Бухарова Г.Д., Старикова Л.Д.
Российский государственный профессионально-педагогический университет
О СУЩНОСТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается категория образования на протяжении истории развития педагогической науки с различных позиций: образование как процесс, как результат, как система и как ценность.
Категория образования на протяжении истории развития педагогической науки рассматривалась с различных позиций: образование как процесс, как результат, как система и как ценность. Сегодня образование следует рассматривать с несколько иных позиций: образование как компонент культуры человека, как накопленный человеческий капитал.
Первые три позиции достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Остановимся лишь на некоторых уточняющих моментах.
Первая позиция предполагает освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений обучающих и обучающихся, воспитателей и воспитанников, воздействий и взаимодействий их друг с другом.
Вторая - характеристика уровня достижений обучающихся в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений. В этом и состоит суть образования как результата.
Рассмотренные позиции свидетельствуют о том, что в центре внимания находятся знания как соответствующие результаты духовного богатства человечества, накопленного им в историческом опыте. Такой подход предполагает накопление знаний, формирование умений и навыков (знаниево-ори-ентированный подход), которые способствуют социализации человека, вхождению его в социум. С такой точки зрения их можно отнести к жизнеобеспечивающей системе человека. При этом они поглощают самого человека, заслоняя его личность. А сам процесс образования превращается в академизм, а знания при этом становятся абсолютной ценностью.
В современных условиях наиболее актуальным становится обращение не к знаниям, умениям и навыкам, а к компетентности и компетенциям.
В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования провозглашается компетентностный подход. Компетентност-ный подход - это приоритетная ориентация на реализацию целей образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые образовательные конструкты: компетентности и компетенции.
Компетентность - интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.
Компетенция рассматривается, как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и рассматривается как способность человека реализовывать компетентность в конкретной практической деятельности (компетентность в действии).
Подход к образованию как к системе предполагает совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Так прописано понятие «образование» в законе «Об образовании». Данная позиция может быть названа управленческой. Она только регламентирует, что входит в образование как систему.
Наиболее сложным является рассмотрение образования с позиции ценностного под-
хода. Под воздействием происходящей в стране трансформации меняются функции образования и воспитания. Функции образования и воспитания становятся намного шире и важнее, нежели только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности. Происходит утверждение личностно ориентированного подхода, при котором образование выступает как достояние определенной личности. Образование выступает соответствующей ценностью для конкретного человека. Существенным сдвигом в общественном сознании является переориентация образования на новые базовые ценности: с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного качества - на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества.
Интересен подход к образованию как компоненте культуры человека. Культура и образование находятся в тесной связи друг с другом. Без передачи последующим поколениям образцов культуры, способов взаимодействия человека с окружающим миром вряд ли можно представить человеческую жизнь. Образование является, с одной стороны, средством трансляции культуры, а с другой - само способствует формированию новой культуры. До сих пор бытует мнение, что образование и культура находятся по разные стороны «баррикад». Примером этого может являться тот факт, что в диссертационных советах по педагогическим наукам с большим трудом проходят работы, темы которых содержат слово культура. Представляется, что такой подход является недостаточно обоснованным. Жизнь меняется, она не стоит на месте и приносит новое понимание, новые смыслы в понимание ранее известного и принятого научным сообществом.
В настоящее время область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, как в личностном, так и в профессиональном плане. Образование нацелено на обеспечение
адекватного мировому сообществу уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельно взятого человека, уровня умственного развития личности, его профессиональной квалификации и профессиональной компетентности.
Новая трактовка категории образования в законе «Об образовании» привела к возможности рассматривать его не только с позиции личностно ориентированного образования, но и позиции человекоцентриро-ванного подхода.
В условиях стремительного развития общества образование выступает как накопленный человеком капитал, который может быть реализован в последующей жизнедеятельности. С позиции такого подхода категория образования имеет ярко выраженный социальный аспект.
Представляется, что целесообразно рассмотрение образования с позиции единства образования, воспитания и обучения как основных категорий педагогической науки. В этом случае воспитание и обучение можно рассматривать как две взаимосвязанные и обусловленные стороны единой категории «образование». Достижения в каждой составляющей оценивается через уровни образованности и воспитанности.
