Научная статья на тему 'О СВЯТЫХ МЕСТАХ КЫЗЫЛКУМСКОЙ СТЕПИ'

О СВЯТЫХ МЕСТАХ КЫЗЫЛКУМСКОЙ СТЕПИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
157
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТОЙ / МЕСТО ПОКЛОНЕНИЯ / СВЯТЫНЯ / СВЯЩЕННЫЙ / ОТА / ЦЕННОСТЬ / НАСЛЕДСТВО / МАВЗОЛЕЙ / СУФИЗМ / ШЕЙХ / ПАМЯТЬ / ДУХОВНОСТЬ / АГИОГРАФИЯ / РАССКАЗ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Юлдошева М. Б., Истаблаев Ф. Ф., Истамова М. С.

В статье приведены сведения об агиографии пустыни Кызылкум. В ней рассмотрены расположенные в сердце пустыни святые места упокоения провидцев, почитаемых жителями степных территорий Учкудукского и Канимехского районов. Кроме того, рассказаны истории о Канарбай ота - «Святом, принесшим воду в решете» и пересказаны народные предания о других провидцах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О СВЯТЫХ МЕСТАХ КЫЗЫЛКУМСКОЙ СТЕПИ»

УДК 94 (575.1)

Юлдошева М.Б.

Старший научный сотрудник Навоийского отделения

Академии наук Республики Узбекистан, к.и.н., доцент

Истаблаев Ф.Ф.

Стажер-исследователь Навоийского отделения Академии наук Республики Узбекистан

Истамова М.С.

Навоийский государственный горный институт, Узбекистан

О СВЯТЫХ МЕСТАХ КЫЗЫЛКУМСКОЙ СТЕПИ

Аннотация: в статье приведены сведения об агиографии пустыни Кызылкум. В ней рассмотрены расположенные в сердце пустыни святые места упокоения провидцев, почитаемых жителями степных территорий Учкудукского и Канимехского районов. Кроме того, рассказаны истории о Канарбай ота - «Святом, принесшим воду в решете» и пересказаны народные предания о других провидцах.

Ключевые слова: светой, место поклонения, учение (путь духовного совершенства), святыня, священный, Ота, ценность, наследство, мавзолей, суфизм, шейх, память, духовность, агиография, рассказ.

Наша священная Родина - Узбекистан таит в себе множество тайн из глубин прошлого. В частности, предания и легенды о святых, нашедших вечный покой в сердце песков Кызылкумской пустыни, переходят из уст в уста многих поколений на протяжении столетий. Кызылкум - песчаная и каменистая пустыня на междуречье Амударьи и Сырдарьи, расположенная на территориях Узбекистана, Казахстана и Туркменистана. Ее площадь около 300 тысяч квадратных метров. Следует отметить, что Кызылкум занимает большую часть Навоийской области Узбекистана. Благодаря

независимости национально-духовное наследие нашего народа поднято на уровень государственной политики, благодаря чему началось его возрождение учеными-исследователями, которые занялись изучением, в том числе, уникальных рукописных произведений и святых мест. С первых дней независимости осуществлена огромная работа в области восстановления святых мест Навоийской области.

Здесь имеется десятки мест, где захоронены святые, куда не прекращается поток паломников. Однако их может быть намного больше, ведь эти великие предки заслуживают большего внимания.

К примеру, только в Учкудукском районе Навоийской области очень мало и недостаточно изучены места упокоения и биографии таких личностей, как Канарбай ота, Мумин ота, Ерлер ота и Бедер ота.

Поскольку в названии большинства святынь добавлены слово «ота», прежде всего, обратим внимание на лексическое значение этого термина. Термин «ота» во многих источниках, посвященных истории и сути тасаввуфа (суфизма) применялся для почетных персон старшего поколения тариката (учения) Яссави [1]. У тюркских народов слово «ота» означает «старейшина», «предок», «дух» [2]. В толковом словаре узбекского языка слово «ота» применяется для чествования пожилых людей [3]. У каждого места паломничества, относящегося к тарикату - Канарбай ота, Ерлер ота, Бедер ота, Кучкор ота, Мумин ота, Калкон ота, Килич ота, Мих ота, Карок ота -существует своеобразная легенда. О них ценную информацию дают жители, проживающие в степи.

Канарбай ота - один из представителей учения Яссави. Когда ему исполнилось 10 лет, умер его отец, и у него не было возможности учиться, поэтому он пошел в ученики к мастеру сапожнику и самостоятельно изучил священный Коран. Он, выучив суры наизусть, отправился в Бухару с караваном паломников, которые пересекали пустыню Кызылкум. В 1866-1876 годах он получил образование у великих шейхов, ученых в медресе Кукельдаш в городе Бухаре. Он завоевал уважение своих наставников и сверстников смекалкой, знаниями и навыками.

