Научная статья на тему 'О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»'

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / внутренняя мотивация / креативное мышление / развитие личности / creativity / internal motivation / creative thinking / personality development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жекибаева Ботакоз Абдрахмановна, Ефимович Александра Сергеевна, Гранкина Асель Кенжебековна

В статье представлены результаты изучения психолого-педагогической литературы, связанной с проблемой определения сущности и содержания понятия «креативное мышление». Анализ научных трудов отечественных исследователей и ученых ближнего и дальнего зарубежья позволил выявить основные этапы развития данной категории, ее характерные показатели, влияющие на развитие интеллектуальной и эмоционально-ценностной сферы личности, самореализации и принятия себя, а также проявляющиеся в результате генерирования новых идей, решении нестандартных ситуаций, формулировании оригинальных выводов и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жекибаева Ботакоз Абдрахмановна, Ефимович Александра Сергеевна, Гранкина Асель Кенжебековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF «CREATIVE THINKING»

The article presents the results of study psychological and pedagogical literature related to the problem of determining the essence and the concept of “creative thinking”. Analysis of scientific works of domestic researchers and scientists from near and far abroad made it possible to identify the main stages of this category development, its characteristic indicators that influence the development of the intellectual and emotional-value sphere of the individual, self-realization, and self-acceptance, as well as those manifested in the results of generating new ideas, decisions non-standard situations, formulating original conclusions and more.

Текст научной работы на тему «О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»»

УДК 159.922+37.03

О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ»

Жекибаева Ботакоз Абдрахмановна

кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор, профессор

кафедры педагогики и методики начального обучения Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова, Караганда, Республика Казахстан E-mail: bzhekibaeva@mail.ru

Ефимович Александра Сергеевна

магистрант образовательной программы «Педагогика и методика начального обучения» Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова,

Караганда, Республика Казахстан E-mail: alexandrayefimovich@gmail.com

Гранкина Асель Кенжебековна

магистр педагогических наук, преподаватель кафедры педагогики и методики начального обучения Карагандинского университета имени академика Е.А. Букетова,

Караганда, Республика Казахстан E-mail: Lightasel@mail.ru

ON THE ESSENCE OF THE CONCEPT OF «CREATIVE THINKING»

Zhekibayeva Botakoz Abdrakhmanovna

Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, 51

Professor at the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Karaganda University named after Academician E.A. Buketov,

Karaganda, the Republic of Kazakhstan E-mail: bzhekibaeva@mail.ru

Yefimovich Alexandra Sergeevna

master's student of the educational program «Pedagogy and methods ofprimary education» of Karaganda University named after Academician E.A. Buketova,

Karaganda, the Republic of Kazakhstan E-mail: alexandrayefimovich@gmail.com

Grankina Assel Kenzhebekovna

Master ofpedagogical sciences, Tutor at the Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Karaganda University named after Academician E.A. Buketov,

Karaganda, the Republic of Kazakhstan E-mail: Lightasel@mail.ru

Аннотация. В статье представлены результаты изучения психолого-педагогической литературы, связанной с проблемой определения сущности и содержания понятия «креативное мышление». Анализ научных трудов отечественных исследователей и ученых ближнего и дальнего зарубежья позволил выявить основные этапы развития данной категории, ее характерные показатели, влияющие на развитие интеллектуальной и эмоционально-ценностной сферы личности, самореализации и принятия себя, а также проявляющиеся в результате генерирования новых идей, решении нестандартных ситуаций, формулировании оригинальных выводов и др.

Abstract. The article presents the results of study psychological and pedagogical literature related to the problem of determining the essence and the concept of "creative thinking". Analysis of scientific works of domestic researchers

52

and scientists from near and far abroad made it possible to identify the main stages of this category development, its characteristic indicators that influence the development of the intellectual and emotional-value sphere of the individual, self-realization, and self-acceptance, as well as those manifested in the results of generating new ideas, decisions non-standard situations, formulating original conclusions and more.

Ключевые слова: креативность, внутренняя мотивация, креативное мышление, развитие личности.

Keywords: creativity, internal motivation, creative thinking, personality development.

Одной из важных задач, стоящих перед системой образования Республики Казахстан является развитие умственных, творческих, духовных и физических способностей личности [6, с. 44]. Согласно Государственному общеобязательному стандарту начального образования Республики Казахстан, целью начального образования является создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного развития и становления личности обучающихся, обладающих навыками широкого спектра, которые способствуют обеспечению творческого применения знаний, умений и навыков [2, с. 56]. Исходя из анализа нормативных документов системы образования Республики Казахстан, можно сделать вывод о необходимости развития креативного мышления и творческих способностей учащихся для успешной их адаптации к требованиям современного общества.

