Научная статья на тему 'О связи зрелищных искусств и значимых социальных институтов в трансформационный период'

О связи зрелищных искусств и значимых социальных институтов в трансформационный период Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
191
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зрелищные искусства / зрелища / аудитории зрелищных искусств / классификация зрительской аудитории / социальные институты / трансформация социальных процессов / entertaining arts / spectacle / entertaining arts audience / classification of the audience / social institutions / transformation of a social process

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нужина Ирина Александровна

Данная статья посвящена исследованию связей зрелищных искусств и значимых социальных институтов в трансформационный период. В статье эти связи рассматриваются как индикатор социальных процессов, происходящих в российском обществе. Рассмотрение осуществляется сквозь призму значимости того или иного социального института для зрительской аудитории и влияния социальных институтов на принятие решений. В статье использованы результаты авторских исследований зрительской аудитории сферы моды, в ходе которых был проведен структурный анализ зрительской аудитории отдельных зрелищных мероприятий данной отрасли, а также данные Федеральной службы государственной статистики. На основании проведенного анализа автором сделан вывод, что восприятие западного образа жизни как социального ориентира привело к отказу от исторически сложившихся и эффективных в условиях России социальных норм, ориентированных на приоритетную роль семьи как социального института. В этой связи автор рассматривает зрелищные мероприятия мира моды как потенциальный эффективный инструмент для восстановления социальных ориентиров, способствующих сохранению и увеличению потенциала России, повышению роли семьи как социального института и популяризации национальных русских традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT COMMUNICATIONS OF ARTS ENTERTAINMENT AND NOTIONAL SOCIAL INSTITUTIONS IN THE TRANSFORMATIONAL PERIOD

This paper is dedicated to a research on relation of entertaining arts and important social institutions in a transformational period. This relation is regarded as an indicator of a social process taking place in a Rus-sian society. The relation of traditional Institution and spectacle is regarded through the prism of a signifi-cance this or that Institution for viewing audience and Institution effect of decision making. The article con-tains the results of author research of the audience in the fashion sector, in which the structural analysis of the audience of individual events and shows in this industry was conducted, as well as the record of the Federal State Statistics Service. Based on this analy-sis the author concluded that the perception of the Western lifestyle as a social compass, led to the free-dom from the historically formed and effective social norms under the conditions of Russian, focused on the priority family role as a social institution. In this regard, the author takes up the fashion world and entertainment events as a potentially efficient instru-ment to recover social compass that contribute to maintaining and increasing the capacity of Russia, enhancement the family role as a social institution and the popularize of Russian traditions.

Текст научной работы на тему «О связи зрелищных искусств и значимых социальных институтов в трансформационный период»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

УДК 316.7

НУЖИНА Ирина Александровна,

Московский городской педагогическоий университет,

(МГПУ) Москва,

nuzhini@mail.ru

О СВЯЗИ ЗРЕЛИЩНЫХ ИСКУССТВ И ЗНАЧИМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Данная статья посвящена исследованию связей зрелищных искусств и значимых социальных институтов в трансформационный период. В статье эти связи рассматриваются как индикатор социальных процессов, происходящих в российском обществе. Рассмотрение осуществляется сквозь призму значимости того или иного социального института для зрительской аудитории и влияния социальных институтов на принятие решений. В статье использованы результаты авторских исследований зрительской аудитории сферы моды, в ходе которых был проведен структурный анализ зрительской аудитории отдельных зрелищных мероприятий данной отрасли, а также данные Федеральной службы государственной статистики. На основании проведенного анализа автором сделан вывод, что восприятие западного образа жизни как социального ориентира привело к отказу от исторически сложившихся и эффективных в условиях России социальных норм, ориентированных на приоритетную роль семьи как социального института. В этой связи автор рассматривает зрелищные мероприятия мира моды как потенциальный эффективный инструмент для восстановления социальных ориентиров, способствующих сохранению и увеличению потенциала России, повышению роли семьи как социального института и популяризации национальных русских традиций.

