Научная статья на тему 'О связи этнических и религиозных ценностей (на примере культуры народов Дагестана)'

О связи этнических и религиозных ценностей (на примере культуры народов Дагестана) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
243
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РАЦИОНАЛИЗМ / ЭТНОС / КУЛЬТУРА НАРОДА / РЕЛИГИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / АЛЬТРУИЗМ / СУФИЗМ / МОРАЛЬНЫЕ-ПРИНЦИПЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / SPIRITUAL VALUES / RATIONALISM / ETHNOS / CULTURE OF THE PEOPLE / RELIGION / WORLDVIEW / SOCIAL-CONSCIOUSNESS / ALTRUISM / SUFISM / MORALPRINCIPLES / REGIONAL CULTURE / MORAL GUIDELINES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дибраев Афсаладдин Дибирахмедович, Рамазанов Магарам Рагимович

В статье рассматриваются этнические и религиозные ценности как наиболее глубинные основания самоидентификации исторических общностей. На примере культуры народов Дагестана показано их развитие на современном этапе. Подчеркнут противоречивый историзм, характерный всем этносам и во все времена. Ислам в Дагестане и на всем Северном Кавказе имеет свою географическую и ментальную специфику так называемый традиционный северокавказский ислам предстает как суфизм. Это накладывает свою специфику и на религиозную систему ценностей региональных этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Relationship of Ethnic and Religious Values (for Example, the Culture of the Peoples of Dagestan)

The object of the article is ethnic and religious values, their development at the present stage in the example of the culture of the peoples of Dagestan. The ethnic component, the empirical material of ethnic in the majority is historically older than religious values, more stable and organically inherent in peoples and nationalities, which, however, does not mean its dominance in the culture of the people. Such contradictory historicism is characteristic of all ethnic groups and at all times. Ethnic and religious values are the most stable in the search for deep foundations of self-identification of historical communities. Ethnic not only precedes religious in principle, but it is also conservative and constant, in it, though slowly, are maturing changes, which stimulates, as a religious system of values of regional ethnic groups. It is well known that the social revolutions of Modern times under the slogans of secularism, rationalism and individualism came anti-revolution of the twentieth century, calling for the revival of religion, national culture and collectivism. The revival of ethnic, national and religious values was very controversial. Islam in Dagestan and throughout the North Caucasus has its own geographical and mental specificity the so-called traditional North Caucasian Islam appears as Sufism. This imposes its own specifics on the religious system of values of regional ethnic groups.

Текст научной работы на тему «О связи этнических и религиозных ценностей (на примере культуры народов Дагестана)»

14. Francisus P.P. I. Apostolic Exhortation Evangelii Gaudium of the Holy Father Francis to the Bishops, Clergy, Consecrated Persons and the Lay Faithful on the Proclamation of the Gospel in Today's World. Vatican, Vatican Press, 2013, 254 p., pp. 134-135.

15. Luther M. Izbrannyeproizvedeniya [Selected works]. Moscow, Andreev i soglasie, 1994, 427 p., p. 149.

16. Medvedev Yu.S. Politika. Analiz. Khronika. Prognoz, 2018. Available at: https://cyberleninka.ru/journal/n/ zhurnal-politicheskoy-filosofii-i-sotsiologii-politiki-politiya-analiz-hronika-prognoz (accessed July, 30, 2019).

17. Sitnikov A.V. Vliyanie pravoslaviya na instituty vlasti i grazhdanskogo obshchestva v sovremennoy

Rossii [Influence of Orthodoxy on the institutions of power and civil society in modern Russia. A thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy]. Moscow, 2012, 52 p.

18. Lunkin R.N. Tserkov' - eto ne partiya «Edinaya Rossiya» i ne Gosduma [the Church is not the party «United Russia» and not the state Duma]. Available at: http://blogzona.ru/blogs/cergei48/cerkov-eto-ne-partiya-edinaya-rossiya-i-ne-gosduma/ (accessed July, 29, 2019).

