Научная статья на тему 'О тенденциях реформирования российского высшего образования'

О тенденциях реформирования российского высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мейдус А.А.

В статье отмечается, что с 2009 г. стали появляться в большом количестве документы, регламентирующие высшее образование. Государство сохраняет вузам свободу в определении содержания образовательных программ, ограничивая их в этой деятельности государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами. Государственная аккредитация, дающая право вузам выдавать дипломы государственного образца (сейчас «установленного») является в России обязательным этапом контроля за образовательным процессом со стороны государства. Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации» вузам предоставлена возможность прохождения общественной и профессионально-общественной аккредитации, которая, однако, не заменяет государственную. То есть предпринята попытка ориентировать вузовское сообщество на процедуры самоконтроля, саморегуляции, оценки результатов их деятельности профессиональными сообществами. Данная норма в настоящий момент хотя и работает, но в сравнительно небольшом количестве вузов. Ближайшие перспективы в развитии высшего образования -целенаправленное закрытие филиалов вузов, масштабное укрупнение вузов, начатое созданием федеральных вузов и продолжающееся созданием «опорных» вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT TENDENCES OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION REFORMING

The article notes that since 2009, a large number of documents regulating higher education began to appear. The state retains the freedom of higher education institutions in determining the content of educational programs, limiting them in this activity by state educational standards, professional standards. State accreditation, which gives universities the right to issue state-recognized diplomas (now "established") is an obligatory stage in the control of the educational process by the state in Russia. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" provides the universities with the opportunity to pass public and professional-public accreditation, which, however, does not replace the state. In other words, an attempt was made to orient the university community on the procedures of self-control, self-regulation, evaluation of the results of their activities by professional communities. This norm works at the moment, but in a relatively small number of universities. The nearest prospects in the development of higher education are the targeted closure of university affiliates, the large-scale enlargement of universities, initiated by the creation of federal universities and continuing the creation of "supporting" universities.

Текст научной работы на тему «О тенденциях реформирования российского высшего образования»

твует сплочению коллектива. Он помогает установить доверительные отношения с другими сотрудниками, находить выход из положения в сложных ситуациях, прикладывая больше усилий для достижения общей цели компании.

Сторителлинг является и средством воспитания в семье, когда представители старшего поколения делятся с младшим поколением своим жизненным опытом, рассказывая свои истории. Такие истории связаны с близкими людьми, их особая ценность в том, что они рождают уважение, помогают улучшить взаимопонимание, укрепить отношения в семье. По принципу сторителлинга в последнее время устраивают выставки, где экспонатами служат продукты промышленного дизайна, предметы обихода и инсталляции, имеющие, несомненно, богатую и интересную историю. В данном случае рассказ может быть озвучен экскурсоводом или представлен в аннотации.

Отвечая на вопрос «Что такое сторителлинг?», в качестве вывода стоит сказать, что он представляет собой целое искусство, которое сочетает в себе исследовательские, психологические и управленческие моменты. Он дает возможность донести до нужного человека некоторую историю, которая будет мотивировать его к действию. Корректное применение этого инструмента поможет будущим дизай-

УДК 37.014.53

О ТЕНДЕНЦИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье отмечается, что с 2009 г. стали появляться в большом количестве документы, регламентирующие высшее образование. Государство сохраняет вузам свободу в определении содержания образовательных программ, ограничивая их в этой деятельности государственными образовательными стандартами, профессиональными стандартами. Государственная аккредитация, дающая право вузам выдавать дипломы государственного образца (сейчас - «установленного») является в России обязательным этапом контроля за образовательным процессом со стороны государства. Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации» вузам предоставлена возможность прохождения общественной и профессионально-общественной аккредитации, которая, однако, не заменяет государственную. То есть предпринята попытка ориентировать вузовское сообщество на процедуры самоконтроля, саморегуляции, оценки результатов их деятельности профессиональными сообществами. Данная норма в настоящий момент хотя и работает, но в сравнительно небольшом количестве вузов. Ближайшие перспективы в развитии высшего образования -целенаправленное закрытие филиалов вузов, масштабное укрупнение вузов, начатое созданием федеральных вузов и продолжающееся созданием «опорных» вузов.