Для того, чтобы раскрыть сущность понятия «креативное мышление» мы обратились к изучению научно-педагогической литературы, анализ которой позволил нам проследить основные периоды развития данной психолого -педагогической категории. Широкое развитие в области исследований креативности произошло во второй половине XX века, тогда же появились новые направления в изучении данного понятия.

Необходимо подчеркнуть, что в 1950-х годах важную роль в развитии теории креативности сыграли научные труды Дж. Гилфорда, который выдвинул гипотезу о том, что для проявления творчества требуется определенный набор интеллектуальных способностей, таких как умение выявлять проблемы, анализировать, синтезировать и оценивать информацию, а также гибкость мышления и готовность к его изменению. В своей факторной теории интеллекта он выделил пять интеллектуальных операций, среди которых: познание, память, дивергентное мышление, конвергентное мышление и оценку, использование которых, по его твердому убеждению, способствует развитию креативности и обработке различных типов информации [3, с. 443].

Наряду с этим, Дж. Гилфорд определял креативное мышление как способность генерировать много разнообразных идей и решений на основе одной и той же проблемы, так как креативное мышление подразумевает гибкость, оригинальность умозаключений и способность видеть множество путей для решения поставленных задач. Идеи Дж. Гилфорда нашли отражение в исследованиях Э.П. Торренса, который на основе изучения креативности и анализа содержания и результатов тестов дивергентного мышления, апробированных Дж. Гилфордом, разработал авторские тесты для диагностики креативного мышления, получившие название тесты Э.П. Торренса [12, с. 118].

Креативное мышление Э.П. Торренс определял как способность генерировать новые идеи, создавать нестандартные решения и приходить к оригинальным выводам, подчеркивая важность развития гибкости мышления и способности к переосмыслению проблем и ситуаций. Впоследствии исследователи А. Осборн и С.Дж. Парнес, разработали методы стимулирования креативности, среди которых «мозговой штурм» и метод «решение творческих задач», которые использовались для совместной генерации идей и поиска решений проработки исследуемых проблем [5, с. 204].

В этот же период активно изучались связи между личностными качествами человека, его мотивацией и креативностью. Так, например:

- в научных исследованиях Т. Амабиле представлены особенности внутренней мотивации и ее связь с креативностью человека;

- в работах А. Маслоу и К. Роджерс креативность рассматривалась как деятельность, способствующая самореализации личности и принятию ею себя [8; 11, с. 68].

Дальнейшее развитие креативное мышление получило в 1980-х и 1990-х годах, когда когнитивный подход к изучению креативности стал популярным, ученые М. Боден, Е. Смит, Р. Финке и Р. Вейсберг начали проводить эксперименты и моделировать ментальные процессы, лежащие в основе креативности. В своих исследованиях они пришли к выводу, что креативность может быть объяснена обычными, умственными познавательными процессами, даже если итоги этих исследований были нестандартными [1; 13 с. 385].

Наряду с этим, понятие «креативность» изучалось через влияние на нее культурной среды, например, Д.К. Саймонтон в результате исследований выявил, что определенные характеристики общества могут влиять на развитие креативности членов этого общества в определенный исторический период. Следовательно, вторая половина XX века связана с активным проведением исследований в области креативности, а различные теории и научные подходы способствовали более глубокому пониманию этого важного психологического явления.

В научных трудах отечественных исследователей, ученых ближнего и дальнего зарубежья заметен повышенный интерес к исследованиям в области развития креативного мышления. Это свидетельствует о значимости данной проблемы для теории и практики психолого-педагогической науки.

Исследования в области креативного мышления младших школьников включают работы выдающихся зарубежных ученых, среди которых:

- американский психолог А. Гарднер, расширивший понятие «множественные интеллекты» и акцентировал внимание на их влияние в процессе развития креативных способностей у детей;

- швейцарский психолог Ж. Пиаже, изучивший этапы развития мышления у детей и внесший значительный вклад в понимание творческих аспектов этого процесса [10, с. 98];

- другой американский психолог Т. Амабиле, которая подвергла анализу социальные аспекты креативности и ее влияние на коллективные процессы.

В Республике Казахстан проблемой развития креативного мышления занимаются исследователи А.С. Жупарова, А.К. Кожахметова, Ж.С. Темербулатова, А.А. Нусюпаева, А.К. Мынбаева, Н.Р. Галимова и С.С. Темиргалиева, в их научных работах представлены результаты изучения методологических основ креативных индустрий, анализа развития креативности студентов в образовательной среде ВУЗа, использования научных подходов к развитию креативности у будущих специалистов и др. [5, с. 106].

Анализ психолого-педагогических работ вышеперечисленных ученых, исследователей и педагогов-практиков, позволил нам сформулировать определение креативного мышления и представить его сущность как способность обучающихся генерировать новые идеи, концепции или решения, которые ранее не существовали. Это процесс, который включает комбинирование, модификацию и переосмысление существующей информации, а также способность видеть процессы и явления с нестандартной точки зрения.