19. Bogdanova O.A., Plotnikova T.V. Naucnaa mysl' Kavkaza, 2017, no. 2, pp. 27-32.

4 августа 2019 г.

УДК 281

О СВЯЗИ ЭТНИЧЕСКИХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (на примере культуры народов Дагестана)

А.Д. Дибраев, М.Р. Рамазанов

DOI 10.18522/2072-0181-2019-99-3-56-59

Система ценностей личности, так же, как и социума, имеет различные слои. Духовные ценности - внутренние, особо значимые для их идентификации. Этнические и религиозные ценности - наиболее устойчивые в поиске глубинных оснований самоидентификации исторических общностей. Какую систему духовных ценностей культивировать, какие обычаи, символы, церемонии передавать из поколения в поколения, или иначе говоря, какую культуру сохранить - вопрос, зависящий от устойчивости духовных (этнических и религиозных) ценностей. Вопрос весьма актуальный для осмысления культурного будущего народов.

У системы ценностей своя специфическая природа. Европейская цивилизация привержена традиционному господству над природой, тогда как азиатская, наоборот, стремится к гармонии с ней, порой признавая предопределенность ею человеческого поведения. Под таким углом зрения соответствующие глобальные системы цен-

Дибраев Афсаладдин Дибирахмедович - кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного медицинского университета, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина 1, e-mail: alikdibraev@mail.ru.

Рамазанов Магарам Рагимович - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории, Дагестанского государственного медицинского университета, 367000, Республика Дагестан, г. Махачкала, пл. Ленина 1.

ностей присущи соответствующим народам и этносам на ментальном уровне. На этом уровне ценности по существу не осознаваемы, но фундаментально статичны и устойчивы и в принципе определяют ключевые элементы массовых культурных процессов и их вектор дальнейшего развития. Эти ценности не только лежат в основе культурного возрождения социума, но и служат весомым потенциалом в национализме и сепаратизме

Общеизвестно, что социальным революциям Нового времени под лозунгами секуляриз-ма, рационализма и индивидуализма пришли антиреволюции ХХ в. с призывом к возрождению религии, национальной культуры и коллективизма. Возрождение этнонациональных и конфессиональных ценностей происходило весьма противоречвио. Этническая составляющая, сам эмпирический материал этнического в большинстве своем исторически старше религиозных ценностей, устойчивее и органически присущ народам и народностям, что, однако, не означа-

Afsaladdin Dibraev - Dagestan State Medical University, 1, Lenin Square, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, alikdibraev@mail.ru.

Magaram Ramazanov - Dagestan State Medical University, 1, Lenin Square, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000.

ет его доминировании в культуре народа. Такой противоречивый историзм характерен всем этносам и во все времена. Осмысливая факторы и признаки этнической идентификации монголов, В. Терентьев обращает внимание на то, как к имеющимся и уже устоявшимся этническим характеристикам добавляются религиозные традиции и нормы. Он пишет: «Следующим фактором этнической консолидации западных монголов начала ХХ в. был буддизм, пронизывающий все сферы традиционного общества. Осознание одного из ключевых мест религии в самосознании монголов выражалось в формулировке «Быть монголом - значит быть буддистом»» [1, с. 21]. Конечно, не так-то просто расставить во времени последовательность этнического и религиозного в этносе. Но, пожалуй, в отношении революционного воздействия мировых религий на этнонациональную консолидацию исторических общностей можно однозначно утверждать об эт-низации многих компонентов религиозного.

Этническое не только в принципе предшествует религиозному, но оно и консервативно, и постоянно. В нем, хотя и медленно, зреют перемены, развитие которых стимулирует, как показывает опыт истории, религия. Она регулирует и регламентирует всю культуру через свои установки, превосходящие по масштабу влияния географию этноса. Эти установки носят мировоззренческий характер, придавая всей культуре смысложизненную ориентацию. Так, целый ряд сугубо религиозных положений начал прочно укореняться в сознании этносов региона еще в начальный период распространения ислама. Например, такие постулаты, как о сотворении мира Аллахом, вера в существования рая и ада, возможность жизни после смерти, в переселение душ, в предсказание будущего, в то, что Бог отвечает на молитвы верующих и т.п. Элементы исламского мировоззрения впитывались в общественном сознании - в фольклоре, морали, искусстве, поэзии - не только в виде отдельных утверждений и верований, но и как принципы стиля или образа мышления людей.

