рижского, название каждой части, последовательность их расположения со всей очевидностью свидетельствуют о новаторстве автора.

Опираясь на трехчастную структуру риторики М.В.Ломоносова, Рижский отходит от традиции и на первое место выдвигает часть «Об украшении». Обычно в классических риториках первую позицию занимала часть «Об изобретении». Заслуживают внимания и пространные названия частей, в трех из которых включен компонент «О совершенствах слова». Видимо, следствием заботы автора «О совершенствах слова» является введение четвертой главы, обобщающей содержание первых трех частей.

Анализ содержательного наполнения исследуемой риторики, отраженного в том числе и в названиях параграфов («О чистоте языка»; «О точности слов и выражений»; «О ясности сочинений»; «О пристойности слов и выражений» и так далее) позволяет сделать вывод об оригинальности сочинения И.С.Рижского.

Появление риторики И.С.Рижского, соединившей в себе традиционные формы и новаторские устремления, продиктовано временем, потребностям которого она соответствовала. В этой связи важным представ-

ляется вывод В.И.Аннушкина о том, что «риторики пишутся тогда, когда в обществе рождается новый стиль жизни, новая идеология» [2, с.54].

Время появления риторики И.С.Рижского - это время рождения новых языковых форм для выражения новых мыслей. В филологических воззрениях И.С.Рижского отразилась сложная эпоха формирования национального русского языка на завершающем этапе, когда лучшие умы российского общества обсуждали дальнейшие пути и нормы развития литературного языка: «Впрочем, достаточно знающий свой язык россиянин везде сохранит его чистоту; он почитает за погрешение употребить в своем языке иностранного слова <...>, не употребит словосочетания, противоречащего русской грамматике, или выражения, взятого из какого-нибудь иностранного языка, которое ему одному только известно. » [5, с.11].*

Основной пафос риторики И.С.Рижского направлен на защиту, укрепление и возвеличивание русского слова. Удивительно современно звучат сегодня многие положения автора риторики конца XVIII в. в связи с актуальными проблемами языковой культуры русского общества на рубеже XX и XXI вв.: «Говорить и писать исправно, то есть чисто русским языков, есть долг всякого благовоспитанного россиянина» [4].

Таким образом, обращение к истории преподавания риторики в Санкт-Петербургском горном училище свидетельствует о том, что риторика И.С.Рижского представляла собой изложение филологического знания, накопленного русской наукой к концу XVIII века. Примечателен и сам факт появления этого оригинального риторического руководства в практике преподавания в первом высшем техническом учебном заведении России, так как в это же время в Московском университете, по свидетельству Е.В.Глуховой, преподавание риторики было достаточно консервативным - не использовались не только новые риторические руководства, но и руководства М.В.Ломоносова [4, с.122].

* Текст цитируется в нашем переводе на современный русский язык.

_ 45

Санкт-Петербург. 2005

ЛИТЕРАТУРА

1. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М.: Высшая школа, 2003.

2. Аннушкин В.И. Риторика и стилистика. Ч1. М.,

2004.

3. Граудина В.И., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., Наука, 1989.

4. Глухова Е.В. Преподавание риторики в Московском университет во второй половине XVIII веке // Риторическая культура в современном обществе: Тезисы IV Международной конференции по риторике, 2000 г.

5. Рижский И.С. Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище. СПб, 1796, с. 10-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.