Научная статья на тему 'О СУДЕ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ СПОРАМ В СИСТЕМЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О СУДЕ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ СПОРАМ В СИСТЕМЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / СУД / ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ / АРБИТРАЖНЫЙ СУД / СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ / ЮРИСДИКЦИЯ / ОБЩАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / ТЕОРИЯ ПРАВООХРАНЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СУД ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ СПОРАМ / THE RUSSIAN FEDERATION / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERA-TION / LAW ENFORCEMENT BODY / STATE BODY / JUDICIAL SYSTEM / COURT / SUPREME COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / SUPREME ARBITRATION COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ARBITRATION COURT / ARBITRATION COURT SYSTEM / JURISDICTION / GENERAL JURISDICTION / SPECIAL JURISDICTION / LAW ENFORCEMENT THEORY / LEGISLATION / JUDICIAL CHAMBER FOR INFORMATION DISPUTES UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / COURT FOR INTELLECTUAL DISPUTES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галузо Василий Николаевич, Канафин Наиль Ахметович

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации относительно системы арбитражных судов в Российской Федерации обосновано несколько суждений: упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ, повлекшее отсутствие системности в организации арбитражных судов в Российской Федерации, преждевременно и не корреспондирует положению, закрепленному в части 2 ст. 118 Конституции РФ; включение в систему арбитражных судов Российской Федерации Суда по интеллектуальным спорам является необоснованным; гражданское законодательство реализуется посредством гражданско-процессуального законодательства, что означает разрешение споров на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации; разрешение споров на результаты интеллектуальной деятельности правомерно осуществлять судами общей юрисдикции, а не судами специальной юрисдикции, в том числе и так называемым Судом по интеллектуальным спорам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Intellectual dispute courts in the system of arbitration courts ofthe Russian Federation Federation

In the article on the basis of the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation concerning system of arbitration courts in the Russian Federation some judgments are proved: the abolition of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation, entailed a lack of consistency in the organization of the arbitration courts in the Russian Federation, it is premature and does not correspond to the provision stipulated in part 2 article 118 of the Constitution of the Russian Federation; inclusion in the system of arbitration courts of the Russian Federation Court for intellectual property disputes is unfounded; the civil law is implemented by the civil procedure legislation, meaning the resolution of disputes on the results of intellectual activities in accordance with the Civil procedural code of the Russian Federation; resolution of disputes on the results of intellectual activity to lawful exercise by the courts of General jurisdiction, and not courts of special jurisdiction including the so-called Court for intellectual property disputes.

Текст научной работы на тему «О СУДЕ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ СПОРАМ В СИСТЕМЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

О СУДЕ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ СПОРАМ В СИСТЕМЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГАЛУЗО Василий Николаевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ образования и науки. E-mail: vgrmn@yandex.ru;

КАНАФИН Наиль Ахметович,

доцент кафедры экономики культуры и правоведения Московского государственного института культуры. E-mail: if010156@mail.ru

Краткая аннотация: В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации относительно системы арбитражных судов в Российской Федерации обосновано несколько суждений: упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ, повлекшее отсутствие системности в организации арбитражных судов в Российской Федерации, преждевременно и не корреспондирует положению, закрепленному в части 2 ст. 118 Конституции РФ; включение в систему арбитражных судов Российской Федерации Суда по интеллектуальным спорам является необоснованным; гражданское законодательство реализуется посредством гражданско-процессуального законодательства, что означает разрешение споров на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с Гоажданским процессуальным кодексом Российской Федерации; разрешение споров на результаты интеллектуальной деятельности правомерно осуществлять судами общей юрисдикции, а не судами специальной юрисдикции, в том числе и так называемым Судом по интеллектуальным спорам.

Abstract: In the article on the basis of the analysis of legal literature and the legislation of the Russian Federation concerning system of arbitration courts in the Russian Federation some judgments are proved: the abolition of the Supreme Arbitration Court of the Russian Federation, entailed a lack of consistency in the organization of the arbitration courts in the Russian Federation, it is premature and does not correspond to the provision stipulated in part 2 article 118 of the Constitution of the Russian Federation; inclusion in the system of arbitration courts of the Russian Federation Court for intellectual property disputes is unfounded; the civil law is implemented by the civil procedure legislation, meaning the resolution of disputes on the results of intellectual activities in accordance with the Civil procedural code of the Russian Federation; resolution of disputes on the results of intellectual activity to lawful exercise by the courts of General jurisdiction, and not courts of special jurisdiction including the so-called Court for intellectual property disputes.

Ключевые слова: Российская Федерация, Конституция Российской Федерации, правоохранительный орган, государственный орган, судебная система, суд, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражный суд, система арбитражных судов, юрисдикция, общая юрисдикция, специальная юрисдикция, теория правоохраны, законодательство, Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, Суд по интеллектуальным спорам.

