Научная статья на тему 'О ТОМ, КАК ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ ОБИДЕЛСЯ НА ФАЙВЕЛЯ БЕНЦИЛОВИЧА. НЕОПУБЛИКОВАННОЕ ПИСЬМО В.С. СОЛОВЬЕВА Ф.Б. ГЕЦУ'

О ТОМ, КАК ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ ОБИДЕЛСЯ НА ФАЙВЕЛЯ БЕНЦИЛОВИЧА. НЕОПУБЛИКОВАННОЕ ПИСЬМО В.С. СОЛОВЬЕВА Ф.Б. ГЕЦУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТОЛЯРНОЕ НАСЛЕДИЕ В.С. СОЛОВЬЕВА / ПСЕВДОНИМЫ В.С. СОЛОВЬЕВА / ЕВРЕЙСКИЕ ДРУЗЬЯ В.С. СОЛОВЬЕВА / Ф.Б. ГЕЦ КАК БИОГРАФ В.С. СОЛОВЬЕВА / В.С. СОЛОВЬЕВ - ПУБЛИЦИСТ / "ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС" / АНТИСЕМИТИЗМ / ИУДАИЗМ / ЦЕНЗУРА / ПОЗИТИВИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бурмистров Константин Юрьевич

Анализ рукописного наследия В.С. Соловьева имеет важнейшее значение и для изучения его взглядов, творчества и биографии, и в связи с продолжающимся проектом издания полного собрания его сочинений и писем. Даже известные и опубликованные тексты, в т.ч. напечатанные в газетах и журналах, нуждаются в тщательной сверке с рукописями - в том случае, если таковые дошли до нас. В особенности же это касается писем Соловьева, в свое время тщательно отобранных и в некоторых случаях сокращенных при публикации. Это продемонстрировано на примере одного письма философа, в свое время намеренно опубликованного в заметно урезанном виде. Это письмо к его другу Ф.Б. Гецу было написано летом 1891 г. и отражает драматический эпизод в жизни их обоих, который привел к разрыву между Соловьевым и редакцией петербургской газеты «Новости». Предлагается краткий рассказ об адресате письма, журналисте и общественном деятеле Файвеле Геце (1853-1932), с которым были связаны выступления Соловьева по еврейскому вопросу. Подробно анализируются события 1891 г., которые и привели к небольшому скандалу, ставшему поводом к написанию письма. В результате недоразумения, возникшего из-за того, что в то время в одной и той же газете под одним и тем же псевдонимом печатались два разных автора, В.С. Соловьев мог оказаться под подозрением в жульничестве и саморекламе. В приложении публикуется полный текст письма Соловьева Гецу с необходимыми комментариями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STORY OF HOW VLADIMIR SERGEEVICH TOOK OFFENSEAT FAIVEL BENTSILOVICH. AN UNPUBLISHED V.S. SOLOVYOV’S LETTER TO F.B. GETZ

An analysis of the manuscript legacy of V.S. Solovyov is of the greatest importance for the study of his views, creativity, and biography, especially in connection with the ongoing project of publishing a complete collection of his works and letters. Even well-known and already published texts, including those that appeared in newspapers and journals, need careful comparison with the manuscripts that have come down to us. This is particularly true of Solovyov's correspondence that at the time were carefully selected and, in some cases, edited before publication. This is demonstrated by the example of one of the philosopher’s letters that was intentionally published in a noticeably shortened form. The letter to his friend F.B. Getz was written in the summer of 1891 and reflects a dramatic episode in the lives of both and led to a break between Solovyov and the editorial board of the Petersburg newspaper Novosti . The article also presents a short story about Faivel Getz (1853-1932), a journalist, social activist, and the addressee of the letter with whom Solovyov engaged on the Jewish issue. This article also analyzes at length the events of 1891, which led to a small scandal that served as the reason for writing this letter. V.S. Solovyov could be suspected of cheating and self-promotion as a result of a misunderstanding that arose from the fact that two different authors published in the same newspaper at that time under the same pseudonym. The appendix contains the full text of Solovyov's letter to Getz with the necessary commentary.

Текст научной работы на тему «О ТОМ, КАК ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ ОБИДЕЛСЯ НА ФАЙВЕЛЯ БЕНЦИЛОВИЧА. НЕОПУБЛИКОВАННОЕ ПИСЬМО В.С. СОЛОВЬЕВА Ф.Б. ГЕЦУ»

НАСЛЕДИЕ В.С. СОЛОВЬЕВА: ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ

V.S. SOLOVYOV'S HERITAGE: STUDIES AND PUBLICATIONS

УДК 1:26(09) ББК 87.3(2)522-685

Константин Юрьевич Бурмистров

Институт философии Российской Академии наук, кандидат философских наук, заместитель директора по научной работе, Россия, Москва, е-mail: kburmistrov@hotmail.com

О том, как Владимир Сергеевич обиделся на Файвеля Бенциловича. Неопубликованное письмо В.С. Соловьева Ф.Б. Гецу

Памяти Н.В. Котрелева

Аннотация. Анализ рукописного наследия В.С. Соловьева имеет важнейшее значение и для изучения его взглядов, творчества и биографии, и в связи с продолжающимся проектом издания полного собрания его сочинений и писем. Даже известные и опубликованные тексты, в т.ч. напечатанные в газетах и журналах, нуждаются в тщательной сверке с рукописями - в том случае, если таковые дошли до нас. В особенности же это касается писем Соловьева, в свое время тщательно отобранных и в некоторых случаях сокращенных при публикации. Это продемонстрировано на примере одного письма философа, в свое время намеренно опубликованного в заметно урезанном виде. Это письмо к его другу Ф.Б. Гецу было написано летом 1891 г. и отражает драматический эпизод в жизни их обоих, который привел к разрыву между Соловьевым и редакцией петербургской газеты «Новости». Предлагается краткий рассказ об адресате письма, журналисте и общественном деятеле Файвеле Геце (1853-1932), с которым были связаны выступления Соловьева по еврейскому вопросу. Подробно анализируются события 1891 г., которые и привели к небольшому скандалу, ставшему поводом к написанию письма. В результате недоразумения, возникшего из-за того, что в то время в одной и той же газете под одним и тем же псевдонимом печатались два разных автора, В.С. Соловьев мог оказаться под подозрением в жульничестве и саморекламе. В приложении публикуется полный текст письма Соловьева Гецу с необходимыми комментариями.