Центральной идеей образования признана идея непрерывного развития человека как субъекта деятельности. Понимание развития как непрерывного процесса следует соединить с принципом развивающего обучения, ориентацией образовательной деятельности не только на познание мира, но и его преобразование. Этим обусловлен переход к открытой системе образования. Открытость как новое условие функционирования современной системы профессионального образования России предполагает ее широкое взаимодействие с социумом, органическую включенность в рыночные отношения с признанием приоритета заказчиков (работодателей) на подготовку кадров.
К числу приоритетных задач образования относится формирование в сознании подрастающего поколения научной картины мира - природного, социального, личностного, картины, которая отразила бы
объективную действительность наиболее полно и глубоко. Сегодняшний мир - это прежде всего гуманизация и демократизация межчеловеческих отношений. Это новые формы общения, новые формы контактов между людьми и воспитание толерантного отношения к другим народам. Педагогическая проблема, какой бы она ни была, таит в себе общечеловеческое в том смысле, что она имеет универсальный характер и представляет общую ценность для всех народов мира.
Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает к человеку и реализует через него новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями нового, ХХ1 в. К числу главных из них можно отнести:
• обучаемость, т. е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, освоению новых видов деятельности, в том числе профессиональной;
• интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий и сохранение здоровья;
• креативность, т. е. способность мыслить и действовать творчески не только в образовательном процессе, но и в будущей профессиональной деятельности;
• духовность, патриотизм, гуманность и толерантность.
Область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, как в личностном, так и в профессиональном плане. Образование нацелено на обеспечение адекватного мировому сообществу уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельно взятого человека, уровня умственного развития личности, его профессиональной квалификации и профессиональной компетентности.
Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических парадигм. Появляющиеся в современном образовании новые системы, технологии, подходы рождают новое психолого-педагоги-
ческое отношение к процессу обучения, которое получило название инновационного. Инновационные процессы - новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров.
Среди инновационных педагогических процессов следует выделить следующие:
• осуществление перехода массовой школы на новый базовый учебный план, включающий федеральный, региональный и школьный компоненты, вариативные программы, методики обучения и воспитания, востребованные новыми условиями жизни российского общества;
• появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;
• разработка федеральной и региональных программ развития образования, учитывающих социально-экономические и культурно-этнические особенности субъектов Российской Федерации;
• активное обновление содержания общего среднего и профессионального образования на основе идей гуманизации и гуманитаризации;
• обеспечение непрерывности профессионального образования;
• перестройка организационных форм, методов обучения и воспитания с учетом личностно ориентированного и личностно центрированного подходов;
• перестройка начального и среднего профессионального образования в связи с изменением форм собственности в государстве;
• переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим устойчивого развития;
• создание в образовательных учреждениях диагностической службы (психологической, валеологической и социологической и др.);
• управление качеством образования на диагностической основе;
• осуществление непрерывного процесса повышения квалификации педагогических кадров;
• развитие творческой инициативы, профессиональной компетентности и педагогической культуры работников системы образования.
Перечисление инновационных процессов можно было бы продолжать, но при этом необходимо помнить о существующей проблеме низкого финансирования образовательных учреждений, особенно системы НПО. В связи со сказанным «требует признания сословность образовательной системы России и постоянное воспроизводство ею социального слоя, характеризующегося низким уровнем образования, плохими условиями жизни и материальным неблагополучием. Подобное обстоятельство пока не учитывается в федеральной образовательной политике», - указывают И.П. Смирнов и Е.В. Ткаченко (5, с. 28).
Общеевропейская тенденция «образование через всю жизнь» сформулирована и принята к руководству в странах с развитой рыночной экономикой. Поскольку наша страна также вступила на этот путь, опыт рыночных стран необходимо анализировать и использовать. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как базовые умения для всех, больше инвестиций в человеческие ресурсы, ценность образования, переосмысление подходов к воспитанию подрастающего поколения, - являются актуальными и для системы российского образования.
В настоящее время наблюдается смена образовательной парадигмы. Основное противоречие современной системы образования - это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения отдельно взятым человеком. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу - максимальному развитию способностей человека, к саморегуляции и самообразованию.
Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной
обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим устойчивого развития. Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии культурного и кадрового потенциала страны.
Общей основой современной стратегии образования является гуманистическая концепция, в основе которой лежит безоговорочное признание человека как высшей ценности.
Говоря о проблемах современного российского образования, невозможно его рассматривать в отрыве от общемировых тенденций. Однако в России на них накладывается целый ряд особенностей, связанных с кризисной социально-экономической ситуацией, отказом от прежних ценностей, происходящими социокультурными изменениями. Задачей образования ХХ1 в. является преодоление кризиса культуры, духовности и гуманизма.
Образовательная политика должна учитывать социальную, содержательно ориентированную, процессуально ориентированную и личностно ориентированную направленность, как указывает В.И. Загвязинский (3).
Социальная направленность. Приоритет отводится социальным требованиям к человеку как гражданину, труженику, члену общества, его качествам и способностям. Образованность становится одной из решающих жизненных ценностей.
Содержательно ориентированная направленность определяется возросшими требованиями мирового сообщества к получаемым знаниям, умениям и навыкам в связи с новым уровнем производства, науки и культуры. Образовательные системы становятся призванными готовить специалистов высокого уровня профессиональной квалификации.
Процессуально ориентированная направленность. Предпочтение отдается в этом случае самому процессу обучения, образовательным технологиям, методике преподава-
ния и методике обучения, совместной деятельности обучаемого и обучающего.
Личностно ориентированная направленность выражается в безусловном приоритете интересов развивающейся личности и реализуется через личностно ориентированную технологию обучения и воспитания.
Итак, выстраивается новая педагогика, в основу которой положена идея гуманизма, его паритетности, признание высшей ценности - человеческой жизни и жизни вообще.
К основным тенденциям развития современного образования следует отнести такие, как глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, стандартизация, компьютеризация. Остановимся более подробно на выявленных тенденциях современного образования.
Глобализация образования определяется прежде всего тем, что образование и общество не отделимы друг от друга. И это приходится до сих пор доказывать с позиции приоритетной значимости развития образования для человеческой цивилизации, отдельно взятого человека. Сфера образования призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов и человека, и общества, работает на будущее, «предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты», - отмечает Б.С. Гершунский (2, с. 20). Единый мировой рынок, единое информационное пространство, интеграция локальных цивилизаций в единое мировое сообщество обеспечивают воспроизводство социальных связей и отношений в историческом пространстве и времени. Единая история человечества, впитавшая в себя опыт всех народов, привела к возникновению одной из важнейших проблем человечества - выживанию. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество. Может быть, оказавшись на краю гибели, человечество наконец остановит деструктивные
силы и начнет возвращаться к истинным ценностям жизни.
Образование должно быть фундаментальным, т. е. глубоким и основательным. Признание фундаментализации вызвано ростом объема информации, ее обновлением каждые 2-3 года. Первоочередными задачами в данной области выступают: введение цикла общих гуманитарных дисциплин в естественнонаучное и техническое образование с целью преодоления разобщенности естественнонаучных и гуманитарных компонентов целостной мировоззренческой культуры личности; создание интегральных междисциплинарных курсов, которые содержат наиболее универсальные и обобщенные знания, являющиеся основой прикладных исследований и разработок, базой для формирования общей и профессиональной культуры личности, быстрой адаптации к новым профессиям и специальностям; преодоление противоречия между фундаментальным образованием и профессиональным обучением при безусловном приоритете фундаментальных знаний.
Гуманитаризация образования касается вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых, а также вопросов его организации, функционирования и управления. Предполагается, что она должна реализовываться во всей системе образования, пронизывая гуманитарную и естественнонаучную составляющие образования, область технических, инженерных, экономических и других наук.
Гуманитаризация - частное проявление общей задачи, связанной с возрождением культурно соотнесенного образования. Гу-манитаризировать образование - значит выявить личностный смысл при изучении учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного направлений, осознать его значимость с позиции каждой личности, т. е. сделать его личностно ориентированным и личностно значимым. Гуманизация образования - одна из ведущих современных тенденций развития образования. В нашей стране эта проблема поставлена более десяти лет назад (Закон «Об образовании», 1992 г.), но полного теоретического и
практического решения она пока не получила, хотя от этого во многом зависит дальнейший уровень образования и процветания общества и человека.
