Научная статья на тему 'О таможенном оформлении и таможенном контроле морских (речных) судов при их убытии/прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в регионе деятельности ДВТУ'

О таможенном оформлении и таможенном контроле морских (речных) судов при их убытии/прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в регионе деятельности ДВТУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О таможенном оформлении и таможенном контроле морских (речных) судов при их убытии/прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в регионе деятельности ДВТУ»

границе Российской Федерации. Намеченные мероприятия предполагают не только структурные изменения таможенных органов, но и решение таких кадровых вопросов, как формирование действенного кадрового потенциала, обладающего необходимой квалификацией, проведение ротации между внутренними таможенными органами и таможенными органами, расположенными в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

В целях роста профессионализма должностных лиц и в целом повышения эффективности системы управления кадрами на коллегии было принято решение активизировать работу кадровых подразделений управления и таможен. Особое внимание уделить мероприятиям, направленным на реализацию Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Продолжить работу по патриотическому воспитанию в целях сплочения коллективов таможен, формирования у должностных лиц понимания важности таможенной службы, воспитания чувства гордости за принадлежность к таможенной службе Российской Федерации. Кроме того, руководителям всех уровней необходимо обеспечить личную примерность для своих подчиненных, что будет способствовать улучшению служебной дисциплины и правопорядка.

Отделение по связям с общественностью ДВТУ

О таможенном оформлении и таможенном контроле морских (речных) судов при их убытии/прибытии на таможенную территорию Российской Федерации в регионе деятельности ДВТУ

Государственная политика в области морского транспорта направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для стабильного роста объемов морских перевозок, среди которых важнейшее место занимает уменьшение издержек транспортных компаний в морских портах. От уровня конкурентоспособности морского транспорта и развития морских портов зависят эффективность интеграции России в мировую транспортную систему и состояние многих смежных отраслей экономики.

В регионе деятельности ДВТУ установлен 41 морской пункт пропуска, из них функционируют 28 (68 %). В то же время, в соответствии с действующим законодательством, установлены и открыты только 4 морских пункта пропуска (ПДК Витязь; Советская Гавань; Пластун и Зарубино), что составляет 14 % от всех функционирующих морских пунктов пропуска.

Таблица 1

Общий грузооборот морских, речных, смешанных пунктов пропуска

Показатель Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Тыс. тонн 64 505 52 217 66 536 85 723 77 113 11 0961 84 030

Таблица 2

Количество оформленных судов (первый квартал 2007, 2008, 2009 гг.)

2007 год 2008 год 2009 год

приход отход приход отход приход отход

Российские 1188 1243 1130 1216 958 1069

Иностранные 1471 1451 1509 1466 1040 1106

Итого 2659 2694 2639 2682 1998 2175

Всего 5353 5321 4173

Как видно из представленной информации, в 2007 г. наблюдался рост товарооборота по сравнению с 2006 г., а в 2008 г. уже имеет место тенденция по его уменьшению.

В первом квартале 2009 г. наблюдается уменьшение количества оформлений судов на 1148 по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (снижение на 22 %). Причины подобного уменьшения количества судозаходов связаны, прежде всего, с последствиями мирового финансового кризиса.

Практика таможенного оформления морских судов торгового флота таможенными органами Дальневосточного региона показывает, что существует ряд проблемных вопросов, затрудняющих осуществление таможенного оформления и таможенного контроля морских судов.

I. Пункты пропуска.

Незавершенность процесса нормативного правового оформления большей части морских пунктов пропуска (за исключением четырех пунктов пропуска) является причиной отсутствия администраций пунктов пропуска и, как следствие, не позволяет в полной мере реализовать положения ст. 71 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также положений постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства № 184) относительно информирования таможенных органов администрацией пункта пропуска.

Кроме того, типовая схема организации пропуска через государственную границу иностранных и российских судов заграничного плавания, членов экипажа, пассажиров, грузов и товаров в речных и морских портах Российской Федерации, утвержденная Минтрансом России 27.09.1999 г., требует переработки, так как предложенные в ней схемы организации работы пункта пропуска морально устарели и не соответствуют современным требованиям. Вместе с тем до сих пор не реализованы положения постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 «Об утверждении правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» относительно утверждения новых типовых схем.

II. Оформление продукции морского промысла.

В силу специфики территориального расположения и отраслевого развития Дальневосточного региона для таможенных органов ДВТУ особую актуальность представляют вопросы таможенного оформления и таможенного контроля морских биоресурсов. Доля добычи морских биоресурсов в дальневосточном промысловом бассейне (около 1 млн кв. миль) составляет более половины от их общей добычи в Российской Федерации.

За 5 месяцев 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. произошел рост физических объемов экспортируемых водных биоресурсов в 9 раз (с 50,685 до 466,517 тыс. т), стоимостных - в 7,8 раз (с 99,762 до 785,847 млн долл. США), начисленных таможенных платежей - в 11,4 раз (с 107 774,43 до 1 230 057,41 тыс. руб.).

Основное влияние на положительную динамику экспорта продукции морского промысла оказало вступление в силу требования, установленного федеральным законом Российской Федерации от 20.12.2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», о доставке водных биологических ресурсов на таможенную территорию Российской Федерации, а также увеличение общих допустимых уловов. Экспорт продукции морского промысла осуществляется после ее доставки на территорию Российской Федерации и таможенного оформления. До 1 января 2009 г. большая часть продукции морского промысла, добываемой за пределами 12-мильной зоны, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации экспортировалась из районов промысла помимо таможенного контроля.