Ключевые слова: зрелищные искусства, зрелища, аудитории зрелищных искусств, классификация зрительской аудитории, социальные институты, трансформация социальных процессов.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/2-187-192

NUZHINA Irina A.,

Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia nuzhini@mail.ru

ABOUT COMMUNICATIONS OF ARTS ENTERTAINMENT AND NOTIONAL SOCIAL

INSTITUTIONS IN THE TRANSFORMATIONAL PERIOD

This paper is dedicated to a research on relation of entertaining arts and important social institutions in a transformational period. This relation is regarded as an indicator of a social process taking place in a Russian society. The relation of traditional Institution and spectacle is regarded through the prism of a significance this or that Institution for viewing audience and Institution effect of decision making. The article contains the results of author research of the audience in the fashion sector, in which the structural analysis of the audience of individual events and shows in this industry was conducted, as well as the record of the Federal State Statistics Service. Based on this analysis the author concluded that the perception of the Western lifestyle as a social compass, led to the freedom from the historically formed and effective social norms under the conditions of Russian, focused on the priority family role as a social institution. In this regard, the author takes up the fashion world and entertainment events as a potentially efficient instrument to recover social compass that contribute to maintaining and increasing the capacity of Russia, enhancement the family role as a social institution and the popularize of Russian traditions.

Keywords: entertaining arts, spectacle, entertaining arts audience, classification of the audience, social institutions, transformation of a social process.

Состояние культуры и общества в России конца ХХ - начала XXI вв. многие философы, социологи, культурологи и психологи характеризуют как «кризисное», «переходное», «пограничное», «посткультурное», «пост-постмодернистское» и «пороговое» (Н.Б. Маньковская [3], Б.Е. Гройс [5], В.В. Миронов [6], М.С. Бережная [2] и др.). При этом утверждение М.М. Бахтина о том, что «наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры происходит на границах сфер, областей, явлений, эпох» [1], находит подтверждение в результатах ретроспективного анализа развития зрелищных искусств.

При этом следует отметить, что в периоды подобных трансформаций значительные изменения, как количественные, так и качественные, претерпевает и собственно зрительская аудитория тех или иных видов зрелищных искусств. Таким образом, период конца ХХ - начала ХХ1 вв., по мнению автора, является периодом трансформации зрелищных искусств, требующим максимально эффективного воздействия на зрительскую аудиторию и одновременно характеризующимся высоким уровнем неопределенности основных характеристик этой аудитории. В этих условиях особое значение принимают исследования зрительской аудитории, позволяющие определить взаимосвязь зрелищных искусств с иными социальными институтами, традиционными для российского общества. Такие исследования позволяют не только изучить процесс трансформации зрелищных искусств в одну из отраслей шоу-бизнеса, но и установить значимость того или иного социального института для зрительской аудитории исследуемых зрелищ, а следовательно, влияние данных институтов на формирование отдельных личностей и общества в целом.

Недостаточность исследований характеристик аудитории зрелищных искусств в России в начале ХХ1 в., отсутствие данных о связи зрительской аудитории зрелищных искусств с иными социальными институтами побудили автора к проведению исследования целевой аудитории

- 187 -

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

зрелищного мероприятия сферы моды. Предметом исследования была выбрана зрительская аудитория зрелищного мероприятия сферы моды.

Объектом исследования стал Международный конкурс «Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений».

Время проведения исследования: 25.06.2014 - 28.06.2014.

Выборочная совокупность исследования - аудитория зрелищного мероприятия «II Международный конкурс "Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений"».

Тип выборки - случайный.

Анкеты предлагались посетителям финальных зрелищных мероприятий Международного конкурса «Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений», после окончания которого и были заполнены непосредственно на месте проведения.

По результатам анкетирования автором были проанализированы основные демографические характеристики зрительской аудитории конкурса.

Для подтверждения принадлежности мероприятия к зрелищным мероприятиям, ориентированным на молодежную и юношескую аудиторию, автором была проанализирована возрастная структура зрительской аудитории. Для подтверждения гипотезы о значительной структурированности конкурса данные, полученные в результате исследования, были сопоставлены с возрастной структурой населения России.

Анализ возрастных характеристик аудитории Международного конкурса «Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений» показал, что возрастная структура аудитории анализируемого зрелищного мероприятия значительно отличается от возрастной структуры населения России (рис.1).