Обратимся к истории рассматриваемого вопроса. Изучение и анализ современных международных тенденций гуманитаризации образования позволяют во многом прояснить суть дела. Естествознание изначально было гуманитарным: это основа мировоззрения людей. Ядром естествознания является физика. Физика была частью натурфилософии, истолковывавшей явления природы в их целостности и неделимости. И мне, как физику по базовому образованию, хотелось бы обратиться к физике, выделяя ее из всех естественных наук.
На протяжении последних двух столетий успехи физики и ее роль в научно-техническом прогрессе столь велики, что акцент в преподавании невольно был смещен в сторону прикладного значения этого предмета. Все содержание науки стало ассоциироваться с научными основами механизации и электрификации производства, радиосвязи, телевидения, ядерной энергетики, использования радиоактивных изотопов, лазеров, освоения космоса, разработки компьютеров и т. п.
Между тем революция в физике, которая произошла в начале прошлого столетия, заставляет обратить внимание на гуманитарный аспект физических знаний. Это неоценимый вклад в развитие философии, теории познания, мировоззрения и культуры.
Методы научного познания, применяемые в физике, оказали существенное влияние на развитие общественных наук и стали основой современных методов познания. Отсюда просматривается огромный потенциал физики как предмета, изучение которого вносит определенный вклад в общее образование и интеллектуальное развитие студентов вузов.
Курс физики обладает достаточно большими воспитательными возможностями. Помимо интересных исторических и биографических фактов и справок учебный курс физики обогащен изложением некоторых научных теорий и концепций в их историческом развитии.
Представляется, что тенденция сокращения часов на обучение физике, выступающей фундаментальной наукой современного естествознания и одновременно являющейся сердцевиной гуманистического образования, может привести к необратимым негативным последствиям всей системы образования. Технические достижения страны Советов являются бесспорным доказательством сказанному.
Именно открытия в физике XX в. изменили парадигму научного познания, повлияв на всю современную культуру. Отказ от классического детерминизма привел к новому типу научного вероятностного мышления. Понятия физического вакуума, взаимодействие виртуальных частиц, дуализм свойств материи вышли за пределы самой науки физики и стали достоянием всего человечества. Самоорганизация живой и неживой материи рассматривается в теории управления сложными неравновесными системами и находит применение в психологической и педагогической науке. На изучение этих вопросов в курсе физики, как средней, так и высшей школы, практически не отводится времени.
В поле зрения современной физики находится проблема взаимоотношений человека с природой: сам исследователь становится частью естественнонаучной картины мира. Перед нами развертывается процесс самоорганизации материи от ее создания до сегодняшнего дня. Таким образом, физика как наука не опосредованно, а непосредственно влияет на культуру, является ее компонентом, вносит свой вклад в развитие планетарного мышления человека.
Важным направлением развития образования является технологизация образовательного процесса, которая предполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, продолжающуюся повсеместную компьютеризацию. Будущее образования - это образование с все увеличивающейся долей участия компьютера и информационных компьютерных технологий. В образовательный процесс приходит компьютика, наука о совместной деятельности преподавателя и компьютера (1).
Следует отметить, что в содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией, функция которой двояка. С одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а с другой - сделать такое содержание образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. И весь вопрос в том, чтобы не ошибиться, так как образование само по себе явление творческое. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека. Еще Н.И. Пирогов го-
ворил, что если образование современно, значит, современны и члены общества; если обратное, значит, будет отсталым и общество (4).
Предлагаемая статья не претендует на исчерпывающую полноту всех затронутых в ней дискуссионных вопросов, наметившихся тенденций и направлений развития современного образования. В ней лишь поставлены и требуют разрешения некоторые проблемы, волнующие тех людей, которые переживают за судьбу образования, а значит, будущее отечества.
Список использованной литературы:
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия). М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Модэк, 2002. 352 с.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века: Учеб. пособие для самообразования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Пед. о-во России, 2002. 512 с.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 192 с.
4. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1994. 476 с.
5. И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. М.: Издат. отдел НОУ ИСОМ, 2005. 192 с.
Статья поступила в редакцию 9.08.06