Keywords: the Russian Federation, the Constitution of the Russian Federation, law enforcement body, state body, judicial system, court, Supreme Court of the Russian Federation, Supreme Arbitration Court of the Russian Federation, arbitration court, arbitration court system, jurisdiction, General jurisdiction, special jurisdiction, law enforcement theory, legislation, Judicial chamber for information disputes under the President of the Russian Federation, court for intellectual disputes.

Предметом данной статьи является Суд по интеллектуальным спорам и его место в системе арбитражных судов Российской Федерации. Поводом к подготовке данной статьи послужил выход в свет авторского учебника по учебному курсу «Правоохранительные органы», в котором, к сожалению, отсутствуют сведения об одном из элементов системы арбитражных судов[1]. Тем самым, нами устраняется пробел в теории правоохраны[2] относительно системы арбитражных судов в Российской Федерации.

Суд по интеллектуальным спорам возник не одномоментно, а посредством реформирования государственных органов. Так, Ю. Батуриным фактически представлен очерк о регулировании информационных споров в России: «В 1757 г. в Петербурге первый русский журнал «Ежемесячные сочинения» готовил к публикации статью Григория Полетики ...»; «Спор был вынесен на рассмотрение графа Разумовского ...»; «Так стало ясно, что единоличное решение информационных споров чревато серьезными ошибками»; «Другое событие произошло в Саратове в 1904 году»; «Так спонтанно состоялось первое коллегиальное рассмотрение информационного спора»; «В России события такого рода случаются с вековыми ритмами, поскольку их (события) надо хорошенько осмыслить. Лишь девяносто лет спустя была создана Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации»[3].

А.Б. Венгеров, являвшийся Председателем Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ[4], обращался к читателям с разъяснением: «Именно в связи с необ-

ходимостью более подробно, всесторонне информировать общественность о работе Судебной палаты, усилить ее влияние на деятельность журналистского сообщества, решено было издать книгу .„»[5]. В последующем А.Б. Венгеров детализировал предназначение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ: «... множественные информационные споры, характерные для всего мирового сообщества, протекающие во всех развитых странах, - это одно из основных проявлений и направлений информационной революции, происходящей в конце XX века. Это одно из знамений нового состояния человечества, которое отражает глубинные процессы становления информационного общества»; «Оставаясь при Президенте РФ, помогая ему в выполнении его нелегких функций гаранта конституционного права граждан России на информацию, Судебная палата могла бы взять на себя роль крупного идеологического центра, в котором так нуждается современная Россия»[6].

Теперь непосредственно о законодательстве относительно системы арбитражных судов в Российской Федерации. Так, Указом Президента РФ «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» № 2335 от 31 декабря 1993 г. [7] был сформирован новый государственный орган: Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ («В целях обеспечения закрепленных статьей 29 Конституции Российской Федерации информационных прав граждан, соблюдения их законных интересов в этой области, эффективного выполнения Президентом Российской Федерации консти-

туционной обязанности выступать гарантом прав и свобод человека и гражданина постановляю: 1. Признать конструктивной деятельность Третейского информационного суда, образованного на период избирательной кампании 1993 года, и считать его прекратившим свои полномочия 31 декабря 1993 года в связи с окончанием избирательной кампании 1993 года. 2. Используя положительный опыт Третейского информационного суда, создать постоянно действующую Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, имея в виду, что настоящая Судебная палата не входит в систему федеральных судов Российской Федерации»). В этом же подзаконном нормативном правовом акте приводился исчерпывающий перечень «основных функций» (а следовало бы указать: полномочий. - Авт.) Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ: «содействие Президенту Российской Федерации в защите прав и свобод в сфере массовой информации; обеспечение объективности и достоверности сообщений; обеспечение принципа равноправия в сфере массовой информации; обеспечение защиты нравственных интересов детства и юношества в средствах массовой информации; обеспечение принципа плюрализма в информационных и общественно-политических телерадиопрограммах; разрешение споров о распределении времени вещания на радио и телевидении для фракций, создаваемых в Федеральном Собрании; исправление фактических ошибок в информационных сообщениях средств массовой информации, затрагивающих общественные интересы; вынесение предупреждений средствам массовой информации в соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в условиях отсутствия Министерства печати и информации Российской Федерации». Иначе говоря, негосударственный орган («Третейский информационный суд») был преобразован в государственный орган («Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации»)[8].

Указом Президента РФ № 228 от 31 января 1994 г.[9] было утверждено Положение о Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации («1. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации ... образована в соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2335 и является государственным органом при Президенте Российской Федерации. 2. Основной задачей Судебной палаты является содействие Президенту Российской Федерации в эффективной реализации им конституционных полномочий гаранта закрепленных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов в сфере массовой информации» - п. 1-2 раздела I Положения).

