ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЕ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
О СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЕ ПРАВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И ЛИЦ, ОТНОСЯЩИХСЯ К НИМ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2018.1.2
Березкина Нарыйа Николаевна, старший преподаватель юридического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», e-mail: [email protected].
Аннотация. В работе проанализировано международное и национальное за-
конодательство об особом правовом статусе коренных малочисленных народов Севера и лиц, приравненных к ним. Рассмотрена судебная практика и выявлены пробелы российского судебного процесса. Предпринята попытка обосновать необходимость учёта обычаев и традиций коренных малочисленных народов Севера при рассмотрении дел с участием данных народов в суде. Выявлено отсутствие механизмов реализации отдельных законоположений. Представлены возможности учёта традиций и обычаев в судопроизводстве.
Ключевые слова: судебный процесс; права коренных малочисленных народов Севера и лиц, приравненных к ним; обычаи; традиции.
Особые права меньшинств рассматриваются в международном праве не как привилегия, а как средство для обеспечения равенства в обществе и предупреждения дискриминации1.
Российская Федерация выделяет в особую категорию коренные малочисленные народы и на национальном уровне предоставляет им специ-
1 Гарипов Г.Ш. Защита коренных народов в международном праве. Казань: Центр информационных технологий, 2012. С. 256.
Березкина Н.Н.
«О судебной защите прав коренных...»
1/2018
19
альные права1. При этом часто игнорируются механизмы реализации этих прав. Подтверждением служит ст. 14 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»2, согласно которой закрепляется право коренных малочисленных народов на судебную защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов. В соответствии со вторым абзацем: «При рассмотрении в судах дел, в которых лица, относящиеся к малочисленным народам, выступают в качестве истцов, ответчиков, потерпевших или обвиняемых, могут приниматься во внимание традиции и обычаи этих народов, не противоречащие законам и законам субъектов Российской Федерации». Норма статьи носит диспозитивный характер, что позволяет судам не принимать во внимание традиции и обычаи коренных малочисленных народов.
Правосудие осуществляется в целях установления справедливости. Во все времена именно эта справедливость нужна была представителям коренных малочисленных народов. Конкретные правовые нормы и механизмы реализации права на судебную защиту коренных малочисленных народов Севера и лиц, приравненных к ним, в действующем законодательстве пока отсутствуют, что затрудняет практическое использование права на судебную защиту представителями малочисленных народов.
Конституционные суды реально включены в систему институтов государственной защиты прав коренных малочисленных народов Севера. При этом она осуществляется с использованием пока двух процедур - официального толкования соответствующих положений Конституции и проверки нормативных правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля. Как считает В.А. Кряжков, защита названных прав средствами конституционного правосудия усечена и она, если принять во внимание круг субъектов, наделённых правом инициировать названные процедуры, находится на усмотрении государственных структур3. Но заявителями по всем рассмотренным делам являются государственные органы4, депутаты5 и в осо-
1 Конституция Российской Федерации.
2 Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (в ред. от 05.04.2009) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
3 Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы в российском праве. М.: Норма, 2010. С. 491.
4 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 26.12.1996 № 106-0/1996 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Думы Чукотского автономного округа о толковании ст. 69 Конституции Российской Федерации»; Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 № 17-П/1998 «По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. «а» п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 № 163-О/2001 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Хабаровского края о проверке конституционности п. 2 и 4 постановления Правительства РФ «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации».
5 Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 20.11.2014 № 10-П «По делу по проверке конституционности пункта 200 Перечня соискателей долгосрочных лицензий
бо редких случаях - общественные организации коренных малочисленных народов1. Невостребованными остаются право граждан на обращение с жалобой в Конституционный Суд РФ (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ) и конституционные суды субъектов РФ, а также право Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Генерального прокурора РФ обращаться в Конституционный Суд РФ в связи с нарушением конституционных прав и свобод граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Севера.
Судебная практика с участием коренных малочисленных народов не велика, но крайне разнообразна. Имеется немало случаев, когда заявителем выступают общины или ассоциации коренных малочисленных народов. В основном, это заявления об обжаловании нормативных правовых актов органов власти, нарушающие права коренных малочисленных народов на ведение традиционного образа жизни и традиционное природопользование2.
