Научная статья на тему 'О терминологии и классификации инноваций'

О терминологии и классификации инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2877
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чуева З.И.

В статье рассматриваются теоретические вопросы терминологии и классификации инноваций, изучаемые многими зарубежными и отечественными учеными. В настоящее время для обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия создаются и внедряются технологические, информационные, организационные, управленческие, маркетинговые и социальные инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О терминологии и классификации инноваций»

16 (202) - 2014

УДК 338.24

О ТЕРМИНОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ИННОВАЦИЙ

з.и. чуева,

старший преподаватель кафедры математических методов в экономике E-mail: chueva_zi@mail.ru Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматриваются теоретические вопросы терминологии и классификации инноваций, изучаемые многими зарубежными и отечественными учеными. В настоящее время для обеспечения конкурентоспособности промышленного предприятия создаются и внедряются технологические, информационные, организационные, управленческие, маркетинговые и социальные инновации.

Ключевые слова: инновации, классификация, инновационная деятельность, предприятие

В настоящее время российские промышленные предприятия находятся в такой ситуации, когда экономически целесообразным является увеличение объемов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, переход на новые технологические линии, создание наукоемкой продукции, применение инновационных информационных технологий и освоение новых сегментов рынка.

Очевидно, что эффективное управление инновационной деятельностью промышленного предприятия возможно только при условии изучения научно-теоретической базы и решения практических задач разработки и внедрения инновационных продуктов, технологий и инструментов.

Считается, что первым термин «инновация» использовал австрийский ученый Й.А. Шумпетер в 1930-е гг. С тех пор ученые неоднократно возвращались к вопросу о смысловом содержании данной дефиниции, в результате чего в мировой экономи-

ческой литературе насчитывается множество трактовок и формулировок термина «инновация».

Американский ученый, экономист П.Ф. Друкер указывает, что инновация - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг [5].

Венгерский экономист Б. Санто рассматривает инновацию как общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий или технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход [11].

Американский ученый Б. Твисс, так же, как и Б. Санто, определяет инновацию как процесс, в котором интеллектуальный товар - изобретение, информация, ноу-хау или идея - приобретает экономическое содержание [13].

Чешский исследователь Ф. Валента под инновацией понимает изменение в первоначальной структуре производственного механизма, т.е. переход его внутренней структуры к новому состоянию. Это касается продукции, технологии, средств производства, профессиональной и квалификационной структуры рабочей силы, организации; изменения как с положительными, так и с отрицательными социально-экономическими последствиями [4].

Один из ведущих экспертов в области инновационной деятельности Роберт Б. Такер приводит

финансовая аналитика

проблемы и решения

следующее определение: «инновация - это выдвижение новых идей и воплощение их в жизнь. Ее креативный аспект - инкубация новых идей, это самое главное. В конце концов, если не будет идей, то не будет и шанса на инновацию, именно воплощение идей на практике является отличительным признаком инновации. Цель инновации - создавать новую ценность, воспринимаемую потребителем» [10].

Английский ученый Ф. Никсон называет инновацией совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [9].

В отечественной экономической литературе также нет единого подхода к определению понятия «инновация».

Доктор экономических наук И.Т. Балабанов отмечает, что инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства, труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методы планирования, приемы анализа и т.п. [3].

В своей работе [2] И.В. Афонин подчеркивает, что инновация - это целенаправленный, интенсивный процесс получения нового прикладного результата, имеющего потенциальную, достаточно близкую во времени социально-экономическую полезность высокой вероятности [2].

Российские ученые В.Г. Медынский и С.В. Иль-деменов под инновацией подразумевают объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога [7].

По мнению Ю.П. Морозова, инновациями являются любые технические, организационные, экономические и управленческие изменения, отличные от существующей практики в данной организации. Они могут быть известны и использоваться в других организациях, но для тех организаций, в которых они еще не освоены, их внедрение является новым делом и может привести к немалым трудностям [8].

Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что термин «инновация» - это экономическая и управленческая категория, которая независимо от времени и места работы исследователей трактуется по-разному: как процесс (Б. Санто,

Б. Твисс, И.В. Афонин), результат (И.Т. Балабанов), изменение (Й.А. Шумпетер, Ф. Валента) и пр.

Терминологическую ясность внесло определение, отраженное в международных документах (Руководство Фраскати, первый вариант которого был принят в 1963 г., и Руководство Осло, принятое в 1992 г.). Определение получило общую признательность и взято в основу разработки нормативно-правовой базы инновационной деятельности Российской Федерации. Таким образом, под инновациями понимаются новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.

Существование различных определений термина «инновация» повлекло за собой множество споров в вопросах классификации инноваций.

В настоящее время в экономической литературе выделено большое количество классификационных признаков, состав и структура которых варьируются у различных авторов в зависимости от целей и объектов исследований, что указывает на широкий спектр и неоднородность инноваций как таковых.

Существующие в мировой практике определения термина «инновация» позволяют вывести первый классификационный признак - технологический параметр, согласно которому инновации делятся на продуктовые и процессные. Как отмечает С.Д. Ильенкова, продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) [6]. По мнению Н.Д. Кремлева и В.Л. Попова, продуктовая инновация включает получение нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке. Процессная инновация означает новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, торговые, маркетинговые и другие процессы [12].

Среди зарубежных авторов данный подход к классификации отражен в работах Р.Б. Такера, который рассматривает инновации трех типов. 1. Инновация продукта или услуги - результат реализации на практике нового способа решения

проблемы покупателя, что приносит выгоду

финансовая аналитика

проблемы и решения

16 (202) - 2014

Инновации и инвестиции

как покупателю, так и компании, внедряющей инновацию.

2. Инновация процесса - для компаний-производителей предполагает внедрение новых методов производства и технологий, которые обеспечивают преимущества в виде уменьшения затрат, повышения качества, сокращения временного цикла, сроков разработки и поставки продукта либо в возможности широкой унификации продуктов и услуг, к ним прилагаемых.

3. Инновация стратегии - дает новые подходы к маркетингу или рекламе предлагаемых продуктов и услуг, приводит к внедрению новых методов продаж, к совершенствованию обслуживания клиентов либо позиционированию продукта на рынке. Результатом ее является то, как фирма меняет целевые группы потребителей и как она выходит на рынок, т.е. доводит свои продукты или услуги до конечного потребителя [10].

Принципиально важным свойством, характеризующим инновации, является уровень новизны или степень радикальности. В связи с этим еще в 1939 г. инновации на базисные и вторичные были разделены основоположником теории инноваций Й.А. Шумпетером. Позднее Г. Менш выделил базисные, улучшающие и псевдоинновации.

Повышение степени радикальности инноваций прямо пропорционально занимаемой площади, когда их распространение ограничено территорией предприятия, региона, страны, или, наоборот, территориальные рамки стираются, и инновации признаются новыми в мировом масштабе. Классификация по пространству действия отражает количественные показатели диффузии инноваций.

По сфере приложения И.В. Афонин различает следующие виды инноваций:

- экономические (товарно-продуктовые, технико-технологические, организационно-управленческие, комбинированные);

- социальные;

- институциональные;

- военные [2].

На практике инновационная деятельность промышленного предприятия прежде всего должна рассматриваться с позиции двух сторон. Во-первых, деятельность, направленная на создание технологических инноваций (новых товаров, материалов и технологий), во-вторых, деятельность, направленная на создание информационных, организационно-

управленческих, маркетинговых и социальных инноваций, когда объектом экономической ценности и источником стоимости признаются информация, знания, интеллектуальные и творческие способности человека.