Ключевые слова: эпистолярное наследие В.С. Соловьева, псевдонимы В.С. Соловьева, еврейские друзья В.С. Соловьева, Ф.Б. Гец как биограф В.С. Соловьева, В.С. Соловьев - публицист, «еврейский вопрос», антисемитизм, иудаизм, цензура, позитивизм

© Бурмистров К.Ю., 2021

Соловьёвские исследования, 2021, вып. 3, с. 6-18.

Konstantin Yuryevich Burmistrov

Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, PhD (Philosophy), Senior Research Scientist of the Department of Philosophy of Islamic World, Russia, Moscow, e-mail: kburmistrov@hotmail.com

The Story of how Vladimir Sergeevich Took Offense

at Faivel Bentsilovich. An Unpublished V.S. Solovyov's Letter to F.B. Getz

In memory of N. V. Kotrelyov

Abstract. An analysis of the manuscript legacy of V.S. Solovyov is of the greatest importance for the study of his views, creativity, and biography, especially in connection with the ongoing project of publishing a complete collection of his works and letters. Even well-known and already published texts, including those that appeared in newspapers and journals, need careful comparison with the manuscripts that have come down to us. This is particularly true of Solovyov's correspondence that at the time were carefully selected and, in some cases, edited before publication. This is demonstrated by the example of one of the philosopher's letters that was intentionally published in a noticeably shortened form. The letter to his friend F.B. Getz was written in the summer of 1891 and reflects a dramatic episode in the lives of both and led to a break between Solovyov and the editorial board of the Petersburg newspaper Novosti. The article also presents a short story about Faivel Getz (1853-1932), a journalist, social activist, and the addressee of the letter with whom Solovyov engaged on the Jewish issue. This article also analyzes at length the events of 1891, which led to a small scandal that served as the reason for writing this letter. V.S. Solovyov could be suspected of cheating and self-promotion as a result of a misunderstanding that arose from the fact that two different authors published in the same newspaper at that time under the same pseudonym. The appendix contains the full text of Solovyov's letter to Getz with the necessary commentary.

Key words: V.S. Solovyov's correspondence, pseudonyms of V.S. Solovyov, Jewish friends of V.S. Solovyov, F.B. Getz as V.S. Solovyov's biographer, V.S. Solovyov as a publicist, "Jewish issue", anti-Semitism, Judaism, positivism, censorship

DOI: 10.17588/2076-9210.2021.3.006-018

Едва ли нужно доказывать необходимость подготовки критического издания не только сочинений В.С. Соловьева, но и всего его наследия, в том числе и по сей день не изданного и сохранившегося в рукописном виде. Особое внимание стоит уделить его корреспонденции. Четырехтомное собрание его писем, подготовленное к печати Э.Л. Радловым в 1908-1923 гг., безусловно, остается ценнейшим источником для любого исследователя творчества философа. Однако оно же может вводить в заблуждение, поскольку представляет собой издание тщательно отобранных материалов, к тому же в некоторых случаях публикуемых с сокращениями. Как отмечал в рецензии на 4-й том «Писем» в 1923 г. Г.В. Флоровский, «эпистолярное наследие Соловьева в издании Радлова, конечно, не исчерпано. Многое ещё остается в безвестности, а, может

быть, и утрачено. <...> К сожалению, и из изданного кое-что ускользнуло от внимания почтенного редактора.» [1, с. 352].

К одному из таких писем, намеренно опубликованному в сильно сокращенном виде, и хотелось бы привлечь внимание, поскольку письмо это не только дополняет биографическую канву жизни Соловьева, но и непосредственно связано с его отношением к самому по себе скандальному «еврейскому вопросу»1.

Адресатом этого письма был один из близких знакомых философа Фай-вель Бенцилович Гец, «любезный друг», как называл его в письмах Соловьев. Меир Файвел (Файвель Бенцилович2) Гец (1853-1932), писатель, журналист, педагог и общественный деятель, был родом из местечка Россиены Ковенской губернии3. Получив традиционное еврейское образование, Гец слушал лекции сначала в Юрьевском, а затем в Петербургском университете и в 1887 г. окончил курс по факультету восточных языков. С конца 1870-х гг. он занимался журналистикой и служил корреспондентом нескольких зарубежных изданий. В 1891 г. он был назначен на должность «учёного еврея»4 при Виленском учебном округе, а с 1909 г. преподавал еврейскую историю в Виленском еврейском учительском институте. Гец также руководил работой еврейских гимназий в Москве и Риге, преподавал в Риге и Каунасе5. Он познакомился с Соловьевым в 1879 г.6 и более 20 лет поддерживал с ним дружеские отношения, а также обучал его ивриту (возможно, и основам арамейского языка, необходимым для знакомства с Талмудом)7. Именно Гец был инициатором и ближайшим участ-

1 О еврейском вопросе В.С. Соловьев написал, собственно говоря, не очень много: специально этой теме посвящены его брошюра «Еврейство и христианский вопрос» (М., 1884), написанная на основе его лекции; статья «Талмуд и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии» (опубл. в 1886 г. в № 8 «Русской мысли»); рецензия на книгу С.Я. Диминского «Евреи, их вероучение и нравоучение» (1891 г.); предисловие к книге Ф.Б. Геца «Слово подсудимому!» (СПб., 1891); энциклопедические и газетные статьи и ряд небольших текстов.

2 Отца Геца, очевидно, звали Бенцион - имя, произносимое по-разному в разных районах расселения евреев: Бенце, Бенч, Бенцель, Бенциль, Бенчиль и др.

3 Из этого же местечка происходил Мойше-Лейб бен Меир (1830-1891) - дед философа Семена Людвиговича Франка, один из основателей московской еврейской общины, оказавший заметное влияние на развитие будущего внука-философа.

4 Официальная должность, существовавшая в Российской империи с 1844 по 1917 г. «Ученые евреи» (их также могли называть «евреями для исполнения особых поручений») назначались в качестве советников при министерстве народного просвещения, министерстве внутренних дел, генерал-губернаторах «черты еврейской оседлости» и некоторых других учреждениях.