Указом Президента РФ № 440 от 25 февраля 2000 г. [10] был назначен на должность «член Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации».

Решением Судебной палаты по информационным

спорам при Президенте РФ от 10 февраля 1994 г.[11] был утвержден Регламент Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации («Регламент определяет порядок рассмотрения Судебной палатой по информационным спорам при Президенте Российской Федерации ... споров и иных дел, возникающих в сфере деятельности средств массовой информации, кроме тех, которые отнесены законом к юрисдикции судов Российской Федерации, а также вытекающих из требований общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, норм журналистской этики, в части, касающейся средств массовой информации» - пункт 1 Регламента).

Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ принимала решения: решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ «Об обращении заместителя Председателя Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Фонаревой Н.Е.» № 6 от 21 февраля 1995 г.[12]; решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ «О дополнении Регламента Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» № 23 от 2 сентября 1994 г.[13]; решение Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ «Об обращении председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам В.М. Платонова в связи с рядом публикаций в газете «Советская Россия» № 12 от 4 июня 1998 г.[14]; письмо Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ «О правовой оценке публикаций газеты «Колокол» (г. Волгоград) в 1994 году» № 5 от 20 января 1995 г.[15]; постановление ЦИК РФ «Об обращении Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в связи с выступлением председателя ЛДПР В.В. Жириновского» № 56/506-II от 9 декабря 1995 г.[16]

В последующем уже упраздненным судебным органом специальной юрисдикции - Высшим Арбитражным Судом РФ[17] - было принято несколько постановлений, которые и положили начало для нового государственного судебного органа - Суд по интеллектуальным спорам. Так, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «Об определении места постоянного пребывания Суда по интеллектуальным правам» № 17 от 22 июня 2012 г.[18] обнаруживаем следующее положение: «Заслушав и обсудив представление Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванова об определении места постоянного пребывания Суда по интеллектуальным правам, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, руководствуясь подпунктом 6 пункта 1 статьи 13, статьей 43.2, пунктом 3.2 статьи 52 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», постановил: определить местом постоянного пре-

бывания Суда по интеллектуальным правам город Москву».

В постановлении Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» № 60 от 8 октября

2012 г.[19] обращено внимание на «некоторые вопросы» («В связи с вопросами, возникшими у арбитражных судов в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения»; «Дела, подлежащие рассмотрению Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции»; «Дела, подлежащие рассмотрению Судом по интеллектуальным правам только в качестве суда кассационной инстанции»; «Рассмотрение Судом по интеллектуальным правам дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»; «Запрос специализированного арбитражного суда»; «Переходные положения»).

В постановлении Пленума ВАС РФ «О начале деятельности Суда по интеллектуальным правам» № 51 от 2 июля

2013 г.[20] определено «начало деятельности вновь созданного государственного судебного органа («1. Считать началом деятельности Суда по интеллектуальным правам 3 июля 2013 года»).

Федеральным конституционным законом РФ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» (одобрен Государственной Думой ФС РФ 23 ноября 2011 г., одобрен Советом Федерации ФС РФ 29 ноября 2011 г.)[21] вносились изменения в ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» («10) дополнить главой IV1 следующего содержания: «Глава IV1. Полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам»):

- статья 432 «Суд по интеллектуальным правам» («Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав»);

- статья 433 «Состав Суда по интеллектуальным правам» («1. Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума. 2. Рассмотрение дел в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам осуществляется коллегиальным составом судей. 3. Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по интеллектуальным правам осуществляется: 1) президиумом - при пересмотре дел,

рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции; 2) коллегиальным составом судей - при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами»);

- статья 434 «Полномочия Суда по интеллектуальным правам» («1. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции рассматривает: 1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; 2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе: об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения; об оспаривании решения федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий; об установлении патентообладателя; о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными; о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования. 2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи дела рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, организации, индивидуальные предприниматели или граждане. 3. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает: 1) дела, рассмотренные им по первой инстанции; 2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляци-

онными судами. 4. Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. 5. Суд по интеллектуальным правам: 1) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле; 2) изучает и обобщает судебную практику; 3) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; 4) анализирует судебную статистику;

- статья 435 «Президиум Суда по интеллектуальным

правам»;

- статья 436 «Полномочия президиума Суда по интеллектуальным правам»;

- статья 437 «Порядок работы президиума Суда по интеллектуальным правам»;

- статья 438 «Судебные коллегии Суда по интеллектуальным правам»;

- статья 439 «Судебные составы Суда по интеллектуальным правам»;

- статья 4310 «Председатель Суда по интеллектуальным правам»;

- статья 4311 «Заместители председателя Суда по интеллектуальным правам».