Развитие креативности обучающихся младшей школы является важной задачей современных психолого-педагогических наук, так как сформированность навыков креативного мышления позволяет рассматривать исследуемые проблемы, процессы, явления, ситуации с разных, зачастую неожиданных точек зрения и находить различные, даже не свойственные связи между ними.

Результаты анализа исследуемой проблемы позволили нам выделить несколько показателей креативного мышления, характеризующих его сущность, среди которых:

- новизна и оригинальность, предполагающие создание чего-то нового, чего раньше не существовало, это может быть новая идея, концепция, продукт или способ решения проблемы;

- гибкость и расширение границ, развивающие способность рассматривать вопросы с разных точек зрения: креативные школьники могут игнорировать традиционные рамки и искать альтернативные пути решения задач;

- сочетание различных идей, включающих умения объединять различные теории и концепции, что приводит к созданию уникальных и инновационных комбинаций [7, с. 16];

- толерантность к риску, определяющая готовность к неудаче, в ситуациях, где есть необходимость применить что-то новое;

- воображение и фантазия, связанные с развитой способностью представлять себе несуществующие вещи и на этой основе предлагать новые идей и концепции;

- ассоциативное мышление, позволяющее видеть связи и отношения между отдельными непохожими вещами, предметами, событиями, фактами, явлениями и на их основе создавать неожиданные идеи [4, с. 245].

Еще одним важным показателем креативного мышления является способность к инновациям: креативные обучающиеся стремятся придумывать новые способы решения задач, создавать оригинальные произведения и вносить изменения в существующие процессы, их цель - не просто следовать утвержденным шаблонам, а создавать что-то уникальное и ценное. В современном информационном обществе, которое характеризуется быстрыми изменениями и разнообразием идей, креативное мышление выходит на первый план как ключевая компетенция, необходимая для успешной адаптации и развития в быстро изменяющемся мире. В частности, необходимость развития креативного мышления у младших школьников обусловлена его положительным влиянием на эффективность усвоения знаний и формирование

навыков, которые будут способствовать успешной трудовой деятельности в будущем.

Таким образом, результаты изучения психолого-педагогической литературы позволяют сделать следующие выводы:

- креативное мышление является одним из наиболее важных направлений развития обучающихся, так как способствует формированию навыков, необходимых для успешного преодоления жизненных вызовов и адаптации к изменяющемуся миру. Значимость креативности мышления, обусловлена тем, что оно является необходимым компонентом критического мышления, самовыражения, самореализации и имеет огромное значение в контексте обучения и личностного развития младших школьников;

- применение креативного обучения в учебном процессе позволяет школьникам учиться анализировать причины возникновения проблем, искать альтернативные решения и применять их на практике в процессе работы над креативными заданиями и проектами, стимулирующими сотрудничество и коммуникацию между обучающимися, развивая навыки обмена идеями в процессе работы в группе;

- акцент на развитии креативного мышления младших школьников является важным шагом в подготовке нового поколения к вызовам современного мира, так как интеллектуальный вклад в формирование креативных способностей обучающихся в полной мере проявится и в их индивидуальном росте, и в будущей профессиональной деятельности;

- образовательный процесс, направленный на развитие креативного мышления, не только делает учебу более увлекательной и интересной, но и способствует развитию обучающихся как личностей, направляя и поддерживая их творческую деятельность, формирует основу для будущих лидеров и инноваторов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вейсберг Р. Решение задач и творчество / Р. Вайсберг // Природа творчества (ред. Р.Дж. Штернберг, Т. Тардиф). - Кембридж: Cambridge Press, 1988. - С. 148-176.

2. Государственный общеобязательный стандарт начального образования // от 3 августа 2022 года № 348 [Электронный ресурс]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031#z141.

3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта задач // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - С. 434-437.

4. Гилфорд Дж. Креативное мышление // Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. - С. 244-246.

5. Жупарова А.С., Кожахметова А.К. Креативные индустрии в развивающихся странах: опыт Казахстана // Central Asian Economic Review. -2021. - № 4 (139). - C. 100-110.

6. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III [Электронный ресурс]. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_.

7. Захарова О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе //Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Межд. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 15-17.

8. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. -

479 с.

9. Парнес С. Программирование творческого поведения // Государственный университет Нью-Йорка. - 1966. - 204 с.

10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М.: Просвещение, 1979. - С. 183.

11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М.: Группа «Прогресс»: «Универ-сум», 1994. - 132 с.

12. Торренс Э.П. Тесты Торренса творческого мышления. - Служба школьного тестирования, Inc. - 1974. - 179 с.

13. Финке Р. Образность, креативность и вновь возникающая структура / Р.А. Финке // Сознание и когнитивные процессы. - 1996. - Т. 5. - № 3. - С. 381393.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.