Рисунок 1. Возрастная структура зрительской аудитории Международного конкурса «Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений», %

Figure I.The age structure of the audience of the International Competition "Youth Fashion - A new style of relations,"%

Как показывает анализ, в зрительской аудитории рассматриваемого нами Конкурса преобладают лица моложе 16 лет (41,18%), тогда как в структуре населения России данная категория занимает 15,92% населения. Почти 16% зрителей Конкурса - в возрасте от 16 до 18 лет, в то время как в структуре населения России этот показатель составляет 4,99% от общей численности населения. Зрители в возрасте от 19 до 25 лет составляют 15,69% от общего числа целевой аудитории. В структуре населения России удельный вес данного возрастного сегмента практически вдвое ниже - 7,57%. Зрители в возрасте от 26 до 35 лет в 2014 г. составили 12,75% (в структуре населения России - 16,67%), в возрасте от 35 до 45 лет - 6,86% (в структуре населения - 13,97%). Наименее представлены в зрительской аудитории Конкурса старшие возрастные категории: всего 1,96% зрителей в 2014 г. относились к возрастной категории от 45 до 55 лет (в структуре населения - 14,64%) и 5,88% (в структуре населения - 13,3%) - к возрастной категории от 55 до 65 лет. Зрителей старше 65 в 2014 г. среди респондентов исследования не оказалось, а в структуре населения России лица старше 65 лет составляют 12,94% от общей численности населения.

□ 2%

Н 6% ■ 0%

И менее 16 лет

□ от 16 до 18 лет И от 19 до 25 лет

□ от 26 до 35 S от 35 до 45

□ от 45 до 55

□ от 55 до 65 ■ старше 65

- 188 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

Таким образом, как показывает анализ, в структуре зрительской аудитории Конкурса доминируют зрители возрастных категорий моложе 25 лет, что подтверждает молодежную направленность конкурса и свидетельствует о высокой структурированности по критерию возрастных категорий не только непосредственных участников конкурса, но и зрительских аудиторий. Одновременно подтверждение молодежной направленности конкурса свидетельствует о социальной роли данного конкурса как способствующего увеличению социального капитала, поощряющего творческие инициативы молодежи и способствующего реализации ее позитивных творческих амбиций.

Анализ гендерной структуры зрительской аудитории Международного конкурса «Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений» представлена рис. 2.

Как показывает анализ гендерной структуры, представленный на рисунке 2, 98% зрителей Конкурса - женщины, что объясняется традиционной популярностью мероприятий мира моды среди женского населения. Кроме того, значительную роль в формировании гендерной структуры исследуемого зрелищного мероприятия играет устойчивый стереотип восприятия сферы моды как сферы преимущественно женских интересов, а профессии модельера - как женской профессии.

Рисунок 2. Гендерная структура аудитории Международного конкурса «Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений»

Figure 2. The gender structure of the audience of the International Competition "Youth Fashion -A new style of relations"

Таким образом, следует отметить, что, несмотря на популяризацию европейских мужских домов моды, получившую распространение в последние годы, российские культурные традиции в данном вопросе сохраняют свою самобытность, делегируя приоритетную роль в создании, развитии и потреблении модных коллекций женской половине населении. В соответствии с существующим стереотипом восприятия формируется и зрительская аудитория данного типа зрелищных искусств, что, несомненно, должно быть учтено при разработке стратегий социального управления. Кроме того, данную особенность гендерной структуры, несомненно, следует учитывать и в случае адаптаций некоторых методов европейского управления зрелищными искусствами к условиям российских молодежных конкурсов и фестивалей сферы моды.

Как уже говорилось ранее, социальная сущность феномена зрелища предопределяет значительный интерес исследователей к взаимосвязи зрелища с другими значимыми социальными институтами, их взаимодействию и основным институтам взаимного влияния, что имеет особое значение в период трансформации российского общества под влиянием глобальных преобразовательных процессов.

Одним из наиболее значимых в российском обществе социальных институтов традиционно считается институт семьи. Для анализа взаимосвязи исследуемого зрелищного института и института семьи был проведен анализ структуры зрелищной аудитории по критерию семейного положения.

На рисунке 3 представлен анализ структуры зрелищной аудитории по критерию семейного положения респондентов.