Ключевые слова: реформы, высшее образование, оценка качества, государственная аккредитация, общественная аккредитация.

нерам создавать проекты, продукты не только новые, оптимально отражающие чаяния целевой аудитории, но и заинтересовывать, удерживать внимание потребителя. Эти истории могут оказать помощь в обучении студентов гораздо больше, чем заучивание правил и директив. Сторителлинг можно достаточно эффективно применять на всех этапах производственной практики, когда студенты получают возможность «примерить» на себя реальную профессиональную атмосферу и приобрести реальный опыт проектирования. Таким образом, опыт сторителлинга можно с успехом использовать и в проектировании, и в повседневной жизни, и в бизнесе для развития коммуникации, в качестве маркетингового приема, и, что наиболее ценно, в качестве варианта возможного неформального обучения студентов в учебном заведении (в дополнение к академическому).

1. Мартин Б., Ханигтон Б. Универсальные методы дизайна. СПб. : Питер, 2014. 208 с.

2. Лидвелл У., Холден К., Батлер Д. Универсальные принципы дизайна. СПб. : Питер, 2012. 272 с.

© Ланщикова Г. А., 2017

A. A. Meudyc A. A. Meydus

ABOUT TENDENCES OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION REFORMING

The article notes that since 2009, a large number of documents regulating higher education began to appear. The state retains the freedom of higher education institutions in determining the content of educational programs, limiting them in this activity by state educational standards, professional standards. State accreditation, which gives universities the right to issue state-recognized diplomas (now - "established") is an obligatory stage in the control of the educational process by the state in Russia. The Federal Law "On Education in the Russian Federation" provides the universities with the opportunity to pass public and professional-public accreditation, which, however, does not replace the state. In other words, an attempt was made to orient the university community on the procedures of self-control, self-regulation, evaluation of the results of their activities by professional communities. This norm works at the moment, but in a relatively small number of universities. The nearest prospects in the development of higher education are the targeted closure of university affiliates, the large-scale enlargement of universities, initiated by the creation of federal universities and continuing the creation of "supporting" universities.

Keywords: reforms, higher education, quality control, state accreditation, public accreditation.

Перспективы высшего образования в России - важнейший вопрос в свете постоянных реформ последних 15 лет. Различные составляющие происходящих перемен были рассмотрены многими российскими исследователями. Целью данной статьи является интегрированный взгляд на параллельные процессы, происходящие в российском высшем образовании как под влиянием внешних, объективных общемировых факторов, так и сугубо российских маятниковых процессов.

На начало 2000-х пришлось наибольшее количество выпускников школ - пик рождаемости 1983-1987 гг. В этот период численность вузов, филиалов стремительно растет. Так, в 2000 г. их 2643, в 2006 г. - 3469, после 2008 г. (3500) их количество постепенно снижается [1]. Близкая статистика и по численности студентов на 10 тыс. населения в РФ: с 1999 г. (285 чел.) их количество постоянно растет вплоть до 2008 г. (537 чел.), а далее постепенно снижается [1]. Рост связан с прямым спросом, отсутствием запретительных механизмов у государства, а возможно, и отсутствием у него интереса к сфере высшего образования.

После 2010 г. регулирование сферы высшего образования усилилось. В 2011 и 2013 г. утверждаются новые Положения об аккредитации, о лицензировании. В 2011 г. появился важнейший Приказ «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования», в 2012 г. был введен мониторинг деятельности образовательных учреждений, по результатам которого неэффективные вузы закрывают или присоединяют к более крупным. В 2009 г. выходят новые перечни направлений подготовки (специальностей). Появляются новые государственные образовательные стандарты, которые сейчас заменяются стандартами поколения «три плюс» и далее, выходит новый закон «Об образовании в Российской Федерации». В декабре 2014 утверждена Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Государственными заказчиками программы выступают Минобрнауки России и Рособрнадзор. Целью программы является обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала. Государство стремится постоянным контролем и нормативным регулированием влиять на качество высшего образования.

