Научная статья на тему 'О толерантности личности будущего учителя'

О толерантности личности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
256
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ Я / ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Магомедова Индира Нуцальхановна

В статье представлены сущностные характеристики толерантности личности учителя, анализируются различные позиции по определению сущности и структуры толерантности, развитию толерантного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANT PERSON FUTURE TEACHERS

The article presents the essential characteristics of the personality of the teacher tolerance, analyzed the different positions on the definition of the nature and structure of the tolerance of tolerant behavior.

Текст научной работы на тему «О толерантности личности будущего учителя»

УДК 378.1

О ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье представлены сущностные характеристики толерантности личности учителя, анализируются различные позиции по определению сущности и структуры толерантности, развитию толерантного поведения.

Ключевые слова: учитель, толерантность, терпимость, педагогическая толерантность, концепция я, личностная позиция, агрессивность, интолерантность.

TOLERANT PERSON FUTURE TEACHERS

Annotation. The article presents the essential characteristics of the personality of the teacher tolerance, analyzed the different positions on the definition of the nature and structure of the tolerance of tolerant behavior.

Keywords: teacher, tolerance, patience, teaching tolerance, concept I, personal position, aggression, intolerance.

Тенденция к многонациональному единству, которая нашла отражение в фольклоре, в пословицах и поговорках, отражают педагогические стремления и идеалы этноса, распространяемые среди подрастающего поколения. При этом длительные контакты между народами умножают их общее богатство в области педагогической культуры и одновременно помогают утверждению самобытности через выход за собственные межи, становлению на уровень межнационального общения. Таким образом, при формировании толерантной личности необходимо опираться на положения народной педагогики.

Семья является первым социальным институтом, где развивается и воспитывается личность, обеспечивается ее направленность на самостоятельность, формируется милосердие, терпимость, жалость и сострадание к людям, умение прощать обиды, поскольку одним из принципов и мерилом ценности человека рассматривается труд, в котором сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. С этих позиций идея толерантности в народной педагогике подтверждается утверждением «надо отдать должное уму и такту наших предков, которые относились к окрестным народам как к равным, пусть даже не похожим на них, благодаря чему устояли в вековой борьбе, утвердив принцип не истребления соседей, а дружбы народов» [3].

В современном психолого-педагогическом контексте, несмотря на довольно широкое распространение понятия в социологии, психологии и педагогике отсутствует однозначное понимание толерантности, которые, по мнению А.Г. Асмолова, выражают три пересекающихся значения: устойчивость, терпимость и допустимое отклонение. По его мнению, толерантность - это искусство жить в мире непохожих людей и идей [1]. По мнению В.А. Тишкова, толерантность следует рассматривать как личностную или общественную характеристику, предполагающую осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, взгляды на них различны, не могут и не должны сводиться к единообразию. При этом автор отмечает, что толерантность в основном рациональная реакция человека, уровень которого зависит от знаний и личного опыта, а интеллектуальность усиливает и гарантирует ее проявление [5]. По мнению П.В. Степанова, Г.У. Солдатова, толерантность следует рассматривать как способность видеть в другом именно носителя иных ценностей, интегральную характеристику индивида, характеризующую его способность в проблемных, кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с самим собой и окружающим миром. Данный аспект рассмотрения толерантности

И.Н. Магомедова

Indira Magomedov

© Магомедова И.Н., 2015

Вестник Университетам» 3, 2015

включает от нервно-психической устойчивости до представления в качестве нравственного императива личности [3; 4].

В определениях одним из признаков толерантности рассматривается категория «другой», что обуславливает необходимость анализа соотношения «Я и Ты», первоначально разрабатывающихся Л. Фейербахом, по мнению которого сущность человека формируется в общении с другими, выступая интегративным существенным признаком личности. Продолжая философский анализ проблемы «Я и Ты», придавая ей сакральный характер, можно утверждать, что наиболее глубоко эти отношения проявляются в сфере межличностных отношений индивидов в небольших группах и общностях, не опосредованных воздействием социальных институтов и социальных норм, лишенных выгоды, корысти, и средственного отношения к человеку [2]. Для рассматриваемой в исследовании проблемы важен вопрос сущности педагогической толерантности, которая, с одной стороны, характеризует отношения воспитанника и воспитателя, с позиции соотношения «Я и Ты», отличающихся взаимностью. С другой стороны, полная взаимность «Я и Ты» ограничивается, в частности благодаря причинам нормативного свойства, поскольку учитель, формируя у ученика потребности и способности к уча -стию в отношениях, вынужден корректировать воздействие на ученика, проигрывать ситуации общения не только с точки зрения своей и своего воспитанника, но и с той, которая будет сформирована у последнего в результате воспитания. Следует отметить, что ученик ту же ситуацию проигрывает в усеченном виде с учетом образа самого себя, где будущее мнение неизвестно, вследствие чего воспитывающее отношение, как таковое, взаимно.