Технические и технологические инновации обеспечивают совершенствование таких сфер промышленного предприятия, как производство и материально-техническое обеспечение. В своей книге [1] А.Н. Асаул отмечает, что в настоящее время в мире наблюдаются следующие закономерности технологического развития:

- новая технология появляется не одна, а в связке с другими;

- каждый набор технологий состоит из ряда взаимодополняющих технологий;

- каждая базовая технология является ядром многих прикладных;

- прикладные технологии используются для модернизации существующих производств;

- направление исследовательских усилий на создание и внедрение энергосберегающих технологий;

- сворачивание энергоемких и быстрое развитие высокотехнологичных отраслей;

- повышение значения постоянного обновления производства;

- снижение роли экономии на изменении масштабов производства и возрастание роли способности компаний к разработке, внедрению и быстрому обновлению товаров и т.п. [1]. Детальное проектирование новой продукции

промышленного предприятия, разработка технологических процессов, совершенствование и переналадка имеющихся технологий и способов производства обеспечиваются в ходе выполнения бизнес-процесса «Подготовка производства».

Бизнес-процесс «Подготовка производства» состоит из множества аналитических А, организационных О, технологических Т и учетных У бизнес-задач, объединенных в три подпроцесса:

1) конструкторская подготовка производства;

2) технологическая подготовка производства;

3) техническая подготовка производства. Содержание и порядок работ по подготовке

производства регламентируются стандартами предприятия (СТП), отраслевыми стандартами (ОСТ) и государственными стандартами (ГОСТ).

Календарный период времени, в течение которого выполняется подготовка конструкторской

финансовая аналитика

проблемы и решения

и технической документации, переналадка производственно-технологической базы, а также изготовление и испытание опытной партии новых изделий, представляет собой цикл подготовки производства. Этот цикл включает не только длительность решения всех бизнес-задач, но и время перерывов между ними, в течение которых часть основных производственных фондов или штатных единиц отдельных подразделений вынуждена простаивать. Нецелесообразное увеличение продолжительности сроков освоения новой продукции приводит к ухудшению технико-экономических показателей эффективности:

- снижению производственной мощности;

- увеличению объемов незавершенного производства;

- повышению технологической себестоимости изделия;

- росту доли накладных расходов и др.

Сокращение продолжительности цикла подготовки производства достигается при последовательно-параллельном выполнении бизнес-задач, организационно-логические и временные связи решения которых представлены на рисунке.

Таким образом, новые технологические продукты являются результатом технических инноваций. Однако разрабатываемые на предприятии новые процессы, методы или инструменты создания как материального, так и информационного продукта формируются вследствие различных информационных, организационно-управленческих, маркетинговых и социальных инноваций.

финансовая аналитика

проблемы и решения

7х"

27

16 (202) - 2014

Инновации и инвестиции

По отношению к техническим инновациям информационные инновации являются первичными, так как именно информация лежит в основе управления производственными процессами, начиная от закупки сырья и материалов у поставщиков до послепродажного обслуживания потребителей, обеспечивая при этом значительное сокращение времени и средств. Информационная система управления, внутри которой циркулируют все информационные потоки, является эффективным инструментом информационного обеспечения инновационной деятельности.

Организационно-управленческие инновации призваны выработать инновационную стратегию и стандарты управления предприятием, совершенствовать систему менеджмента качества, нормализовать организационную структуру, которая обеспечит соответствие решаемых задач структурным подразделениям предприятия, оптимизировав штатное расписание.

Система мероприятий по сегментированию рынка, продвижению продукции и услуг на выбранных целевых сегментах рынка, по обеспечению устойчивых внешних связей с клиентами входит в состав маркетинговых инноваций.

Социальные инновации включают не только подготовку, обучение и повышение квалификации персонала, но и новые способы организации социальных коммуникаций, стимулирование интеллектуальной деятельности сотрудников и развитие их творческих способностей, которые являются неисчерпаемыми.

Таким образом, создание и внедрение информационных, организационно-управленческих, маркетинговых и социальных инноваций способствуют повышению эффективности во всех сегментах деятельности предприятия, а конвергенция, или стирание границ между ними и сферой материального производства, представляет собой характерное явление инновационной деятельности промышленных предприятий.

Список литературы

1. Асаул А.Н., Карпов Б.М., Перевязкин В.Б., Старовойтов М.К. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. СПб: АНО «ИПЭВ», 2008. 606 с.

2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: Гардарика, 2005. 224 с.

3. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. СПб: Питер, 2001. 336 с.