Т. Кафаров, размышляя о влиянии ислама на языческие добродетели дагестанских этносов, отмечает резкое изменение масштаба добродетелей в связи с их выходом на уровень уммы, синтеза «племен и народов», а также «активистские установки поведения, своеобразный религиозный практицизм» [2, с. 150], когда старание и действие качественно меняет трудолюбие, умение сдерживать гнев во избежание конфликтов, щедрость и гостеприимство, отвагу

и смелость, терпение и честность, верность и преданность... Изменение масштаба ценностей коснулось не только территориально-географических границ бытия исторической общности, но и качественного содержания - обогащения, самого понятия патриотизма. «Мусульманское сообщество - это целостное социальное и культурное явление, неограниченное никакими этническими рамками.Но это не означает, что мусульманин должен отречься от своей нации, покинуть свой народ, не любить родину, потерять связь с национальной культурой» [3]. В данном контексте отмечается благотворное влияние на моральное поведение предков дагестанцев исламского осмысления общечеловеческого этического принципа «не делайте другим того, чего не хотите себе» - «золотого правила нравственности», способствовавшего оптимальному уравновешению эгоизма и альтруизма в человеке. По мнению Т. Кафарова, значимым для формирующихся этносов Дагестана оказалось исламское толкование справедливости - важнейшего социально-нравственного регулятора и ориентира в жизнедеятельности людей, наиболее подробно разработанного в Коране [2, с. 171].

Ислам в Дагестане и на всем Северном Кавказе имеет свою географическую и ментальную специфику - так называемый «традиционный северокавказский ислам» предстает как суфизм. Это накладывает свою специфику и на религиозную систему ценностей региональных этносов. По мнению известного исследователя суфизма М. Билалова, «среди духовных же ценностей, повлиявших на содержательные элементы познавательной культуры, на первом плане были архаизм, мифологичность, религиозность, интуитивизм и мистицизм, покорность, нравственность, соборность, монархизм, аскетическая умеренность, деспотизм, взаимопомощь и коллективизм, уравнительность, органическая связь человека с природой, его самоограничение, опора на национальную традицию, приоритет родовых интересов над личными и т. п. [4]. Таким образом, автор выделяет не только общерелигиозные и общеисламские идеалы и нормы, революционно преобразовавшие традиционные этнические параметры дагестанских этносов, но и свойственные мистической ветви ислама -суфизму, мировоззренческие и другие духовные ценности, повлиявшие на их образ мышления и поведения и подпавшие под процесс исторической этнизации в регионе.

Однако не все было так безоблачно для исламской религии на Северном Кавказе, в том

числе и в Дагестане. Внедрение ислама в сознание дагестанских этносов веками сопровождалось практикой этико-правового дуализма шариата и адатов, которые «сосуществовали, то соперничая, то дополняя друг друга» [2, с. 83]. Многолетняя кровополитная война, связанная с борьбой горцев Северного Кавказа под руководством Имама Шамиля, выявила, в том числе, фундаментальную устойчивость традиционной адатской культуры горцев в противостоянии шариатским реформам. Неоднозначную роль ада-тов и традиций в жизни дагестанского общества и в формировании гражданского общества мы в свое время подробно анализировали в кандидатской диссертации [5].