5 См.: Динур Бен-Цион. Бе-олам ше-шака: зихронот ми-дерех хаим (В исчезнувшем мире: Воспоминания о прожитом). Иерусалим: Мосад Бялик, 1958. С. 140 [2].

6 См.: Гец Ф. Некоторые воспоминания об отношении В.С. Соловьева к евреям // Восход. 1990. 13 авг., № 63. С. 30 [3].

7 История знакомства Геца и Соловьева подробно рассмотрена Д. Белкиным: Belkin D. "Gäste, die bleiben". Vladimir Solov'ev, die Juden und die Deutschen. Hamburg: Philo/Europäische Verlagsanstalt, 2008. P. 120-144 [4]; ср. также: Китайник М. Владимир Сергеевич Соловьев ун Файвл Бенцело-вич Гец // Советиш Геймланд. 1991. № 10. С. 79-92 [5].

ником различных выступлений Соловьева по «еврейскому вопросу», в частности его «Протеста против антисемитического движения в печати» (1890 г.)8.

Гец был автором многих статей и брошюр на русском, немецком языках и иврите. Среди наиболее значимых его публикаций можно отметить программную статью «Религиозный вопрос у русских евреев»9, брошюру «Что такое еврейство?» (СПб., 1885), «Открытое письмо к графу Л.Н. Толстому» (Вильно, 1898)10, небольшие книжки «В свете правды» (М.,1908) и «Еврейство и ассимиляция» (Пг., 1917). Он известен и как составитель изданной, но запрещенной цензурой брошюры «Слово подсудимому! С письмами гр. Л.Н. Толстого, Б.Н. Чичерина, Владимира Сергеевича Соловьева и В.Г. Короленко» (СПб., 1891), в работе над которой ему помогал В.С. Соловьев11. Среди других публикаций Геца наиболее важными были вышедшие на иврите книги «Га-дат ве-га-хинух» («Религия и образование». Вильно, 1896), «Миштар га-хеврати ве-га-калкали бе-йегуда га-атика аль-пи га-Тора ве-га-атид шело» («Социально-экономический строй в древней Иудее согласно Торе и его будущее». Франк-фурт-на-Майне, 1926) и «Магут га-ягадут» («Сущность иудаизма». Рига, 1926), а также изданная уже после революции брошюра «Новое начало социально-экономического строя» (Каунас, 1923).

После смерти Соловьева Гец выступил с несколькими публикациями в журналах и сборниках, посвященных философу и его отношению к евреям и «еврейскому вопросу»12. В них он, в частности, приводит фрагменты из писем, посланных ему Соловьевым. Некоторые письма (всего 35) он включил во

8 Подробнее об отношении В.С. Соловьева к еврейскому вопросу см.: Belkin D. "Gäste, die bleiben". Vladimir Solov'ev, die Juden und die Deutschen. P. 9-164 (анализ исторического контекста, взглядов самого Соловьева и его знакомых среди евреев); Van der Zweerde E. Vladimir Solov'ev and the Russian-Christian Jewish Question // Het Christelijk Oosten. 2003. N 55. P. 211-244 [6]; Kornblatt J.D. Vladimir Solov'ev on Spiritual Nationhood, Russian and the Jews // Russian Review. 1997. N 56. P. 157-177 [7]; Moss W.G. Vladimir Soloviev and the Jews in Russia // Russian Review. 1970. Vol. 29:2. P. 181-191 [8]; Rubin D. Holy Russia, Sacred Israel: Jewish-Christian Encounters in Russian Religious Thought. Brighton: Academic Studies Press, 2010. P. 29-47 [9]; Белкин Д. «Еврейский вопрос» как «христианский вопрос»: к интерпретации одной формулы В. С. Соловьева // Соловьевс-кий сборник / под ред. И.В. Борисовой и А.П. Козырева. М., 2001. С. 467-474 [10]; Маор И. Русский философ Владимир Соловьев // Панорама Израиля. 1985. № 175. С. 9-12 [11].

9 Опубл. в журнале «Восход» (СПб.), 1881, № 10, с. 27-53; ср. Belkin D. "Gäste, die bleiben". Vladimir Solov'ev, die Juden und die Deutschen. P. 123-124.

10 Ср.: Жиркевич-Подлесских Н. Русско-еврейский публицист и педагог Файвель Меер Бенцело-вич Гец (на страницах дневника А.В. Жиркевича и в переписке с Л.Н. Толстым) // Материалы Толстовских чтений 2018 года в Государственном музее Л. Н. Толстого. М.: РГ-Пресс, 2019. С. 315-333 [12].

11 См.: «Письмо-Предисловие» В.С. Соловьева в кн.: Ф.Г. Слово подсудимому! СПб.: тип. газ. «Новости», 1891. С. XV-XXVII [13]; ср.: Belkin D. "Gäste, die bleiben". Vladimir Solov'ev, die Juden und die Deutschen. P. 136-139.

12 См.: Гец Ф.Б. Некоторые воспоминания об отношении В.С. Соловьева к евреям // Восход; Гец Ф.Б. Об отношении Вл.С. Соловьева к еврейскому вопросу // Вопросы философии и психологии. М., 1901. Кн. 56:1. С. 159-198 [14] (издано отдельной брошюрой в 1902 г.).

2-й том подготовленного Э.Л. Радловым издания писем В.С. Соловьева13, а затем отпечатал их в виде отдельной книги14. Историю публикации писем Соловьева к Гецу прекрасно иллюстрируют письма последнего Радлову, опубликованные Д. Белкиным (в переписке упоминаются и те письма Соловьева, которые не были включены в собрание)15.

Итоговым сочинением Геца, посвященным Соловьеву, стала написанная по-немецки книга «Философ В. Соловьев и еврейство» (Рига: Издание автора, 1927)16, в которой были опубликованы также портрет Соловьева, его автограф и факсимиле письма кн. С.Н. Трубецкого Гецу (1901 г.)17. Эта книга является переработанным вариантом русских статей Геца, однако имеет четкую структуру и содержит значительные дополнения. О ценности этой книги, которая почему-то практически игнорируется исследователями, можно составить представление по её содержанию, которое приводим здесь в полном виде: «Предисловие; В. Соловьев и еврейство; Религиозное сознание пробуждает в В.С. интерес к еврейству; Интерес В. Соловьева к евреям; Знакомство с евреями делает В.С. их апологетом; Защита евреев была для В.С. религиозным и патриотическим долгом; Апология еврейства у В. Соловьева; В.С. об отношении христианства к иудаизму; В.С. об отношении Евангелий к Талмуду; Оригинальная полемика В. Соловьева; Опровержение национальных обвинений; Опровержение экономических обвинений; Опровержение политических обвинений; Заключение» [18, р. 88].

