Научная статья на тему 'О ТЕХНОЛОГИЯХ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА)'

О ТЕХНОЛОГИЯХ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / ПЛАТФОРМА / ПРОГРАММА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕРВИС / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белаш Виктория Юрьевна, Зуева Кристина Андреевна, Салдаева Анастасия Александровна

Целью данной статьи является установление различий между терминами «электронное обучение» и «мобильное обучение», а также изучение возможностей конструктора мобильных приложений Adalo для создания программных продуктов образовательного назначения пользователями, владеющими информационной компетентностью на базовом уровне. В статье рассмотрены теоретические основы электронного обучения, описан процесс разработки мобильного приложения для проведения контроля усвоения знаний обучающихся в форме тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MOBILE LEARNING TECHNOLOGIES (BY THE EXAMPLE OF A MOBILE APP FOR THE EDUCATIONAL PROCESS)

The purpose of this article is to establish the differences between the terms "e-learning" and "mobile learning", as well as to study the possibilities of the Adalo mobile application designer for creating educational software products by users who have information competence at a basic level. The article discusses the theoretical foundations of e-learning, describes the process of developing a mobile application to control the assimilation of knowledge of students in the form of testing.

Текст научной работы на тему «О ТЕХНОЛОГИЯХ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА)»

Педагогика

УДК 3786:004

кандидат педагогических наук Белаш Виктория Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Зуева Кристина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Салдаева Анастасия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

О ТЕХНОЛОГИЯХ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА)

Аннотация. Целью данной статьи является установление различий между терминами «электронное обучение» и «мобильное обучение», а также изучение возможностей конструктора мобильных приложений Adalo для создания программных продуктов образовательного назначения пользователями, владеющими информационной компетентностью на базовом уровне. В статье рассмотрены теоретические основы электронного обучения, описан процесс разработки мобильного приложения для проведения контроля усвоения знаний обучающихся в форме тестирования.

Ключевые слова: мобильное обучение, мобильное приложение, платформа, программа, программное обеспечение, сервис, электронное обучение.

Annotation. The purpose of this article is to establish the differences between the terms "e-learning" and "mobile learning", as well as to study the possibilities of the Adalo mobile application designer for creating educational software products by users who have information competence at a basic level. The article discusses the theoretical foundations of e-learning, describes the process of developing a mobile application to control the assimilation of knowledge of students in the form of testing.

Key words: mobile learning, mobile application, platform, program, software, service, e-learning.

Введение. Активное внедрение механизмов информационных технологий в образовательный процесс, привело к тому, что повсеместно используются различные IT-технологии, в том числе мобильные устройства. Логично полагать, что использование мобильных приложений для контроля знаний обучающихся, будет эффективным и уместным инструментом в образовательном процессе.

В современном обществе необходимо постоянное развитие компетенций, изучение нового, совершенствование в профессиональном и личностном плане. В связи с этим активно развиваются различные онлайн-курсы, которые позволяют человеку учиться в любое удобное для него время, активно обновлять свои знания. Таким образом, одним из наиболее эффективно развивающихся направлений в образовании является электронное обучение, которое начинает показывать положительные результаты.

Изложение основного материала статьи. Электронное обучение или eLearning - это процесс обучения и преподавания с помощью электронных средств, осуществляемый через Интернет, в процессе которого обучающиеся могут получить доступ к учебным материалам онлайн в любое время и в любом месте.

Существуют различные мнения о сущности данного понятия. Рассмотрим поподробнее, что понимается под электронным обучением.

Ермошкин Н.Н. в своей работе опирается на широкое определение термина «электронное обучение», представляя его как обучение, доступное через персональный компьютер. Содержание при этом передается через корпоративную или глобальную сеть на личную рабочую станцию [3].

Схожее мнение выразили Васильева Д.В., Пришутова Е.А., представляя электронное обучение как использование информационных технологий для работы с учебными материалами вне аудитории [1].

Маматов Д.Н. полагает, что следует определить сферу применения электронного обучения. В таком случае его можно трактовать как образование, материалы которого созданы и передаются с применением компьютерных технологий [5].

Отекина Н.Е., согласуясь с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает электронное обучение как образовательную деятельность с использованием информации, находящейся в базах данных. Обработка и передача между обучающимися и обучаемыми такой информации реализуется за счет использования информационных технологий, технических устройств и коммуникационных сетей [6, 8].

Воробьева Т.А. говорит об электронном обучении как о совместном процессе деятельности студента и преподавателя, в котором происходит передача знаний и воспитание учащимся, формирующих умения и навыки, с использованием информационных технологий [2].

В нашей работе будем понимать электронное обучение следующим образом: это обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий и компьютерных сетей.