В глобальном масштабе ныне фиксируется принципиально новая эпоха, эпоха конца революций. Она справедливо характеризуется «синкретизмом рационализма и культурно-национальной идентичности, синтезом элементов революции и антиреволюции» [6]. Этот синкретизм связан с тенденциями глобализации, эклектической постмодернистской культуры, которая, принципиально допуская возврат консервативных этнических ценностей, в то же время значительно затрудняет этот процесс. В регионах России синкретизм глобализации усилил давно обретенные черты евразийской цивилизации. По мнению исследователей, немаловажны здесь воздействия религии - православия, буддизма и ислама (в лице суфизма) на содержание эт-ноидентификационных факторов и маркеров населяющих евразийское географическое пространство народов. Как отмечает М.И. Билалов, «и гносеологический иррационализм, и фило-софско-богословский мистицизм, основанные на эмоциях, интуиции, бессознательном, неосознаваемом способе восприятия мира, как фундаментальные обретения суфизма - не только сущностные элементы евразийского духа, они зачастую предстают в качестве средства сближения этнических и религиозных культур и Запада, и Востока» [7, с. 120]. Действительно, «религия сохраняет значительные возможности для влияния на процесс формирования нового понимания предельной абстракции как базисной ценности, которая должна находиться в центре национальной идеологической картины, представляющей перспективы общественного развития» [8].

С указанными выше нормами и идеалами познания - мистицизмом, иррационализмом, интуитивизмом - как гносеологическими ценностями, гармонируют и определенные нравственные ориентиры соответствующих евразий-

ских народов. Как известно, сами основоположники евразийской идеологии приоритет среди духовных ценностей отдавали религиозным ценностям, противопоставляя их антиподу иррациональности - бессердечной рациональности - христианское самопожертвование, теплоту человеческих отношений. Эти моральные принципы противостоят европейскому индивидуализму, веками культивируя у народов во всем евразийском пространстве коллективизм и братскую взаимопомощь как в производственном труде, так и в быту. И дело тут не в одном религиозном сознании - сущность евразийской цивилизации заключается не в отдельно взятой религии, культуре, государственности, хозяйственном укладе и географическом положении, а в системных связях всех указанных факторов.

Таким образом, рассмотрение взаимосвязи наиболее устойчивых и глубинных компонентов культуры на примере Дагестана приводит к следующим выводам. Эта связь противоречива и неоднозначна даже в эпохи революционных перемен. Речь, скорее, может идти не о доминировании этнического и религиозного в духе этносов, а постепенном стирании их границ, взаимоадаптации и взаимообогащении. Обусловленный глобализацией синкретизм культур происходит ныне в России не столько за счет сближения религиозных установок, но и за счет толерантности этнонациональных истоков народов в рамках локального евразийского пространства. Дагестанская региональная культура с ее системой этнических и религиозных ценностей подчинена данной тенденции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Терентьев В.И. Общее и особенное в этнической самоидентификации западных монголов (конец XIX - начало ХХ века) // Проблемы востоковедения. 2017. № 1(75). С. 20-24.

2. Кафаров Т.Э. Нравственная культура народов Дагестана: Историко-философский анализ. Махачкала: ГАУ РД «Дагестанское книжное издательство», 2016. 320 с.

3. Патриотизм в исламе. Махачкала: Муфтият Республики Дагестан, 2016. 11 с. С. 3.

4. Билалов М.И. Дагестан в культуре и цивилизации. Махачкала: ГУ «Дагестанское книжное издательство», 2010. 192 с. С. 80.

5. Дибраев А.Д. Роль духовно-нравственного наследия в формировании современного гражданского общества. Дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2006. 145 с.

6. Сугрей Л.А. Синкретизм этнического и религиозного в конфликте ценностей [Электронный

ресурс]. URL: //http://teoria-practica.ru/rus/files/ arhiv_zhurnala/2015/17/philosophy/ sugrey.pdf (дата обращения 26 июня 2019 г.)

7. Билалов М.И. Евразийская цивилизационная идентичность Юга России // Г.В. Драч, Т.С. Па-ниотова, В.Н. Бадмаев и др. Цивилизацион-ные исследования на Юге России: монография. Южный федеральный / Отв. ред. Г.В. Драч. Ростов н/Д, Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2018. 304 с. С. 108-145.