Переписка между Гецем и Соловьевым продолжалась с начала 1880-х годов и до самой смерти философа. Отметим возможную неточность в датировке первого опубликованного письма Соловьева к Гецу, в котором философ жалуется на то, что в газете «Русский еврей» без его ведома была напечатана его <^иа8>лекция» с заявлением «о целом ряде предполагаемых мною статей». Вслед за Гецем его обычно датируют 1881 г. 18 Статьи о лекциях Соловьева в петербургском еженедельнике «Русский еврей» действительно публиковались (как и в некоторых других еврейских изданиях на русском языке и иврите), но

13 Письма Владимира Сергеевича Соловьева / под ред. Э.Л. Радлова. В 3 т. СПб., 1908-1911. Т. II. 1909. С. 134-191 [15].

14 См.: Письма Соловьева к Ф.Б. Гецу. СПб.: тип. Т-ва «Общественная польза», 1909. 59 с. [16].

15 См.: «...Память моего незабвенного друга мне слишком дорога»: (В.С. Соловьев в письмах Файвеля Геца к Эрнесту Радлову) / публ. Д. Белкина // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 2000 год / отв. ред. Т.Г. Иванова. СПб.: Д. Буланин, 2004. С. 267-312 [17].

16 См.: Goetz F. Der Philosoph W. Solowioff und das Judentum. Riga, Selbstverlag des Verfassers, [1927] [18].

17 Благодарственное письмо Трубецкого опубл. в Goetz F. Der Philosoph W. Solowioff und das Judentum. P. 8.

18 См.: Письма Соловьева к Ф.Б. Гецу. С. 2; ср.: Лукьянов С.М.. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. Кн. 3. Вып. 2. М.: Книга, 1990. С. 248 [19].

- в феврале 1882 г.19 Так, корреспондент «Русского еврея» сообщает, что «известный молодой ученый философ проф. В.С. Соловьев в целом ряде лекций, читанных им на днях на высших женских курсах, коснулся, между прочим, того, что евреи внесли в общую сокровищницу наук и искусств, и в сильных выражениях отозвался о той черной неблагодарности, каковою являются недавние погромы еврейского населения. <...> Мы слышали также, что г. Соловьев прочтет несколько лекций по этому же предмету в здешнем университете, которые в скором времени будут напечатаны в виде отдельной статьи в одном из наших журналов» [20, с. 779]. Сходную информацию можно обнаружить и в других статьях, а потому и первое (опубликованное) письмо Гецу точнее будет датировать весной 1882 г.

Итак, перейдем к обсуждаемому письму Соловьева, посланному им Гецу 18 июля 1891 г. Опубликованное в 1909 г. в сильно урезанном виде20, оно было сокращено, несомненно, самим Гецем, не хотевшим придавать известность конфликту, который сам он считал результатом недоразумения. В январе 1909 г. Гец передал редактору «Писем В.С. Соловьева» Э.Л. Радлову «покорнейшую просьбу»: «.те имена и места, которые я отметил карандашом, не печатать» [17, с. 272]. Очевидно, это касалось и обсуждаемого письма: опубликовав его в сокращенном виде, Гец сопроводил его примечанием, в котором вкратце изложил канву событий. Гец писал, что «в мае или июне» 1891 г. в «Новостях» был напечатан «фельетон за подписью в котором с похвалою упоминается об одном сочинении Вл.С. Соловьева. Один провинциальный литератор, находившийся в близких отношениях с петербургскими литературными кружками, позволил себе в одном обществе, в моем присутствии, уверять, что названный фельетон принадлежит самому Вл. Соловьеву. Я считал своим долгом, разумеется, не называя упомянутого литератора, обратить внимание Вл. Соловьева на необходимость побудить редакцию "Новости" сделать что-нибудь с своей стороны к устранению вышеуказанного недоразумения, что и было сделано в № 124. Получив этот № "Новостей", я заставил вышеуказанного литератора оправдаться перед тем обществом, в котором он уверял, что названный фельетон принадлежит В. Соловьеву, о чём я и уведомил В.С. Соловьева» [16, с. 44].

Однако такое объяснение произошедшего оставляло непонятными слова Соловьева в конце опубликованной части письма: «Теперь и я с своей стороны не только признаю этическую обязанность, но и чувствую психологическую

19 См., напр., статьи в петербургских журналах: «Русский еврей» (1882, № 8 (18.02) и 9 (26.02)); «Недельная хроника Восхода» (1882. № 8 (19.02)); Га-Мелиц (Защитник) (1882. № 7 (16.02) (на иврите)).

20 «Отрывок письма В.С. Соловьева к Ф.Б. Гецу (от июня 1891 г.)» (отметим, что датировка письма июнем ошибочна, письмо написано в июле). См.: Письма Владимира Сергеевича Соловьева / под ред. Э.Л. Радлова. С. 175-176; Письма Соловьева к Ф.Б. Гецу. С. 43-44.

возможность с Вами помириться. Надеюсь, что после этого испытания наша дружба будет совершенно непоколебима» [16, с. 43].

О каком же испытании шла речь? Почему двум друзьям было необходимо «мириться»? Из опубликованного текста и примечания к нему остаётся совершенно непонятным, о каком фельетоне идёт речь и почему, собственно, обиделся на Геца Соловьев. Он должен бы был, наоборот, похвалить своего друга! Попробуем разобраться в этой истории.

Несколькими месяцами ранее, 8 января 1881 г., в газете О.К. Нотовича «Новости и Биржевые ведомости» появилась статья В.С. Соловьева «Новые оракулы», подписанная летронимом «8»21. В ней в резко полемическом тоне обсуждалась напечатанная 3 января в «Новом времени» публикация о «еврейской психологии», представляющая собой беседу известного публициста и общественного деятеля С.Ф. Шарапова (1855-1911) с философом и психологом П.Е. Астафьевым (1846-1893)22. Возмущенный антисемитскими пассажами в этой статье, Соловьев сам предложил издателю «Новостей» произвести «экзекуцию» над авторами этой «беседы», пообещав «исполнить её в одну ночь» и подчеркнув, что «упустить такой благодарный случай было бы грех» [21, с. 18].