- 189 -

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

S не состою в браке, проживаю один

0 6%

□ не состою в браке, воспитываю одного ребенка

■ не состою в браке, воспитываю двоих детей

■ не состою в браке, воспитываю трех и более детей

□ состою в браке, проживаем вдвоем

И состою в браке, воспитываем одного ребенка

□ состою в браке, воспитываем двоих детей

□ 'состою в браке, воспитываем ■трех и более детей

0 состою в браке, дети проживают отдельно

□ не состою в браке, проживаю с родителями

Рисунок 3. Анализ семейного положения зрительской аудитории Международного конкурса «Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений»'

Figure 3. Analysis of the marital status of the audience of the International Competition "Youth Fashion - A new style of relations"

Как показывает анализ структуры зрительской аудитории Международного конкурса «Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений», представленный на рисунке 3, 49% респондентов не состоят в браке и проживают с родителями, 27% - не состоят в браке, проживают отдельно.

Из респондентов, заявивших о том, что они состоят в браке, 12% - состоят в браке и проживают вдвоем с супругом, по 6% - состоят в браке, воспитывая одного ребенка, и состоят в браке, проживая отдельно от взрослых детей.

Двухкомпонентный анализ, результаты которого представлены на рисунке 4, позволил установить, что значительный удельный вес респондентов, не состоящих в браке и проживающих с родителями, обусловлен возрастной структурой зрительской аудитории.

□ 84%

□ до 16 лет Е9 от 16 до 18

Рисунок 4. Распределение по возрасту респондентов, не состоящих в браке и проживающих с родителями

Figure 4. Distribution of respondents by age, unmarried and living with their parents

Как показывают результаты анализа, 84% респондентов не достигли 16 лет, 16% - в возрасте от 16 до 18 лет. Таким образом, следует отметить, что молодежная ориентированность конкурса в значительной мере определяет как специфику структуры зрительской аудитории по критерию семейного положения, так и основные направления исследования взаимодействий зрелища и семьи как социальных институтов.

Для исследования взаимодействия различных социальных институтов и социальных групп с зрелищным мероприятием, в том числе влияния этих социальных институтов и социальных групп на принятие решений зрительской аудиторией, автором была исследована сопричастность представителей различных социальных институтов к посещению Международного конкурса «Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений» респондентом (рис. 5).

- 190 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 2, 2015 Historical and Social Educational Ideas Tom 7 #6 part 2, 2015_________________________

□ один / одна

□ с супругом/ супругой Вс ребенком / детьми ■ всей семьей Вс учебным коллективом

□ с творческим коллективом

□ иное

Рисунок 5. Анализ наиболее активных социальных институтов, взаимодействующих с исследуемым мероприятием

Figure 5. Analysis of the most active social institutions, interacting with the test event

Как показали результаты исследования, представленные на рисунке 5, преобладающее большинство респондентов (72%) посетили исследуемое зрелищное мероприятие с творческим коллективом. При этом 19% респондентов посетили Конкурс индивидуально, и только 3% и 6% - с ребенком и с учебным коллективом соответственно. Следует отметить, что ни один респондент не подтвердил, что пришел на мероприятие с супругом/супругой или всей семьей.

Данные, полученные в результате исследования, позволяют сделать вывод о значительном взаимодействии исследуемого зрелищного мероприятия с институтом неформальных (творческих) коллективов и достаточно незначительном влиянии таких традиционных социальных институтов, как формальные учебные коллективы и семья.

Сведения о семейном посещении Международного конкурса «Молодежная Мода - Новый Стиль Отношений» показывают, что роль данного института катастрофически низка, поскольку всей семьей не посетил мероприятие ни один зритель. Несмотря на то, что исследуемое мероприятие выполняет социально значимые функции и направлено, в том числе, на повышение уровня творческой реализации талантливой молодежи, ни один из респондентов, состоящих в браке, не посетил мероприятие вместе с супругом или супругой. Данный факт может быть объяснен снижением роли супружества в жизни индивидов исследуемых групп, утрата этим институтом традиционно важного места в жизни россиян. Отсутствие заинтересованности супруга (супруги) в совместном посещении важного для партнера мероприятия свидетельствует об ослаблении социальных связей в данном институте, что подтверждается статистическими данными: ростом разводов среди экономически активного населения (рис. 6) и значительным повышением возраста невест, вступающих в брак [4].