8. Белогорцев В.Н. Социокультурные трансформации и религия: концептуальный и культурно-исторический анализ. Автореф. дис. ... д-ра фи-лос. наук. Ростов н/Д, 2010. 41 c. С. 38.

REFERENCES

1. Terent'ev VI. Problemy vostokovedeniya, 2017, № 1(75), pp. 20-24.

2. Kafarov T.E. Nravstvennaya kul 'tura narodov Dages-tana: Istoriko-filosofskiy analiz [Moral culture of the peoples of Dagestan: Historical and philosophical analysis]. Makhachkala, Dagestan book publishing house, 2016, 320 p.

3. Patriotizm v islame [Patriotism in Islam]. Makhachkala, Mufti of the Republic of Dagestan, 2016, 11 p., p. 3.

4. Bilalov M.I. Dagestan v kul'ture i tsivilizatsii [Dagestan in culture and civilization]. Makhachkala, Dagestan book publishing house, 2010, 192 p., p. 80

5. Dibraev A.D. Rol' dukhovno-nravstvennogo nasledi-ya v formirovanii sovremennogo grazhdanskogo obshchestva [The Role of spiritual and moral heritage in the formation of modern civil society. Dissertation for the degree of Candidate of Philosophy]. Makhachkala, 2006, 145 p.

6. Sugrey L.A. Sinkretizm etnicheskogo i religioznogo v konflikte tsennostey [Syncretism of ethnic and religious values in conflict]. Aailable at: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/17/philoso-phy/sugrey.pdf (accessed June 26, 2019).

7. Bilalov M.I. Evraziyskaya tsivilizatsionnaya iden-tichnost' Yuga Rossii [Eurasian civilizational identity of the South of Russia]. In: G.V. Drach, T.S. Panio-tova, V.N. Badmaev et al. Tsivilizatsionnye issledo-vaniya na Yuge Rossii [Studies of the Civilization in the South of Russia]. Ed. by G.V Drach. Rostov-on-Don; Taganrog, Southern Federal University Press, 2018, 304 p., pp. 108-145.

8. Belogortsev V.N. Sotsiokul'turnye transformatsii i religiya: kontseptual'nyy i kul'turno-istoricheskiy analiz [Sociocultural transformations and religion: conceptual, cultural and historical analysis. A thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy]. Rostov-on-Don, 2010, 41 p., p. 38.

10 августа 2019 г.

УДК 297.1

МУХАММАД АРКУН О ПОЛОЖЕНИИ И ЗАДАЧАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛА В ИСЛАМСКИХ КОНТЕКСТАХ

Д.В. Мухетдинов

DOI 10.18522/2072-0181-2019-99-3-59-67

Мухаммад Аркун (1928-2010) -французский и алжирский мыслитель, ученый, исследователь-исламовед. Оригинальность его работ заключается в том, что он переосмыслял достижения западной философии и гуманитарной мысли и творчески сочетал их с классической исламской мыслью, а именно с т.н. «гуманистической традицией» в средневековой исламской философии (в первую очередь, с наследием таких

Мухетдинов Дамир Ваисович - кандидат политических наук, ректор Московского исламского института, 109382, г. Москва, пр. Кирова, 12; профессор Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 11, e-mail: dmukhetdnov@gmail.com.

выдающихся интеллектуалов, как ат-Таухиди и Ибн Мискавейх [1-3]). Результатом этого синтеза стали проекты «Критики исламского разума» и «Переосмысления ислама» [4]. Их целью является преодоление «догматических оград» (clôture dogmatiques) - дискурсивных структур и стратегий, скрадывающих изначальный смысл религиозного откровения в «игре означающих» (таких, как «Бог», «Откровение», «Вера» и пр.), которая лишает последние исконного смысла и

Damir Mukhetdinov - Moscow Islamic Institute, 12, Kirova Lane, 109382, Moscow, Russian Federation); Saint Petersburg State University, 11, Universitetskaya Emb., Saint Petersburg, 199034, Russian Federation, e-mail: dmukhetdnov@ gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.