Электронное обучение невозможно представить без мобильных приложений, которые, соответственно, и предоставили бы возможность обучения в любое время и на расстоянии.

Форматы мобильных приложений и учебные мобильные технологии, отличаются от электронного обучения. Они обеспечивают высокую включенность учащихся, повышая эффективность усвоения учебного материала.

Мобильные приложения - это формат предоставления обучения, предназначенный для просмотра учебных материалов учащимися на мобильных устройствах в автономном режиме. Хотя курс необходимо сначала загрузить на устройство с помощью подключения к Интернету, последующий доступ к нему можно получить без доступа к Интернету, с мобильного устройства.

Мобильное обучение или mLearning - это обучение с помощью мобильных устройств. Они включают в себя портативные устройства (планшеты и смартфоны), обращается внимание в основном на мобильность учащихся при взаимодействии с портативными технологиями. Основным преимуществом мобильного обучения является то, что оно доступно практически из любого места.

Соболева М.Л., Федотенко М.А. говорят о мобильном приложении как о программном обеспечении, которое разработано с целью работы на мобильных устройствах таких как: телефон, планшет, смарт-браслеты, электронные книги и так далее [7].

Прорабатывая вопрос внедрения мобильного приложения в образовательный процесс, необходимо понимать, каким требованиям оно должно отвечать. Рассмотрим опыт Коптенок Е.В., Марченкова Д.С., Маркелова К.Д., которые выдвинули следующие требования к приложению для организации учебной деятельности студента [4]:

1. Модуль авторизации. При этом возможно авторизация средствами социальных сетей, наиболее популярная из которых Вконтакте.

2. Модуль домашнего задания. Староста имеет возможность редактировать данные в этом модуле.

3. Модуль расписания. Староста также имеет возможность редактировать данные в текущем модуле.

4. Новостной модуль. В данном модуле отражаются новости и объявления с сайта учебного заведения.

5. Модуль навигации. Отображение карты с навигацией между учебными корпусами и аудиториями.

Рассмотрим вариант создания мобильного приложения для пользователей, владеющих информационной

компетентностью на базовом уровне, - без написания кода. Для разработки приложения будем использовать No-code-платформу.

No-code - это способ создания IT-продуктов без знания программирования, с помощью специальных платформ. Они работают по принципу конструктора.

Рассмотрим несколько no-code сервисов для создания мобильных приложений: Adalo, Glide, Buble, Tilda Publishing, Integromat.

Работа конструктора Adalo похожа на работу конструкторов по созданию сайтов, в которых с помощью технологии Drag-and-drop располагаются элементы. Затем расположенным объектам задаются пользовательские значения. Программный продукт реализует Adalo персонализацию дизайна, загрузку в App Store и Google Market. Однако присутствует зависимость от облачной платформы и ограничения по пространству.

Glide - более простой сервис, работает на основе Google таблиц, Excel или Airtable. Приложения создаются в виртуальном редакторе, где добавляются элементы управления и функциональные объекты.

Сервис Buble позволяет создавать интерактивные приложения для настольных и мобильных веб-браузеров, включая также все функции, необходимые для создания сайтов, таких как Facebook или Airbnb. Нет жестких ограничений на количество пользователей, объем трафика или хранение данных.

Tilda Publishing - это российский блочный конструктор сайтов, не требующий навыков программирования. При помощи данного конструктора можно создавать: лендинги (посадочные страницы), сайты (многостраничные), интернет-магазины, сайты-визитки, письма и прочее. Присутствует визуальная подача изображений и текста, возможность создания проекта с нуля и по готовым шаблонам. Отметим, что присутствует ограничение по размеру загружаемых файлов, недостаток места на хостинге, сложность в масштабировании и платная подписка на использование конструктора.

Integromat - платформа, на которой можно строить серверную логику, работать со структурами данных и настраивать интеграции. Это визуальный конструктор серверной логики с применением шаблонов и инструментов: формул, переменных, массивов. Присутствует возможность удаления и редактирования записей. Однако, отсутствуют инструменты фронтенд-разработки и имеются тарифные ограничения.

Для создания мобильного приложения в нашей работе был выбран сервис Adalo, за счет его понятного и не перегруженного интерфейса, достаточных функциональных возможностей и возможности бесплатного использования.

В качестве демонстрации функциональных возможностей no-code платформы Adalo (Рис. 1), создадим мобильное приложение для контроля знаний обучающихся в рамках образовательного процесса по дисциплинам «ИКТ» и «Теория информации».

Рисунок 1. Основная страница

Платформа удобна и проста, для пользователей, не имеющих навыков программирования. Все страницы автоматически переводятся на русский язык, присутствуют: готовые шаблоны экранов, видимость и возможность настройки связи между экранами, база данных (пользователи, исполнитель, услуги, заказы услуг, категории и т.д.).