Анализ судебной практики позволяет утверждать, что суды выносят несправедливые решения, не соответствующие действующему законодательству. В то время как судебные процессы с участием коренных малочисленных народов требуют более тщательного разбирательства с учётом обычаев и традиций этих народов. Было бы целесообразно судам уделить особое внимание той категории дел, в которых участвуют как представители, так и общины коренных малочисленных народов, обобщить практику и выработать единые критерии их рассмотрения.
Отсутствие соответствующих положений об учёте традиций и обычаев коренных малочисленных народов в нормах процессуального права, образует пробел в сфере реализации международного и национального законодательства. Таким образом, развивая положения Федерального закона № 82-ФЗ, в целях безусловного учёта традиций и обычаев при рассмотрении дел с участием коренных малочисленных народов, следует внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и определить необходимость применения судом традиций и обычаев.
Для объективного рассмотрения дел, судам, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, необходимо иметь представление о традициях и обычаях народов. Отсутствие у судей полной и исчерпывающей информации касательно традиций и обычаев конкретного малочисленного народа приводит к судебным ошибкам и несправедли-
на пользование объектами животного мира (приложения) к распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия)» № 285-р от 30.03.2010 «О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимые для осуществления, пользования охотничьими животными» по ходатайству народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева». Текущий архив.
1 Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 16.03.2010 № 2-П // Вестник Конституционного суда Республики Саха (Якутия). 2010. № 8 (11).
2 Приговор Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28.10.2013 по делу № 1-13/2013. Текущий архив.
г
!резкина Н.Н.
» судебной защите прав коренных...»
1/2018
21
вым приговорам. Правильно интерпретировать мотивы и поступки участника процесса - представителя коренного малочисленного народа Севера, может специалист-этнограф.
На современном этапе назревает необходимость создания негосударственного органа по рассмотрению споров с участием коренных малочисленных народов в Российской Федерации аналогичного с Судами аксакалов (старейшин) Кыргызской Республики1.
Становление и развитие в Российской Федерации правового государства и формирование развитого гражданского общества невозможно без опоры на традиционные основы жизнедеятельности народов Российской Федерации. Гармоничное, культурно и социально сбалансированное развитие Российского государства возможно исключительно на основе сочетания прогрессивно-инновационного и традиционного, культурно-оберегающего направлений2.
Гарантия судебной защиты прав коренных малочисленных народов является неотъемлемой частью реализации права на традиционный образ жизни и традиционное природопользование. Наделение коренных малочисленных народов особым правовым статусом посредством предоставления специальных прав обуславливает сохранение национальной самобытности и этнического многообразия.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (в ред. от 05.04.2009) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 № 17-П/1998 «По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. «а» п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
4. Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2001 № 163-О/2001 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Хабаровского края о проверке конституционности п. 2 и 4 Постановления Правительства РФ «О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации».
1 Аленкина Н. Суд аксакалов: вне(не)государственный орган по рассмотрению споров (возможны ли параллели с третейским и товарищеским судом?) // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 1 (104). С. 11-28.
2 См.: Сртлян С.В. Право и традиционный образ жизни: дис... канд. юрид. наук. Владимир,
Библиографический список
2008.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 26.12.1996 № 106-О/1996 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Думы Чукотского автономного округа о толковании статьи 69 Конституции Российской Федерации».
6. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 20.11.2014 № 10-П «По делу по проверке конституционности пункта 200 Перечня соискателей долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира (приложения) к распоряжению Правительства Республики Саха (Якутия)» № 285-р от 30.03.2010 «О заключении договоров о предоставлении территорий, акваторий, необходимые для осуществления, пользования охотничьими животными» по ходатайству народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева». Текущий архив.
7. Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 16.03.2010 № 2-П // Вестник Конституционного суда Республики Саха (Якутия). 2010. № 8 (11). Текущий архив.
8. Приговор Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28.10.2013 по делу № 1-13/2013. Текущий архив.
9. Аленкина Н. Суд аксакалов: вне(не)государственный орган по рассмотрению споров (возможны ли параллели с третейским и товарищеским судом?) // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 1 (104).
10. Гарипов Г.Ш. Защита коренных народов в международном праве // Казань: Центр информационных технологий, 2012.
11. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы в российском праве. М.: Норма, 2010.
12. Сртлян С.В. Право и традиционный образ жизни: дис... канд. юрид. наук. Владимир, 2008.