Контроль качества образования государство осуществляет через государственную аккредитацию. Ее требования конкретизируются и ужесточаются. Исчезла возможность прохождения процедуры государственной аккредитации без выезда эксперта на место. Появились «Методические рекомендации для эксперта» о максимально полной проверке документов, подтверждающих все сведения, предоставляемые вузом. Результатом успешного прохождения процедуры государственной аккредитации является получение вузом свидетельства (приложения) о государственной аккредитации, которое дает вузу право, в числе прочих возможностей, выдавать выпускникам диплом государственного (в настоящее время «установленного») образца. В России при малой востребованности со стороны вузов профессионально-общественной аккредитации такой дип-

лом и раньше, и сейчас является минимальной гарантией качества образования, возможности устройства на работу по специальности. Регулирование вопросов лицензирования и аккредитации со стороны государства вызвано, в частности, резко возросшим количеством государственных и негосударственных вузов, различиями в качестве образования. Государство вводит четкие рамки для вузов, их градацию (институт, академия, университет) по соответствию их установленным критериям, вводит требования к качеству образования. В 2008 г. министр образования А. Фурсенко в рамках форума «Университеты на пути к новому качеству образования» говорит о том, что количество филиалов должно быть уменьшено вдвое. Минобрнауки начало последовательную работу по сокращению числа филиалов вузов. В 2012 г. новый министр образования Д. Ливанов заявляет, что уменьшать нужно не количество вузов, а количество студентов, обучающихся в них за счет бюджета с одновременным увеличением финансирования бюджетных мест. В конце 2012 г. Минобрнауки РФ ввело нормативно-подушевое финансирование, утвердило его нормативы, тем самым отказавшись платить вузам деньги за отчисленных студентов. Оборотной стороной такого подхода явилось стремление вузов сохранить контингент любой ценой, снижение мотивации студентов и качества подготовки.

Федеральным законом «Об образовании в РФ» введено понятие общественной и профессионально-общественной аккредитации (ст. 96 ФЗ). «Общественная оценка образовательных программ не влечет за собой государственного финансирования или дополнительных прав и льгот, она способствует повышению привлекательности для абитуриентов и востребованности у работодателей» [2, с. 60]. В законе сказано, что результаты общественной или профессионально-общественной аккредитации рассматриваются при проведении государственной аккредитации. Общественная аккредитация законодательно практически не регламентирована, критерии оценки деятельности разрабатываются аккредитационными агентствами самостоятельно, разные агентства оценивают образовательные программы по разным критериям. Никаких негативных последствий отказа в общественной аккредитации нет, государственную аккредитацию она не заменяет даже частично, и пока нет четких перспектив ее развития, большая часть вузов не тратит время и деньги на эту процедуру. Чаще всего в регионе уже сложилось общественное мнение о каждом вузе и их рейтинге, и пока общественная аккредитация не будет давать вузам явные преимущества, широкого распространения такой аккредитации ждать, пожалуй, не стоит.

Было введено понятие ведущих университетов и определено, что к 2020 г. не менее пяти российских вузов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов. Вузы, участвующие в проекте 5/100 - проекте Минобрнауки РФ, направленном на повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов, могут рассчитывать на дополнительное финансирование в целях вхождения их в сотню лучших мировых научно-образовательных центров. Предусмотрено проведение мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. Именно мониторинг эффективности вызвал серьезную кри-

116

Гуманитарные исследования • 2017 • № 4 (17)