Вначале необходимо зарегистрироваться. Для регистрации потребуется имя, адрес электронной почты, пароль. Перед началом работы потребуется выбрать тип создаваемого приложения - мобильное или веб-приложение. Далее необходимо выбрать, как будет разработано приложение: на основе шаблона или полностью с нуля. После этого следует задать название создаваемого программного продукта и указать основной и дополнительный цвет цветовой схемы. Программа позволяет редактировать шрифт заголовков и основной текста. В бесплатной версии доступно пять шрифтов на выбор.

Слева находится главная рабочая панель Adalo, в ней добавлены основные разделы, с помощью которых строится работа (Таблица 1).

Таблица 1

Реализуемые платформой Adalo функции

№ п/п

Пиктограмма

Реализуемые функции

Добавить объект / экран

Настроить внешний вид приложения (Дизайн)

Обзор экранов, существующих в приложении

Связь с базой данных

Настройки

Публикация приложения

Статистика работы приложения

История разработки (версий)

Верхняя панель состоит из нескольких частей. В центре в раскрывающемся списке открывается список приложений, которые есть у разработчика. Справа - кнопка предварительного просмотра, кнопка «поделиться приложением» и настройка аккаунта (Рис. 2).

Рисунок 2. Верхняя панель

Конструктор автоматически создает в приложении три экрана: экран регистрации, входа и домашнюю страницу. Есть возможность настройки типа навигации по экрану: экран приветствия, главный экран. Знаком «о» обозначается коннектор, указывающий связь между экранами (Рис. 3).

Рисунок 3. Экраны приложения

По клику на экране возможна его настройка. Слева располагается список объектов с возможностью выбора действий. С помощью средств вкладки Screens происходит настройка компонентов, действий и связь их с данными. В настройках экрана также можно поменять его статус - приветственный, экран регистрации/авторизации.

Так как создается приложение для тестирования студентов, то следует перетащить окно с текстовым полем для вопроса и кнопки с выбором ответа. Из недостатков отметим невозможность изменить дизайн кнопки. Связь между экранами появляется автоматически, в настройках экрана.

С помощью Prewiev можно просмотреть, как будет выглядеть приложение на мобильном телефоне, что помогает определить положение текста и утвердиться с выбранным дизайном приложения (Рис. 4).

1

2

3

4

5

Рисунок 4. Предварительный просмотр

Работа большинства программных продуктов основана на использовании организованных баз данных. В приложении Adalo также присутствует возможность работы с подобными объектами - на вкладке «Базы данных» в меню слева. Коллекция пользователя предоставляется по умолчанию - с возможностью редактирования, но без возможности удаления (Рис. 5).

ПОЛЬЗОВЭ... С + ДОБАВИТЬПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 0 ß А <> Оч

А Электронная п... £ Пароль А Имя польэоват... А Пол

missis vagen leytne r@g... [скрыто] Кристина Кристина.

iininavy@tksu.ru

[скрыта]

Ii п i navy@tkbu. ru

Б е." а и Ви

Рисунок 5. Записи в базе данных

Отметим, что при настройке экранов можно столкнуться с проблемой: приложение некорректно работает, появляется ошибка, после которой настройка невозможна. Необходимо перезагружать платформу.

Выводы. Начинающий бизнес, мобильные игры, приложения для обучения организационно представляют собой стандартные приложения с шаблонными сценариями. Кликаете на иконку смартфона, перед вами открывается - Splash Screen (экран-заставка), переходящий в страницу авторизации. На Adalo можно собирать достаточно полезные приложения, не имея навыков написания кода и не покупая платную подписку. Однако, количество элементов и действий в Adalo заметно ограничено - доступны только самые необходимые.

Литература:

1. Васильева, Д.В. Преимущества электронного обучения / Д.В. Васильева, Е.А. Пришутова // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 15 (97). - С. 38-39

2. Воробьева, Т.А. К вопросу о понятии электронного обучения / Т.А. Воробьева // Идеи и идеалы. - 2014. - Т. 2. -№ 1(19). - С. 143-152

3. Ермошкин, Н.Н. Электронное обучение / Н.Н. Ермошкин // Образовательные технологии. - 2013. - № 2. - С. 51-56

4. Коптенок, Е.В. Разработка приложения для организации учебной деятельности студента / Е.В. Коптенок, Д.С. Марченков, К.Д. Маркелов // Исследования молодых ученых: Материалы VII Международной научной конференции,

Казань, 20-23 февраля 2020 года / Под редакцией И.Г. Ахметова. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство Молодой ученый", 2020. - С. 6-8

5. Маматов, Д.Н. Электронное обучение в образовании / Д.Н. Маматов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. - 2014. - С. 385-386