При этом таможенные органы, перевозчики и участники ВЭД столкнулись с рядом проблем, о которых Дальневосточное таможенное управление незамедлительно проинформировало ФТС России:

- проблемы, связанные с оформлением судовых припасов, в том числе досылаемых на рыбопромысловые суда, ведущие промысел за пределами территориального моря;

- нарушение сроков оформления морских судов и перевозимой продукции в связи с неустановленным началом течения 3-часового срока;

- порядок оформления и контроля при прибытии морских судов на таможенную территорию Российской Федерации без намерений пройти таможенное оформление в пункте пропуска (форс-мажорные ситуации);

- порядок оформления вывозимой продукции.

В результате работы, проведенной ФТС России с привлечением региональных таможенных управлений, в частности ДВТУ, издан приказ ФТС России от 04.03.2009 № 378 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами».

Положения указанного приказа доведены до таможенных органов письмом ФТС России от 05.03.2009 № 01-11/6916 «О направлении информации», чем был снят ряд проблемных вопросов, в том числе и относительно оформления продуктов питания, досылаемых на рыбопромысловые суда, ведущие промысел в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также закреплено, что оформление продукции морского промысла возможно в соответствии со статьями 137, 138 Таможенного кодекса Российской Федерации до прихода судна в порт.

Возникающие вопросы при реализации положений указанного приказа оперативно рассматриваются ДВТУ и при необходимости доводятся до сведения оперативной группы, созданной при ГУОТОиТК ФТС России.

За 5 месяцев 2009 г. таможенными органами ДВТУ оформлено 897 судов рыбопромыслового флота на прибытие в Российскую Федерацию, из них 510 с продукцией морского промысла; 817 судов оформлено на убытие из Российской Федерации, из них 424 судна с продукцией морского промысла. Всего за анализируемый период оформлено 1714 судов рыбопромыслового флота.

В 12 случаях зафиксировано превышение 3-часового срока таможенного оформления, установленного Постановлением Правительства № 184, что составляет 0,7 % от общего числа оформленных рыбопромысловых судов.

Основной объем оформляемой продукции морского промысла приходится на Владивостокскую (59 %), Камчатскую (27 %), Сахалинскую (11 %) таможни, при этом оформление судов рыбопромыслового флота распределяется следующим образом: Камчатская таможня - 43 %, Сахалинская таможня - 31 %, Владивостокская таможня - 15 %.

III. Информатизация процедур таможенного оформления.

Отсутствие в таможенных органах программного средства, позволяющего вести учет оформляемых судов и перевозимых ими грузов и контролировать процесс помещения ввезенных товаров под процедуру временного хранения и дальнейшего таможенного оформления, не позволяет организовать действенный сквозной контроль за движением товара с момента прибытия и до

момента его выпуска в соответствии с заявленным таможенным режимом или помещения под процедуру ВТТ.

IV. Статья 276 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Остается нерешенной проблема предоставления в отношении морских судов полного или частичного освобождения от уплаты таможенных платежей в связи с проведением конкретных операций по ремонту, техническому обслуживанию, а также других операций по переработке. Вопросы применения положений ст. 276 Таможенного кодекса Российской Федерации актуальны для всех таможен Дальнего Востока, в регионах деятельности которых расположены морские порты.

Порядок применения таможенных режимов в отношении транспортных средств регламентируется главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно чему допускается одинаковый порядок таможенного оформления для судов, вывозимых исключительно в целях осуществления транспортных (промысловых) операций, и для судов, вывоз которых сопряжен с проведением ремонтных работ и сопутствующих транспортных (промысловых) операций. Отсутствие четких критериев конкретных операций по ремонту, техническому обслуживанию и т. п. к «операциям, необходимым для обеспечения сохранности и эксплуатации судна, а также поддержания его в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под режим временного ввоза», затрудняет осуществление контроля в отношении обоснованности применения полного либо частичного освобождения от таможенных пошлин, налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории Российской Федерации.

V. Оформление товаров, помещаемых под таможенный режим перемещения припасов.

В соответствии с п. 2 приложения к приказу ФТС России от 29.12.2007 № 1665 «Об утверждении порядка совершения отдельных таможенных деклараций при использовании таможенного режима перемещения припасов» (далее - Порядок) декларирование товаров в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов осуществляется с применением грузовой таможенной декларации (ГТД). При этом декларант вправе применить другую форму таможенной декларации в случаях, установленных Порядком либо другими нормативными правовыми актами ФТС России.

Исходя из определения транспортного средства, указанного в подпункте 5 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, топливо и ГСМ, находящиеся в штатных баках, являются неотъемлемой частью транспортного средства и, как следствие, могут оформляться в упрощенном порядке одновременно с транспортным средством в соответствии с главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Декларирование топлива и ГСМ в указанном случае производится в соответствии со ст. 279 Таможенного кодекса Российской Федерации путем указания соответствующих сведений в выездной декларации (в качестве которой могут использоваться стандартные документы перевозчика), при этом таможенным органам не следует принуждать лиц к повторному декларированию этих товаров в качестве припасов.

Учитывая изложенное, декларирование топлива и ГСМ, загружаемых в конструктивные емкости убывающих с таможенной территории Российской Федерации транспортных средств и загруженных на территории Российской Федерации на российские суда во время их использования во внутренних перевозках и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, может осуществляться как с применением ГТД, так и с применением стандартных документов перевозчика.

В указанном случае возмещение НДС не производится, так как товары не помещаются под таможенный режим перемещения припасов, в отношении которого и представляются льготы по НДС.

Анализ практики таможенного оформления продуктов питания, помещаемых под таможенный режим перемещения припасов, выявил признаки излишнего администрирования со стороны таможенных органов. Учитывая цель перемещения данных товаров, их таможенное оформление должно осуществляться в максимально короткие сроки с предоставлением минимального количества документов в соответствии с действующим законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.