10 января, так сказать, по горячим следам, Соловьев опубликовал в той же газете ещё более резкую пародию на беседу Шарапова и Астафьева, подписав её псевдонимом «С.Ш. Арапов»23. В развернувшейся затем полемике приняли участие и другие газеты, в частности «Гражданин» и «Церковный вестник», о чём подробно рассказал в своей публикации Н.В. Котрелёв [21]. Однако нас в данном случае интересует лишь подпись, которую философ использовал в своем первом ответе. Котрелёв пишет: «Запомним летроним, которым подписался Владимир Соловьев - он сыграет ключевую роль в истории отношений философа и публициста с редакционным кружком газеты "Новости"» [21, с. 26]24.

От полемики января 1891 г. перейдем к событиям июля того же года25. 9 июля в тех же «Новостях» вышла подписанная летронимом «8» статья «Один из русских позитивистов», в которой весьма критически обсуждались взгляды

21 См.: Новые оракулы / S. // Новости и Биржевая газета. СПб., 1891. 8 янв. (№ 8). С. 2. (Опубл. Н.В. Котрелёвым в [21, с. 21-26]).

22 Шарапов С.Ф. Из разговора с П.Е. Астафьевым: (Письмо в редакцию) // Новое время. СПб., 1891. 3 янв. (№ 5333). С. 1. Опубл. в: Из неизданного и несобранного Владимира Соловьева: Письмо О.К. Нотовичу, 3 января 1891 г.; Новые оракулы; Из разговора с П.Е. Оставь-его; Приписываемое: Анонимные заметки «Новости и биржевая газета». СПб., 1891. 11 янв. (№ 11); 12 янв. (№ 12); 17 янв. (№ 17) / Публ. Н.В. Котрелёва // Соловьёвские исследования. 2017. Вып. 3(55). С. 18-21 [21].

23 С.Ш. Арапов [Соловьев Вл.С.] Из разговора с П.Е. Оставь-Его // Новости и Биржевая газета. СПб., 1891. 10 янв. (№ 10). С. 2; см. Из неизданного и несобранного Владимира Соловьева. С. 26-30.

24 Отметим, что сам Котрелёв больше не возвращался к этой теме, оставляя читателя в неведении, почему нужно придавать такое значение этому летрониму. Очевидно, он собирался продолжить разговор об этом в другой публикации.

25 Эту историю, правда, не раскрывая всех деталей, обсуждает Д. Белкин (см.: Belkin D. "Gäste, die bleiben". Vladimir Solov'ev, die Juden und die Deutschen. P. 117-119).

русских представителей этой философской школы, и прежде всего - Евгения Валентиновича де Роберти (1843-1915). Свои суждения автор статьи подкреплял аргументами, почерпнутыми у известного противника позитивизма В.С. Соловьева, философская позиция которого именовалась «объективной и компетентной». Профессор Е. де Роберти, известный социолог, философ и экономист, действительно был одним из главных представителей этого философского направления в России. Более того, как недавно стало известно, одним из первых критиков Соловьева, защитившего в 1874 г. магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов» (опубл.: М., 1874), был брат Евгения де Роберти - математик Сергей де Роберти, публично обвинивший тогда магистранта в полном непонимании идей Огюста Конта26. Так или иначе, появление этой статьи за подписью Ь не могло не навести на мысль о том, что её автором был В.С. Соловьев (тем более, что авторство подписанной таким же образом статьи от 8 января было известно, в частности, Ф.Б. Гецу27). 12 июля в неопубликованном письме к Соловьеву Гец опрометчиво поздравил его с «чудесной статьей» о позитивистских философах28. Ответом на это «поздравление» и служит публикуемое нами письмо Соловьева Гецу от 18 июля 1891 г. - письмо глубоко обиженного человека к тому, кого он считал своим близким другом. Действительно, приписывая В.С. Соловьеву статью о позитивистах, содержащую хвалебную оценку его собственных взглядов, Гец фактически обвинил его в саморекламе!

Возмущение Соловьева понятно, а его обида простительна - мог ли он знать, что в той же газете «Новости» публикуется ещё один автор по фамилии Соловьев, подписывающий свои статьи той же буквой «Ь»? Ситуация быстро прояснилась, и об этом, собственно, написал в постскриптуме к письму Гецу сам Владимир Сергеевич. Автором статьи оказался довольно известный литературный критик и журналист Евгений Андреевич Соловьев (1866-1905), автор популярных работ на философские темы, публиковавшийся под псевдонимами «Андреевич», «Мирский» и др. Об этом совпадении - в одно и то же время в одной и той же газете публиковались два человека под одним псевдонимом -можно узнать и из «Словаря псевдонимов» И.Ф. Масанова29. Услышав о скандале, Е.А. Соловьев сразу же написал письмо В.С. Соловьеву, недоразумение разрешилось, и назревавший конфликт был погашен. Но не без последствий: В.С. Соловьев разорвал всякие отношения с «Новостями» (скорее всего, ис-

26 Об этой истории и её последствиях см.: Межуев Б.В. Новое о магистерском диспуте Вл. Соловьева 24-го ноября 1874 года // Соловьевские исследования. 2011. № 1(29). С. 14-24 [22].

27 В письме к Нотовичу по поводу январской статьи, подписанной буквой «S», Соловьев предлагал связываться с ним именно через Геца.

28 См.: Belkin D. "Gäste, die bleiben". Vladimir Solov'ev, die Juden und die Deutschen. P. 118-119.

29 См.: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. В 4 т. Т. 3. М., 1958. С. 333 [23].

пользовав этот инцидент как повод к разрыву, поскольку ещё в июне он назвал в письме М.М. Стасюлевичу это издание «борделем»30).