Рисунок 6. Динамика разводов (единиц на 1 000 чел.) в 1950-2013 гг. *

*разработано автором по данным Росстата [4]

Figure 6. Dynamics of divorces (units per 1 000 people.) In the 1950-2013 biennium. *

* devel oped by the author according to Rosstat [4]

По мнению автора исследования, данные об ослаблении роли супружества как социального института требуют немедленной теоретической и методологической разработки с точки зрения соци ального управления для подготовки неотложных мер по повышению роли семьи,

- 191 -

Социологические, философские и политологические науки Sociologica, Philosophicall and Political Science

особенно среди подрастающего поколения. Автор считает, что российское общество оказалось не готово к адекватному восприятию западного образа жизни как одного из существующих вариантов. Воспринимая западный образ жизни с его традиционно низкой ролью семьи как социальный ориентир, российское общество последних десятилетий последовательно загоняло себя в ловушку, отказываясь от традиционных и эффективных в условиях России социальных норм и правил в угоду соответствия западному стереотипу. По мнению автора исследования, на данном этапе трансформационных процессов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению социальных ориентиров, способствующих сохранению и увеличению потенциала России, повышению роли семьи как социального института и популяризации национальных русских традиций, ставивших семью «во главу угла». Не последнюю роль в успехе этих мероприятий могут сыграть зрелищные мероприятия, которые при научно обоснованной стратегии управления могут стать эффективным инструментарием для достижения таких целей, как популяризация национальных социальных традиций и стереотипов, укрепление наиболее значимых социальных институтов, повышение их значимости и усиления взаимосвязи с иными социальными институтами, в том числе со зрелищными мероприятиями мира моды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.

2. Бережная М.С. Социокультурные проблемы российской учащейся молодежи //Современные гуманитарные исследования. - М., 2007. - № 4.

3. Маньковская Н.Б. Эстетика на переломе культурных традиций. - М.: ИФ РАН, 2002. - 238 с.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] режим доступа: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/#

5. Философ после конца истории // Ускользающий контекст. Русская философия в постсоветских условиях. - М.: Ad Marginem, 2002. - С. 147-160.

6. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005. - 673 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Bakhtin M.M. Literary articles [Literaturno-kriticheskie stat’i]. Moscow: Fiction, 1986. P.543. (inRuss.).

2. Berezhnaya M.S. Sociocultural problems of young students in Russia. The modern humanitarian research. [Sotsiokul’turnye problemy rossijskoj uchaschejsya molodyozhi. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya]. Moscow, 2007, №4. (inRuss.).

3. Man kovskaya N.B. The esthetics at a tipping point of cultural traditions. [Estetika na perelome kul’turnykh traditsij]. Moscow: IF RAN, 2002.238. (inRuss.).

4. The official website of Federal state statistics service. [Ofitsial’nyj sait Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki]. Digital resource. Available at: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (inRuss.).

5. The sophist after the end of history. The elusory context. The Russian philosophy in the former Soviet junctions. [Filosof posle kontsa istorii. Uskol’za’uschij context. Russkaya filosofiya v postsovetskikh usloviyakh]. Moscow: Ad Marginem, 2002. Pp.147-160. (inRuss.).

6. Philosophy: college textbook. [Filosofiya: uchebnik dlya vuzov]. Endorsed by V.V. Mironov. Moscow: Norma, 2005. P. 673. (inRuss.).

Информация об авторе Information about the author

Нужина Ирина Александровна, аспирант Московского городского педагогического университета, Москва, Россия nuzhini@mail.ru

Nuzhina Irina A., Post-graduate student, Moscow City Teacher Training University, Moscow, Russia nuzhini@.mail.ru

Получена: 17.11.2015

Received: 17.11.2015

Для цитирования статьи: Нужина И. А., О

связи зрелищных искусств и значимых социальных институтов в трансформационный период.

Краснодар: Историческая и социально-

образовательная мысль. 2015. Том 7. №6. Часть 2. с- doi-

For article citation: Nuzhina I. A., About COMMUNICATIONS of Arts Entertainment and notional social institutions in the transformational period. [O svyazi zrel-ishchnykh iskusstv i znachimykh sotsial'nykh institutov v transformatsionnyy period]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mys’l = Historical and Social Educational Ideas. 2015. Tom 7. No. 6 vol-2. Pp. - . doi:

192 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.