Согласно легенде, однажды учитель медресе собрал своих учеников и попросил

принести воду в решете из водоема Лабихавуз. Все ученики бросились выполнять

28

поручение, но, ни один из них не смог этого сделать. Лишь Канарбай, прочитав молитву, наполнил решето водой и принес наставнику. После этого события люди стали называть его «Святой, принесший воду в решете» [4].

Провидец жил в центре пустыни Кызылкум, в юрте проповедовал простую и честную жизнь. В 1899 году он, в 63-летнем возрасте, умер и был захоронен недалеко от места, где проживал (рис. 1).

Рис. 1. Место паломничества Канарбай ота

Мумин ота - один из наставников Канарбай ота. Он родился в начале XIX века на территории современной Кызылординской области Республики Казахстан. Его родословная через исламского богослова, основателя школы «Дахбедия» Хазрата Махдуми Аъзама восходит к пророку Мухаммеду.

Мумин ота был одним из ведущих приверженцев пути духовного совершенства своего времени. Он жил в местечке Кулункок на севере-западе аула Узункудук расположено место в Учкудукском районе Навоийской области.

Согласно народным преданиям, Мумин ота вместе с одним из своих любимых учеников Канарбай ота посещал Бухару. По другим источникам Канарбай ота впервые встретился с этим человеком в Бухаре и получил основы учения Яссави [8].

Рис. 2. Место упокоения Мумин ота

Согласно приданиям, остается тайной случившаяся с младшим братом Мумин ота Отажоном история. Во времена правления ханов в ходе одного из конфликтов Отажана схватили лазутчики вражеской стороны и, привязав ему руки, умчались в степь. В это время Отажон позвал брата: «Эй, Мумин, где ты?». Немного спустя, небо затянули тучи, загремел гром и полил сильный дождь. Лошади испугались, вскочили на дыбы, всадники упали с них и разбежались в разные стороны. Оглядываясь, они заметили, что Отажон пропал, будто испарился в воздухе. После этого случая, враги обходили стороной аул Кулункок и не рисковали подходить к нему [5].

Сегодня почитатели святого в месте его упокоения на севере-западе аула Узункудук установили надмогильный камень (рис. 2), куда приезжает много паломников, чтобы почтить память провидца.

Ерлер ота и Бедер ота - согласно имеющимся данным, они были арабами и владели сильными религиозными знаниями и широким кругозором, из-за чего были направлены Арабским халифатом в Центральную Азию для пропаганды среди местного населения канонов священной религии Ислам.

Рис. 3. Мемориал Ерлер ота

Место поклонения Ерлер ота (рис. 3) расположено в 5-6 километрах к северу от аула Алтинтау. Несмотря на то, что оно находится практически в центре пустыни, место притягивает к себе умиротворенностью и красивым пейзажем. Самое интересное, что здесь есть родник, вытекающий между камней. Для предотвращения загрязнения источника, родник обнесен в виде колодца. Здесь и зимой и летом есть прохладительная вода. Накопленная в колодце жидкость через трубы спадает в хавуз, расположенный чуть ниже.

Согласно приданиям, в Древнем Хорезме жил известный по всей территории огромного государства богатырь по имения Аёз. Когда он возглавил восстание рабов против гнета шаха и вошел во дворец, дочь правителя, оценив его храбрость, влюбилась в него. Принцесса, зная, что отец не разрешит выйти замуж за раба, предпочла сбежать с ним. В битве с правительскими солдатами группа мятежников потерпела крупное поражение и, убегая от преследования, часть группы мужчин атлетического телосложения нашла убежище в горах. С этих пор аул получил название Кулкудук, а гора стала именоваться Ерлер (Эрлер) [6]. Исходя из этого, арабы, пришедшие распространить священный Ислам, возможно, взяли себе на вооружение название «Ерлер» как символ мужества и отваги.

Легенда о происхождении природного чуда Кызылкума - каменного изваяния «Уйкудаги гузал» («Спящая красавица») связана с Бедер ота. У одного человека были три дочери, одна краше другой, и мудрая жена. Мужчина не любил девочек и постоянно бил супругу, обвиняя ее в том, что она не может родить мальчика. Однажды он вернулся со свадьбы сына друга и в гневе выкрикнул в адрес домочадцев «Мне дороже десятерых

дочерей один сын, убирайтесь с глаз долой!». Его жена, услышав такое, сильно обиделась. От переживаний заболела и вскоре умерла.