Ситуация - прояснилась, но обида - осталась. Публикуя в 1909 г. это письмо Соловьева, Гец решил удалить его первую, «обличительную» часть, из которой становилось очевидным, что он сам какое-то время не сомневался в том, что автором статьи про позитивистов был Владимир Сергеевич. Удалив её, он написал примечание, процитированное выше. Как видно, в изложении Геца история эта выглядит совсем не так; более того, Гец выставляет себя здесь с положительной стороны: после того как «один провинциальный литератор ... позволил себе в одном обществе в моем присутствии уверять, что названный фельетон принадлежит самому Вл. Соловьеву» [16, с. 44], Гец «посчитал своим долгом» немедленно сообщить об этом своему другу. Как мы увидим из письма Соловьева, в действительности Гец поверил этому неведомому литератору. Кем был этот человек (описываемые события, несомненно, происходили в Вильно) и существовал ли он вообще? Мы уже этого не узнаем, однако о том, что ошибочное мнение об авторстве статьи разделял (и мог распространять) он сам, Гец в своём примечании умалчивает.

В опубликованной части письма Соловьева упоминаются два персонажа, личности которых Гец почему-то не стал раскрывать при её публикации. Сделаем это мы.

В 1891 г. Соловьев написал для «Северного вестника» разгромную рецензию на очень слабую книгу С.Я. Диминского «Евреи, их вероучение и нравоучение»31, назвав её «бездарным и невежественным памфлетом»32. Соловьев сообщает Гецу об этой статье (на тот момент ещё не опубликованной), отмечая, что при её написании он пользовался советами «Н.И.Б.», очень её одобрившего. Этим человеком был близкий знакомый Соловьева Николай Игнатьевич (Исаакович) Бакст (1842-1904) - физиолог, писатель и общественный деятель, брат художника. Он родился в местечке Мир Минской губернии - одном из центров ортодоксального иудаизма, в котором располагалась знаменитая Мирская иешива. Его отец был известным талмудистом, а сам он получил образование в Житомирском раввинском училище. Став крупным ученым, Н.И. Бакст поддерживал знакомства в литературных кругах (он был близок с И.С. Тургеневым, Н.Г. Чернышевским и др.), а кроме того, активно занимался еврейской общественной жизнью: был автором многочисленных статей в защиту еврей-

30 Скорее всего, он использовал этот инцидент как повод к разрыву, поскольку ещё в конце июня 1891 г. назвал в письме к М.М. Стасюлевичу это издание «борделем» (см.: Belkin D. "Gäste, die bleiben". Vladimir Solov'ev, die Juden und die Deutschen. P. 118).

31 Книга была опубликована в Санкт-Петербурге. в тип. И.Н. Скороходова в 1891 г. Рецензия Соловьева вышла в августовском номере «Северного вестника».

32 См.: [Соловьев В.С.] «Евреи (,) их вероучение и нравоучение (.)» С.Я. Диминского. Спб. 1891 // Северный вестник. 1891. № 8. 2-я паг. С. 91.

ства, состоял членом «Высшей комиссии по пересмотру действующих о евреях в Империи законов» (1883-1888 гг.), комитета «Общества распространения просвещения между евреями в России» и других подобных организаций. Он известен и как составитель уничтоженной цензурой книги «Русские люди о евреях». Вполне очевидно, что Бакст (упоминаемый, кстати, и в других письмах Соловьева) был ещё одним «еврейским знакомым» Соловьева, не включенным Д. Белкиным в составленный им список таковых33.

В письме упоминается также некое «лицо», которое «уже давно находится заграницей». Это уже знакомый нам журналист, публицист и издатель Осип Константинович Нотович (1849-1914), сын керченского раввина, окончивший юридический факультет Петербургского университета и писавший на философские и юридические темы34. В 1870-е годы он стал издателем и фактически редактором либерального в то время «Нового времени», а затем приобрел газету «Новости», с которой и была связана обсуждаемая история. Именно Ното-вич был издателем отпечатанной в типографии «Новостей» и запрещенной цензурой брошюры Геца «Слово подсудимого!», содержащей предисловие В.С. Соловьева. Газета Нотовича, ставшая в 1880-е годы одной из наиболее влиятельных в Петербурге, неоднократно получала «предостережения» от властей, десять раз её запрещали к продаже. В 1891 г. она получила очередное «предостережение» с такой формулировкой: «Не дерзая говорить о необходимости либерального режима для России вообще, газета Нотовича с особенным сочувствием относится к проявлениям сепаратических тенденций в тех или иных наших окраинах; украинофильство, обособление Финляндии, юдофильство и т.п. пользуются безграничными её симпатиями» [25, с. 89-90]. Неудивительно, что издатель такой газеты был склонен проводить немало времени за границей, а в 1906 г., когда газета была закрыта, а Нотович приговорен к годичному заключению, он был вынужден окончательно эмигрировать из России.

Прежде чем наконец перейти к публикуемому нами письму, приведем ещё одну цитату из рецензии Флоровского на издание писем В.С. Соловьева: «Письма - материал двусмысленный и коварный. Они не проходят через строгую и ответственную внутреннюю цензуру, не подвергаются такому сосредоточенному словесно-логическому суду, какой претерпевают слова, обращенные автором к незримому и собирательному читателю. И в частности Соловьев в своей переписке часто бывал и несдержан, и легкоподвижен» [1, с. 353]. Это в полной мере

35

относится и к тому тексту, с которым можно познакомиться ниже35.

33 См. Belkin D. "Gäste, die bleiben". Vladimir Solov'ev, die Juden und die Deutschen. P. 91-92.

34 См. Из неизданного и несобранного Владимира Соловьева. С. 30-34; Сонина Е.С. Взлёты и падения петербургского издателя: О.К. Нотович и газета «Новости» // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Вып. 4. С. 85-94 [25].

35 Курсивом в публикуемом тексте отмечена та часть, которая уже была опубликована Радловым и Гецем в 1909 г.

Список литературы

1. Флоровский Г.В. [Рец. на]: В. Соловьев. Письма / под ред. Э.Л. Радлова. Изд. «Время». Петербург. 1923 // Историко-философский ежегодник. 2015. М.: Аквилон, 2015. С. 350-361.

2. Динур Бен-Цион. Бе-олам ше-шака: зихронот ми-дерех хаим (В исчезнувшем мире: Воспоминания о прожитом). Иерусалим: Мосад Бялик, 1958. 420 с. (на иврите)

3. Гец Ф.Б. Некоторые воспоминания об отношении В.С. Соловьева к евреям // Восход. СПб., 1900. № 63. Кол. 30-35; № 79. Кол. 6-7.