В нормативном правовом акте с меньшей юридической силой по отношению к ФКЗ РФ (одобрен Государственной Думой ФС РФ 23 ноября 2011 г., одобрен Советом Федерации ФС РФ 29 ноября 2011 г.)[22]: в Федеральном законе РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» от 23 ноября 2011 г.[23] Суда по интеллектуальным правам фактически ото-

ждествляется со специализированным арбитражным судом.

Указом Президента РФ «О назначении судей арбитражных судов» № 1580 от 1 декабря 2012 г. на «6-летний срок полномочий» Новоселова Людмила Александровна[24] назначена «председателем Суда по интеллектуальным правам».

Указом Президента РФ «О назначении судей федеральных судов и о представителях Президента Российской Федерации в квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации» № 776 от 30 декабря 2018 г. Л.А. Новоселова вновь назначена на должность «председателя Суда по интеллектуальным правам» и вновь на «6-летний срок полномочий».

Таким образом, ныне в Российской Федерации фактически отсутствует система арбитражных судов. Этот пробел вряд ли удастся устранить и в связи с образованием нового государственного судебного органа - Суда по интеллектуальным правам.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений. Во-первых, упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ, повлекшее отсутствие системности в организации арбитражных судов в Российской Федерации, преждевременно и не корреспондирует положению, закрепленному в части 2 ст. 118 Конституции РФ. Во-вторых, включение в систему арбитражных судов РФ Суда по интеллектуальным спорам является необоснованным. В-третьих, гражданское законодательство реализуется посредством гражданско-процессуального законодательства, что означает разрешение споров на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ. В-четвертых, разрешение споров на результаты интеллектуальной деятельности правомерно осуществлять судами общей юрисдикции, а не судами специальной юрисдикции, в том числе и так называемым Судом по интеллектуальным спорам.

Библиография:

1. Галузо В.Н. Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 12-28, 137-151.

2. Галузо В.Н. Теория правоохраны - новое направление в юридической науке? // Закон и право. 2009. № 12. С. 15-16; он же: Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110-113.

3. Судебная палата по информационным спорам. Нормативные акты. Комментарии. Обзор практики. М.: Юридическая литература, 1995. С. 4-5.

4. Указ Президента РФ «О награждении орденом Почета Венгерова А.Б.» № 142 от 06.02.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 834.

5. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ. 1996-1997. Решения, рекомендации, экспертные заключения / Под ред. А.Б. Венгерова. М.: Прогресс, 1997. С. 3.

6. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации: 1994-1996. Нормативные акты. Практика, Комментарии / Под ред. А.Б. Венгерова. М.: Право и закон, 1997. С. 4, 16.

7. САПП РФ. 1994. № 2. Ст. 75.

8. Пермяков Л.Е., Батюк В.И., Галузо В.Н. «Альтернативное судопроизводство» в Российской Федерации: нонсенс или реальная необходимость? // Право и государство: теория и практика. 2016. № 2. С. 124-129.

9. САПП РФ. 1994. № 6. Ст. 434.

10. СЗ РФ. 2000. № 9. Ст. 1031.

11. В официальных источниках не публиковалось.

12. РГ. 1995. 3 марта.

13. В официальных источниках не публиковалось.

14. В официальных источниках не публиковалось.

15. РГ. 1995. 2 февраля.

16. РГ. 1995. 15 декабря.

17. Галузо В.Н. О системе арбитражных судов в Российской Федерации // Международный журнал гражданского и торгового права. 2019. № 1. С. 31-35.

18. Вестник ВАС РФ. 2012. № 8.

19. Вестник ВАС РФ. 2012. № 12.

20. Патенты и лицензии. 2013. № 8.

21. СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7334.

22. Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.

23. СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7364.

24. Новоселова Л.А. Проблемы гражданско-правового регулирования расчетных отношений: Дисс. ... д.юр.н. М., 1997; Новоселова Л.А., Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность (некоторые аспекты правового регулирования): Монография. М.: Норма; ИНФРА-М, 2014; Правовые проблемы охраны и защиты средств индивидуализации: Сб. ст. / Отв. ред. Л.А. Новоселова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2015; Права на товарный знак: Монография / Отв. ред. Л.А. Новоселова. М.: Норма; ИНФРА-М, 2016; Новоселова Л.А., Рузакова О.А., Гринь Е.С., Ворожевич А.С., Голофаев В.В. Товарные знаки (проблемы применения ответственности за нарушения прав): Монография. М.: Проспект, 2019. Указ Президента РФ «О награждении государственными наградами РФ» № 1290 от 13.11.2009 г. // СЗ РФ. 2009. № 46. Ст. 5480.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.