Научная статья на тему 'О связи динамической балансировки и динамического гашения колебаний'

О связи динамической балансировки и динамического гашения колебаний Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
37
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Хоменко А.П., Ермошенко Ю.В., Ковыршин С.В.

Рассматриваются вопросы построения математических моделей для системы, состоящей из твердого тела на упругих опорах. Показано, что при линеаризации математическая модель сводится к уравнению Матье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хоменко А.П., Ермошенко Ю.В., Ковыршин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CONNECTION OF TASKS OF DYNAMICAL BALANCING AND DYNAMICAL ABSORBTION OF OSCILLATIONS

Construction mathematical models questions for system which consist of rigid body on elastic supports. Is shown that mathematical model in linearization reduced to equation Mattie.

Текст научной работы на тему «О связи динамической балансировки и динамического гашения колебаний»

Фешетневские чтения

Рис. 2 Стенд для исследования линейного электродинамического привода

На основе структурной схемы разработан стенд (рис. 2), работающий следующим образом: на линейный электродинамический привод 1, установленный на станине 7, и на нагрузочное устройство 4 подается регулируемое напряжение от блока питания и управления 2, от которого осуществляется также управление режимами работы привода, как в ручном режиме, так и программно с помощью компьютера 3. Показания работы привода в различных режимах снимаются с датчиков 5 и 6 и передаются для последующей обработки на компьютер 3.

Предлагаемая конструкция исследовательского стенда имеет следующие достоинства: возможность работы привода в ударном и вибрационном режимах при различных режимах нагружения, возможность

работы в ручном режиме управления и от ПК, возможность использования не только для исследовательской деятельности при изучении физических процессов в приводе, но и в учебной.

Библиографические ссылки

1. Шестаков И. Я., Стрюк А. И., Фадеев А. А. Линейные электродинамические двигатели. Конструирование. Практическое использование: монография / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2011.

2. Хитерер М. Я., Овчинников И. Е. Синхронные электрические машины возвратно-поступательного движения. СПб. : Корона принт, 2004.

A. A. Fadeev, K. G. Anisimova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

STAND FOR RESEARCH LINEAR ELECTRODYNAMIC DRIVE

Presented scheme and the possibility of the standfor investigation of linear electrodynamic drive.

© Фадеев А. А., Анисимова К. Г., 2012

УДК 621.534; 833, 886.6

А. П. Хоменко, Ю. В. Ермошенко, С. В. Ковыршин Иркутский государственный университет путей сообщения, Россия, Иркутск

О СВЯЗИ ДИНАМИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ И ДИНАМИЧЕСКОГО ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ

Рассматриваются вопросы построения математических моделей для системы, состоящей из твердого тела на упругих опорах. Показано, что при линеаризации математическая модель сводится к уравнению Матье.

Динамическое уравновешивание механизмов является одним из наиболее развитых разделов теории колебаний в ее различных приложениях [1; 2]. Известны методы и способы динамической балансиров-

ки вращающихся тел с использованием технологии полной автоматизации настроечных процессов и использованием активного демпфирования колебаний в опорах [3]. Вместе с тем ряд вопросов теоретического

Механика специальных систем

плана еще не получил достаточной детализации в изучении свойств систем и возможностей управления динамическим состоянием в особых режимах. Таковыми могли бы стать подходы, основанные на использовании режимов динамического гашения колебаний [4].

Обсуждаются вопросы получения математических моделей для механической системы, состоящей из вращающегося твердого тела на упругих опорах при наличии динамической неуравновешенности. Показано, что математическая модель может быть представлена структурной схемой, эквивалентной в динамическом отношении системе автоматического управления. В системе рассматриваются движения по степеням свободы. Динамическая уравновешенность может интерпретироваться как связанное взаимодействие двух гармонических входных сигналов по координатам опор. В общем случае математическая модель имеет вид нелинейных дифференциальных уравнений. При линеаризации она сводится к уравнениям Матье. Динамическая неуравновешенность интерпретируется двумя гармоническими входными сигналами со сдвигом по фазе на 180°. Структурный подход даже при наличии периодических коэффициентов моде-

ли позволяет получать передаточные функции и решать задачи динамического синтеза.

Таким образом, динамическая неуравновешенность вращающихся твердых тел в составе механической системы с несколькими степенями свободы может рассматриваться в классе задач динамического гашения колебаний при силовых внешних воздействиях, создающих систему связанных внешних сил. Управление динамическим состоянием в таких случаях может вестись с помощью введения дополнительных связей [4].

Библиографические ссылки

1. Фролов К. В., Попов С. В. Теория механизмов и машин. М. : Высш. шк., 1987.

2. Бабаков И. М. Теория колебаний. М. : Наука, 1968.

3. Вибрации в технике : справочник : в 6 т. Т. 6. Защита от вибраций и ударов / под ред. К. В. Фролова. М. : Машиностроение, 1983.

4. Елисеев С. В., Резник Ю. Н., Хоменко А. П. Ме-хатронные подходы в динамике механических колебательных систем. Новосибирск : Наука, 2011.

A. P. Khomenko, Yu. V. Ermoshenko, S. V. Kovyrshin Irkutsk State Transport University, Russia, Irkutsk

ABOUT CONNECTION OF TASKS OF DYNAMICAL BALANCING AND DYNAMICAL

ABSORBTION OF OSCILLATIONS

Construction mathematical models questions for system which consist of rigid body on elastic supports. Is shown that mathematical model in linearization reduced to equation Mattie.

© XoMeHKO A. n., EpMomerno ro. B., KoBtipmHH C. B., 2012

УДК 621.52

И. И. Хоменко, Т. Т. Ереско, М. С. Учуватов, В. П. Тен, Д. А. Гейль

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ВНУТРЕННЮЮ ПОВЕРХНОСТЬ ВОЛНОВОДА

Предложен способ нанесения токопроводящего покрытия на внутреннюю поверхность волновода с использованием специального электрода.

Освоение диапазона частот миллиметровых волн невозможно без применения волноводов малого сечения. Для обеспечения необходимого уровня качества к конструкции и токо проводящему покрытию волновода предъявляются жесткие требования: токопрово-дящее покрытие должно быть равномерным по всему сечению волновода, должны отсутствовать окислы и загрязнения, приводящие к росту диэлектрических потерь, необходимо обеспечить высокое качество обработки с целью минимизации активных потерь. Сравнительный анализ способов формирования токо-проводящего покрытия на внутренней поверхности

волновода малого сечения приведен в работе [1]. Все эти способы имеют свои недостатки.

Для получения покрытия на внутренних поверхностях трубчатых деталей с равномерной по всей длине толщиной в несколько десятков микрометров и более, предлагается использовать специальный электрод, помещенный внутрь детали вдоль оси, представляющий собой прямонакальный испаритель из вольфрамовой проволоки, на которую нанесен тонкий слой материала покрытия. Слой должен быть тонким, так как у таких токопроводящих материалов, как медь, температура размягчения ниже, чем температура, при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.