4. Belkin D. "Gäste, die bleiben". Vladimir Solov'ev, die Juden und die Deutschen. Hamburg: Philo/Europäische Verlagsanstalt, 2008. 424 p.

5. Китайник М. Владимир Сергеевич Соловьев ун Файвл Бенцелович Гец // Советиш Геймланд. 1991. № 10. С. 79-92.

6. Van der Zweerde E. Vladimir Solov'ev and the Russian-Christian Jewish Question // Het Christelijk Oosten. 2003. Ыо. 55. P. 211-244.

7. Kornblatt J.D. Vladimir Solov'ev on Spiritual Nationhood, Russian and the Jews // The Russian Review. 1997. Ыо. 56. P. 157-177.

8. Moss W.G. Vladimir Soloviev and the Jews in Russia // Russian Review. 1970. Vol. 29:2. P. 181-191.

9. Rubin D. Holy Russia, Sacred Israel: Jewish-Christian Encounters in Russian Religious Thought. Brighton: Academic Studies Press, 2010. 570 p.

10. Белкин Д. «Еврейский вопрос» как «христианский вопрос»: к интерпретации одной формулы В.С. Соловьева // Соловьевский сборник / под ред. И.В. Борисовой и А.П. Козырева. М.: Феноменология-Герменевтика, 2001. С. 467-474.

11. Маор И. Русский философ Владимир Соловьев // Панорама Израиля. 1985. № 175. С. 9-12.

12. Жиркевич-Подлесских Н. Русско-еврейский публицист и педагог Файвель Меер Бен-целович Гец (на страницах дневника А.В. Жиркевича и в переписке с Л.Н. Толстым) // Материалы Толстовских чтений 2018 года в Государственном музее Л.Н. Толстого. М.: РГ-Пресс, 2019. С. 315-333.

13. Ф.Г. [Гец Ф.Б.] Слово подсудимому! СПб.: Тип. газ. «Новости», 1891. xxvii. 165 с.

14. Гец Ф.Б. Об отношении Вл.С. Соловьева к еврейскому вопросу // Вопросы философии и психологии. 1901. Кн. 56:1. С. 159-198.

15. Письма Владимира Сергеевича Соловьева / под ред. Э.Л. Радлова. В 3 т. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1908-1911. Т. II. 1909. VIII. 368 с.

16. Письма Соловьева к Ф.Б. Гецу. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1909. 59 с.

17. «.. .Память моего незабвенного друга мне слишком дорога»: (В.С. Соловьев в письмах Файвеля Геца к Эрнесту Радлову) / публ. Д. Белкина // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 2000 год / отв. ред. Т.Г. Иванова. СПб.: Д. Буланин, 2004. С. 267-312.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Goetz F. Der Philosoph W. Solowioff und das Judentum. Riga, Selbstverlag des Verfassers, [1927]. 88 p.

19. Лукьянов С.М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии. В 3 т. Кн. 3. Вып. 2. М.: Книга, 1990. 384 с.

20. Соловьев В.С. <Лекции, читанные на Высших женских (Бестужевских) курсах в 1882 году> // Соловьев В.С. Полное собрание сочинений и писем в 20 т. Т. 4. М.: Наука, 2011. С. 448-464, 773-790.

21. Из неизданного и несобранного Владимира Соловьева: Письмо О.К. Нотовичу, 3 января 1891 г.; Новые оракулы; Из разговора с П.Е. Оставь-его; Приписываемое: Анонимные заметки «Новости и биржевая газета». СПб., 1891. 11 янв. (№ 11); 12 янв. (№ 12); 17 янв. (№ 17) / Публ. Н.В. Котрелёва // Соловьёвские исследования. 2017. Вып. 3(55). С. 17-45.

22. Межуев Б.В. Новое о магистерском диспуте Вл. Соловьева 24-го ноября 1874 года // Соловьевские исследования. 2011. Вып. 1(29). С. 14-24.

23. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. В 4 т. Т. 3. М.: Всесоюзн. книжн. палата, 1958. 416 с.

24. [Соловьев В.С.] «Евреи (,) их вероучение и нравоучение (.)» С.Я. Диминского. Спб. 1891 // Северный вестник. 1891. № 8. 2-я паг. С. 86-91.

25. Сонина Е.С. Взлёты и падения петербургского издателя: О.К. Нотович и газета «Новости» // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Вып. 4. С. 85-94.

References (Sources)

Collected Works

1.Pis'ma Solov'eva kF.B. Getzu [Soloviev's letters to F.B. Getz]. Saint-Petersburg: Tipografiya tovarishchestva «Obshchestvennaya pol'za», 1909. 59 p.

2. Radlov, E.L. Pis'ma Vladimira Sergeevicha Solov'eva v 3 t., t. 2 [Letters of Vladimir Sergeevich Soloviev in 3 vol., vol. 2]. Saint-Petersburg: Tipografiya tovarishchestva «Obshchestvennaya pol'za», 1909, VIII. 368 p.

3. Solov'ev, V.S. <Lektsii, chitannye na Vysshikh zhenskikh (Bestuzhevskikh) kursakh v 1882 godu> [Lectures given at the Higher Women's (Bestuzhev) Courses in 1882], in Solov'ev, V.S. Polnoe sobranie sochineniy ipisem v 20 t., t. 4 [The Complete Works and Letters in 20 vol., vol. 4]. Moscow: Nauka, 2011, pp. 448-464, 773-790.

Individual Works

4. Belkin, D. «...Pamyat' moego nezabvennogo druga mne slishkom doroga»: (V.S. Solov'ev v pis'makh Fayvelya Getsa k Ernestu Radlovu) ["... The memory of my unforgettable friend is too dear to me": (V.S. Soloviev in letters from Faivel Getz to Ernest Radlov)], in Ezhegodnik Rukopisnogo otdela Pushkinskogo doma na 2000 god. Saint-Petersburg: D. Bulanin, 2004, pp. 267-312.

5. F.G. [Gets, F.B.] Slovopodsudimomu! [The Word to the Defendant!]. Saint-Petersburg: Tipografiya gazety «Novosti», 1891, XXVII. 165 p.