тику в вузовской среде и СМИ, поскольку вуз оценивается не по качеству образования, а по условиям предоставления образовательных услуг. Это и инфраструктура, и объем НИОКР, и финансовая деятельность, и доля преподавателей с учеными степенями, и заработная плата преподавательского состава. Единственный критерий, касающийся образовательной деятельности - средний балл ЕГЭ, но он оценивает не качество работы преподавателей вуза, а результат работы школы. В мониторинг за 2014 г. введен показатель трудоустройства, но сведения по нему поступают из Пенсионного фонда РФ и не учитывают профильность трудоустройства, изменение фамилий выпускниками, пока непонятно, каким образом считаются выпускники, призванные в ряды вооруженных сил РФ. В мониторинг пока не включен показатель уровня заработных плат выпускников, который отчасти характеризовал бы качество подготовки на похожих направлениях в близких по уровню заработных плат регионах. Все эти недостатки вкупе со слабо работающей пока нормой закона об общественной аккредитации вызывают сомнения в объективности оценки деятельности вузов, эта оценка далеко не всегда дает представление о качестве образования в конкретном вузе. Однако по результатам мониторинга осуществляется закрытие неэффективных вузов, филиалов, оптимизация, выражающаяся в слиянии вузов или присоединении «слабых» к «сильным». Таким образом, мониторинг выступает инструментом политики, проводимой Минобрнауки по укрупнению вузов. Руководством Минобрнауки озвучиваются вполне разумные и логичные доводы такой политики: у крупного вуза больше материальных возможностей, а значит, и приобретение дорогостоящего оборудования ему под силу. Серьезная лабораторная база - не единственный положительный момент.

Существенная экономия на управленческом, профессорско-преподавательском составе, развитая инфраструктура также являются плюсами укрупнения вузов. Еще одно новшество от Минобрнауки РФ - опорные вузы. 29 июня 2015 г. Д. Ливанов обозначил начало второго этапа по укрупнению вузов. Небольшие университеты в регионах будут объединяться в «опорные» вузы по аналогии с федеральными университетами. Им будет выделяться финансирование до 2020 г. Ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов считает, что «таких «опорных» вузов в России может быть создано около 80 - почти в каждом регионе, причем новая инициатива министерства может привести к уменьшению общего числа учреждений высшего образования в России на 25 %» [3]. Таким образом, начатая еще в 2008 г. политика уменьшения количества вузов, в том числе за счет укрупнения, остается актуальной. Вероятно, это связано

как с инертностью вузовской среды, так и с умением вузов приспосабливаться к условиям игры. Если в первый год проведения мониторинга ряд вузов просто был застигнут врасплох, то в следующие годы вузы научились считать показатели. Вероятно, укрупнение вузов на сегодня остается актуальной задачей Минобрнауки, потому что процесс этот идет достаточно медленно.

Однако не только Россия проводит реформы в системе высшего образования. Так, «в начале XXI в. Нидерланды и Фландрия сменили систему оценки качества на систему аккредитации» [4, с. 45]. Аккредитация делает возможным сравнение образовательных программ в разных европейских странах, а само сравнение «способствует мобильности студентов в Европе, что является главной целью Болонского процесса» [4, с. 46]. В результате введения в вузах Нидерландов и Фландрии системы аккредитации «системы обеспечения качества образования в странах Западной Европы вновь оказались весьма схожими» [4, с. 48]. Дискуссии в европейском вузовском сообществе вызвала замена принципа доверия вузу принципом недоверия, смещения внимания от совершенствования вуза к строгой отчетности. Так же как российские ученые критикуют реформы в РФ, западные ученые критикуют происходящие изменения в Европе. Анализ работы Эрика де Корте позволяет прийти к выводу, что оценивание качества образования, законодательно закрепленное в РФ (государственная аккредитация, общественная и профессионально-общественная аккредитация), вероятно, и есть своего рода «золотая середина». Ее недостатки благодаря конструктивной критике вузовским сообществом будут законодательно устранены.

1. Наводнов В. Г. Материалы семинара «Как пройти аккредитацию в новых условиях (измененная нормативная база, технология, показатели)». М., 2011.

2. Наводнов В. Г., Мотова Г. Н. Новое законодательство в области образования как вектор развития общественно-профессиональной аккредитации в России // Инженерное образование. 2013. № 13. С. 57-65.

3. Ливанов заявил об отсутствии давления на вузы при объединении в опорные университеты // Интерфакс, 06.07.2015. URL: http://www.interfax.ru/russia/451817 (дата обращения 15.07.2017).

4. Эрик де Корте Анализ деятельности университетов Западной Европы: от оценки качества до аккредитации // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 36-57.

© Мейдус А. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.