4. Валента Ф. Управление инновациями. М.: Прогресс, 1985. 137 с.

5. Друкер П. Инновации и предпринимательство. М., 1992.

6. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин [и др.] / под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 327 с.

7.Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. В.А. Ирикова. М.: ЮНИТИ, 1999. 414 с.

8.МорозовЮ.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 446 с.

9. Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности: пер. с англ. М.: Издательство стандартов, 1990. 230 с.

10. Роберт Б. Такер. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний. М.: Олимп-бизнес, 2006. 224 с.

11. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990. 255 с

12. Управление инновационными проектами: учеб. пособие / под ред. проф. В.Л. Попова. М.: ИНФРА-М, 2009. 336 с.

13. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: сокр. пер. с англ. / предисл. К.Ф. Пузыни. М.: Экономика, 1989. 271 с.

^ччт финансовая аналитика

28 ^ проблемы и решения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Innovation and investment TERMINOLOGY AND CLASSIFICATION OF INNOVATIONS

Zinaida I. CHUEVA

Abstract

The article examines the theoretical issues of terminology and classification of innovation, studied by many foreign and domestic scientists The author reveals that for the competitiveness of industrial enterprises is necessary to implement the technological, informational, organizational, managerial, marketing and social innovations

Keywords: innovations, classification, innovative activity enterprise

References

1. Asaul A.N., Karpov B.M., Pereviazkin V.B., Starovoitov M.K. Modernizatsiia ekonomiki na osnove tekhnologicheskikh innovatsii [Economy modernization on the basis of technological innovations]. St. Petersburg, ANO "IPEV" Publ., 2008, 606 p.

2. Afonin I.V. Innovatsionnyi menedzhment [Innovative management]. Moscow, Gardarika Publ., 2005, 224 p.

3 . Balabanov I . T. Elektronnaia kommertsiia [Electronic commerce]. St. Petersburg, Piter Publ., 2001, 336 p ■

4. Valenta F. Upravlenie innovatsiiami [Management of innovations]. Moscow, Progress Publ., 1885, 137 p ■

5. Druker P. Innovatsii i predprinimatel'stvo [Innovations and business]. Moscow, 1992.

6. Il'enkova S.D., Gokhberg L.M., Iagudin S.Iu. [i dr.] Innovatsionnyi menedzhment [Innovative management]. Moscow, Banki i Birzhi, IUNITI Publ., 1997, 327 p.

7. Medynskii V.G., Il'demenov S.V. Reinzhiniring innovatsionnogo predprinimatel'stva [Reengineering of innovative business]. Moscow, IUNITI Publ., 1999, 414 p .

8. Morozov Iu.P. Innovatsionnyi menedzhment [Innovative management]. Moscow, IUNITI-DANA Publ., 2000, 446 p.

9. Nikson F. Rol' rukovodstva predpriiatiia v obespechenii kachestva i nadezhnosti [Role of governance at the enterprise in ensuring quality and reliability]. Moscow, Izdatel'stvo standartov Publ., 1990, 230 p.

10 . Tucker Robert B . Innovatsii kakformula rosta: novoe budushchee vedushchikh kompanii [Driving Growth Through Innovation: How Leading Firms Are Transforming Their Futures.].Moscow, Olimp-biznes Publ., 2006, 224 p.

11. Santo B. Innovatsiia kak sredstvo ekonom-icheskogo razvitiia [Innovation as a tool for economic development]. Moscow, Progress Publ.,1990, 255 p.

12. Upravlenie innovatsionnymi proektami [Management of innovative projects]. Ed. by V.L. Popov. Moscow, Infra-M Publ., 2009, 336 p.

13 . Twiss B . Upravlenie nauchno-tekhnicheskimi novovvedeniiami [Managing technological innovation]. Moscow, Ekonomika Publ., 1989, 271 p.

Zinaida I. CHUEVA

Naberezhnye Chelny Institute (branch) of the Kazan (Volga) Federal University, Naberezhnye Chelny, Russian Federation chueva_zi@mail . ru

финансовая аналитика

проблемы и решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.