Для выделения педагогической толерантности как личностной позиции необходимо обосновать интолерантность, исследованную в философско-антропологическом аспекте. 3. Фрейд, выделяя в структуре личности, оно (область аморальных бессознательных влечений), Я (сознание) и сверх-Я (репрезентант социальных запретов, власти родителей и авторитетов), считает агрессивность врожденным инстинктом, связанным с животной природой человека, заглушить которую признана культура, вследствие чего возникает неизбежный конфликт между личностью и обществом, приводящий к психическим неврозам или к разрушительным действиям [7]. Изучение психологических основ враждебности, позволили нам констатировать, что она гораздо выше у людей, связанных родственными узами, в силу наличия немногих различий, вследствие чего расхождение в незначительном вызывает сильнейший антагонизм. По мнению Э. Фромма, агрессивность не является биологическим инстинктом, а выступает социальной потребностью индивида в создании новых условий жизни в форме жизнетворчества, где корни деструктивности представлены в характере, страстях, представляющих сплав социального и экзистенциального, разрушают собственный духовный мир, духовно-личностную опору. При этом деструктивность, ненависть, враждебность, интолерантность, по мнению философа, являются понятиями, принадлежащими к одному семантическому полю: первая выступает как высшая степень интолерантности, а последняя - как психическая основа деструктивности [6].

С философской точки зрения важнейшие свойства толерантности проявляются в отношениях с людьми малых общностей и групп, где общение имеет непосредственный характер. При этом толерантная личность обретает неповторимость через постижение отношений «Я и Ты», диалог с другими, тогда как интолерантность отделяет себя от других, что связано с биологической (связь с животным миром) и рационалогической (монологический рационализм, следствие нового антропоцетрического мировоззрения) чертами личности. Деление людей на толерантных и интоле-рантных достаточно условно, поскольку склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. С этих позиций толерантная личность характеризуется знанием самого себя и критичным отношением к себе, различием «Я»-идеального и «Я»-реального, уверенностью в преодолении угрозы, ответственностью самостоятельностью признанием многообразия мира, способностью

к эмпатии, адекватной оценкой людей, высокой социальной чувствительностью и т.д. Для интоле-рантной личности характерны знание самого себя практическое совпадение «Я»-идеального и «Я»-реального, выделением в себе больше достоинств, чем недостатков, стремлением винить в окружающих в своих неудачах, ощущением постоянной внешней угрозы, предпочтительное перекладывание ответственности на другого, разделение мира на две части (белое и черное), оценивание людей подобно своим убеждениям и т.д. Следовательно, проявление интолерантности находится в диапазоне от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.

Обобщая различные позиции выделений признаков толерантности и интолерантности, следует выделить ряд интегративных показателей:

- знание самого себя (где толерантная личность менее довольна собой, вследствие чего имеет больший потенциал саморазвития);

- защищенность, человека (где чувство тревоги значительно выше у интолерантной личности);

- ответственность (которая у толерантный личности выше, чему интолерантной);

- потребность в определении (где у интолерантной личности преобладает черное и белое, а толерантная видит мир вразнообразии);

- ориентация на себя и на других (где толерантная личность стремится к личной независимости);

- способность к эмпатии (когда толерантная личность точнее оценивает позицию другой личности);

- чувство юмора (более характерно для толерантной личности).

Личности с более высокой толерантностью имеют высокую самооценку, высоко оцениваются другими, воспринимают ситуацию как стимулирующую и менее эмоционально насыщенную. Следовательно, выстроить логику развития толерантности от агрессии к диалогу возможно через культуру, поскольку в ней исторически сложились представления, оценки и нормы поведения и отношения к людям, вследствие чего толерантное отношение носит конкретный характер: человек сам решает, по отношению к чему или к кому следует быть толерантным. Данная логика возможна лишь при коммуникативном взаимодействии, внутриличностных позициях развития толерантности и интолерантности; превращение ее в качество личности зависит от устойчивости позиции, черт личности.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива / А.Г. Асмолов, М.С. Нырова. - Новгород, 1993. - 24 с.

2. Бубер М. Яи Ты / М. Бубер; пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.

3. Солдатова Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - 2001. - № 1-2. - С. 19-37.

4. Степанов П.В. Толерантный человек: как его воспитать // Народное образование. - 2001. - № 6. -С. 152-156.

5. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») // Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Русский мир, 1997. - С. 256-274.

6. Фромм Э. Иметь или быть? / Э. Фромм. - М.: Прогресс, 1990. - 336 с.

7. Фрейд 3. Психология бессознательного / 3. Фрейд. - Москва, 2007. - 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.