6. Florovskiy, G.V. [Rets. na]: V. Solov'ev. Pis'ma. Izd. «Vremya». Peterburg. 1923 [[A Review]: V. Soloviev. Letters. "Vremya" Publ. Petersburg. 1923], in Istoriko-filosofskiy ezhegodnik. 2015. Moscow: Akvilon, 2015, pp. 350-361.

7. Gets, F.B. Nekotorye vospominaniya ob otnoshenii V.S. Solov'eva k evreyam [Some recollection on the attitude of V.S. Soloviev to the Jews], in Voskhod, 1900, no. 63, pp. 30-35; no. 79, pp. 6-7.

8. Gets, F.B. Ob otnoshenii Vl.S. Solov'eva k evreyskomu voprosu [On the attitude of Vl.S. Soloviev to the Jewish question], in Voprosy flosofi i psikhologii, 1901, book 56:1, pp. 159-198.

9. Goetz, F. Der Philosoph W. Solowioff und das Judentum. Riga, Selbstverlag des Verfassers, [1927]. 88 p.

10. [Solov'ev, V.S.] «Evrei (,) ikh verouchenie i nravouchenie (.)» S.Ya. Diminskogo. Spb. 1891 ["Jews (,) their doctrine and morality" by S.Y. Diminsky, St.-Petersburg, 1891 [A Review]], in Severnyy vestnik, 1891, no. 8, pp. 86-91.

(Articles from Scientific Journals)

11. Kotrelev, N.V. Iz neizdannogo i nesobrannogo Vladimira Solov'eva: Pis'mo O.K. Noto-vichu, 3 yanvarya 1891 g.; Novye orakuly; Iz razgovora s P.E. Ostav'-ego; Pripisyvaemoe: Anonimnye zametki «Novosti i birzhevaya gazeta». SPb., 1891. 11 yanv. (№ 11); 12 yanv. (№ 12); 17 yanv. (№ 17) [From the Vladimir Solovyov's unpublished and uncollected works: The letter to O.K. Notovich, 3 Jan 1891; New oracles; From a conversation with P.E. Leave-it (Ostav' ego); Attributed to Vladimir Solo-

vyov: Anonymous notes from «Novosyi i Birzhevaia gazeta». SPb., 1891. 11 Jan. (No. 11); 12 Jan. (No. 12); 17 Jan. (No. 17)], in Solov'evskie issledovaniya, 2017, issue 3(55), pp. 17-45.

12. Kitaynik, Mikhail. Vladimir Sergeevich Solov'ev un Fayvl Bentselovich Gets [V.S. Soloviev and F.B. Getz], in Sovetish Geymland, 1991, no. 10, pp. 79-92.

13. Kornblatt, J.D. Vladimir Solov'ev on Spiritual Nationhood, Russian and the Jews, in The Russian Review, 1997, no. 56, pp. 157-177.

14. Maor, I. Russkiy filosof Vladimir Solov'ev [Vladimir Soloviev, a Russian Philosoph], in Panorama Izrailya, 1985, no. 175, pp. 9-12.

15. Mezhuev, B.V. Novoe o magisterskom dispute Vl. Solov'eva 24-go noyabrya 1874 goda [New data about Vl. Solovyov's master's debate, November 24, 1874], in Solov'evskie issledovaniya, 2011, issue 1(29), pp. 14-24.

16. Moss, W.G. Vladimir Soloviev and the Jews in Russia, in The Russian Review, 1970, vol. 29:2, pp. 181-191.

17. Sonina, E.S. Vzlety i padeniya peterburgskogo izdatelya: O.K. Notovich i gazeta «Novosti» [The ups and downs of a St. Petersburg publisher: O.K. Notovich and the newspaper "Novosti"], in Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury, 2009, issue 4, pp. 85-94.

18. Van der Zweerde, E. Vladimir Solov'ev and the Russian-Christian Jewish Question, in Het Christelijk Oosten, 2003, no. 55, pp. 211-244.

(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)

19. Belkin, D. «Evreyskiy vopros» kak «khristianskiy vopros»: k interpretatsii odnoy formuly V. S. Solov'eva ["Jewish question" as a "Christian question": to the interpretation of one formula of V.S. Soloviev], in Solov'evskiy sbornik. Moscow: Fenomenologiya-Germenevtika, 2001, pp. 467-474.

20. Zhirkevich-Podlesskikh, N. Russko-evreyskiy publitsist i pedagog Fayvel' Meer Bentselovich Gets (na stranitsakh dnevnika A.V. Zhirkevicha i v perepiske s L.N. Tolstym) [Russian-Jewish publicist and teacher Faivel Meer Bentselovich Getz (on the pages of A.V. Zhirkevich's diary and in correspondence with L.N. Tolstoy)], in Materialy Tolstovskikh chteniy 2018 goda v Gosudarstvennom muzee L.N. Tolstogo. Moscow: RG-Press, 2019, pp. 315-333.

(Monographs)

21. Belkin, D. "Gäste, die bleiben". Vladimir Solov'ev, die Juden und die Deutschen. Hamburg: Philo/Europäische Verlagsanstalt, 2008. 424 p.

22. Dinur, Ben-Zion. Be-Olam she-Shaka: Zikhronot mi-Derekh Chaim [Vanished World: Memories of a Way of Life]. Ierusalim: Mosad Byalik, 1958. 420 p.

23. Luk'yanov, S.M. O Vl.S. Solov'eve v ego molodye gody. Materialy k biografii, v 3 t., kn. 3, vyp. 2 [On Vl.S. Soloviev in his youth. Materials for the biography. In 3 vol., book 3, issue 2]. Moscow: Kniga, 1990. 384 p.

24. Masanov, I.F. Slovar'psevdonimov russkikh pisateley, uchenykh i obshchestvennykh deyate-ley, v 4 t., t. 3 [Dictionary of pseudonyms of Russian writers, scientists and public figures, in 4 vol., vol. 3]. Moscow: Vsesoyuznaya knizhnaya palata, 1958. 416 p.

25. Rubin, D. Holy Russia, Sacred Israel: Jewish-Christian Encounters in Russian Religious Thought. Brighton: Academic Studies Press, 2010. 570 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.