Спустя некоторое время мужчина женился вновь. Мачеха также невзлюбила падчериц. Как-то девочки пришли постирать в воде, вытекающей из ущелья. Когда они обсуждали между собой свою горькую судьбу, подул сильный ветер. Сестры сильно прижались друг к другу и в таком положении превратились в камень. Отец, увидев это, загрустил и заплакал, сожалея о своем поведении, однако было уже слишком поздно. От горя затем он сошел с ума.

Изваяние «Спящая красавица» сегодня расположено на территории местечка «Бедер ота», которое, считают местные жители, все еще посещает дух того самого беспокойного мужчины, что символизирует и название места. Именно поэтому место паломничества так и называется - «Бедер ота» [9]. Здесь также находится символическая усыпальница одного из арабов, пришедших пропагандировать Ислам и взявших себе это имя. Интересен факт, что недалеко произрастает дерево Туранга, у которого с каждой из четырех сторон света разные формы листьев.

Места поклонения Бедер ота (рис. 4) находятся на окраинах города Учкудук, в результате чего их посещают много паломников. В этих святых местах также из-под земли бьют ключи. Вода из них считается лечебной, о чем подтверждают свидетельства многочисленных посетителей. Исследования показали, что пески и вода в вышеупомянутых местах содержат соединения серебра, что, как известно, исцеляющее оказывает влияние на организм человека.

Рис. 4. Место паломничество Бедер ота

Килич ота был одним из последователей Ахмада Яссави. Место его упокоения расположено в Канимехском районе в махалле Янгиобод. Комплекс, где он захоронен (рис. 5), отреставрирован по решению районного хокима в 2002 году.

Согласно преданиям, Килич ота жил в XII веке. Его настоящее имя - Сайид Бурхониддин. Его отец был прислужником Арабского халифата, присланным в Центральную Азию для сбора дани. А мать - дочерью местного правителя.

По легенде в юношестве Сайид Бурхониддину с небес были ниспосланы белый конь и священный меч, после чего его нарекли Килич ота [5]. Он в совершенстве владел религиозными знаниями и военным искусством.

На могильной плите комплекса Хазрати Килич ота, где захоронен святой, есть надпись на арабском языке. Местное население верит, что если налить воду на эту плиту, а затем ее испить, исполняются желания.

Рис. 5. Мемориал Килич ота

В завершение хочется отметить, что в период глобализации современного

общества возрастает потребность в изучении наследия мыслителей прошлого, к

историко-культурным ценностям в целях широкой пропаганды патриотического и

духовного воспитания молодежи.

Благодаря независимости появилась широкая возможность самостоятельного,

объективного изучения национальных, религиозных ценностей и исторического

33

наследия, началась работа по изучению научного наследия представителей тасаввуфа, их общественно-политического и духовного места в жизни.

Сегодня ведется активная работа по сбору данных для изучения истории вышеперечисленных святынь, а также анализу с научной точки зрения структуры и состава лечебных песков и воды у комплексов. В целях создания наиболее благоприятных условий для развития туристского потенциала республики, в первую очередь за счет активного привлечения инвестиций, внедрения инновационных идей и технологий в данную сферу, а также всестороннего использования имеющихся возможностей и ресурсов богатого природного, культурного и исторического наследия страны 3 февраля 2018 года принят указ Президента Республики Узбекистан №УП-5326 «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан», которым предусмотрена реализация Программы развития внутреннего туризма «Узбекистон буйлаб саёхат кил!» [10]. В этом направлении Навоийским отделением Академии наук предусмотрено выполнение большого объема научно-исследовательской работы. В частности, запланировано издание брошюр на узбекском, русском и казахском языках с информацией о святых местах Кызылкума и создание туристических зон, отвечающих мировым стандартам.

Библиографический список

Мухаммад Олим Шайх Азизон. Ламахот. Яссавия тарикати пирлари макомоти. - Самарканд, 2007. - 191 б. Кандахаров А. Х. Бухоро хонлиги ва унда карманалик шайхлар фаолияти. - Т.: «Тафаккур каноти», 2018 - 101 б. Узбек тилининг изохли лугати. 1-том. - М.: «Русский язык» - 1981. - 547 б. Брошюра Канарбай ата. Конимех.1996. - 14б.

Нарбай Тагайулы. Ак жолмен журген асылдар. - Алмата.: "СЕП", 2011 - 220 б. Кажи Сагидулла. Кызылкумдагы касиетти аталар, - Конимех, 2007. - 50 б. Искендер Матжусип. Киулi елкем - Кызылкум, Конимех, 2001. - 40 б. Газета «Знамя дружбы» №3, от 11 января 2011 г.

Учкудук сахродаги бустон. Алманах. 2017 г. №36-37 сонли "Учкудук" газетасига илова.

Указ Президента Республики Узбекистан №УП-5326 «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан» от 3 февраля 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.