6. Отекина, Н.Е. Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии / Н.Е. Отекина // Инновационная наука. - 2017. - Т. 2. - № 4. - С. 127-128

7. Соболева, М.Л. Мобильное обучение, мобильное приложение, электронный образовательный ресурс, средство обучения: суть и взаимосвязь понятий / М.Л. Соболева, М.А. Федотенко // Информатика в школе. - 2019. - № 9(152). -С. 42-48

8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022) // Консультант плюс. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/

Педагогика

УДК 373

доктор педагогических наук, профессор Белова Светлана Владимировна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); старший преподаватель кафедры технологии и менеджмента профессионального образования Боваев Очир Дмитриевич Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста); магистрант направления «Педагогическое образование» Ханаев Александр Сергеевич Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова» (г. Элиста)

ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ИЗУЧЕНИИ СТУДЕНТАМИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И

РОБОТОТЕХНИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. Поставлен вопрос о методологии исследования гуманитарных проблем в рамках изучения студентами цифровых технологий и робототехники. Рассмотрены возможности становления профессионала в контексте гуманитарной модели профессионального образования. Уточнены понятия человекосообразного и гуманитарного принципов образования. Раскрыты характеристики гуманитарного принципа. Предложены пути включения гуманитарной составляющей, отражающей ценностно-смысловую сторону образования, в содержание изучения студентами цифровых технологий и робототехники. Они связаны, главным образом, с коммуникативными отношениями участников образовательного процесса и возможностями познания личностью себя как носителя разума и автора творческого продукта.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессионал, цифровые технологии, робототехника, человекосообразное образование, гуманитаризация образования, гуманитарный принцип.

Annotation. The question was raised about the methodology for the study of humanitarian problems in the framework of the study by students of digital technologies and robotics. The possibilities of becoming a professional in the context of the humanitarian model of professional education are considered. The concepts of human-like and humanitarian principles of education are clarified. The characteristics of the humanitarian principle are revealed. The ways of including the humanitarian component, reflecting the value-semantic side of education, in the content of students' study of digital technologies and robotics are proposed. They are connected mainly with the communicative relations of the participants in the educational process and the possibilities of a person to know himself as a bearer of reason and the author of a creative product.

Key words: vocational education, professional, digital technologies, robotics, humanoid education, humanitarization of education, humanitarian principle.

Введение. Традиционная система образования ориентирована за запросы индустриализации и связана с конвейерным производством, с поточными методами строительства, со стандартизированными технологическими операциями, которые основывались на труде специалистов массовых профессий. Очевидно, что образование в 21 веке, веке небывалого прогресса и новых технологий, требует иных подходов. Многие процессы, связанные с рутинной работой, с каждым годом все более автоматизируются и роботизируются. Интересны в связи с этим неоднозначные перспективы, которые открываются перед человечеством в фантастическом будущем, которое может стать реальностью. «Представьте себе, что каждая частичка воздуха, капля дождя, каждый блик света на камнях, каждый нанобот и элемент микросхемы, выходящей с заводского конвейера, - все это на самом деле станет частью общей системы принятия решений, элементами суперкомпьютера, решающего куда и как эволюционирует Вселенная» [11].

Можно сколько угодно гадать и фантазировать о возможных перспективах, которые открывает сегодня искусственный интеллект, новые технологии и робототехника, но уже вполне определенно можно утверждать, что тема отношений человека и машины, человека и новых технологических процессов требует психолого-педагогического, гуманитарного ракурса рассмотрения. Речь об основах образования, которое направлено на становление самосознания человека, являющегося творцом, а не функциональным дополнением к машине. Нельзя не согласиться со О.Н. Смолиным, полагающим, что вопрос об увеличении вложений в человеческий потенциал, наряду с вложениями в современные технологии, остаётся ключевым для перспектив развития страны и преодоления внешнего давления [9].

Технологизация и роботизация шагают ускоренными темпами по планете. И потому не удивительно, что в программе бакалавриата инженерно-технологического факультета Калмыцкого государственного университета по направлению подготовки «44.03.05 Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки) появились дисциплины «Основы робототехники», «3-D моделирование и прототипирование», «Технологии виртуальной реальности». У студентов они вызывают неподдельный интерес. И понятно, что конструкторско-творческий, проектно-исследовательский потенциал этих предметов огромен. Вместе с тем, встает задача «гуманитарного» изучения данных дисциплин, если мы мыслим о профессиональном образовании в контексте его гуманитарной модели и если важна ориентированность на становление профессионала, выступающего носителем ценностей своей профессии.

Профессионал, о котором идет речь, умеет превращать знания в ресурс и является субъектом собственной деятельности. В его подготовке ключевая роль отводится овладению целостным знанием, умению входить в существующие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.